Решение лингвистической или литературоведческой задачи





Скачать 261.84 Kb.
НазваниеРешение лингвистической или литературоведческой задачи
страница1/4
Дата публикации01.07.2014
Размер261.84 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > Литература > Решение
  1   2   3   4
Лабораторная работа как способ побуждения учащихся

к научно - исследовательской деятельности

Привычным делом как для учителя, так и для ученика является лабораторная работа по химии, физике, биологии, т.е. по естественно-научным предметам. На уроках русского языка и литературы термин «лабораторная работа» звучит редко, но по существу многие традиционные виды работ проводятся как лабораторные работы: языковой анализ, орфографические упражнения, словообразовательные задачи, изложение, сочинение, сопоставительный анализ, нахождение закономерностей, моделирование ситуаций и др.

На основании имеющегося опыта я пришла к убеждению, что лабораторная работа должна обрести свою концепцию и иметь определенное самостоятельное место в методике преподавания русского языка и литературы. Она заключает в себе огромный потенциал развития исследовательских навыков учащихся и может применяться не только на этапе усвоения и закрепления, но и на этапе объяснения нового материала.

Содержанием лабораторных работ должен быть материал для самостоятельных наблюдений и выводов, ставящий перед учеником учебно-научные и творческие задачи, обеспечивающий новое или более глубокое рассмотрение языковых и литературных явлений, известных и неизвестных учащимися, «погружение» в содержание изучаемого произведения. Задания при исследовательской методике могут быть различными. Если лабораторные занятия предшествуют практическим, то ставится задача исследовать какой-то

частный вопрос; если же лабораторные работы следуют после практических, то они носят обобщающий характер.

Лабораторным занятиям может быть посвящен весь урок, часть урока, а также они могут являться домашним заданием. Задание может включать

следующие этапы исследования:

- наблюдение и изучение фактов и явлений;

- выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию;

- выдвижение гипотезы;

- построение плана исследования;

- выяснение связей изучаемого явления с другими;

- решение лингвистической или литературоведческой задачи;

- обобщение результатов и формулировка вывода.

Уроки, проведенные в форме лабораторной работы, могут обеспечивать следующие цели:


  • Повышение уровня знаний: постижение, прочное усвоение теоретического материала и овладение навыками грамотного письма и

устной речи.

  • Включение полученных теоретических знаний и приобретенных умений и навыков в систему сознательной деятельности в изучении разделов программы по русскому языку и литературе.

  • Воспитание самостоятельности:

    • развитие навыков самостоятельно наблюдать, анализировать и обобщать языковой материал;

    • совершенствование навыков самостоятельной работы с научной литературой, фактическим материалом, навыков грамотного оформления полученных результатов, культуры научного изложения.

  • Приобретение навыков библиографической работы.

  • Развитие лингвистического мышления и формирование научного мировоззрения.

  • Совершенствование исследовательских навыков, связанных с узнаванием изученных категорий на основании анализа и синтеза.

  • Проверка прочности усвоенных знаний на основе лабораторного апробирования.

  • Умение использовать полученные знания для решения определенной научной и практической задачи в результате лабораторного практикума.

  • Умение использовать различные приемы распознавания ошибок и приемы устранения ошибок.

  • Формирование языковой и коммуникативной компетенции учащегося.


Ключевые слова:
анализ,

интерпретация,

самораскрытие,

самовыражение,

личностное отношение.


Виды деятельности:
наблюдение,

исследование,

сопоставление,

составление устных и

письменных отчетов,

самооценка,

взаимооценивание


Авторские разработки

лабораторных работ литературе
6 класс Лабораторная работа по литературе

Тема. ЭЗОП (VII-VI ст. до н.э.) «Лисица и виноград», «Волк и

Ягненок», «Ворона и Лисица»

Алгоритм работы учащихся

1. Ознакомление с темой лабораторной работы.

2. Коллективное обсуждение цели и задач работы, инструкции по ее выполнению.

3. Самоподготовка учащихся в группах: выполнение заданий исследовательского, аналитического характера, составление устных ответов (метод «Снежинка», «Снежный ком»).

4. Индивидуальное решение тестовых заданий.

5. Оценка деятельности каждого из участников лабораторной работы.
Цели и задачи: (ставятся совместно с учителем или самостоятельно)

систематизировать______________________________________________________________________________________________________________________

познакомиться ______________________________________________________ ___________________________________________________________________

исследовать_________________________________________________________ ___________________________________________________________________

сопоставить_________________________________________________________
Оборудование: тексты басен, таблицы «Поиск соответствий», «Сравнительная характеристика героев басен Эзопа», вопросы тестирования.

. Ход работы

I. Формирование групп-лабораторий.

Условие: в каждой группе должны быть учащиеся–представители разных уровней компетентности. Группа выбирает руководителя лаборатории, который распределяет задания, помогает при необходимости уточнить и осмыслить суть задания.
II. Лабораторные исследования
Опыт №1 Совместная работа лаборатории.

«Поиск соответствий».

«Сотрудники лаборатории» пытаются соотнести понятие по его содержанию и этимологии (работа по заполнению таблицы)


Термин

Этимология

Содержание понятия



басня


лат. moralis doctrina

Нравоучение, совокупность правил, признаваемых за истинные и служащих руководством в поступках людей



мораль басни


др.- греч. Αἴσωπος, точнее Эсоп

Иносказание, выражение чего-нибудь отвлеченного, какой-нибудь мысли, идеи в конкретном образе. Говорить аллегориями (неясно, с малопонятными намеками на что-то.).



аллегория

от древнерусского глагола бати - «говорить».

С помощью суффикса -сн- (как в слове пе-сн-я) образовалось

существительное, первоначальное значение которого «рассказ, сказка».

греч . allegoria – иносказание



Не прямой, загадочный язык, умение говорить обиняками, притчами, языком аллегорий.

Происходит от имени великого баснописца Древней Греции Эзопа (VI в. до н. э.).




эзопов

язык


лат. moralis doctrina



Короткий, нередко комический рассказ в стихах или прозе, с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл.




Чтение теоретического материала по учебнику. Выводы (чем басня отличается от других жанров литературы): ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опыт №2 «Исследовательская работа в группах»

1. Внимательно прочитайте тексты басен Эзопа «Волк и Ягненок», «Лисица и виноград», «Ворон и Лисица». Постарайтесь самостоятельно

сформулировать мораль каждой из них. Запишите ваши варианты морали данных басен.
ВОРОН И ЛИСИЦА

Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: "Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, — ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение лингвистической или литературоведческой задачи iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Дальнейшее развитие и совершенствование литературоведческой компетенции учащихся на старшей ступени образования, что предполагает...
Решение лингвистической или литературоведческой задачи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок в 9 классе. До сих пор мы решали простые задачи, для решения которых необходимо было выполнить одно или несколько однотипных...
Решение лингвистической или литературоведческой задачи iconУрока: образовательная
Способствовать развитию коммуникативной и лингвистической компетенций учащихся умение анализировать учебный материал и обобщать,...
Решение лингвистической или литературоведческой задачи iconРешение для задач нового вида. Задачи: Учить решать и различать задачи...
Цель: Создать условия для того, чтобы ученики сами нашли решение для задач нового вида
Решение лингвистической или литературоведческой задачи iconГоу гимназия №1505 решение логических задач
Б задачи на нахождение наименьшего количества предметов, задачи на тему «отличительные характеристики»
Решение лингвистической или литературоведческой задачи iconТест по дисциплине «основы менеджмента». Ч. 2, Для 2, 3, 4 курсов...
Письменное или устное распоряжение руководителя, направленное на решение конкретной задачи, носящее характер предписания, называется...
Решение лингвистической или литературоведческой задачи iconЗадача Решение классической сбалансированной транспортной задачи в
Решение классической сбалансированной транспортной задачи в Excel
Решение лингвистической или литературоведческой задачи iconРешение или «пережидание»
Ниже приведены ориентировочные темы магистерских диссертаций, которыми я хотел бы (п. I) или был бы готов (п. II) руководить. Соображения...
Решение лингвистической или литературоведческой задачи iconРешение Образовательная система «Гармония» Тема урока. Решение задач....
Совершенствовать умение решать задачи, а также умения и навыки письменных вычислений
Решение лингвистической или литературоведческой задачи iconУрок математики в 6 классе. Проценты. Решение задач
Форма урока: решение проблемного вопроса «Жить или курить?» при помощи решения задач, урок беседа, обсуждение
Решение лингвистической или литературоведческой задачи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Одним их видов текстовых задач являются задачи на проценты. Как правило, такие задачи вызывают затруднения у учащихся. Решение задачи...
Решение лингвистической или литературоведческой задачи iconРешение алгебраических и трансцендентных уравнений
Поэтому приходится применять различные приближенные способы определения корней. В общей постановке задачи обычно требуют непрерывность...
Решение лингвистической или литературоведческой задачи iconМетодическая разработка урока математики в 6-м классе по теме «Проценты. Решение задач»
Форма урока: решение проблемного вопроса «Жить или курить?» при помощи решения задач, урок-беседа, обсуждение
Решение лингвистической или литературоведческой задачи iconРешение которых нет однозначного, общепринятого ответа
В процессе диспута его участники высказывают различные суждения, точки зрения и оценки тех или иных событий или проблем
Решение лингвистической или литературоведческой задачи iconИзвестно, что задачи на решение уравнений и неравенств составляют...
Результаты срезов знаний школьников и практика проведения егэ показывают, что решение таких уравнений и неравенств, особенно со знаком...
Решение лингвистической или литературоведческой задачи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Овладение литературоведческой терминологией (гротеск, эзопов язык, аллегория, гипербола, сатира, юмор)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск