Программа курса «Изобразительное искусство»





Скачать 171.99 Kb.
НазваниеПрограмма курса «Изобразительное искусство»
Дата публикации05.07.2014
Размер171.99 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Литература > Программа курса

Программа курса «Изобразительное искусство» по программе В.С. КУзина


Пояснительная записка.

Чувство прекрасного развивается и воспитывается в человеке с детства. Начинается это воспитание еще до школы, в семье, в про­цессе общения с природой, книгами и продолжается в школе, где формируется более глубокое воспитание прекрасного.

Прекрасное существует не только в природе и искусстве, но и в жизни, труде. Однако искусство сделало прекрасное предметом своего постижения, исследования.

Знакомство с основами изобразительной грамоты, с историей изобразительного искусства начинается для ребенка обычно на школьных уроках.

Обучение изобразительному искусству осуществляется по ви­дам деятельности: это рисование с натуры, рисование на темы, де­коративная работа и беседы об изобразительном искусстве и красо­те вокруг нас. Большое значение имеет комплексность обучения, то есть обучение практическим и теоретическим основам одновре­менно.

В процессе такого обучения учащиеся получают знания о про­стейших закономерностях строения, формы, линейной и воздуш­ной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стили­зации форм, правилах рисования и лепки, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте приро­ды и человеческих чувств.

Успех обучения изобразительному искусству зависит от мно­жества условий, в частности от индивидуального подхода учителя к каждому ученику, от формы подачи материала (методических приемов преподнесения нового материала и повторения пройден­ного), технических средств обучения и т. д.

Без взаимопонимания учителя и ученика добиться положитель­ных результатов сложно.

Предлагаемая рабочая программа по изобразительному искусст­ву в 8 классе по программе В. С. Кузина построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия ис­кусства с жизнью, познакомить их с основами изобразительной грамоты, с историей изобразительного искусства и замечательны­ми произведениями.

Основными целями и задачами преподавания изобразительного искусства является:

  • - овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного искусства, лепки и аппликации;

  • -  развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимание прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству;

  • - содействие воспитанию личности на основе гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства и народных традиций в художественных технологиях; воспитанию нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Роди­не, уважения к людям и результатам их труда, традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;

  • - формирование образного мышле­ния, пространственного воображения, художественных, проектных, конструкторских способностей на основе
    творческого опыта в области пластических искусств и народных художественных промыслов.

Основные виды занятий проводятся с учётом особенностей времён года и интересов учащихся.

В основу программы положены:

—               тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;

—               единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;

—     яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается, прежде всего, введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;

—      система учебно-творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;

— система межпредметных связей (литература, русский язык, история, музыка, труд, естествознание ), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;

—       соблюдение преемственности в изобразительном творчестве школьников разных возрастов;

—       направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика  на  красоту окружающих предметов, природы.
Содержание образования рабочей программы соответствует нормативно – правовой базе:

1.     Обязательный минимум содержания основных образовательных программ.

2.     Базисный учебный план.

3.     Требования к уровню подготовки учащихся с учетом регионального компонента.

4.     Стандарт основного общего образования по изобразительному искусству.

5.     Программа курса «Изобразительное искусство». 8 класс (34ч.) Автор: В.С. Кузин

6. Закон Российской Федерации «Об образовании».
Формы организации учебных занятий

Формы проведения занятий включают в себя мини-лекции, практические творческие и тренировочные работы, фронтальный опрос, индивидуальную работу, самостоятельные работы.
Основной тип занятий  комбинированный урок. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления. Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала.
Основные методы, используемые в различных сочетаниях:

 1. Объяснительно – иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с репродукцией картин, иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, натуральные объекты, др.).

2.  Частично – поисковый, основанный на использовании искусствоведческих знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно – обобщающей.

Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы.
Данная рабочая программа составлена на основе программы В.С. Кузина «Изобразительное искусство 8 класса», утвержденной Министерством образования РФ и полностью соответствующей Федеральному стандарту образования школьников. В рабочую программу внесены изменения. По программе В. С. Кузина на изучение курса изобразительного искусства в 8 классе отводится 1 час в неделю. В связи с изменениями учебного плана школы на изучение данного курса отводится только 1 полугодие, то есть не 34, а 16 часов. По этой причине учитель старался соблюдать последовательность предлагаемых в программе тем четвертей, но с учетом, что темы 1 и 2 четверти изучается в 3 четверти, а темы 3 и 4 четвертей, соответственно, - во 4 четверти.
Формы организации работы учащихся:

 1.Индивидуальная.

2.Коллективная:

 - фронтальная;

 - парная;

 - групповая.

Особенности организации учебного процесса

Организация учебно-воспитательного процесса должна соответствовать принципам развивающего обучения (нарастание самостоятельности, поисковой деятельности школьников. Выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой), а также, личностно – ориентированному, диффренцированному подходам.

В учебно-воспитательном процессе используются современные образовательные технологии (ИКТ, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно-поисковые технологии).

Формы учебных занятий:

·        Мини – лекции;

·        Диалоги и беседы;

·        Практические творческие и тренировочные работы;

·        Проектные работы 

Виды деятельности учащихся:

·        Устные сообщения;

·        Обсуждения;

·        Работа с источниками;

·        Доклады;

·        Защита презентаций;

·        Рефлексия.

Система контроля и оценки учебных достижений обучающихся

Формы контроля:

- устный опрос по содержанию дисциплины и лекции учителя;

- самостоятельные работы по изученному материалу;

- практические (индивидуальные, групповые и коллективные) работы.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

Активность участия.

Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

Самостоятельность.

Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Содержание программы.
Тема 1 четверти – «Искусство моего народа».

Тема II четверти — «Труд и искусство

Тема III четверти — «В мире декоративно-прикладного искусства и дизайна»

Тема IV четверти — «Изобразительное искусство в жизни людей»

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Рисование с натуры (рисунок, живопись)

Накопление жизненных впечатлений от наблюдения действи­тельности, формирование художественных образов, развитие эмо­ционального отношения к изображаемым предметам и явлениям.

Изображение с натуры (а также по памяти и по представле­нию) натюрмортов из предметов быта, искусства, труда; рисова­ние архитектурных сооружений, пейзажа, гипсовых орнаментов, животных (диких и домашних).

Наброски с натуры фигуры человека. Работа на пленэре.

Дальнейшее изучение линейной и воздушной перспективы. Кон­структивное строение формы предмета. Лепка формы светом и тенью. Предмет в среде. Элементарные сведения об анатомии го­ловы, фигуры Человека. Конструктивные особенности строения головы и фигуры человека.

Примерные задания:

  • рисование драпировок с конкретным освещением;

  • рисование натюрмортов из бытовых предметов сложной формы с драпировкой (с освещением);

  • рисование мебели (группы предметов);

  • рисование интерьера;

— натюрморт из бытовых предметов различных по тону без драпировки;

  • натюрморт из бытовых предметов светлых по тону без драпировки;

  • натюрморт с мягким освещением;

  • рисование с натуры фигуры человека, животных, птиц в статичных позах и в движении;

  • выполнение набросков по памяти и представлению разнооб­разных объектов действительности, архитектурных деталей, фигуры, головы человека, животных, птиц, растений, насекомых и др.;

  • самостоятельное составление учащимися композиции на­тюрморта из предложенных предметов;

  • рисование с натуры головы человека («Портрет друга»);

  • рисование с натуры фигуры человека.



Рисование на темы и иллюстрирование литературных произведений (композиция)

Примерные задания:

  • рисунки на темы «Историческое прошлое русского народа», «Героические события Великой Отечественной войны», «Фантасти­ческий город», «Туманное утро», «Жаркий день», «Вечерний за­кат», «Дождливая погода», «Возможная экологическая катастро­фа», «Памятники истории и культуры нашего края», «Игры де­тей», «Трудовые будни», «Ремонтные работы на железной доро­ге», «В гостях у оленеводов», «Рыбачий поселок», «Панорама род­ного города или села», «В мастерской художника», «Посещение музея», «Моя семья за столом», «Школьный урок», «Родные про­сторы», «В пути», «Пейзаж с облаками», «Городские бульвары»,
    «Зимнее окно», «Пейзаж в сумерки», «Мир пустыни», «Солдаты революции», «Партизаны», «На привале», «Всадники», «Перед игл кой», «Путешествие в другую страну», «Мир профессий», «В морской пучине», «Вечер на рейде», «Путешествие на автомобиле», «На катке», «Волшебный мир театра», «Мотогонки», «На тренировке», «Мы гимнасты», «На байдарках по реке», «Мой сов­ременник», «Наша дискотека», «Пастух и стадо», «Родная песня», Танец моего народа», «Наш оркестр», «В ритме вальса», «Празд­ник в школе», «В лесной чаще» и др.;

  • иллюстрирование литературных произведений:

Пушкин А. С. Дубровский. Барышня-крестьянка. Стихотворе­ния (по выбору); Лермонтов М. Ю. Бородино. Мцыри. Стихотво­рения (по выбору); Грин А. С. Золотая цепь. Бегущая по волнам; Дюма А. Три мушкетера; Обручев В. А. Земля Санникова; Беля­ев А. Р. Человек-амфибия; Васильев Б. Л. А зори здесь тихие...; Ефремов И. А. Туманность Андромеды, Звездные корабли; Де­фо Д. Робинзон Крузо; Сказки народов мира (по выбору).

Декоративная работа

Творческое выполнение (эскиз, роспись и т.п.) декоративных ра­бот (поделок, панно и т. п.) в стиле традиционных народных про­мыслов России и местных народных промыслов.

Художественное конструирование современной одежды с уче­том национальных традиций (выполнение эскизов).

Шрифтовые работы: знакомство с различными гарнитурами шрифтов (выполнение плакатов, лозунгов, объявлений и т. п.).

Выполнение эскизов знаков визуальной коммуникации для школы, универсального магазина, спортивного комплекса и т. п.

Эскизы простейших изделий, выполненных по требованиям технической эстетики (предметов быта, современных машин, бы­товых приборов и т. п.).
Беседы об изобразительном искусстве и красоте

вокруг нас

Основными темами бесед являются;

  • изобразительное искусство в жизни людей;

  • творчество великих русских художников (А. Иванова, И. Репина, В. Сурикова, В. Верещагина, А. Саврасова, И. Шиш­кина, И. Левитана, А. Куинджи, В. Серова);

  • шедевры зарубежного изобразительного искусства;

  • прикладное искусство в русском народном творчестве;

  • прикладное искусство и дизайн;

  • течения и направления изобразительного искусства XX в.;

  • прогрессивное искусство зарубежных художников конца XIX—XX вв.;

  • традиции русской реалистической художественной школы;

  • современное советское изобразительное искусство.

Учебно- тематическое планирование.




Тема раздела

Количество часов

1

Искусство моего народа

3 ч.

2

Труд и искусство

4 ч

3

В мире декоративно-прикладного искусства и дизайна.

7 ч.

4

Изобразительное искусство в жизни людей.

2 ч.




Виды деятельности




1.

Рисование с натуры, по памяти, по представлению

4 ч.

2.

Тематическое рисование

2 ч.

3

Аппликации

2 ч.

4

Декоративные работы

4 ч.

5

Иллюстрирование литературных произведений

3 ч.

6

Лепка

1 ч.

Итого:16 ч


Требования к уровню подготовки учащихся

К концу учебного года учащиеся должны знать:

  • социальную функцию изобразительного искусства в жизни людей, основные отличия различных течений и направлений изобра­зительного искусства конца XIX начала XX века (за рубежом и в России), традиции русской реалистической художественной школы;

  • последовательность ведения работы по любому виду художе­ственно-творческой деятельности - по рисунку, живописи, темати­ческой или декоративной композиции;

- простейшую систему ведущих теоретических понятий по изобразительной грамоте (перспектива, конструктивное строение, светотень, цветоведение, композиция).
Должны уметь:

Самостоятельно проводить относительно развернутый анализ идейного содержания и художественных достоинств произведений изобразительного искусства, соотнося их с произведениями лите­ратуры, музыки, близкими по содержанию и эстетическому воздей­ствию;

- активно использовать теоретические знания основ изобрази­тельной грамоты в работах любого вида художественного творче­ства (рисование с натуры, на темы и иллюстрирование, декоратив­но-прикладная работа, дизайн);

- самостоятельно применять художественно выразительные средства (линия, колорит, светотень, законы композиции, перспек­тивы и т. п.), наиболее подходящие для воплощения замысла.

Литература.

  1. Программно- методические материалы. Изобразительное искусство. 7- 8 классы. Москва. «Дрофа,», 2000.

  2. Репродукции картин, таблицы по изобразительному искусству.

  3. Интернет- ресурсы.

  4. Изобразительное искусство. 8 класс. Поурочные планы по программе В. С. Кузина. 2-е издание, стереотипное. Автор- составитель Т. В. Андриенко. Волгоград. Изд- во «Учитель», 2008 г.



Календарно-тематическое планирование




Тема урока

Кол- во часов

Виды и формы контроля

Дата по плану

Дата

факт

Примечания

3 четверть ( 9 ч.)

Искусство моего народа (3 ч)

1

Культура – зеркало русской души. Русские народные промыслы. Русь деревянная. Аппликация.

1

Аппликация










2

Родные просторы в произведениях русских художников и поэта

А. С. Пушкина. Иллюстрирование стихов и сказок.

1

Рисунок










3

Иллюстрирование стихов и сказок

А.С. Пушкина. Завершение работы.

1













Труд и искусство. (4 ч)

4

В мастерской художника. Тематическое рисование. Построение линейного рисунка.

1

Творческий отчет










5

В мастерской художника. Завершение графической или живописной работы.

1










6

Предметы быта – результат творчества человека. Рисование с натуры натюрморта. Линейный рисунок.

1










7

Предметы быта – результат творчества человека. Завершение работы в цвете.

1













В мире декоративно-прикладного искусства и дизайна. (7 ч)

8

Росписи декоративных работ. Гжельская роспись. Декоративная работа.

1

Рисунок










9

Дымковская игрушка. Лепка игрушки и декоративная роспись.

1













4 четверть (7 ч)

10

Хохломская роспись. Рисование по образцу или с натуры.

1

Рисунок, индивиду

альные

задания










11

Орнамент в архитектуре. Декоративная работа. Разработка эскиза.

1










12

Орнамент в архитектуре. Декоративная работа. Завершение работы.

1










13

Искусство оформления книги. Иллюстрирование сказок народов мира (по выбору)

1










14

Знакомство с различными гарнитурами шрифтов. Декоративные буквы устава.

1










Изобразительное искусство в жизни людей. (2 ч)

15

Портрет моего друга.

1












16

Воздушная перспектива. Природа в изобразительном искусстве. Рисование по памяти, по представлению или с натуры или изготовление аппликации.

1

Итоговая выставка










Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса «Изобразительное искусство» iconТематическое планирование курса «изобразительное искусство,икт»
Программа: «Изобразительное искусство Л. А. Неменская под ред. Б. М. Неменского. «Школа России»
Программа курса «Изобразительное искусство» iconРабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс
Предмет «Изобразительное искусство» в гбоу цо «1465 имени адмирала Н. Г. Кузнецова изучается по программе «Изобразительное искусство...
Программа курса «Изобразительное искусство» iconРабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»
«Изобразительное искусство» : Б. М. Неменского, В. Г. Горяева, Г. Е. Гуровой и др. Изобразительное искусство: Рабочие программы....
Программа курса «Изобразительное искусство» iconРабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» 6 «А», «Б», «В», «Г» классы
Рабочая программа «Изобразительное искусство» 6 класс разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный...
Программа курса «Изобразительное искусство» iconРабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство»
Данная рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» создана для учащихся 2а класса общеобразовательной школы мкоу...
Программа курса «Изобразительное искусство» iconПояснительная записка Программа факультативного курса по изобразительному...
«Изобразительное искусство. 1 – 9 классы» под редакцией В. С. Кузина, «Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное...
Программа курса «Изобразительное искусство» iconРабочая программа по изобразительному искусству 7 класс
Данная рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» составлена на основе программы курса «Изобразительное искусство...
Программа курса «Изобразительное искусство» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» разработана для 5 класса общеобразовательной школы №32 ст. Новоминской...
Программа курса «Изобразительное искусство» iconРабочая программа по учебному предмету «Искусство. Изобразительное искусство»
«О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта...
Программа курса «Изобразительное искусство» iconРабочая программа по учебному предмету «Искусство. Изобразительное искусство»
«О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта...
Программа курса «Изобразительное искусство» iconРабочая программа учебного курса «Искусство»
Министерством образования РФ и управлением образования сегодня предпочтение отдается программам: «Изобразительное искусство» (авторский...
Программа курса «Изобразительное искусство» iconРабочая программа учебного курса «Искусство»
Министерством образования РФ и управлением образования сегодня предпочтение отдается программам: «Изобразительное искусство» (авторский...
Программа курса «Изобразительное искусство» iconРабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе...
«Изобразительное искусство. 1-4 классы» (Изобразительное искусство. 3 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип....
Программа курса «Изобразительное искусство» iconКузин В. С. Программа. Изобразительное искусство
Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года, программы Кузин В. С. Программа. Изобразительное...
Программа курса «Изобразительное искусство» iconРабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»
Содержание входящих в умк учебника «Изобразительное искусство» для 2 класса и творческой тетради к нему в соответствии с утвержденной...
Программа курса «Изобразительное искусство» iconРабочая программа по предмету «Искусство (изо)»
В основе программы обучения изобразительное искусство в 8 классе лежит программа В. С. Кузин, В. И. Сиротин изобразительное искусство...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск