«РАСМОТРЕНО»
Руководитель ШМО
______________ Булатова Г.Г..
« 28» августа 2013г.
| «Согласовано»
Заместитель директора по УР
МБОУ СОШ с.Ст.Казеево
______________ Юсупов Р.А
«29» августа 2013г.
| «Утверждено»
Руководитель МБОУ СОШ
С.Ст.Казеево
_____________ Гильмутдинов Х.Б
Приказ № 107/1 от
«29» августа 2013г.
| Рабочая программа
учебного курса «Искусство» (ИЗО) в 5 классе
учителя 2 квалификационной категории
МБОУ «Старо- Казеевская средняя
общеобразовательная школа»
Камско- Устьинского муниципального
района Республики Татарстана
Юсуповой Джамили Галимзяновны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от
«29» августа 2013г.
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка Образовательный стандарт основного общего образования по искусству является базой обновления содержания художественно-эстетического образования, определяет обязательный минимум содержания примерных образовательных программ по изобразительному искусству, которые в свою очередь становятся основой для составления рабочих и авторских программ.
Среди программ по изобразительному искусству, рекомендованных Министерством образования РФ и управлением образования сегодня предпочтение отдается программам: «Изобразительное искусство» (авторский коллектив под рук. В.С. Кузина), «Изобразительное искусство и художественный труд» (авторский коллектив под рук. Б.М. Неменского).
На этапе основного общего образования согласно базисному учебному плану для общеобразовательных школ на 2012-2013 учебный год на изучение учебного курса «Изобразительное искусство» отводится в V – VIII классах 35 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.
На этапе основного общего художественного образования приоритетами для учебного курса «Изобразительное искусство» являются: познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объема познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач; умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведениями искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств художественного языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.
Один час в неделю, отведенный на урок изобразительного искусства базисным учебным планом, предусматривает ответственность учителя за высокий уровень в преподавании изобразительного искусства в школе, раскрытии основных его функций и особенностей воздействия на человека и общество. В содержании программы образования по искусству нашли отражение следующие аспекты: повышение роли духовно-нравственного, гражданского, патриотического воспитания (знакомство с традиционным русским искусством, его истоками, видами), ценностными ориентирами, основами православных традиций и т.д.); приобретение начальной компетентности слушателя, зрителя, художника; интеграция полученных знаний в собственной художественно-творческой деятельности. Все это будет способствовать воспитательному воздействию искусства на личность школьника.
В содержание образования по изобразительному искусству должны быть включены темы, соответствующие современным требованиям жизни: - книжный и промышленный дизайн,
- зрелищные и экранные искусства,
- художественная фотография.
Особый акцент следует сделать на приобретении учащимися умений ориентироваться в современном информационном пространстве (дизайн, плакаты, пиктограммы, реклама, зрелищные искусства) В содержании стандарта по изобразительному искусству учитывается личностная направленность образования. Впервые учащимся предоставляется свобода самоопределения в видах и формах художественного творчества, реализованная в индивидуальных и коллективных работах над проектами.
Особенностью урока изобразительного искусства является организация разных форм художественной деятельности школьников. Учащиеся пробуют себя в деятельности художника, графика, скульптора, архитектора, дизайнера, народного мастера, зрителя, критика – ценителя художественного произведения.Наряду с традиционными формами организации учебных занятий рекомендуется осуществлять учебно-воспитательный процесс в нетрадиционных формах: урок-фантазирование, урок-соревнование, урок-диспут, урок-зачет, урок-ярмарка, урок-конкурс, урок-конференция, интегрированный урок, урок-КВН, урок-проект, урок-олимпиада, урок-вернисаж, урок-эксперимент, урок-телемост, урок-репортаж и др. Все это требует особого подхода к созданию интерьера и оснащению кабинета.
Погружение учащихся с начальной школы в активную художественную деятельность с использованием различных художественных материалов и техник должны найти свое развитие в основной школе. Таким образом, сохраняется преемственность с начальной школой и обеспечивается дальнейшее углубление содержания художественного образования от класса к классу. Кабинет изобразительного искусства должен быть полифункциональным и создавать атмосферу художественной мастерской, выставочного зала, лектория, музея: наличие мольбертов, диапроекторов, магнитной доски, мультимедийного оборудования.
Опираясь на программу Неменского Б.М. и учитывая наглядно-методические возможности школы и кабинета ИЗО, мной предлагается следующая учебная программа для 5 – 8 классов по изобразительному искусству для общеобразовательной школы. Учитывая, что одной из основных отличительных особенностей изобразительного искусства является опора на чувственную и интеллектуальную сферу учащихся с учетом тесного взаимодействия этих составляющих, весь образовательный процесс включает в себя несколько основных разделов.
Раздел «Рисование» знакомит учеников с правилами рисования, обогащает их знаниями пропорций предметов, знакомит с законами светотени, композиции, цветоведения. Этот раздел тесно взаимосвязан с разделом «Беседы об изобразительном искусстве», так как ознакомление с любым заданием начинается с теоретической части – рассказа об одном из видов графики, изобразительного искусства или народном промысле, об известных мастерах искусства и различных технологиях. Раздел «Беседы об искусстве» формирует у учащихся любовь к искусству, приобщает к пониманию прекрасного.
Раздел «Декоративная работа» знакомит с различными направлениями народного искусства, его национальными мотивами, даёт детям представление об истинно народных понятиях красоты и добра. Темы данного раздела знакомят детей с книжной графикой, дизайном, искусством рекламы.
Раздел «Конструирование и макетирование» включает в себя ряд занятий интегрированного характера, подготавливающих учеников к дальнейшему усовершенствованию пространственных навыков, необходимых им для освоения таких предметов, как черчение, геометрия, стереометрия. Задания этого раздела помогают приобрести навыки объёмного изображения предметов, уловить принципы их конструктивного построения, представить и модифицировать изменение положения предметов в пространстве.
Во время практической части выполнения заданий учащимся предоставлена возможность использования самых разнообразных художественных материалов и техник: графические карандаши, акварель, гуашь, цветные и восковые мелки, цветная бумага, аппликация, коллаж и др. Разнообразие художественных материалов содействует раскрытию индивидуальных способностей учащихся, при этом учитываются также и индивидуальные личностные особенности детей.
Для выполнения поставленных задач в программе предусмотрены основные виды занятий:
- рисование на темы и иллюстрирование;
- декоративная работа;
- конструирование и макетирование;
- беседы об изобразительном искусстве.
Также в данной учебной программе наиболее полно учтена преемственность и связь уже полученных и получаемых навыков в младшем звене учащихся, что способствует наиболее полному выполнению следующих основных задач и целей:
1. Закрепление умений и навыков изобразительной деятельности, заложенных природой в каждой личности и уже полученных знаний в начальной школе;
2. Развитие художественных способностей детей, их воображения, пространственных представлений, умений работать с цветом;
3. Расширение круга знаний об искусстве и его видах, развитие художественно-образного восприятия окружающего мира. В конце обучения 5 класса учащиеся должны знать:
-основные законы композиции и многоплановости в композиции;
-понимать законы и приёмы формирования таких видов изобразительного искусства, как мозаика, иллюстрация, книжная графика;
-основные традиционные приёмы народных промыслов
уметь:
- срисовывать контуры предметов;
- использовать в работе различные техники и графические средства;
-передавать пропорции предметов и применять основные средства художественной выразительности в рисунке (линия, цветовое пятно, насыщенность цветового пятна)
отличать:
-холодные цвета от тёплых и применять эти знания в передаче настроения в рисунке. В конце обучения 6 класса учащиеся должны знать:
-законы формирования таких жанров изобразительного искусства, как пейзаж и портрет;
-законы образования орнамента и необходимость его применения в костюме и посуде;
-основные приёмы использования различных художественных материалов: гуашь, акварель, цветные карандаши;
уметь:
-передавать очертания предметов, животных, птиц по памяти и воображению;
-отличать «родственные» цвета от «контрастных» и от «дополнительных»;
-применять различные техники (смешивания цветов, оттиска и др.) и графические материалы: фломастер, пастель, тушь)
понимать:
-суть стилизации, как одного из важных графических приёмов;
-целесообразность применения коллажа в композиции рисунка.
В конце обучения 7 класса учащиеся должны знать:
- истоки формирования традиций русских народных промыслов (Гжель, Хохлома и др.) и особенности росписи;
- законы организации пространственной среды на примерах старинной архитектуры (собор, замок, терем);
- основы различных современных художественных технологий (батик, монотипия, квилинг);
уметь:
- передать идею в плакатном художественном творчестве (афиша, плакат);
- применить художественную идею в рекламном творчестве (рекламный пакет, витрина);
- узнавать авторов и уметь анализировать содержание произведений различных видов изобразительного искусства;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности (индивидуальной и коллективной творческой деятельности)
понимать:
- сущность различных видов художественного творчества:
- целесообразность применения тех или иных художественно-выразительных средств;
- важность колорита, как одного из ведущих средств выразительности в искусстве.
Учебно-тематическое планирование по ИЗО Класс: 5
Учитель : Юсупова Джамиля Галимзяновна
Количество часов на всего 35 х 1 = 35 часов . В неделю –1 часа
Планирование составлено на основе:
Федеральный закон “Об образовании РОссийской Федерации от 29 декабря 2012 года №243 ;
БУП -2004, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г.:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089
- Приказ Минобрнауки РФ от 27.12.2011 N 2885 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.02.2012 N 23290)
- Приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан от «9» июля 2012 года № 4154/12 «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования;
- СанПин 2.4.2.2821- “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения общеобразовательных учреждениях”( утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №189,зарегшистрированным в Минюсте России 3 марта 2011г.регистрационный номер 1993)
- Учебный план МБОУ “Старо-Казеевская СОШ” Камско-Устьинского муниципального района РТ на 2012\2013 учебный год.
- Письмо МО и НРТ “ Об оформлении в классном журнале предмета “Исусство” №1143/10 от 29.11.2010г. Использованные литературы:
1.Н М.Сокольникова «Основы рисунка» 5-8 кл .1 часть;
2. Н М.Сокольникова «Основы живописи» 5-8 кл. 2 часть;
3. . Н М.Сокольникова «Основы композиции» 5-8 кл. 3 часть;
4. . Н М.Сокольникова «Краткий словрь художественных терминов»» 5-8 кл. 4 часть;
5. П.Порте» «Учимся рисовать природу» Москва 2005г.;
6. П.Порте» «Учимся рисовать » Москва 2005г;
7 . П.Порте» «Учимся рисовать диких животных » Москва 2005г;
8.. . П.Порте» «Учимся рисовать от А до Я » Москва 2005г;
9.А.С.Хворостов»Декоративно-прикладное искусство в школе»
Тематический план.
Класс : 5
Количество часов : всего 356 в год , 1 час в неделю.
Изобразительное искусство и мир интересов человека -35 часов.
Развернутый тематический план
5 класс
№ урока
| Система уроков
| Дидактическая модуль обучения
| Педагогические средства
| Вид деятельности учащихся
| Задачи.Планируемыйрезультати уровень усвоения
| Информационн-методическое обеспечение
| Дата
План. Факт.
| Приме
чание
| Дом.задание
| Компетенции
| Учебно-познавательная
| Информационнокоммуникативная
|
|
|
|
|
| Базовый уровень
| Продвинутый уровень
|
|
|
|
|
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 13
| |