Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство»





Скачать 180.19 Kb.
НазваниеРабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство»
Дата публикации05.07.2014
Размер180.19 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Информатика > Рабочая программа
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Чулковская средняя общеобразовательная школа»

Гороховецкого района Владимирской области

«РАССМОТРЕНО»

«СОГЛАСОВАНО»

«УТВЕРЖДАЮ»

РМО учителей математики

Заместитель директора школы по УВР

Директор МБОУ «Чулковская СОШ»

_________

____________Г.Н.Орехова

___________В.П.Тимофеева

Протокол № от 20 г.




Приказ №___ от .20 г.



Рабочая программа

учебного курса «Изобразительное искусство» в 9 классе

Учитель: Громачкова Галина Юрьевна

2013 – 2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Данная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 9 класса полностью составлена на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 классы. Под руководством Б.М. Неменского. Москва. Просвещение. 2010. Страница 117.

Общая характеристика учебного предмета:

Этот тематический блок представляет собой расширение курса визуально-пластических искусств и осознание их прочной связи с синтетическими искусствами (кино, телевидение и др.). Именно синтетические искусства, непосредственно происходящие от изобразительных, являются сегодня господствующими во всей системе видеокультуры.

Экран – это движущаяся картина. Экранное изображение является прямым развитием мира изобразительных искусств на уровне современных технологий (телевизор, видео, компьютер). В основе развития синтетических искусств лежат все основные виды изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Именно поэтому данный блок в программе даётся лишь после прохождения «первоискусств».

Сегодняшний человек существует в насыщенном и постоянно изменяющемся пространстве визуальных искусств. Знакомство людей с любыми видами культуры и искусства происходит большей частью не в музеях, а на экранах. Традиционные образы, основанные на современной технике видеоискусств, обступают человека со всех сторон и строят его миропонимание. Эти искусства несут как позитивную, нравственную, эстетическую, так и негативную информацию.

Школа должна обеспечить подростку способность относительно свободно, грамотно ориентироваться во всей этой сложнейшей информации. Иначе он не приобретает способность противостоять этому потоку, отделяя в нём позитивное от негативного.

Ещё одной важнейшей причиной, по которой школа должна познакомить учащихся с синтетическими искусствами, является то, что многие ученики (а в будущем все) используют в своём быту как фотоаппарат, так и видеокамеру. Однако сегодня чаще всего это происходит на чисто техническом, а не на художественном уровне, поэтому вкус, образное мышление подростка не развиваются (а иногда и портятся).
Цели и задачи рабочей программы:

  • помочь учащимся получить представление о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств, возникающих на базе изобразительного искусства; о сложности современного творческого процесса; о принципах художественной образности и специфике изображения в фотографии и экранных искусствах; о роли изображения в информационном и эстетическом пространстве, в формировании визуальной среды; о постоянном взаимовлиянии пространственных и временных искусств;

  • формировать у школьников нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в искусстве и жизни; художественно-творческую активность при изучении синтетических искусств.

  • Развивать умение анализировать фотопроизведения и современные явления в искусствах кино, телевидения, видео; применять элементарную азбуку в фотографировании; создавать собственные художественно – творческие проекты.


Количество часов. В школьном учебном плане на изучение «Изобразительное искусство» отводится в 9 классе 1 час из базисного учебного плана. Таким образом, в 9 классе за год должно быть проведено 34 часа, в т. ч. 10 минут на тестирование знаний по теме урока и 25 мин. на художественно-творческую деятельность учащихся.

Формы организации учебного процесса: Основной формой проведения занятий является урок. Типы уроков: проблемный урок, урок-восхождение, урок-образ, урок-путешествие, урок–вернисаж, урок-экскурсия.

Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений и навыков: устная и творческая работа по программе курса. Итоговая – в форме устных и письменных проектов.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА

Личностные результаты:



- формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

- воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

- развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

- формирование духовных и эстетических потребностей;

- овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

- отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Регулятивные результаты:



- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные результаты:



- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и формацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Коммуникативные результаты:



- Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).



- Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

- Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Знать:

  • выдающиеся произведения изобразительного искусства;

  • о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития истории искусств;

  • о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах;

  • процессе работы художника над картиной, о роли эскизов и этюдов.

  • о композиции, выразительном значении размера произведения, особенностях построения произведения искусства;

  • о роли художественных образов в понимании вечных тем жизни.

  • о роли искусства в создании памятников, посвященных историческим событиям;

  • роли конструктивного изобразительного и декоративного начал в живописи, графике, скульптуре;

  • о роли художественной иллюстрации;


Уметь:

  • соотносить собственные переживания с содержанием произведений изобразительного искусства, сравнивать произведения, делать выводы

  • различать картины художников данной эпохи;

  • представить реферат (сообщение и т. п.) о любимом художнике, произведении;

  • изображать пропорции человека с натуры и по представлению;

  • владеть материалами живописи, графики, лепки в соответствии с программными требованиями;

  • строить тематические композиции;

  • осуществлять поиски и способы выражения выбранной темы;

  • иллюстрировать литературные произведения;

  • показать в работе навыки дизайна;


Иметь представление:

  • об историческом художественном процессе;

  • о роли творческой индивидуальности художника;

сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке.
содержание программы

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОе ИСКУССТВо и художественный труд»

В 9 КЛАССЕ.

I четверть. Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств. 9 часов.

Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах. Театр и экран — две грани изобразительной образности. Сценография или театрально-декорационное искусство — особый вид художественного творчества. Сценография как искусство и производство

Изобразительные средства актерского перевоплощения: костюм, грим и маска. Театр кукол. Театрализованный показ проделанной работы

II четверть. Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств. 8 часов.

Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру. Эстафета искусств. Фотография - расширение изобразительных возможностей. Грамота фотографирования и операторского мастерства. Всеобщность законов композиции. Выбор места, объекта и ракурса съемки. Художественно-изобразительная природа творчества оператора. Фотография - искусство светописи. Натюрморт и пейзаж - жанровые темы фотографии. Человек на фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета. Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения.«Мой фотоальбом». Выставка работ учащихся

III четверть. Азбука экранного искусства. 10 часов.

Кино — запечатленное движение. Изобразительный язык кино и монтаж

Сюжет в кино. Сценарий и раскадровка Из истории кино. Киножанры. Документальный фильм Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью — основные телевизионные жанры. Игровой (художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме. Компьютер на службе художника. Анимационный (мультипликационный) фильм.
IV четверть. Художник — зритель — современность. 7 часов.

О природе художественного творчества. Связи искусства с жизнью каждого человека. Искусство среди нас. Каждый народ Земли — художник. Язык и содержание трех групп пластических искусств. Их виды и жанры. Синтетические искусства. Их виды и язык. Современные проблемы пластических искусств. Вечные истины искусства (обобщение темы).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

I четверть. Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств - 9 часов.

II четверть. Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств - 8 часов.

III четверть. Азбука экранного искусства -10 часов.

IVчетверть. Художник – зритель - современность -7 часов.

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 9 классе

по программе Б.М.Неменского, Изобразительное искусство


№ п/п

Название темы урока

Цели изучения темы, раздела.

Программный минимум. Оснащение урока

Кол-во уроков

Календарные сроки. Дом. зад.

1 четверть. Изобразительный язык и эмоционально- ценностное содержание синтетических искусств.

1-2

.Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах.

Знакомство с понятием « синтетические искусства» как искусства, использующие в своих произведениях выразительные средства различных видов художественного творчества. Пространственно- временной характер произведений синтетических искусств.


Просмотр и исследование произведений различных видов синтетических искусств с целью определения в них роли и места изображения, изобразительного компонента.

2




3-4

Театр и экран- две грани изобразительной образности

Знакомство с видами театрально- зрелищных и игровых представлений и место в них изобразительного компонента.


Сравнительный анализ сценического и экранного образов в процессе просмотра и обсуждения фотографий и видеофрагментов спектаклей и фильмов; определение жанровых условностей в спектакле и фильме. Создание сценического образа места действий

2




5

Сценография. или театрально - декорационное искусство- особый вид художественного творчества.

Знакомство с видами сценического оформления: изобразительно - живописное, архитектурно- конструктивное, метафорическое, проекционно- световое и т. д.


.Начало работы над макетом спектакля

1

Выполнить эскиз сцены

6

Сценография как искусство и производство

Как и с кем работает художник- постановщик. Театральное здание и устройство сцены.


Создание эскиза декорации ( в любой технике) по мотивам фотографии или картины, изображающей интерьер или пейзаж

1




7

Изобразительные средства актерского перевоплощения: костюм, грим и маска..

Искусство и специфика театрального костюма. Маска: внешнее и внутреннее перевоплощение актера.


Эскиз костюма и театрального грима персонажа или театральной маски.

1




8

.Театр кукол

Знакомство с видами театральных кукол и способами работы с ними.


Создание эскиза кукольного спектакля или эскиза кукольного персонажа.

1




9

.Театрализованный показ проделанной работы.

Подведение итогов четверти.


Фрагмент кукольного спектакля или театральный показ костюмов.

1




2 четверть: Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств.

10

Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру. Эстафета искусств.

Знакомство с ролью художественных инструментов в творческом художественном процессе. Объективное и субъективное в живописи и фотографии или кино.


Обзор живописи, фотографии и экранных произведений.; их сравнительный анализ.

1




11

Фотография- расширение изобразительных возможностей.

Фотография , как передача видимого мира в изображениях, дублирующих реальность. Этапы развития фотографии: от первых даггеротипов до компьютерной фотографии.


Информационные сообщения или краткие рефераты по теме « Современная съемочная техника и значение работы оператора для общества 21 века»

1




12

Грамота фотографирования и операторского мастерства.

Становление фотографии как искусства. Специфика фотоизображения и технология процессов его получения.


Освоение элементарных азов съемочного процесса: изучение фото и видеокамеры

1




13

Всеобщность законов композиции.

Выбор места, объекта и ракурса съемки.

Художественно- изобразительная природа творчества оператора.

Фотография- искусство светописи. Натюрморт и пейзаж- жанровые темы фотографии.

Художественно- композиционные моменты в съемке.

Композиция в живописи и фотографии: общее и специфическое. Использование опыта композиции при построении фотокадра.

Основа операторского искусства- талант видения и отбора. Точка съемки и ракурс.

Свет- изобразительный язык фотографии. Свет в натюрморте и в пейзаже.


Обсуждение действенноси художнического опыта в построении картины и в построении кадра.

Расширение навыков и опыта работы с фотокамерой; подготовка к съемке: осмотр объекта, выбор точки съемки, ракурса и освещения.

Продолжение освоения видеокамеры и ее возможностей.

Начало создания коллекции фотографий « Мой фотоальбом» Фото- съемка натюрморта и пейзажа.

1





14-15

Человек и фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета.

Сравнительный анализ изображения в живописи и на фотографии.


Съемка человека в каком либо действии. Постановочная съемка.

2




16

Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения.

Фотоизображение, как документ времени и зримая информация.


Проведение выездной фото и видеосъемки.

1




17

« Мой фотоальбом». Выставка работ учащихся.

Подведение итогов четверти


Выставка работ учащихся.

1




3 четверть Азбука экранного искусства

18-19

Кино- запечатленное движение. Изобразительный язык кино и монтаж.

Новый вид изображения- движущееся экранное изображение. Понятие кадра и плана. Искусство кино и монтаж.


Съемка простых форм движения.

2




20-21

Сюжет и кино. Сценарий и раскадровка.

Фильм, как последовательность кадров.


Роль сценария в фильме.

2




22

Из истории кино. Кино-жанры. Документальный фильм.

Немые фильмы, черно- белые фильмы, цветные фильмы, реклама и телевизионные клипы. Жанры кино: анимационный, игровой и документальный фильм.


Создание сценария документального фильма на свободную тему

1




23-24

Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью- основные телевизионные жанры.

Человек на экране. Психология и поведение человека перед камерой.


Создание сценария документального фильма на свободную тему

2




25-26

Игровой ( художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме.

Главное играемого актерами сюжета в игровом ( художественном ) фильме. Музыка и шумы в фильме.


Создание сценария своего музыкального видеоклипа.

2




27

Компьютер на службе художника. Анимационный (мультипликационный) фильм.

Новые способы получения изображения. Компьютерная графика.


Компьютерный практикум по созданию анимационной кинофразы по своему сценарию.

1




4 четверть Фильм - искусство и технология

28

.О природе художественного творчества.

Процесс творчества и его составные- сочинение, воплощение и восприятие произведения; их нерасторжимая связь в любом виде искусства.


Сообщения по теме.

1




29

.Связи искусства с жизнью каждого человека

Личные связи человека с окружающим его искусством. Реальность и фантазия


Подготовка устных и письменных рефератов.

1




30

Искусство среди нас

Возможности зрителя в отборе фильмов. Роль рекламы.


Подготовка устных и письменных рефератов. Практические проекты.

1




31

.Каждый народ Земли- художник

Есть ли для культуры нравственно- эстетические границы, которые создатели не должны переступать?


Подготовка устных и письменных рефератов. Практические проекты

1




32

.Язык и содержание трех групп пластических искусств. Их виды и жанры

Роль каждой из групп пластических искусств в жизни человека и причины разности образных языков этих искусств. Национальная, историческая, региональная специфика этих искусств.


Устные и письменные сообщения.

1




33

.Синтетические искусства. Их виды и язык.

Возникновение синтетических видов искусств, их связи с современной жизнью.


Практические и теоретические проекты на тему урока.

1




34

Современные проблемы пластических искусств.

Вторая половина 20 века в искусствах Америки, Европы, России. Отсутствие единства развития. Постмодернизм и реализм в искусстве России. Проблема влияния искусства на зрителя и зрителя на искусство.


Устные и письменные сообщения.

1




35

Вечные истины искусства ( обобщение темы)

Отражение вечных проблем в искусстве 20 века.. Искусство и нравственность.


Устные и письменные сообщения.

1




.


ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Устный, в виде тестов, а также художественно-практические задания по программе курса. Итоговый – в форме устных и письменных проектов.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Основная литература

Программно-методические материалы. Изобразительное искусство и художественный труд. Под руководством Б.М. Неменского, 1-9 классы, 6-е издание, М. Просвещение 2010. – 140

Дополнительная литература.

Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. - М. : Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990. ,

-Белгородская энциклопедия. - Белгород, 2005.;

-Белгородоведение: учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. В.А. Шаповалова. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2002.;

- Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины: учебное пособие / М.С. Жиров. - Белгород, 2000.;

-Очерки краеведения Белгородчины: учебное пособие. - Белгород, 2000.; Ботова С.И., Приставкина Т.А., Рябчиков А.В. Рукотворная краса земли Белгородской: учебное пособие. В 2-х ч. / С.И. Ботова, Т.А. Приставкина Т.А., А.В. Рябчиков. - Белгород, 2000.;

Оборудование и приборы.

Цифровые образовательные ресурсы: видео- и аудио- техника: проектор, интерактивная доска, компьютеры и текстовый редактор, редактор создания презентаций.

Серии фотографий и иллюстраций природы, архитектуры, интерьера и предметов разных эпох, натюрмортов, кукол, масок, сценических костюмов.

Короткометражные фильмы, фрагменты видеофильмов.

Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

Презентации: «Театральная маска»; «Фотография – расширение изобразительных возможностей искусства»; «Театр кукол»; « История фотографии»; «Из истории кино»; «Театр и экран - две грани изобразительной образности»; «Натюрморт и пейзаж - жанровые темы фотографии»; «Правила фотографирования»; «Синтез искусств театре»; «Художественно-изобразительная природа творчества оператора».


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» iconРабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство»
Данная рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» создана для учащихся 2а класса общеобразовательной школы мкоу...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» iconРабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»
Данная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класса полностью составлена на основе авторской программы...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» iconРабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство»
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данная рабочая программа составлена на основе рабочей...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» iconРабочая программа по учебному предмету «Искусство. Изобразительное искусство»
«О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» iconРабочая программа по учебному предмету «Искусство. Изобразительное искусство»
«О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» iconРабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»
«Изобразительное искусство» : Б. М. Неменского, В. Г. Горяева, Г. Е. Гуровой и др. Изобразительное искусство: Рабочие программы....
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» iconРабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»
«О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» iconРабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»
Содержание входящих в умк учебника «Изобразительное искусство» для 2 класса и творческой тетради к нему в соответствии с утвержденной...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» iconРабочая программа учебного курса «Искусство»
Министерством образования РФ и управлением образования сегодня предпочтение отдается программам: «Изобразительное искусство» (авторский...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» iconРабочая программа учебного курса «Искусство»
Министерством образования РФ и управлением образования сегодня предпочтение отдается программам: «Изобразительное искусство» (авторский...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» iconРабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» 6 «А», «Б», «В», «Г» классы
Рабочая программа «Изобразительное искусство» 6 класс разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» iconРабочая программа по изобразительному искусству 7 класс
Данная рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» составлена на основе программы курса «Изобразительное искусство...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» iconРабочая программа предмета Изобразительное искусство
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» разработана на базе основных общеобразовательных программ с учетом...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» iconРабочая программа учебного курса Изобразительное искусство для 7...
Рабочая программа для 7 классов создана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» iconРабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс
Предмет «Изобразительное искусство» в гбоу цо «1465 имени адмирала Н. Г. Кузнецова изучается по программе «Изобразительное искусство...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» iconРабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство»
Составитель: учитель изобразительного искусства мбоу «Дюркинскаясредняя школа» Атяшевского


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск