Государственное бюджетное образовательное учреждение
города Москвы
средняя общеобразовательная школа №304
Утверждена
методическим объединением
ГБОУ СОШ №304
________________ И. О. Фамилия
« » 2013 г.
|
| «Утверждаю»
директор ГБОУ СОШ №304
________________ М. Ю. Точилкина
приказ № от « » 2013 г.
| Рабочая программа учебного курса
«Изобразительное искусство»
для 6 класса
(1 час в неделю, 34 часа в год)
Составитель: учитель ИЗО
Попова Мария Сергеевна
«Согласовано»
заместитель директора по УВР
ГБОУ СОШ №304
________________ О. И. Шаханова
« » 2013 г.
|
|
| Москва
2013-2014 уч. г.
Пояснительная записка.
Программа "Изобразительное искусство" создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данная рабочая программа составлена на основе рабочей программы «Изобразительное искусство» под редакцией и руководством Б.М. Неменского для 6 классов (издательство «Просвещение», 2011 г.).
Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, сотворчество учителя и ученика. Цель предмета - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Учебный предмет "Изобразительное искусство" в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащегося как неотъемлемой части культуры духовной. Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие в социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и утверждения своей уникальной индивидуальности.
Обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся: знание культуры своего народа, формирование ответственного отношения к учению, развитие морального сознания, формирование коммуникативной компетентности в общении, осознание значения семьи в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной практической творческой деятельности: умение самостоятельно определять цели своего обучения, умение самостоятельно планировать пути к достижению целей, осуществлять контроль своей деятельности, владеть основами самоконтроля, самооценки, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: развитие визуально-пространственного мышления, освоение художественной культуры, ее жанров, воспитания уважения к истории культуры своего отечества, приобретение опыта работы с различными художественными материалами и в разных техниках, развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, развитие индивидуальных творческих способностей.
Основное содержание программы
Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 ч.)
Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, является изобразительным способом выражения содержания. Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведения искусства через сопереживания его образному содержанию.
Мир наших вещей. Натюрморт (7 ч.)
История развития жанра "натюрморт" в контексте развития художественной культуры.
Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определенное время, и как творческая лаборатория художника.
Особенности выражения содержания натюрморта в графике и живописи.
Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, объем, форма, свет).
Вглядываясь в человека. Портрет (12 ч.)
Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета – интерес к личности, наделенной индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее.
Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объем, свет).
Портрет как способ наблюдения человека и понимания его.
Человек и пространство. Пейзаж (7 ч.)
Жанры в изобразительном искусстве.
Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника.
Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа.
Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов. Виды пейзажей.
Особенности образно-выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения.
Календарно-тематический план
Тема года: «Искусство в жизни человека»
№ п/п
| дата
| темы
| Кол-во часов
| 1 четверть. Виды изобразительного искусства о основы образного языка
| 8
|
| 1
|
| Изобразительное искусство/ Семья пространственных искусств
| 1
| 2
|
| Рисунок – основа изобразительного творчества. Зарисовка с натуры отдельных растений.
| 1
| 3
|
| Линия и её выразительные возможности. Выполнение линейного рисунка трав
| 1
| 4
|
| Пятно, как средство выражения. Композиция, как ритм пятен. Изображение различных осенних состояний в природе.
| 1
| 5
|
| Цвет. Основы цветоведения. «Сказочная страна»
| 1
| 6
|
| Цвет в произведениях живописи. «Осенний букет с настроением»
| 2
| 7
|
| Объёмные изображения в скульптуре. Животные в характерных движениях.
| 1
| 2 четверть. Мир наших вещей. Натюрморт
| 7
|
| 1
|
| Реальность и фантазия в творчестве художника. Беседа, зарисовки
| 1
| 2
|
| Изображение предметного мира – натюрморт. Натюрморт из плоских предметов (посуда)
| 1
| 3
|
| Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Зарисовки геометрической основы различных предметов
| 1
| 4
|
| Изображение объёма на плоскости. Линейная перспектива. Зарисовки геометрических тел в перспективе
| 1
| 5
|
| Освещение. Изображение геометрических тел с боковым освещением
| 1
| 6
|
| Натюрморт в графике
| 1
| 7
|
| Цвет в натюрморте. Изображение натюрморта в заданном эмоциональном состоянии.
| 1
| 3 четверть. Декор – человек, общество, время
| 11
|
| 1
|
| Образ человека – главная тема в искусстве. Беседа.
| 1
| 2
|
| Конструкция головы человека и её пропорции. Изображение головы с соотнесёнными по-разному деталями лица
| 1
| 3
|
| Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. Набросок с натуры.
| 1
| 4
|
| Портрет в скульптуре. Скульптурный портрет литературного героя
| 2
| 5
|
| Сатирические образы человека. Создание сатирических образов литературных героев или дружеских шаржей
| 1
| 6
|
| Образные возможности освещения в портрете. Наброски головы при различном освещении
| 1
| 7
|
| Мой папа – (профессия).Роль цвета в портрете.
| 2
| 8
|
| Автопортрет. Великие портретисты прошлого. Беседа, зарисовка
| 1
| 9
|
| Великие портретисты – обобщение темы. Зарисовки композиционных портретов
| 1
| 4 четверть. Человек и пространство. Пейзаж
| 8
|
| 1
|
| Жанры в изобразительном искусстве. Беседа. Зарисовки
| 1
| 2
|
| Правила воздушной и линейной перспективы. Железная дорога. Зарисовка
| 1
| 3
|
| Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства. Изображение большого эпического пейзажа
| 2
| 4
|
| Городской пейзаж. Графическая композиция «Мой город»
| 2
| 5
|
| Пейзаж – настроение
| 2
| 6
|
| Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Обобщающая беседа.
| 1
| Требования к уровню подготовки обучающихся.
Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что обучающиеся
должны знать:
- о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;
- основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
- называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива);
должны уметь:
- пользоваться красками, графическими материалами, обладать навыками лепки;
- видеть конструктивную форму предмета, уметь пользоваться правилами линейной и воздушной перспективы;
- видеть соотношение пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
- обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
- конструктивно видеть формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного его изображения, а также группы предметов;
- активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать свое восприятие.
Перечень учебно-методического обеспечения.
1. Неменская Л. А. Изобразительное искусство 6 класс. « Просвещение», 2011 г.
2. Неменский Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.
3. Павлова О. В. Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.
4. Интерактивная доска
5. ПК
6. Коллекция презентаций к уроку фестиваля педагогических идей «Открытый урок»
Список литературы
Основная литература:
- Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы». М 2010 г. (разработана под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М.Неменского, утверждена Министерством образования и науки РФ);
- Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2011.
- Изобразительное искусство. 5-8 классы: рабочие программы по учебникам под редакцией Б.М.неменского / авт.-сост. Л.В.Шампарова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 55 с..
- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2011. – 129 с..
Дополнительная литература.
- а) дополнительная литература для учителя:
Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.
Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.
Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.
Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.
Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998. – 72 с.
Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.
Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.
Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.
Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.
Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.- 192 с.
Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Шпикалова Т. Я. Метод. пособие к учебнику изобразительное искусство 1 кл. – М.: Просвещение, 2000.
- Искусство. Изобразительное искусство. 5-9 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Карамзина и др. – М.: Дрофа, 2012. – 77, (3) с..
-б) дополнительная литература для учащихся:
Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.
Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.
Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 37 с. |