Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство»





Скачать 129.38 Kb.
НазваниеРабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство»
Дата публикации06.08.2014
Размер129.38 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
Государственное бюджетное образовательное учреждение

города Москвы

средняя общеобразовательная школа №304

Утверждена

методическим объединением

ГБОУ СОШ №304

________________ И. О. Фамилия

« » 2013 г.




«Утверждаю»

директор ГБОУ СОШ №304



________________ М. Ю. Точилкина

приказ № от « » 2013 г.

Рабочая программа учебного курса

«Изобразительное искусство»

для 6 класса

(1 час в неделю, 34 часа в год)

Составитель: учитель ИЗО

Попова Мария Сергеевна

«Согласовано»

заместитель директора по УВР

ГБОУ СОШ №304



________________ О. И. Шаханова

« » 2013 г.







Москва

2013-2014 уч. г.

Пояснительная записка.

Программа "Изобразительное искусство" создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данная рабочая программа составлена на основе рабочей программы «Изобразительное искусство» под редакцией и руководством Б.М. Неменского для 6 классов (издательство «Просвещение», 2011 г.).

 Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, сотворчество учителя и ученика. Цель предмета - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Учебный предмет "Изобразительное искусство" в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащегося как неотъемлемой части культуры духовной. Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие в социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и утверждения своей уникальной индивидуальности.

Обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся: знание культуры своего народа, формирование ответственного отношения к учению, развитие морального сознания, формирование коммуникативной компетентности в общении, осознание значения семьи в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной практической творческой деятельности: умение самостоятельно определять цели своего обучения, умение самостоятельно планировать пути к достижению целей, осуществлять контроль своей деятельности, владеть основами самоконтроля, самооценки, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности,  который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: развитие визуально-пространственного мышления, освоение художественной культуры, ее жанров, воспитания уважения к истории культуры своего отечества, приобретение опыта работы с различными художественными материалами и в разных техниках, развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, развитие индивидуальных творческих способностей.

Основное содержание программы

Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 ч.)

Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, является изобразительным способом выражения содержания. Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведения искусства через сопереживания его образному содержанию.

Мир наших вещей. Натюрморт (7 ч.)

История развития жанра "натюрморт" в контексте развития художественной культуры.

Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определенное время, и как творческая лаборатория художника.

Особенности выражения содержания натюрморта в графике и живописи.

Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, объем, форма, свет).

Вглядываясь в человека. Портрет (12 ч.)

Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета – интерес к личности, наделенной индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее.

Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объем, свет).

Портрет как способ наблюдения человека и понимания его.

Человек и пространство. Пейзаж (7 ч.)

Жанры в изобразительном искусстве.

Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника.

Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа.

Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов. Виды пейзажей.

Особенности образно-выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения.

Календарно-тематический план

Тема года: «Искусство в жизни человека»

№ п/п

дата

темы

Кол-во часов

1 четверть. Виды изобразительного искусства о основы образного языка

8




1




Изобразительное искусство/ Семья пространственных искусств

1

2




Рисунок – основа изобразительного творчества. Зарисовка с натуры отдельных растений.

1

3




Линия и её выразительные возможности. Выполнение линейного рисунка трав

1

4




Пятно, как средство выражения. Композиция, как ритм пятен. Изображение различных осенних состояний в природе.

1

5




Цвет. Основы цветоведения. «Сказочная страна»

1

6




Цвет в произведениях живописи. «Осенний букет с настроением»

2

7




Объёмные изображения в скульптуре. Животные в характерных движениях.

1

2 четверть. Мир наших вещей. Натюрморт


7




1




Реальность и фантазия в творчестве художника. Беседа, зарисовки


1

2




Изображение предметного мира – натюрморт. Натюрморт из плоских предметов (посуда)


1

3




Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Зарисовки геометрической основы различных предметов


1

4




Изображение объёма на плоскости. Линейная перспектива. Зарисовки геометрических тел в перспективе


1

5




Освещение. Изображение геометрических тел с боковым освещением


1

6




Натюрморт в графике

1

7




Цвет в натюрморте. Изображение натюрморта в заданном эмоциональном состоянии.


1

3 четверть. Декор – человек, общество, время


11




1




Образ человека – главная тема в искусстве. Беседа.


1

2




Конструкция головы человека и её пропорции. Изображение головы с соотнесёнными по-разному деталями лица


1

3




Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. Набросок с натуры.


1

4




Портрет в скульптуре. Скульптурный портрет литературного героя


2

5




Сатирические образы человека. Создание сатирических образов литературных героев или дружеских шаржей

1

6




Образные возможности освещения в портрете. Наброски головы при различном освещении

1

7




Мой папа – (профессия).Роль цвета в портрете.


2

8




Автопортрет. Великие портретисты прошлого. Беседа, зарисовка

1

9




Великие портретисты – обобщение темы. Зарисовки композиционных портретов


1

4 четверть. Человек и пространство. Пейзаж


8




1




Жанры в изобразительном искусстве. Беседа. Зарисовки

1

2




Правила воздушной и линейной перспективы. Железная дорога. Зарисовка

1

3




Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства. Изображение большого эпического пейзажа

2

4




Городской пейзаж. Графическая композиция «Мой город»

2

5




Пейзаж – настроение

2

6




Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Обобщающая беседа.

1

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что обучающиеся

должны знать:

- о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;

- основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

- называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива);

должны уметь:

- пользоваться красками, графическими материалами, обладать навыками лепки;

- видеть конструктивную форму предмета, уметь пользоваться правилами линейной и воздушной перспективы;

- видеть соотношение пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

- обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;

-   конструктивно видеть формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного его изображения, а также группы предметов;

- активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать свое восприятие.

Перечень учебно-методического обеспечения.

1. Неменская Л. А. Изобразительное искусство 6 класс. « Просвещение», 2011 г.

2. Неменский Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.

3. Павлова О. В. Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.

4. Интерактивная доска

5. ПК

6. Коллекция презентаций к уроку фестиваля педагогических идей «Открытый урок»

Список литературы

Основная литература:

- Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы». М 2010 г. (разработана под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М.Неменского, утверждена Министерством образования и науки РФ);

- Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. -  М.: Просвещение, 2011.  

- Изобразительное искусство. 5-8 классы: рабочие программы по учебникам под редакцией Б.М.неменского / авт.-сост. Л.В.Шампарова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 55 с..

- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2011. – 129 с..

Дополнительная литература.

- а) дополнительная литература для учителя:

Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.

Комарова Т. С.  Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.

Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.

Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.

Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998. – 72 с.

      Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.

      Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.

Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.

Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.

      Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и     контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.

      Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.- 192 с.

      Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998.

      Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

      Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

      Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

      Шпикалова Т. Я. Метод. пособие к учебнику изобразительное искусство 1 кл. – М.: Просвещение, 2000.

- Искусство. Изобразительное искусство. 5-9 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Карамзина и др. – М.: Дрофа, 2012. – 77, (3) с..

-б) дополнительная литература для учащихся:

Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.

Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.

Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 37 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» iconРабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство»
Данная рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» создана для учащихся 2а класса общеобразовательной школы мкоу...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» iconРабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»
Данная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класса полностью составлена на основе авторской программы...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» iconРабочая программа по учебному предмету «Искусство. Изобразительное искусство»
«О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» iconРабочая программа по учебному предмету «Искусство. Изобразительное искусство»
«О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» iconРабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»
«Изобразительное искусство» : Б. М. Неменского, В. Г. Горяева, Г. Е. Гуровой и др. Изобразительное искусство: Рабочие программы....
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» iconРабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»
«О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» iconРабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»
Содержание входящих в умк учебника «Изобразительное искусство» для 2 класса и творческой тетради к нему в соответствии с утвержденной...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» iconРабочая программа учебного курса «Искусство»
Министерством образования РФ и управлением образования сегодня предпочтение отдается программам: «Изобразительное искусство» (авторский...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» iconРабочая программа учебного курса «Искусство»
Министерством образования РФ и управлением образования сегодня предпочтение отдается программам: «Изобразительное искусство» (авторский...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» iconРабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» 6 «А», «Б», «В», «Г» классы
Рабочая программа «Изобразительное искусство» 6 класс разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» iconРабочая программа по изобразительному искусству 7 класс
Данная рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» составлена на основе программы курса «Изобразительное искусство...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» iconРабочая программа предмета Изобразительное искусство
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» разработана на базе основных общеобразовательных программ с учетом...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» iconРабочая программа учебного курса Изобразительное искусство для 7...
Рабочая программа для 7 классов создана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» iconРабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс
Предмет «Изобразительное искусство» в гбоу цо «1465 имени адмирала Н. Г. Кузнецова изучается по программе «Изобразительное искусство...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» iconРабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Чулковская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» iconРабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство»
Составитель: учитель изобразительного искусства мбоу «Дюркинскаясредняя школа» Атяшевского


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск