Скачать 47.6 Kb.
|
Код (логин) 0001-0001-0002-00KK Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг… Н.В. Гоголь (Слайд № 1) Фонетика - звучащая, выразительная музыка нашей речи. Цель:
Задачи: 1. Формировать умения применять полученные знания на практике.
3. Воспитывать культуру письменной и устной речи. 4. Развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся. Ход урока.
Запишите высказывание К. Паустовского и подумайте, чем мы будем заниматься на уроке (слайд № 2). Слова то ш…лестят как трава то б…рмочут как родники то пер…свистываются как птицы то п…званивают как первый лед. Проверьте и объясните орфограммы и пунктуацию (слайд №3). Слова то шЕлестят, как трава, то бОрмочут, как родники, то перЕсвистываются, как птицы, то пОзванивают, как первый лед. ? Что, по мнению Паустовского, сближает звуки природы со словами? (Слова звучат, т.е. состоят из звуков) ! Найдите слово, которое передает «звучание» травы, льдинок. (Шелестят, т.е. мягко шуршат, позванивают). Звуки речи способны образовывать слова, с помощью которых называют предметы, явления, окружающего мира. Звуки – смыслоразличители в словах.
Чем мы будем заниматься в ближайшие уроки? Углублением знаний фонетики, т.е. раздела русского языка, изучающего… продолжите… Фонетика- раздел лингвистики, изучающий звуки нашей речи (слайд № 5). Ученый Бодуэн де Куртенэ дал им красивое имя – фонема. Что означает корень ФОН? «Звук». Вариант этого корня -фоно-. Запишите и дайте толкование слов с корнем – фон- (-фоно-). (Работа со словарём)
Графический диктант (слайд № 6). Тысячи звуков окружают человека: шелест листвы, завывание ветра, журчание ручья, пение птиц. Об.сл.: , , , . Какие звуки есть в русском языке? (слайд№7). Звуки гласные согласные Назовите гласные буквы и звуки (слайд № 8). Гласные Буквы Звуки
Прочитайте транскрипцию и запишите предложение (слайд №9). [л’убл’у б’ир’оску рускуй’у то св’этлуй’у то груснуй’у] Люблю березку русскую, То светлую, то грустную (А. Прокофьев) Какой гласный звук повторяется и усиливает настроение легкой грусти и нежности? У Поэты, повторяя гласные или группируя их по одинаковости звучания, пользуются приемом ассонанса (слайд № 10). Ассонанс – это художественный прием созвучия гласных звуков, которым пользуются поэты. Ломоносов считал, что гласными О, У, Ы мы обычно изображаем «страшные и сильные вещи»: гнев, зависть, боль, печаль, а гласными е, и, ю – нежность, «ласкательство» Назовите согласные буквы (слайд № 11).
Даже фыркать и шипеть, Шелестеть, шептать, скрипеть, Но не хочется им петь. (В. Берестов) Прочитайте, подчеркните согласные звуки, которые повторяются и усиливают выразительность? (слайд № 12). Нева вздувалась и ревела, Котлом клокоча и клубясь. (А.С. Пушкин) Поэт повторяет согласные звуки [в], [к],[ кл]. Этот прием называется аллитерация. Аллитерация- это древнейший стилистический прием усиления выразительности художественной речи повторами согласных. Код (логин) 0001-0001-0002-00KK Выполните задания. Запишите полученные слова (слайд № 13). Поменяйте гласный в слове лес, лук (лис), (люк), (лик), (лак). Поменяйте согласный звук в слове том (дом, тон, сом, ком, ток) Прибавьте один согласный к слову так, чтобы получилось новое. Укус, роза, шар (укСус), (розГа, Гроза), (шарФ) Выньте из слова один согласный так, чтобы получилось новое. Краска, склон, волк, тигр, горсть (каска), (слон), (вол), (тир) (гость) Эрудит (слайд № 14). Кто больше придумает слов, меняя согласные и гласные в исходном СТОЛ? Стул, стал, стон, сток, стоп, скол Давайте проверим, хорошо ли вы знаете героев любимых мультфильмов? Каких букв не хватает в словах? МУЛЬТФЕЕРВЕРК (слайд № 15). Отгадайте имена героев любимых мультфильмов. ППГЙ- попугай, МРТШК –мартышка, СЛННК –слоненок, КПТЧ –Копатыч, МККМС- Микки Маус, ПЛТТ -Плутто, ВННПХ – Вини -Пух, ПН –Пин, ЛКС- Алекс. Запишите транскрипцию (слайд № 16). Медвежонок [м’ьдв’ижонък], лебедь [л’эб’ьт], бабочка [бабъч’къ]
Итак, мы убедились, что в нашей речи, важны и согласные, и гласные. Звуки русского языка очень музыкальны. Гласными можно передать нежное, мелодичное пение. Это прием ассонанса, а можно способом аллитерации – созвучия согласных – передать выразительность. Мы научились выделять звуки речи и характеризовать их. Мы доказали, что фонетика- это звучащая, выразительная музыка нашей речи.
Поэзия – это дыхание Дыхание св..бодно в каждой гласной, В с...гласной – пр..рывается на миг. И только тот гармонии достиг, Кому чередованье их подвлас..но. Звучат в с..гласных сер..бро и медь. А гласные даны для пенья. И счастлив будь, коль можешь ты пр..петь Иль даже пр..дышать стих..творенье. (С. Маршак) Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выполните фонетический разбор слов достиг, пропеть. |
Тема: Хоровая музыка. Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме Хорова́я му́зыка — музыка, звучащая в исполнении хора или предназначенная для исполнения хором | Звучащая пушкиниана Звучащая пушкиниана: библиографический список звукозаписей / Краснодар краев универс науч б-ка им. А. С. Пушкина, отдел нотных изданий... | ||
Звучит волшебная музыка (найти). Слайд №4 Замок в презентации открывается и Слайд №5 появляется Звучит мелодия песни «Чему учат в школе». По залу, в сторону сцены проходят мальчик и девочка. Ученик несет в руках портфели, ученица... | Учитель профессия дальнего действия Потому что каждое второе слово в нашей речи – слово данной части речи. Это наиболее самостоятельная часть речи | ||
Тема: «Горные породы и минералы» Потому что каждое второе слово в нашей речи – слово данной части речи. Это наиболее самостоятельная часть речи | План-конспект урока английского языка Потому что каждое второе слово в нашей речи – слово данной части речи. Это наиболее самостоятельная часть речи | ||
«Знакомство детей с творчеством Сергея Есенина» Потому что каждое второе слово в нашей речи – слово данной части речи. Это наиболее самостоятельная часть речи | 2 г. Строитель Яковлевского района Белгородской области Потому что каждое второе слово в нашей речи – слово данной части речи. Это наиболее самостоятельная часть речи | ||
Конспект открытого урока по изобразительному искусству во 2 классе Потому что каждое второе слово в нашей речи – слово данной части речи. Это наиболее самостоятельная часть речи | Конспект урока чтения Тема: С. А. Есенин «Черёмуха» Потому что каждое второе слово в нашей речи – слово данной части речи. Это наиболее самостоятельная часть речи | ||
Тема : Развитие понятия о лирике и лирическом герое. Творчество С. А. Есенина Потому что каждое второе слово в нашей речи – слово данной части речи. Это наиболее самостоятельная часть речи | «Коллективная деятельность как эффективный метод приобщения детей к изобразительному искусству.» Потому что каждое второе слово в нашей речи – слово данной части речи. Это наиболее самостоятельная часть речи | ||
Программа дисциплины опд. Ф. 02. 2 Теоретическая фонетика цели и... Цель преподавания курса «Теоретическая фонетика» дать основные положения теоретической и прикладной, общей и частной фонетики, фонологии... | Программа дисциплины опд. Ф 1 теоретическая фонетика цели и задачи... Цель преподавания курса «Теоретическая фонетика» дать основные положения теоретической и прикладной, общей и частной фонетики, фонологии... | ||
Русская школьная библиотечная ассоциация, Москва, Россия Русская... Дорогие коллеги, этот слайд в форме вопросов представляет план нашей презентации | Урока Организация класса Здравствуйте, ребята! Мы начинаем наш урок. Прочитайте, пожалуйста, эпиграф (слайд на доске – «Часть речи причастная глаголу в образе... |