«Способы проверки орфограмм»





Скачать 213.16 Kb.
Название«Способы проверки орфограмм»
Дата публикации17.07.2014
Размер213.16 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Литература > Методическая разработка
Методическая разработка

«Методика проведения уроков оценки (рефлексии) в рамках образовательной системы

Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова»
Давыдова Н.С., учитель начальных классов
Характеристика инновационного продукта:
В настоящее время методика проведения уроков рефлексии разработана недостаточно, поэтому данная тема является актуальной. В содержании работы представлена методика проведения уроков рефлексии по русскому языку в начальной школе, задания, составленные учащимися. Практическая значимость данной работы заключается в создании структуры урока рефлексии, которая может использоваться в разных образовательных системах, как в начальной школе, так и в среднем звене.
П Л А Н
1. Введение.
2. Что такое рефлексия?
3. Три условия рефлексивного развития детей.
4. Интерпсихические условия формирования действия оценки.
5. Рефлексивные возможности школьников.
6. Цели, задачи уроков рефлексии.
7. Структура урока.
8. Урок оценки (рефлексии) по русскому языку в 4 классе на тему:

«Способы проверки орфограмм».
9. Приложение.
10 Литература и источники.
Введение

В основном учителя кафедры начальных классов владеют методикой проведении уроков «Постановки учебных задач», «Решения частных задач». Недостаточно разработаны уроки рефлексии, уроки контроля и оценки. В своей работе мы сделали попытку разработать уроки рефлексии, направленные на фиксацию и отслеживание динамики развития умения учащихся определять область своего незнания, умения объяснять причины своих ошибок, отбирать задания для устранения этих причин.

Такие уроки способствуют развитию ребенка как субъекта, т.е. изменяет и совершенствует самого себя в процессе учебной деятельности.

Рефлексия - это активность человека, направленная на выявление объективных оснований, принципов построения собственных действий. Уроки рефлексии способствуют эмоциональному благополучию, а, следовательно, росту мотивации. Целью создания системы уроков рефлексии является выход на безотметочное обучение.
Три условия рефлексивного развития детей.

Системно оформленный, знаково организованный материал научных понятий является оптимальным для того, чтобы ребенок учился обнаруживать границы своих знаний, видел необходимость изменять, дополнять, перестраивать свои действия. Если система научных понятий осваивается ребенком в форме учебных задач, в ситуации, где отсутствуют готовые образцы и невозможно действовать имитационно, то на полюсе способностей ребенка научное знание кристаллизуется в основное новообразование младшего школьного возраста определяющую рефлексию как способность, дойдя до предела своих возможностей, обратиться к учителю с запросом о конкретной помощи, необходимой учащемуся (или группе учащихся) для преодоления границ их знаний и умений. Такое взаимодействие, в котором учитель:

  1. Создает ситуацию необходимости перестройки сложившихся у ребенка способов действия;

  2. Организует учебный материал так, чтобы ребенок мог обнаружить объективную причину своей неумелости, некомпетентности и указать ее взрослому;

  3. Вступает в сотрудничество с учащимися только по их инициативе, по запросу о конкретной помощи, но делает все возможное, чтобы такой запрос был сформулирован на языке содержания обучения, в виде гипотез о недостающем знании, - мы и назвали учебным сотрудничеством, отличив его от других форм сотрудничества, в частности, от школярского, репродуктивного.

В интерпсихической форме рефлексия удерживается не отдельными детьми, а группой совместно работающих детей. Развитие форм учебного сотрудничества сверстников идет по линии индивидуализации, обособления детей в группе, что должно привести к появлению у них индивидуальных рефлексивных способностей,

Итак, учебное (системное) содержание, учебное (неимитационное) сотрудничество со взрослым, учебное (позиционное) взаимодействие со сверстниками - вот три гипотетически центральных фактора рефлексивного развития детей средствами учебной деятельности, что должно привести к появлению у них индивидуальных рефлексивных способностей,
Интерпсихические условия формирования действия оценки.

Pождение рефлексии <- это чудо, с какой бы устойчивой регулярностью оно не наблюдалось (Тейяр де Шарден, 1987). Рефлексии невозможно обучить: взрослый не может показать ребенку, как он рефлекcирует. Рефлексией невозможно «заразиться» именно потому, что заразиться можно лишь состоянием нерефлексивным. Можно лишь создать условия, при которых рефлексивная «вспышка» в сознании ребенка возникает с наибольшей вероятностью. Одно из важнейших - интерпсихическое взаимодействие, при котором чаще всего случается «пробой» рефлексии, развертывается не только со взрослым - проводником совершенств, но и между несовершенными. Научить рефлексии нельзя, но можно помочь научиться. И тот, кто умеет рефлексировать, оказывается не самым лучшим помощником.

Чтобы освоить рефлексивные функции контроля, оценки, целеполагания - ребенок должен в них упражняться, действовать. Но если он не умеет рефлексировать, то он не может делать это индивидуально, без помощи взрослого. Однако взрослый не воспринимается ребенком лишь как средство самосовершенствования, взрослый нужен ребенку, чтобы становиться взрослым, для будущего. Вот почему взрослый одновременно открывает и закрывает ребенку путь к взрослости.

Таким образом, освоение рефлексивных компонентов учебной деятельности - действий оценки и контроля - происходит наиболее интенсивно при тех формах обучения, где эти действия распределены не между ребенком и взрослым, а между детьми, совместно решающими учебные задачи.
Рефлексивные возможности школьников.

Как может ученик узнать о своем незнании? Вопрос «как» естественно предварить вопросом «зачем» ученику знать о своем незнании. Этот вопрос не является риторической отсылкой к вышесказанному. От его решения зависит выбор целей и, соответственно, 'методов начального образования.

Опрос о том, надо ли стремиться к развитию, очень небезобидной способности знать свои пределы и преодолевать их, не является дискуссионным: он лежит в сфере ценностей. Решая эту проблему профессионально, учитель может лишь указать на младший школьный возраст как на сенситивный период развития рефлексии, определить условия ее развития.

В. В. Давыдов доказал, что в основе традиционной дидактики лежит эмпирическая схема обобщения, которая «не дает средств для выделения именно существенных особенностей самого предмета, внутренних связей всех его сторон. Она не обеспечивает в познании разведения явления и сущности. Внешние стороны предметов, их «видимость» здесь принимается за конечное» (Давыдов, 1972, с.83). Эти ограничения эмпирического обобщения снимаются путем построения учебных предметов на основе содержательного обобщения, характерного для теоретического мышления. Но сделанное В. В. Давыдовым принципиальное различие двух типов обобщения в обучении касается не материала, а содержания обучения.

Два условия обучения обеспечивают возможность знания, знающего о собственной ограниченности. Главное условие, исходные понятия, с освоения которых начинается введение детей в новую область знаний, должны обладать достоинством всеобщности: потенциальной возможностью при конкретизации развернуться в систему понятий (Давыдов, 1972). Благодаря такому «входу» в новую предметную область снимается непреодолимое различие между точкой зрения взрослого, владеющего развитым системным знанием, и точкой зрения ребенка, еще не прошедшего систему целиком. В генетически исходном состоянии, определяющем наиболее существенное отношение, конструктирующее объект будущей понятийной системы, ребенку эта система уже дана как неразвитое целое. На ранних этапах обучения, когда учебная деятельность может осуществляться только как совместная деятельность ребенка и взрослого, умение учиться обнаруживается, как способность ребенка инициировать специфически учебное взаимодействие с учителем.

Наблюдения на экспериментальных уроках показали, что с индивидуальным субъектом рефлексии мы встречаемся редко, но практически всегда видим коллективный субъект учебной деятельности. Класс как совместно работающая группа владеет теоретическими понятиями, обладает рефлексивными способностями, инициативен в построении учебного сотрудничества с учителем, умеет учиться. Исходным субъектом учебного сотрудничества со взрослым является не индивид, а группа совместно работающих детей.
Цели, задачи уроков рефлексии.

Дидактические цели:


  • Формирование умения учащихся определять область своего незнания, умения объяснять причины своих ошибок, отбирать задания для устранения этих причин.

  • Формирование алгоритма рефлексивного мышления.


Методические задачи:

  1. Проверить сформированность способа действия.

  2. Уметь вычленять из общего способа действия отдельные операции, производить процессуальный контроль.


Структура урока.
Этапы урока

  • I Рефлекторно-оценочный этап

  • II Ориентировочно-мотивационный этап

  • III Операционно-исполнительский этап

  • IV Творческий этап

  • V Самооценка работы


Рефлекторно-оценочный этап


Содержание урока

Результат

Формы взаимодействия




Фиксация выявленных связей и отношений в «чистом» виде (графическое изображение)

Групповая

Выполнение предложенных заданий.

Определение качества овладения каждым учащимся отдельными операциями

Индивидуальная

Самопроверка учащихся по готовому образцу своих работ

Умение проводить оценку собственных действий

Индивидуальная

Фиксация результатов в листе «Формирование способов действий»

Отображения освоения учащимися каждой конкретной

операции

Индивидуальная

Ориентировочно-мотивационный этап


Содержание урока

Результат

Формы взаимодействия

Вычленение

типичных ошибок по

каждой отдельной

операции способа

Для учащихся, допустивших

ошибки, дифференциация

затруднений, построение проекта

выхода из затруднений.

Для учащихся, не допустивших

ошибок - выбор заданий

творческого характера

(повышенной трудности)

Индивидуальная

Операционно-исполнительский этап


Содержание урока

Результат

Формы взаимодействия

Выполнение заданий по схеме, коррекция (для учащихся допустивших ошибки).


Прогностическая оценка возможностей, проверка качества овладения

отдельными операциями

на дифференцированной основе (учащиеся выбирают только те задания из числа предложенных, которые необходимы).

Групповая (по алгоритму)

Выполнение заданий творческого характера (задания повышенной трудности) для учащихся, выполнивших работу безошибочно

Определение зоны ближайшего развития

Групповая

Творческий этап


Содержание урока

Результат

Формы взаимодействия

Выполнение заданий творческого характера (для учащихся, допустивших ошибки).

Проверка качествa овладения отдельными операциями

Индивидуальная

Составление заданий «Для товарища» (для учащихся, не допустивших ошибки)




Индивидуальная

Самооценка работы


Содержание урока

Результат

Формы взаимодействия

Фиксация результатов работы в листе «Формирование способов действий»

Эмоциональное удовлетворение собственной работой

Индивидуальная


УРОК ОЦЕНКИ (РЕФЛЕКСИИ) ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, проведён 10 апреля 2007 года в рамках практической части КПК «Вариативные системы образования в начальной школе» учителем начальных классов Давыдовой Надеждой Сергеевной.
4 КЛАСС
ТЕМА: СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ОРФОГРАММ
ЦЕЛЬ: Выявление степени овладения учащимися способами действий при

проверке и написании орфограмм разного вида.

ЗАДАЧА: Оценить качество овладения учащимися способами проверки

орфограмм различного вида.

Оборудование: 2 компьютера, справочники, «Орфографические тетради» В.В. Репкина.


ПРИЛОЖЕНИЕ: 1. Лист самоконтроля

2. Плакат «Причины ошибок»

3. Лист контроля учителя

4. Плакат «Способы проверки орфограмм»

5. Инструкция для консультантов

6. Плакат «Алгоритм работы над ошибками»

7. Банк заданий

8. Диктанты, сочиненные детьми.
1. Рефлексорно-оценочный этап

Цель: Фиксация выделенных связей и отношений в чистом виде, определение качества овладения каждым учащимся отдельными операциями; умение проводить оценку собственных действий, отображение освоения учащимся каждой конкретной операции.

1. Учитель читает текст диктанта, дети слушают текст и пытаются на слух определить, какие орфограммы им встретятся, прогнозируют.

2. В листе «Самоконтроля» фиксируют наличие этих орфограмм (приложение № 1). Рефлексируют, какие ошибки можно допустить и по каким причинам составляется список причин ошибок. (приложение №2).

3. Дети пишут текст под диктовку учителя.

4. Проверяют при чтении учителя. Самопроверка.

5. В листе «Самоконтроля» добавляют орфограммы, сверяют.

6. Учитель проверяет работы и фиксирует результаты в «листе контроля». (приложение № 3). Выделяет группы детей, допустивших ошибки и написавших работу без ошибок.
2. Ориентировочно-мотивационный этап

Цель: Вычленение типичных ошибок по каждой отдельной операции для учащихся, допустивших ошибки, дифференциация затруднений для учащихся, не допустивших ошибок, выполнение заданий творческого характера.

1. Учитель выдает тетради, выделяется группа детей, которая выполнила работу без ошибок.

2. Самопроверка по карточкам детей, допустивших ошибки (на карточке слова, в которых дети класса допустили ошибки).

3. Фиксация найденных ошибок в «Листе самоконтроля».
3. Операционно-исполнительный этап

Цель: Учиться оценивать как ход своих рассуждений и действий, так и ход рассуждений и действий своих товарищей, учиться фиксировать свои результаты.

1. Дети объединяются в группы по способам проверки орфограмм (Приложение № 4).

2. В каждой группе выделяется консультант из числа детей, не допустивших ошибки, он работает по инструкции (Приложение № 5).

3. Дети исправляют ошибки по «Алгоритму работы над ошибками» (Приложение № 6), затем выбирают задание из «Банка заданий» разного уровня (Приложение № 7).
4. Творческий этап

Цель: Учиться составлять задания для тренировки отдельных действий, учиться составлять карточки, включающие несколько заданий, в т.ч. и с ловушками.

Составление «Задание для товарища» в группах, попытки составить текст нового диктанта на компьютере, используя карточку к диктанту.
5. Самооценка

Цель: Получить эмоциональное удовлетворение от работы, учиться оценивать конечный результат (можно составить общий график по причинам ошибок класса, сравнивать его с каждым следующим).

д/з Дети, написавшие диктант без ошибок получают право составить текст

диктанта для всего класса (групповой). Приложение №8.

Эти тексты можно обсудить на следующем уроке и написать.

Приложение 1.

ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ

1. Диагностический этап


Способы действия

кол-во ошибок

1. Первичное чтение учителем текста, выделение на слух орфограмм




2. Запись текста под диктовку учителя




3. 1-я проверка текста во время чтения учителя




4. 2-я проверка текста, чтение текста детьми самостоятельно с опорой на 1-й пункт




5. Оценивание результата работы учителем




2. Рефлексорно-оценочный этап

1. Самопроверка по образцу
















2. К какой группе орфограмм относится ошибка, в какой части слова находится?
















3. Определи причины ошибок.
















а) не умею выделить часть слова, где допущена ошибка
















б) не нашел способ проверки
















в) не мог правильно определить и классифицировать орфограмму





















































3. Операционно-исполнительный этап

Работа в группе
















а) сдача теории
















б) выполнение заданий



































4. Творческий этап

Составление заданий для товарища


































5. Самооценка работы


а) не владею способом действия
















б) владею недостаточно
















в) владею способом действия



































Приложение 2. ПРИЧИНЫ ОШИБОК
Не нашел способ проверки для орфограмм слабых позиций,
проверил не тем словом.

2. Не знаю списка орфограмм сильных позиций.

  1. Не знаю словарных слов

  2. Написал неразборчиво.

  3. Плохо проверил слова, не прочитал по слогам (пропуск, замену)

  4. Не уловил интонацию для постановки знака в конце предложения.


Приложение № 3.
ЛИСТ КОНТРОЛЯ УЧИТЕЛЯ

список учащихся

орфограммы сильных позиций

орфограммы слабых позиций

орфограммы не связанные с обозн.фон.

1. Антипова А.

2

1

-

2. Беляев М.

молодец

3. Блинов С.

2

1

-

4. Воронков К.

-

-

1

5. Вышеславов И.

1

1

1

6. Жукова В.

1

1

-

7. Камышева К.

3

-

-

8. Кривденко И.

3

3

1

9. Кудрявцева А.

1

2

-

10. Кузнецов В.

молодец

11. Кулакова М.

1

-

-

12. Мясоедова А.

3

2

-

13. Назимов А.

1

-

-

14. Наумов А.

1

2

1

15. Наумова А.

1

-

-

16. Никанова А.

2

-

-

17. Новикова К.

молодец

18. Парфентьева Д.

молодец

19. Петрова П.

3

3

-

20. Рыжухин И.

1

-

-

21. Седова А.

-

-

1

22. Смелик А.

-

-

1

23. Спиридонова В.

молодец

24. Троицкий А.

1

-

-

25.ХрабровР.

-

-

1

26. Шатров С.

молодец

27. Яковлева А.

молодец



Приложение 4
СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ОРФОГРАММ
1. Изменение слова или подбор родственных слов.

2. Проверка по словарю.

3. Проверка по правилу.

4. Орфограммы – нарушители.


Приложение № 5
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ КОНСУЛЬТАНТА
1. Организовать сдачу теоретического материала.
2. Организовать отработку способа действия.
а) договориться о плане выполнения работы

б) договориться о времени его выполнения

в) организовать взаимопроверку
3. Результаты зафиксировать в листе

«Самоконтроля»



Приложение № 7

Банк заданий

(примеры заданий)

Задание 1

1. Вставь окончание, проверь

Хорош… песня, хорош… настроение, хорош… стихи,

ранн… весной, в классн… журнале, весен… днем, ласков … слов,

одинок… дерево, соснов… роща, черн… тучей

Задание 2
1. Исправь ошибки, запиши проверочные слова.
Я присел отдохнуть у ручийка, открыл флягу, чтобы запостись водой, да так и оставил ее в травке. А когда обирнулся, то увидел, что горлышко вляжки крошечный паучишка уже украсил тонкой паутинкой. Я протенул руку, и паучок сразу удрал, смишно подпрыгивая на высоких ножках.

Задание 3
Образуй имена существительные при помощи суффиксов: -оньк, -еньк, - инк, -онок, онк
1)___береза____________

2)___подруга___________

3)___рыба_____________

4)___Наташа___________

5) ___медведь__________

6) ___яблоня___________

7)____книга___________

Приложение № 8

Диктанты, сочиненные детьми.
Русская осень
Опустели леса. Одинокая паутина висит на голой берёзе. Под ногами шуршат опавшие листья. На желтом поле видны аккуратные снопы свежего, душистого сена, русские, родные поля, уютные домика. Если присмотреться, то где-то на горизонте пасет своих овец пастушок Костя. Как прекрасна русская осень!

Кузнецов В. Воронков К. Троицкий А.
Осенний день



Наступила осень. По ноги падают желтые листья берёзы. Ветер собирает их в аккуратные кучки. На осинке висит последний листик. И радует только запах свежего, душистого хлеба.

За горизонтом виднеется большая, грозовая туча. За ней летит стая птиц. Опустели гнезда и жилища зверей в лесу.

Ежик собрал опавшие листочки, чтобы укрыться зимой. Природа прощается с летом.

Кудрявцева А. Спиридонова В. Шатров С.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова Э.И. Методика обучения математике в начальной

школе. 1,2 класс. Пособие для учителя в начальной школе - 2-е изд. -М.:Вита-Пресс, 2001

  1. Воронцов А.В. Педагогическая технология контроля и оценки учебной
    деятельности - М., 2002

  2. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. Сборник статей. -
    Томск: «Пеленг»; 1995.

  3. Рассказов А.И. Учебная деятельность в разных возрастах. - М.,2003.

  4. Танцоров С. Т. Групповая работа в развивающем образовании. -
    ТЦ «Эксперимент». 1997.

  5. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся - Москва - Рига,2000.

7. Чудинова Е.В., Букварева Е.Н. Окружающий мир . 3 класс:
Методические рекомендации для учителя - М.: Вита-Пресс,2003.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Способы проверки орфограмм» iconУрок русского языка. 3 класс. Ро л. В. Занкова. Учитель Дудырева...
Тема. Морфемный состав слова. Способы проверки орфограмм в разных морфемах слова: в корне, приставке, суффиксе
«Способы проверки орфограмм» iconУрока: Способ проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях слов, называющих предметы, раздел
«Способ проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях слов, называющих предметы»
«Способы проверки орфограмм» iconУрок русского языка для 2 класса
Уточнить, систематизировать и обобщить знания детей о способе проверки изученных орфограмм
«Способы проверки орфограмм» iconУрок русского языка для 2 класса
Уточнить, систематизировать и обобщить знания детей о способе проверки изученных орфограмм
«Способы проверки орфограмм» iconУрок русского языка с использованием интерактивной доски по теме:...
Задачи Систематизировать знания проверки корневых орфограмм гласных и согласных
«Способы проверки орфограмм» icon9. Вопросы для проверки знаний: Литература
Способы урегулирования конфликтов, используемые участниками педагогического процесса, и их отношение к конфликтам
«Способы проверки орфограмм» iconПроверки: выполнение замечаний комплексной проверки 2013 года
Цель проверки: контроль выполнения замечаний комплексной проверки, проводимой в апреле 2013 года
«Способы проверки орфограмм» iconКонспект урока по русскому языку с использованием эор в 4 классе...
Цель урока: систематизация знаний учащихся, повторение и закрепление изученных орфограмм в 3 классе
«Способы проверки орфограмм» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Развитие умений находить разные виды орфограмм-букв согласных в корне слова, графически обозначать их, объяснять выбор букв,...
«Способы проверки орфограмм» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель. Обобщить знания учащихся о способах проверки слов с безударной гласной в корне. Активизировать умения применять правило, используя...
«Способы проверки орфограмм» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Повторить изученные орфограммы, правила написания букв безударных гласных звуков, парных по звонкости глухости согласных звуков,...
«Способы проверки орфограмм» iconУчебно-тематический план по образовательным областям Способы проверки...
Автономная некоммерческая организация дошкольного и начального общего образования «Прогимназия №14 «Журавушка» города Бугульмы
«Способы проверки орфограмм» iconМетодические рекомендации по организации и проведению проверки финансово
Общие положения Цели и задачи проверки
«Способы проверки орфограмм» iconКонтроль навыков и умений в обучении немецкому языку
В систему проверки и контроля должны быть включены разнообразные способы контроля, но в любом случае система должна обладать развивающей...
«Способы проверки орфограмм» iconТема: Правописание падежных окончаний имён существительных 1-го склонения
Цель: предполагается, что учащиеся научатся использовать при письме способы проверки безударных окончаний имён существительных и...
«Способы проверки орфограмм» iconАналитическая справка по итогам тематической проверки
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск