В истории села Островское, как центра нашего района, немалый интерес представляет основание и развитие средней школы ведущего учреждения в обучении и





Скачать 281.6 Kb.
НазваниеВ истории села Островское, как центра нашего района, немалый интерес представляет основание и развитие средней школы ведущего учреждения в обучении и
страница1/3
Дата публикации18.07.2014
Размер281.6 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3
В истории села Островское, как центра нашего района, немалый интерес представляет основание и развитие средней школы – ведущего учреждения в обучении и воспитании подрастающего поколения.

Впервые на территории нашего района появились четыре училища в 1867-1868 годах, в которых училось всего 70 человек.

Это в селе Семеновское – Лапотное – в помещении волостного правления , в Адищеве – в помещении дома Вишневского, в Воскресенском – в общественном доме и в селе Угольское – в доме учителя. Все они содержались на общественный счет, а в Адищеве. Кроме того, на сбор с крестьян по три копейки с души, в Угольском – на земские и частные средства. Специально построенных школьных помещений не было.

В 1876 г в с. Семеновском было открыто одноклассное училище Министерства народного просвещения.

Постепенно земство стало строить школы с привлечением крестьян, для которых был учрежден особый добровольный сбор. Школьная сеть была настолько мала, что само же земство вынуждено было в 1892году признать «……вышеуказанного числа училищ для Кинешемского уезда слишком недостаточно, так как есть местности, где на далекое пространство кругом училищ нет, и дети местного населения остаются без воспитания и обучения».

В 1899 году одноклассное училище Министерства народного просвещения было преобразовано в двухклассное с пятилетним курсом и в 1901году для него строителем (подрядчиком) купцом Т.И. Исаковым возведено новое здание, а старое приспособлено под квартиры учителей.

К 1915 году на территории нашего района было построено одноклассных училищ Кинешемским земством -38 и Галичским земством – 12. Кроме этого имелись два двухклассных училища (в Семеновском и Адищеве) и одно высшее начальное училище – в селе Семеновское – Лапотное.

Над всеми училищами значились попечители и законоучители (священники), которые вели «закон божий».

Бедняцкой молодежи, которой удалось получить начальное образование, не было возможности продолжить учебу. Чтобы учиться в Кинешемской гимназии, например, каждый ученик должен был внести 75 рублей в год. А для крестьянской семьи это были огромные деньги.

Основная часть учебных заведений содержалась за счет земства. Оно относило средства на народное образование по статье «Необязательные расходы», выделяло их в незначительных размерах.

До 1917 года в селе Семеновское было одно двухклассное (перешедшее потом в трехклассное) и пятиклассное училища.

На Заречной улице, во дворе бывшей Семеновской начальной школы стоит дом №8. На месте этого дома и располагалось пятиклассное училище, заведовал которым Ф.Г.Троицкий. К этому училищу в основном и восходит история Островской средней школы. Впоследствии училище было переведено в специально построенное земством здание (по улице В.Советской, дом №36).

В 1915 году в центре Семеновского Лапотного (по улице В.Советской, дом №34) открыли четырехклассное высшее начальное училище, инспектором которого, по отзывам старожилов, был прекрасный человек М.И. Мельников. Учащиеся из Заречного пятиклассного начального училища принимались во второй класс высшего начального училища без экзаменов.В своем первоначальном типе высшее начальное училище существовало до 1917 года. На сохранившихся училищных книгах можно видеть гербовую печать с надписью:

«Семеновское Лапотное

Высшее начальное училище

Кинешемского уезда».

В 1917 году в высшем начальном училище прибавился еще класс, и помещение арендовалось в доме А.Ф.Мазина (ул. Нижняя Советская, дом 52). Это училище уже давало права прежней гимназии.

В 1918 году был надстроен еще класс, в следствии чего образовалась школа второй ступени, занимавшая весь верх здания по улице Верхней Советской, дом 34. Заведующим школы был П.Е.Смирнов.

В школе второй ступени в основном учились дети торговцев, промышленников, не приспособленные к труду, избалованные. Эти дети нередко вносили дезорганизацию в распорядок работы школы, портили учебно-наглядные пособия, и т.п.

Семеновская семилетняя школа (5-7 классы) была основана на базе Семеновского-Лапотного высшего начального училища в 1923 году. Учащиеся были главным образом из деревень, как ближних, так и дальних. В те годы разрешили учиться и детям служителей культ, и детям мелких торговцев. Классы размещались в старом приспособленном здании бывшего приюта по Кинешемскому тракту (ул. Кинешемская) недалеко от ветеринарной больницы.. Здание было деревянное, обшитое тесом, имело мезонин, в котором тоже размещался класс. Два класса размещались в восточном крыле здания и один с южной стороны за вестибюлем. В заднем крыле здания размещались учительская и канцелярия, а рядом квартира заведующего школой. Начальные классы находились в здании, где длительное время располагалась Семеновская начальная школа. Существовал и 5 класс, параллельный.

Материальная база школы была очень слабая. Приборы по физике и химии размещались в двух шкафах. Ни о каких лабораторных работах и речи не было. Чуть больше было пособий по биологии. Библиотека состояла из книг, размещенных в одном шкафу. Отопление было печное. Изразцовые печи обогревали помещение довольно сносно.

Заведовал школой Константин Михайлович Котомкин. Это был выходец из бедной крестьянской семьи. Очень чуткий человек, коммунист. Для двух лучших по успеваемости учащихся, но малообеспеченных материально, он выхлопотал что-то вроде стипендии (по 5 рублей в месяц). В период НЭПа деньги были дорогие. В шестом классе одним из стипендиатов был Варенцов Павел ( в последствии учитель Островской школы) , а вторым – Розов Сергей. Константин Михайлович преподавал географию. За его отношение к делу обучения он пользовался уважением среди коллег, учен ков и их родителей. Константин Михайлович преподавал географию. В 1930 году его перевели в г. Макарьев в качестве секретаря горкома партии. А с 1933 года он был директором Макарьевского педагогического техникума. Котомкин М.К. был хороший семьянин. Котомкин К.М. погиб на фронте в годы Великой Отечественной войны.

Старейшим учителем семилетней школы был преподаватель русского языка, литературы и пения Лебедев Александр Александрович. Он же заведовал библиотекой. Это был чуткий, добрый человек, всеми уважаемый преподаватель. Давал глубокие знания учащимся по своим предметам, сумел многим привить любовь к чтению художественной литературы и музыки. Лебедев А.А. был добровольным наставником в общежитии учащихся (общежитие находилось в нынешнем здании почты). Организовал детский хор, а также хор моложе села Семеновское. Вел большую общественную работу. Праздничные утренники проводились под его руководством в классе, где стоял старинный рояль. Из столов делали подобие сцены, на которую поднимались декламаторы и участники инсценировок. Особенно торжественно отмечались в школе праздники Октября.

Самым молодым был преподаватель обществознания и географии Василий Иванович Смирнов. Математику и физику в 1926-1927 учебном году преподавал Петр Владимирович Голубев, а после его выбытия – Разина Анна Гавриловна. Химию и биологию преподавал Николай Антонович Кочанов; его сменила Лидия Федоровна Чернова. Немецкий язык преподавали учителя: Кочанов Н.А., Свистунова Л.Н., Ляпунов А.А.. Рисование и черчение преподавалось тоже разными учителями. В 7 классе преподавал В.М.Сахаров. Физкультуру преподавал В.И.Смирнов.

В 1927-1928 учебном году в школе ввели так называемый «дальтон-план» - новую систему обучения. Учеников в классе разбивали на звенья по 4-5 человек, в состав которых входили сильные и слабые ученики. Звеньевым был самый сильный ученик. Каждый учитель по своему предмету давал задание по определенной теме на две недели. Ученики записывали целый ряд вопросов и заданий выполнения практических работ. Выполнение заданий звено могла начинать с любого предмета и свободно переходить из одной классной комнаты в другую. В процессе занятий звеньевой или член звена обращались к учителю за консультацией по тому или иному трудному вопросу, но часто обращаться за консультацией не рекомендовалось, учащиеся сами должны были добиваться ответа на вопрос. Члены звена вели тетради – дневники. В них записывались задания, выводы. Оценки в то время были такие: «вуд», «уд», «уд+», «неуд». Позднее вместо оценки «вуд» (вполне удовлетворительно) стали ставить оценку «хор» (хорошо).

В 1928-1929 «дальтон-план» был отменен, и применили похожий на него – «бригадный метод». Учащиеся занимались звеньями, но по расписанию. Зачеты сдавали тоже по окончанию темы.

В школе росла пионерская организация. Пионеры тех лет , например, М.А. Завьялова и другие тепло вспоминают вожатого Сергея Михайловича Мазина. Последний выпуск по программе семилетней школы состоялся в 1929 году. Шестиклассники и поступающие в пятые классы школьники стали заниматься по программе ШКМ (школа крестьянской молодежи). Изменился состав учителей, появились новые учебники. При школе была открыта столярная мастерская (для мальчиков) и кройки и шитья (для девочек). Столярное дело преподавал Груздев Михаил Михайлович, а уроки кройки и шитья – Полякова Александра. Упорядочивалась работа на пришкольном участке. Занятия по труду проводились в здании на территории начальной школы. В этом здании позднее были открыты общежитие и столовая для учащихся (дом №:6). Количество классных комнат в основном здании увеличилось за счет ликвидации квартиры заведующего школы. Для него был построен отдельный домик возле школы.

В 1932 году директором школы был Зубков Н.А., а завучем Снагина Надежда Александровна. Впоследствии она ее муж Яковлев- первый секретарь райкома партии . были репрессированы. Учителя школы в основном имели со средним образованием. На преподавание немецкого языка и географии была выдвинута Кузовкина Валентина Андреевна. В школе работали молодые преподаватели Смирнов Геннадий Александрович, Кучкина Анна Васильевна (позднее Мазина). Биологию и химию преподавали Моисеева Александра Георгиевна и Крылова Анна Влад. Русский язык и литературу преподавали Лебедев А.Л. и Смирнов П.Г., Варенцов Павел Сергеевич после окончания Макарьевского педагогического училища – учитель черчения и физики. Позднее прибыла Быкова А.Г.(математик), Хлистунова В.П. (география), Овсянников С.Я. (историк). Виноградов Г.Г. (немецкий язык и рисование). Физкультуру преподавал Пелевин Н.М.. а столярное дело – Груздев М.М.

Семеновская ШКМ тогда считалась образцовой (на здании школы была такая вывеска). И почти все учителя, независимо от образования, должны были давать открытые уроки для учителей района, особенно в 5-7 классах. Отговорки, что нет опыта в работе, в расчет не принимались. С каждым годом контингент учащихся увеличивался. А следовательно, и учителей. В 1934 году из Покровской ШКМ прибыл в Семеновскую ШКМ аграном-биолог Адельфинский Иван Николаевич. Иван Николаевич энергично взялся за организацию пришкольного участка. Под его руководством был заложен яблоневый сад между старым зданием райисполкома и Домом пионеров (до наших дней сад не сохранился). Преподавать немецкий язык прибыл Руоф Альберт Андреасович (уроженец Крыма), а также заочник факультета иностранных языков Виноградов Георгий Георгиевич. Он же стал преподавать рисование. На преподавание истории прибыл Д.Н. Воробей, который был в ссылке как «троцкист». Работал добросовестно. Обладал глубокими знаниями , но был репрессирован второй раз.

1 сентября 1934 года при Семеновской ШКМ открыли 8-ой класс, что послужило началом организации полной средней школы. В других ШКМ восьмые классы открылись позднее и школы стали называться Н.С. Ш.) (неполная средняя школа). Так как классных помещений не стало хватать перешли на двусменные занятия. 8 класс занимался в помещении начальной школы. В то же время спроектировали и начали строить новое здание на улице Советской (дом № 38). Использовали кирпичное здание – коробку (раньше тут размещался госбанк и аптека) по фасаду подстроили к ней первый этаж (кирпичный). А второй этаж надстроили деревянный. Грунт в задней части первого этажа был сырой, так как раньше тут был конный двор и какие-то склады. Поэтому впоследствии не раз приходилось перебирать полы, заменять перекладины. И все же по тем временам это было хорошее здание с большим количеством классных комнат. Учительской, кабинетом директора школы, библиотекой. Под раздевалку была отведена на первом этаже специальная комната. Правда вестибюль и коридоры были тесные. Но пока здание строилось, пришлось размещать учащихся по разным зданиям. Так, 8-ой и 9-ый классы поместили в двухэтажное здание, на месте сгоревшей АТС (ул.Н.Советская, д. № ) Внизу были начальные классы, а средние – в зданиях за рекой. Для учителей сложились огромные неудобства не только из-за двухсменных занятий, но и из-за перехода из одного здания в другое, из-за чего не раз случались опоздания на уроки.

Началась подготовка к созданию подлинно советской школы повышенного типа на базе пятиклассного училища. Под школу было передано здание бывшего приюта (старого корпуса детского дома по улице Кинешемской). И оно предположительно открылось в 1924 году.

Наконец в 1937 году был первый выпуск учащихся 10 класса в количестве 22 человек в новом здании. Остальные здания еще продолжали функционировать, но ограниченно. В библиотеке было мало книг. О классах-кабинетах тогда и речи не было. Отопление было печное и не всегда качественными дровами, отчего в суровые зимы в школе было холодно. Освещение по вечерам было скудное. Зажигали висячие и настольные керосиновые лампы. Позднее освещение было от местной электростанции, но очень слабое и с перебоями. Средняя школа в районе долгое время была одна. Количество классов-комплектов доходило почти до 30. Коллектив учителей сложился большой, наблюдалась и текучесть кадров. Одной из причин являлись квартирные условия. И все же учителя со многими неудобствами мирились. В коллективе уже было немало учителей с высшим образованием, особенно в старших классах: Динер Исай Яковлевич (физик-математик), окончивший Ленинградский университет им. Герцена- он становится директором школы., Померанцев Виктор Павлович и Померанцева Нина Ивановна, окончившие физико-математический факультет Ивановского пединститута. Маслов Николай Григорьевич – выпускник того же института. Матросов Алексей Митрофанович – литератор, прибывший из Сибири. Соколова (Чистова) Мария Павловна – литератор, Воронова Екатерина Ивановна – историк, Соболева Маргарита Арсеньевна – географ, Поль Вильма Петровна – географ. Кроме этих учителей , во второй половине 30-х годов работали супруги Беловы, Захаровы, Кочановы, Гороховы, Крейдтнер; М.И. Сокол, А.К. Синицина, Л.Г.Черновой, Г.Г.Виноградов, Н.А. Третьякова (Матросова), И.П.Морозов (физкультура), Покровский(математик), И.А.Крупина (биолог), Воскресенская Н.А., Н.И.Иовлев, В.А.Турусов. Учителями начальных классов были Забродина Т.А., Вишневская Н.Г., Коровина Е.И., Никитина Г.А., Львов А.Г., Воронова П.А. (Куликова). Пионервожатой была Прасковья Федоровна Быкова (Варенцова), ее сменила Шагова М.П., которая впоследствии стала учительницей начальных классов. Библиотекарем работала Ирина Виноградова. Менялись директора и завучи в школе. Трудно было работать уборщицами, зарплата была очень низкая. И все же добросовестно трудились Карандашова Т, ее сестра К.Трухина. Васютина и др. В новом здании школы не было ни актового зала, ни физкультурного. Торжественные собрания и педсоветы проводились в одном из более вместительных классов. Физкультура в ненастные дни проводилась в коридорах или в классах. Канцелярия тоже не имела определенного помещения. Делопроизводством занималась Динер Мария Марковна. В двух временно освобожденных классах на первом этаже проводились елки и встречи Нового года. Спектакли и концерты днем проводились в Доме пионеров. А вечернее время в Доме Культуры «Родина» (находился рядом с Домом пионеров). Под руководством Е.И.Вороновой ставили пьесы, например «Мещанин во дворянстве» Мольера (отличились в спектакле Ковалевский В. И Химичева О.), в комедии «Призыв» - замечательно играл Никонов В. Вообще все гордились первым выпуском 10 класса. Класс был по уровню знаний сильным,, дисциплинированным и активным. Вот список класса:

Акутина Александра, Беляев Михаил, Валикова Валентина, Ветюгова Анна, Владимирова Евлампия, Иголкина Мария, Капустина Надежда, Карандашов Александр, Каузова Александра, Кириллов Владимир, Копейкина Апполина, Кукушкин Михаил, Малодушная Анна, Межакова Римма, Никонов Виктор, Пономарева Людмила, Русова Ольга, Сорокин Валентин, Федорова Александра, Цветков Анатолий, Яковлева Галина, Яковлева Елизавета. Большинство выпускников впоследствии получили высшее образование и приобрели разнообразные профессии. Хором в школе руководил А.А.Лебедев. Пионерским хором при Доме пионеров руководил В.И. Моисеев. Он так же организовал самодельный духовой оркестр среди взрослых. Молодые учителя тоже участвовали в спектаклях. Так, Овсянников С.Я. , Быкова А.Г. Морозов И.П., Коровкина Е.И., Груздев М.М., поставили комедию «Знатный внук», принесшую большой успех. В те годы многие учителя были лекторами и агитаторами, участвовали в избирательных компаниях. Экзамены в школе начинались в одно и то же время- 20 мая ( экзаменовались учащиеся начиная с 4 и кончая 10 классами).

По указанию райкома партии в конце 30-х годов в школе проводились митинги, на которых клеймились «враги народа». Митинги проводил В.Э.Крейдтнер (как потом говорил «проводил скрепя сердце»). Беседы о текущей политике проводил для учителей сотрудник военкомата Золотов. Перед Великой Отечественной войной и в начале ее усилился процесс перемещения учителей. Особенно много выбыло мужчин, большая часть из которых была призвана в ряды Советской Армии: Беляев М.В., Виноградов Г.Г., Горохов С.Г., Груздев М.М., Динер И.Я., Захаров А.С., Иовлев Н.И., Кочанов Б.А., Крейдтнер В.Э., Овсянников С.Я., Черновой Л.Г., Моисеев Л.И., Варенцов П.С. и др. За мужьями выбыли из школы ряд женщин: Белова, Горохова, Захарова и др. Коллектив школы значительно поредел. В годы войны учителя и ученики включались в компанию по уборке урожая. Учителя занимались и заготовкой дров. Работали при скудном освящении, а подчас отоплении. Чтобы экономить керосин, изготовляли самодельные светильники( «фигасы»). Экономили спички, употребляли так называемые «кресала». В селе и деревнях регулярно проводились беседы о положении на фронтах. и беспримерной работой советских людей в тылу. Несмотря на трудные условия работы и жизни учителя стремились организованно и торжественно проводить календарные праздники. Продолжался прием в партию, комсомол и пионеры. Под руководством учителей учащиеся готовили подарки фронтовикам, писали письма. В годы войны прямо со школьной скамьи были мобилизованы на фронт будущие учителя Зыков Ю.В., Смирнов В.И.. Коллектив в школе менялся, не хватало учителей по нескольким предметам, т.к. многие из них выбывали из школы. Заметно уменьшился контингент учащихся в школе, снизилась наполняемость классов.

В 1940 году Иван Николаевич Адельфинский возглавил коллектив Островской средней школы. Он закончил заочно Тимирязевскую академию и кроме того что был директором школы, преподавал биологию и немецкий язык. В должности директора был до 1948 года. А всего проработал в школе 12 лет.

Его сменил Ляпунов Дмитрий Андреевич. Который проработал в качестве директора 1 год.

9мая 1945 года закончилась Великая Отечественная война. Вернулись в школу Виноградов Г.Г., Крейдтнер В.Э., Смирнов В.И., Зыков Ю.В., Петров И.И. Бахмуров А.Ф.

В школе в Зале Боевой славы ( в новом здании на третьем этаже) на мемориальной доске были запечатлены имена погибших в Великую Отечественную войну имена учителей и учеников.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В истории села Островское, как центра нашего района, немалый интерес представляет основание и развитие средней школы ведущего учреждения в обучении и iconУрок истории в 10 классе на тему «Отечественная война 1812 года»
Уважаемые коллеги, я, Хасаншина Гулюзя Ахметовна, учитель истории и обществознания Государственного бюджетного общеобразовательного...
В истории села Островское, как центра нашего района, немалый интерес представляет основание и развитие средней школы ведущего учреждения в обучении и iconВ 2012–2013 учебном году школа работала в режиме 6- дневной недели,...
Аяно-Майского района и находится в его центральной части в 200 километрах от районного центра с. Аян. Около 50% населения села являются...
В истории села Островское, как центра нашего района, немалый интерес представляет основание и развитие средней школы ведущего учреждения в обучении и iconИз опыта работы учительницы истории и обществознания головинской...
Развитие познавательного интереса учащихся на уроках истории и во внеклассной работе
В истории села Островское, как центра нашего района, немалый интерес представляет основание и развитие средней школы ведущего учреждения в обучении и iconПрограмма элективного курса «Ключи к тайнам Клио». Разработана учителем...
Цель курса: повысить интерес учащихся к истории как науке, добиться более углубленного ее изучения
В истории села Островское, как центра нашего района, немалый интерес представляет основание и развитие средней школы ведущего учреждения в обучении и iconА. В. Пёрышкин «Физика, 8 класс», Москва, Дрофа, 2008 год Выполнила...
Дисциплина «Методология и методы психолого-педагогических исследований» представляет блок общепрофессиональных дисциплин Госстандарта....
В истории села Островское, как центра нашего района, немалый интерес представляет основание и развитие средней школы ведущего учреждения в обучении и iconПубличный отчётный доклад Муниципального общеобразовательного учреждения...
Родине, уважение к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной Войны
В истории села Островское, как центра нашего района, немалый интерес представляет основание и развитие средней школы ведущего учреждения в обучении и iconДоклад муниципального образовательного учреждения Дмитриановской...
Открытый информационный доклад, в котором представлены результаты деятельности Муниципального образовательного учреждения Дмитриановской...
В истории села Островское, как центра нашего района, немалый интерес представляет основание и развитие средней школы ведущего учреждения в обучении и iconПрограмма развития школы «Школа славянских культур»
Педагогический коллектив гбоу школы №595 представляет вашему вниманию публичный доклад о работе нашего учреждения в 2012 году
В истории села Островское, как центра нашего района, немалый интерес представляет основание и развитие средней школы ведущего учреждения в обучении и iconУл. Будрина д. 6, тел. 21-5-42
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села имени Полины Осипенко муниципального...
В истории села Островское, как центра нашего района, немалый интерес представляет основание и развитие средней школы ведущего учреждения в обучении и iconУл. Будрина д. 6, тел. 21-5-42
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села имени Полины Осипенко муниципального...
В истории села Островское, как центра нашего района, немалый интерес представляет основание и развитие средней школы ведущего учреждения в обучении и iconУл. Будрина д. 6, тел. 21-5-42
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села имени Полины Осипенко муниципального...
В истории села Островское, как центра нашего района, немалый интерес представляет основание и развитие средней школы ведущего учреждения в обучении и iconДоклад Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной...
Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №35
В истории села Островское, как центра нашего района, немалый интерес представляет основание и развитие средней школы ведущего учреждения в обучении и iconПедагогический коллектив школы представляет вашему вниманию публичный...
Тип, вид, статус учреждения: Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников...
В истории села Островское, как центра нашего района, немалый интерес представляет основание и развитие средней школы ведущего учреждения в обучении и iconО проведении запроса котировок на поставку учебного оборудования...
...
В истории села Островское, как центра нашего района, немалый интерес представляет основание и развитие средней школы ведущего учреждения в обучении и iconПубличный доклад директора муниципального общеобразовательного учреждения...
Уважаемые родители, учащиеся, выпускники, друзья и коллеги нашего учебного заведения!
В истории села Островское, как центра нашего района, немалый интерес представляет основание и развитие средней школы ведущего учреждения в обучении и iconПояснительная записка «Способы решения задач по механике»
Муниципальное образовательное учреждение средней общеобразовательной школы села псяк кукморского муниципального района республики...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск