МОУ Островская средняя общеобразовательная школа
Предмет: ФИЗИКА. 8 КЛАСС
Учебник: А. В. Пёрышкин «Физика, 8 класс», Москва,
Дрофа, 2008 год
Выполнила учитель
физики Островской
средней школы:
Михайлова
Светлана Владимировна
Островское – 2008 год.
Место в структуре учебной программы: данный урок проводится во второй учебной четверти при рассмотрении второй главы «Изменение агрегатных состояний вещества», урок № 3 (согласно тематического плана).
Тема урока: Относительная влажность воздуха. Определение относительной влажности воздуха и ее значение для здоровья.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок – исследование, с использованием ИКТ.
Цели урока:
Узнать, что такое относительная влажность воздуха,
Научиться определять относительную влажность воздуха,
Рассмотреть различные приборы для определения относительной влажности воздуха,
Постараться определить для себя, насколько эта физическая величина важна и для нашего самочувствия и для нормальной стабильной работы предприятий различного профиля.
Задачи урока:
Обучающая:
Сформировать понятие «относительной влажности воздуха»,
Рассмотреть формулу для расчета влажности,
Изучить приборы для определения относительной влажности воздуха: гигрометры, психрометр.
Развивающая:
способствовать расширению кругозора учащихся,
повышению их интеллекта,
привитие навыков самостоятельной и исследовательской работы в сочетании с практической деятельностью учащихся.
Воспитательная:
научить учащихся подходить к изучаемым проблемам с позиции исследователя,
Воспитывать чувство уверенности у учащихся, желание самому получить результат поиска.
Оборудование:
психрометр, гигрометр, термометр, психометрические таблицы, компьютер, экран, проекционный аппарат.
Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения: использование ИКТ, прибор для определения влажности воздуха - психрометр, психрометрическая таблица, самостоятельная работа с учебником, с дидактическим материалом, пример решения задачи, кроссворд - в электронном виде.
Структура урока:
Организационный момент (1 минута).
Мотивационное начало урока (4 минуты).
Определение темы и задач урока (3 минуты).
Постановка проблемного вопроса (1 минута).
Объяснение нового материала (16 минут).
Самостоятельная работа (4 минуты).
Решение задач на расчет относительной влажности воздуха (2 минуты).
Рассказ учителя (4 минуты).
Выполнение практического задания (2 минуты).
Экспериментальное задание (выполняется во время заслушивания докладов).
Исследования учеников (доклады) (4 минуты).
Подведение итогов урока ( 3 минуты).
Домашнее задание (1 минута).
Рефлексия. Оценки за урок. (1 минута).
Урок проводится с использованием ИКТ.
( Прилагается презентация Microsoft PowerPoint – Приложение 1)
Организационное начало урока(1 минута)
На проекторе эпиграф к уроку:
В 1 веке до нашей эры римский поэт Тит Лукреций Кар в своей
знаменитой поэме «О природе вещей писал»:
И, наконец, на морском берегу, разбивающем волны,
Платье сыреет всегда, а на солнце, вися, оно сохнет.
Видеть, однако, нельзя, как влага на нем оседает,
Да и не видно того, как она исчезает от зноя.
Значит, дробится вода на такие мельчайшие части,
Что недоступны они совершенно для нашего глаза.
Мотивационное начало урока( 4 минуты)
Подвести к постановке учебных задач и определению темы урока.
Учитель: Как вы считаете, почему затрудняется дыхание в пустыне и на крайнем севере?
Ответы учеников: так как воздух сухой.
В воздухе всегда есть водяной пар. Перечислите, откуда он берется?
испарение с поверхности Земли
испарение с поверхности водоёмов, растений,
атмосферные осадки
Учитель: Ребята! Сейчас вы увидите природные явления. Подумайте, они как - то связаны между собой?
Туман,
Облака,
Иней,
Роса,
Пустыня
Слайды №5 – 10.
Учитель: Какое из явлений отличается от других? Чем?
Ученик: Пустыня, там нет влаги.
Определение темы и задач урока (3 минуты)
Учитель: Значит влажность это понятие относительное, итак,
формулируем тему урока:
Относительная влажность воздуха. Определение относительной влажности воздуха и ее значение для здоровья. Слайд № 11.
Далее ученики формулируют цели урока. Слайд № 12.
Постановка проблемного вопроса. (1 минута)
Ребята перед вами вырезка из местной газеты «Островские вести» с неблагоприятными днями в ноябре месяце. Слайд № 13.
? Для чего публикуют подобные предупреждения?
Учитель: Постарайтесь осмыслить этот вопрос, а точный ответ вы мне дадите в конце этого урока.
Объяснение нового материала. (16 минут)
Влажность воздуха является одним из важнейших параметров атмосферы, который определяет погоду, а также то, на сколько комфортно чувствует себя человек в данный момент времени. Итак, мы уже выяснили, что влажность воздуха определяется количеством в нем водяного пара. Слайд № 14.
Самостоятельная работа. (4 минуты)
Ребята! Давайте посмотрим, что такое влажность воздуха?
(работают по учебнику самостоятельно). Слайды № 15 – 16.
Откройте учебник § 19 на странице 46, внимательно прочитайте его до страницы 47.
Запишите к себе в тетрадь формулу для расчета относительной влажности воздуха, обозначив все величины, входящие в формулу.
2) Решение задачи на расчет относительной влажности воздуха. (2 минуты) Слайды № 17 - 18.
3) Рассказ учителя «Приборы для определения влажности воздуха». (4 минут). Слайды № 19 – 22.
4) Выполнение практического задания «Определение относительной влажности воздуха с помощью психрометра» (2 минуты). Выполняют все учащиеся. Слайды № 23 – 26.
5) Экспериментальное задание (выполняют два ученика класса на выбор, определяют при помощи психрометра влажность воздуха на улице). Слайд № 27.
Учитель: Мы попросим двух учеников класса с помощью психрометра определить влажность воздуха сейчас на улице.
Учитель: Пока ребята рассчитывают относительную влажность воздуха, мы посмотрим, а какие исследования для нас подготовила ученица класса.
6) Доклады учеников класса (4 минут)
«Исследование относительной влажности в школьном кабинете физики». Приложение 2. Слайд № 28.
«Мнения ученых о важности относительной влажности воздуха»
Приложение 3. Слайд № 29 – 30.
6. Подведение итога урока. ( 3 минуты)
Решение проблемного вопроса:
Учитель: Вернемся к началу урока. Перед вами вырезка из местной газеты «Островские вести» с неблагоприятными днями в ноябре месяце.
Слайд № 31.
? Для чего публикуют подобные предупреждения?
Ученики: выдвигают свои версии, аргументируют ответы. (возможный вариант)
Это связано с относительной влажностью воздуха, если она повышена, то общее самочувствие человека ухудшается, особенно это относится к пожилым людям, так как они наиболее чувствительны к перепадам температур. Поэтому, чтобы им как–то обезопасить себя, свое здоровье, фиксируют подобные публикации.
Составление вопросов к кроссворду (по наличию свободного времени). Слайд № 32.
7. Домашнее задание: § 19 стр. 46 – 48,
Творческое задание: Попробуйте с помощью двух термометров (сухого и влажного) измерить относительную влажность воздуха у вас дома, сравните ваш результат с тем, что мы получили на уроке, объясните, по какой причине относительная влажность воздуха получилась меньше (больше) полученной на уроке. Слайд № 33. (1 минута).
8. Рефлексия. Оценки за урок. (2 минуты). Слайд № 34.
Достигли ли мы цели урока?
Что больше всего понравилось в ходе урока?
Что не понравилось?
Что, на ваш взгляд, можно было бы изменить?
О чем хотели бы узнать больше?
Используемая литература:
Учебник А. В. Пёрышкин «Физика, 8 класс», Москва,
Дрофа, 2008 год.
Поурочные планы «Физика. 8 класс», И. И. Мокрова, Волгоград, 2003 год.
В. И. Лукашик «Сборник задач по физике», Москва, Просвещение, 2006 год.
С. Е. Полянский «Поурочные разработки по физике, 8 класс , Москва «ВАКО», 2005 год.
Электронные уроки и тесты «Физика в школе», «ЗАО «Просвещение – Медиа», 2005 год.
А. Е. Марон, Е. А. Марон «Физика, 8 класс», Дидактические материалы, Москва, Дрофа, 2006 год.
http://www.september.ru – газета «Первое сентября».
Электронные рисунки с сайта: http://www.yandex.ru/picture.gif
Материал размещен на сайте Интернет - Представительства Островской средней школы.
|