Скачать 490.33 Kb.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета (учебного курса, учебной дисциплины, учебного модуля) МОУ «Гимназия» г. Мензелинска Республики Татарстан наименование ОУ Шайдуллина Р.К., учитель I квалификационной категории Ф. И. О., категория по физике, 8 класс предмет, класс и т.п.
2010 - 2011 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа по физике в 8 классе составлена на основе - федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), -примерной программы основного общего образования по физике (составители: Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев; М., Дрофа, 2007.), -Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. /сост. В.А.Коровин. В.А.Орлов. - М.: Дрофа, 2008.), где включена авторская программа: А.В.Перышкин, Е.М.Гутник. Физика. 7-9 классы. -Письма МО и Н РТ «Об особенностях преподавания учебного предмета «Физика» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» №1292/ 9 от 02.03.09; -федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2010-2011 учебный год (Физика. 8 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений /А.В.Перышкин. – М.: Дрофа, 2009), - с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования; -базисного учебного плана 2010-2011 года. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта на базовом уровне; дает конкретное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся; определяет минимальное количество лабораторных работ, выполняемых учащимися. Цели и задачи изучения физики в 8 классе:
Место предмета в учебном плане МОУ «Гимназия». Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение физики в 8 классе отводится 2 ч в неделю. Количество учебных часов в учебном плане МОУ «Гимназия»: В год -70 часов (2 часа в неделю) В том числе: контрольных работ -6, лабораторных работ – 12. Формы промежуточной и итоговой аттестации: Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных работ. Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год. В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ. Краткая характеристика сформированных общеучебных умений, навыков на начало учебного года учащихся 8 класса: знают - смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие; - смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергии, коэффициент полезного действия. - смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, сохранения механической энергии. умеют - описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостям и газам, плавание тел, диффузию. - использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления. -представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени движения, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления. - выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы. - приводить примеры практического использования физических знаний. - решать задачи на применение изученных законов. - осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием различных источников. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Основное содержание 1. Тепловые явления (14 ч) Тепловое движение. Термометр. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах. Фронтальные лабораторные работы 1.Исследование изменения со временем температуры остывающей воды. 2.Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры. 3.Измерение удельной теплоемкости твердого тела. 2. Изменение агрегатных состояний вещества (11ч) Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр. Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразования энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. Экологические проблемы использования тепловых машин. Фронтальная лабораторная работа 4.Измерение относительной влажности воздуха. 3.Электрические явления (25 ч) Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов. Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрических зарядов в полупроводниках, газах и растворах электролитов. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Счетчик электрической энергии. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители. Фронталъные лабораторные работы 5.Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках. 6.Измерение напряжения на различных участках электрической цепи. 7.Регулирование силы тока реостатом. 8.Исследование зависимости силы тока, в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника. 9.Измерение работы и мощности электрического тока. 4. Электромагнитные явления (6 ч) Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микро фон. Фронтальные лабораторные работы 10. Сборка электромагнита и испытание его действия. 11.Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели). 5. Световые явления (10 ч) Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражения света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Фронтальные лабораторные работы 12.Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображения при помощи линзы. 6.Повторение(4ч) В результате изучения физики 8 класса учащиеся должны Знать/понимать - смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле; - смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы. - смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света. Уметь - описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, отражение, преломление и дисперсию света. - использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока. - представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света. - выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы. - приводить примеры практического использования физических знаний. - решать задачи на применение изученных законов. - осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием различных источников. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Учебно- тематическое планированиепо физике |