Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе в 7 классе составлена на основе программы литературного образования, допущенной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации в качестве программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений. – Москва «Просвещение», 2011 г.
Данный вариант программы обеспечен учебником-хрестоматией для общеобразовательных школ: «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2011 г.) с приложением на электронном носителе. К данному варианту программы прилагается методическое пособие Н. Я. Крутовой, С. Б. Шадриной «Литература. 7 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной»/авт.-сост. Н. Я. Крутова, С. Б. Шадрина. – Волгоград: Учитель, 207. – 255с. На изучение курса отводится 70 часов из расчета 2 часа в неделю.
В рабочей программе отведены часы на проведение уроков внеклассного чтения, которые позволяют расширить круг знакомства с произведениями того или иного автора, и на проведение уроков развития речи, которые вырабатывают умение понимать прочитанное, умение логично пересказывать, позволяют проводить письменные работы. Программа предназначена обучающимся 7 класса среднего общеобразовательного учреждения. Особенности развития обучающихся 7а класса высокий , уровень общего образования – 7а 85% (из 15 человек – 10 обучающихся учатся на «4» и «5», уровень развития 7б класс – средний , только 4 обучающийся учится «4» и «5»,остальные учатся слабо. Школа базовая
Цель реализации основной образовательной программы основного общего образования: развитие социально-ориентированной, инициативно-творческой, духовно-нравственной, физически здоровой личности, ориентированной на человеческие ценности, способной к активной учебно-познавательной деятельности, саморазвитию и самоопределению Модель выпускника МБОУ « СОШ с. Красный Яр»
Гражданские качества:
знание своих прав и обязанностей;
любовь к родному краю, стране;
любовь к природе, охрана ее;
уважение к традициям народа;
Нравственные качества:
доброта, милосердие;
взаимовыручка;
честность, порядочность;
понимание другого человека;
уважение к старшим;
здоровый образ жизни;
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры,
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей,
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы;.
Для организации учебно-познавательной деятельности используются следующие технологии:
коммуникативные технологии и технологии учебного сотрудничества;
развивающего и проблемного обучения;
проектно-исследовательские;
игровые технологии, способствующих решению основных учебных задач как на уроке, так и за его пределами;
информационные технологии;
проектные, исследовательские;
здоровьесберегающие.
Для формирования ключевых образовательных компетенций используются такие средства, формы и приемы обучения, как:
метод сотрудничества;
методики проектирования;
дифференцированный подход;
деятельностный подход.
Основной формой образовательного процесса является урок. Программа предусматривает типы уроков: защита проектов, уроки-исследования, конференции, урок-игра, практикумы, лекции, зачеты, презентации.
На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения: Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций Ожидаемые образовательные результаты: Учащиеся должны знать:
Текст художественного произведения;
Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений;
Особенности композиции изученного произведения;
Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.
Учащиеся должны уметь:
Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц;
Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета;
Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка;
Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним;
Различать эпические и лирические произведения;
Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него;
Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику;
Составлять план собственного устного или письменного высказывания.
Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения;
Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении;
Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.
Учебно-тематический план
№ п/п
| Тематический блок (тема учебного занятия при отсутствии тем.блока)
| Кол-во часов
| Использова-ние ИКТ
| Использование проектной деятельности
| Использование исследователь-ской деятельности
| 1
| Введение
| 1
|
|
|
| 2
| Устное народное творчество
| 4
| 3
| 1
| 2
| 3
| Древнерусская литература
| 2
| 1
|
| 1
| 4
| Русская литература 18века
| 2
|
|
| 1
| 5
| Русская литература 19века
| 32
| 12
| 5
| 3
| 6
| Русская литература 20 века
| 19
| 9
| 4
| 3
| 7
| Зарубежная литература
| 7
| 2
| 1
| 1
| Основное содержание тематического плана
Тематический блок
| Количество часов
| Количество контрольных работ.
| Развитие речи
| Введение
| 1
|
|
| Устное народное творчество
| 4
|
|
| Древнерусская литература
| 2
|
|
| Русская литература 18века
| 2
|
|
| Русская литература 19века
| 32
| 2
| 2
| Русская литература 20 века
| 19
|
| 2
| Зарубежная литература
| 7
|
|
| Итоги года
| 1
| 1
|
| Календарно-тематический план
№ уро-ка
| Наименование тем уроков
| Кол-во час.
| Дата проведения
| по плану
| по факту
| 1 четверть
| 1
| Введение. Важнейшая задача литературы – изображение человека. Личность автора и его отношение к героям. Знакомство с учебником.
| 1
|
|
| 2
| Устное народное творчество. Предания. Исторические события в преданиях.
| 1
|
|
| 3
| Былины: строение, содержание, герои. Собиратели и исполнители былин.
Прославление мирного труда в былине «Вольга и Микула Селянинович».
| 1
|
|
| 4
| Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Особенности характера Ильи Муромца.
| 1
|
|
| 5
| Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Особенности смысла и языка пословиц.
| 1
|
|
| 6
| Древнерусская литература. Летописи. «Повесть временных лет».
Нравственные заветы Древней Руси в «Повести временных лет».
| 1
|
|
| 7
| Прославление любви и верности в «Повести о Петре и Февронии Муромских». Высокий моральный облик главной героини.
| 1
|
|
| 8
| Русская литература XVIII века. Ученый и поэт М.В.Ломоносов.
М.В.Ломоносов. «Ода на день Восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Мысли о русской науке, о Родине, призыв к миру. Понятие о жанре оды.
| 1
|
|
| 9
| Очерк жизни Г.Р.Державина. Стихотворение «Признание» как самохарактеристика поэта.
Размышления о свободе творчества и смысле жизни в стихах Г.Р.Державина. «На птичку», «Река времен в своем стремленьи».
| 1
|
|
| 10
| Русская литература XIX века. Очерк жизни и творчества В.А.Жуковского. Баллада «Лесной царь». Понятие о балладе.
| 1
|
|
| 11
| А.С.Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории. Творческая лаборатория поэта.
| 1
|
|
| 12
| Прославление Петра I в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник». Выражение чувства любви к Родине.
| 1
|
|
| 13
| Изображение Полтавской битвы в поэме А.С.Пушкина «Полтава». Прославление мужества и отваги русских солдат.
| 1
|
|
| 14
| А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Развитие понятия о балладе. Своеобразие языка произведения.
| 1
|
|
| 15
| А.С.Пушкин-драматург. Трагедия «Борис Годунов».
Образ летописца и значение его трудов в трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов».
| 1
|
|
| 16
| Изображение «маленького человека» в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести.
| 1
|
|
| 2 четверть
| 17
| Судьба Дуни из повести «Станционный смотритель». Авторское отношение к героям повести.Контрольное тестирование по творчеству А.С. Пушкина
| 1
|
|
| 18
| М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество великого поэта.
| 1
|
|
| 19
| Лирика Лермонтова. «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива». И.Бунин и Д.Мережковский о произведениях Лермонтова.
| 1
|
|
| 20
| Дух народной поэзии в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Историческое прошлое России Картины быта и их роль в понимании характеров поэмы.
| 1
|
|
|
21
| Русский уклад жизни и национальный характер в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
| 1
|
|
| 22
| Описание кулачного боя на Москве-реке в «Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов.
| 1
|
|
| 23
| Р.р. Сочинение по поэме «Песня про купца Калашникова…»
| 1
|
|
| 24
| Н.В.Гоголь. Страницы биографии. Художественный мир произведений Гоголя.
| 1
|
|
| 25
| Историческая обстановка и главные герои повести «Тарас Бульба».
| 1
|
|
| 26
| Образ Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба»
| 1
|
|
| 27
| Судьба двух братьев. Смысл противопоставления Остапа и Андрия.
| 1
|
|
| 28
| Трагедия Тараса Бульбы. Нравственный облик героя.
| 1
|
|
| 29
| Гибель Тараса. Патриотический пафос повести.
| 1
|
|
| 30
| Р.р. Сочинение по повести «Тарас Бульба
| 1
|
|
| 31
| И.С.Тургенев. Страницы биографии. Цикл «Записки охотника» и их гуманистический пафос. Рассказ «Бирюк».
Художественные особенности рассказа «Бирюк».
| 1
|
|
| 3четверть
| 32
| И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. Авторские критерии нравственности. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Особенности жанра.
И.С.Тургенева.
| 1
|
|
| 33
| Урок внеклассного чтения. Широта русской души в рассказе И.С.Тургенева «Певцы».
| 1
|
|
| 34
| Н.А.Некрасов. О поэте. Любимые стихи Некрасова.
Поэма Н.А.Некрасова «Русские женщины». Историческая основа поэмы. Главные герои.
| 1
|
|
| 35
| Величие духа русской женщины. Подвиг русских женщин, отправляющихся к осужденным мужьям в Сибирь.
| 1
|
|
| 36
| М.Е.Салтыков-Щедрин. О писателе. Приемы, используемые писателем в своих произведениях.
М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Паразитизм генералов.
| 1
|
|
| 37
| Урок внеклассного чтения. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске.
| 1
|
|
| 38
| Урок внеклассного чтения. Смысл человеческого существования в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь».Контрольное тестирование по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина
| 1
|
|
| 39
| Великий писатель и человек – Л.Н.Толстой. Слово о писателе.
Автобиографический характер повести «Детство». Анализ глав «Маман», «Что за человек был мой отец».
| 1
|
|
| 40
| Сложность взаимоотношений детей и взрослых в повести Л.Н.Толстого «Детство». Главный герой повести и его духовный мир. Нализ глав «Классы», «Наталья Савишна», «Детство».
| 1
|
|
| 41
| А.П.Чехов. Слово о писателе. Воспоминания современников о Чехове.
Рассказ «Хамелеон» - живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа.
| 1
|
|
| 42
| Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник». Авторская позиция.
| 1
|
|
| 43
| Русская литература XX века. И.А.Бунин. Слово о писателе.
Взаимоотношения взрослых и детей в рассказе И.А.Бунина «Цифры». Авторское решение проблемы.
| 1
|
|
| 44
| Самоотверженность главного героя в рассказе И.А.Бунина «Лапти». Нравственный смысл рассказа.
| 1
|
|
|
45
| М.Горький. О писателе. Воспоминания о Горьком. Личность писателя в его письмах.
Автобиографический характер повести «Детство». Главные герои. Изображение «свинцовых мерзостей жизни».
| 1
|
|
| 46
| «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Положительные герои повести «Детство». Вера в творческие силы народа.
| 1
|
|
| 47
| Подвиг Данко – подвиг во имя людей. Рассказ М.Горького «Старуха Изергиль».
| 1
|
|
| 48
| Урок внеклассного чтения. Яркие характеры рассказа «Макар Чудра». Особенности композиции рассказа.( Подготовка домашнего сочинения по творчеству М.Горького)
| 1
|
|
| 49
| Л.Андреев. О писателе. Знакомство с рассказом «Кусака». Гуманизм рассказа.
Тема милосердия в рассказе Л.Андреева «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека.
| 1
|
|
| 50
| В.Маяковский. О поэте. Отражение души поэта в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям»
| 1
|
|
| 51
| Как Маяковский писал стихи. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Юмор и фантастика в стихотворении.
| 1
|
|
| 52
| Личность писателя А.Платонова.
Рассказ А.Платонова «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей.
| 1
|
|
| 4 четверть
| 53
| Поэт А.Твардовский. Стихотворение «Братья». Отражение личной судьбы автора.
Стихотворения А.Твардовского о природе. «Снега потемнеют синие», «Июль – макушка лета», «Отыграли по дымным оврагам», «На дне моей жизни».
| 1
|
|
| 54
| Стихотворения о Великой Отечественной войне. Трудности и радости грозных лет войны.
| 1
|
|
| 55
| Нравственные проблемы рассказа Ф.Абрамова «О чем плачут лошади».
| 1
|
|
| 56
| Тема милосердия в рассказе Е.Носова «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. Память о героях Великой Отечественной войны в рассказе «Живое пламя».
| 1
|
|
| 57
| Ю.Казаков. О писателе. Взаимоотношения подростков в рассказе «Тихое утро». Взаимовыручка как мерило нравственности человека.
| 1
|
|
| 58
| Уроки нравственности Д.С.Лихачева. О писателе. Анализ глав из книги «Земля родная». Публицистика как жанр литературы.( Подготовка домашнего сочинения « Уроки нравственности в литературе 20 века)
| 1
|
|
| 59
| «Тихая моя Родина» Стихотворения о родной природе поэтов XX века. Анализ поэтического текста. Тропы и фигуры речи.
| 1
|
|
| 60
| Зарубежная литература. Р.Бернс. Слово о поэте. «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности. Своеобразие лирики Бернса.
| 1
|
|
| 61
| Дж.Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой» как прославление подвига во имя свободы Родины.
| 1
|
|
| 62
| Японские хокку. Особенности жанра.
| 1
|
|
| 63
| Взаимоотношения взрослых и детей в рассказе Дж.Олдриджа «Отец и сын». Проявление характера в минуты опасности.
| 1
|
|
| 64
| Любовь и самопожертвование в рассказе О. Генри «Дары волхвов». Смысл названия рассказа.
| 1
|
|
| 65
| Искренность и ценность человеческих отношений в рассказе Л.Пиранделло «Черепаха».
| 1
|
|
| 66
| Итоговое контрольное тестирование.
| 1
|
|
| 67
| Работа над ошибками Заключительный урок по зарубежной литературе
| 1
|
|
| 68
| .Урок –путешествие « По страницам прочитанных книг» Книги на лето
| 1
|
|
| Информационно - методическое обеспечение
УМК
Коровина В. Я. Литература: 7 класс: Учебник: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2008
Коровина В. Я. Литература: 7 кл.: Метод. Советы. – М.: Просвещение, 2006
Литература для учителя:
Государственный стандарт основного общего образования по литературе;
Программы общеобразовательных учреждений. «Литература. 5-11 классы. базовый уровень» под ред. В.Я.Коровиной. 8-е издание, переработанное и дополненное, Москва «Просвещение»
Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009.
Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 7 класс. М.: ВАКО, 2010.
Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2008.
Тимофеев Л.И., Тураев СВ. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 2001.
Литература для обучающихся:
Коровина В.Я. Литература. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010.
Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы по литературе: 7 класс. М.: Просвещение, 2010.
Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 7 класс»: Электронное учебное пособие на СD-RОМ / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. М.: Просвещение, 2010.
Контрольно-измерительные материалы. Литература: 7 класс / Сост. Е.Н. Зубова. М.: ВАКО, 2011.
Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 2001.
Адреса электронных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/
http://www.ict.edu.ru/
http://www.prosv.ru/metod/korovina7/42.html - методические рекомендации Коровиной В.Я. Электронные пособия
Библиотека мировой литературы, выпуск 1. Европейская литература XIV-XVIII веков.
Библиотека русской классики, выпуск 1. (Бунин, Блок, Бабелҗ и др.)
Библиотека русской классики, выпуск 3. (Андреев, Белый, Кузмин, Сологуб и др.)
Библиотека русской классики, выпуск 6. (Беляев, Грин, Куприн, А.Н.толстой)
Русская литература от Нестора до Маяковского.
Русская поэзия XVII-XX веков.
Хрестоматия по русской литературе.
Русская литература. Мультимедийная энциклопедия.
Мудрые мысли и изречения. Том 3.
Д.Н.Мамин-Сибиряк. Алёнушкины сказки.
А.Грин “Алые паруса”.
А.С.Пушкин. Стихи и сказки.
Н.В.Гоголь. Школьная хрестоматия. Начитанные сокращённые тексты
А.П.Чехов. Рассказы.
Л.Н.Толстой. Школьная хрестоматия. Начитанные сокращённые тексты
|