Рабочая программа по литературе в 8 классе составлена на основе программы литературного образования, допущенной Департаментом образовательных программ и стандартов





Скачать 157.76 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературе в 8 классе составлена на основе программы литературного образования, допущенной Департаментом образовательных программ и стандартов
Дата публикации24.07.2014
Размер157.76 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 26


Принято

решением педагогического совета

от 29.08.2013 г. протокол № 12



Утверждаю

директор школы

_____________ И.В. Соколова

«05» сентября 2013 г.



Рабочая программа

по литературе

для 8-х классов


Автор-составитель: Журавлева Ирина Николаевна,

учитель русского языка и литературы первой категории


г. Нижний Новгород

2013 г.
Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературе в 8 классе составлена на основе программы литературного образования, допущенной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации в качестве программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений. – Москва «Просвещение», 2011 г.

Данный вариант программы обеспечен учебником-хрестоматией для общеобразовательных школ: «Литература 8 класс» в 2-частях. Москва: Просвещение, 2010 г. Авторы Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. К данному варианту программы прилагается методическое пособие О. А. Ерёминой «Поурочное планирование по литературе: 8 класс». – Москва: Издательство «Экзамен», 2008 г.

Рабочая программа в соответствии с программой литературного образования рассчитана на 68 часов (из расчёта 2 урока в неделю).

В рабочей программе отведены часы на проведение уроков внеклассного чтения, которые позволяют расширить круг знакомства с произведениями того или иного автора, и на проведение уроков развития речи, где идёт обучение рецензированию отдельных сцен и целых литературных произведений, написанию сочинений, развивающим устную и письменную речь учащихся.
Содержание дисциплины.
Цели литературного образования определяет характер конкретных задач, стоящих перед учащимися на уроках литературы:

- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова;

- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Изучение литературы в 8-ом классе – это второй этап освоения материалов литературного образования. Модель структуры курса в 8-ом классе – литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней.

Большое внимание в программе уделяется изучению литературы XX века, так как необходимо показать роль литературы этого периода в истории культуры и литературы и полностью использовать силу её воздействия на читателя. Особое внимание уделяется проблеме рода и жанров, их многообразию и развитию.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 8-ого класса.
К концу учебного года восьмиклассники должны знать и уметь:

- видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

- обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

- видеть своеобразие решения общей проблемы писателями разных эпох;

- комментировать моменты биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

- привлекать критическую статью для интерпретации художественного произведения;

- различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

- определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

- сопоставлять героев и сюжеты разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;

- выделять общие свойства произведений, объединённых жанром, и различать индивидуальные особенности в пределах общего жанра;

- осмысливать художественную деталь, её связь с другими деталями и текстом в целом;

- видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

- находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения и мотивировать ими выбор жанра;

- сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

- выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;

- сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актёрами, режиссёрской интерпретацией;

- писать отзыв об экранизации эпического произведения, о телеспектакле;

- писать рецензию на произведение отечественной и зарубежной литературы;

- редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.


Тематическое планирование по дисциплине «Литература».




Наименование

разделов и тем

Максималь-

ная

нагрузка учащегося, ч.

Из них на развитие

речи,

ч.

Из них на внеклассное чтение,

ч.

Сочи-

не-

ния

1.

Вводный урок

1

-

-

-

2.

Устное народное творчество

2

-

-

-

3.

Из древнерусской литературы

3

1

1

-

4.

Из русской литературы XVIII века

4

1

-

1

5.

Из русской литературы XIX века

27

6

5

4

6.

Из русской литературы XX века

19

6

2

1

11.

Из зарубежной литературы

12

-

1

-

12.

Итого

68

14

9

6


Календарно-тематическое планирование

по литературе в 8 классе




Тема урока

Дом.

зад.

Дата




Введение.




План

Факт

1.

Знакомство с учебником-хрестоматией. Русская литература и история.

Пересказать учебную статью стр. 3-4.










Устное народное творчество










2.

Русское народное поэтическое творчество. Лирические и хороводные песни. Исторические песни. Предания как исторический жанр русской народной прозы. Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком».

Пересказать предание «О покорении Сибири Ермаком».







3.

Частушка как малый песенный жанр. Поэтика частушек. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек.

Сочинить или найти частушки о школьной жизни, прочитать к уроку внеклассного чтения «Житие Сергия Радонежского».










Из древнерусской литературы










4.

Житие как жанр древнерусской литературы.

Вч «Житие Сергия Радонежского». Духовный подвиг святого Сергия.

Прочитать «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского».







5.

«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского».

Рр Устная характеристика князя Александра.


Подготовить выразительное чтение по ролям указанных отрывков.







6.

Повесть «Шемякин суд». Осуждение судопроизводства.

Подготовить сообщение о Д. И. Фонвизине.










Из русской литературы VIII века.










7.

Д. И. Фонвизин – «сатиры смелый властелин». Сатирическая направленность комедии «Недоросль». Идейно-тематическое содержание произведения. Чтение и изучение комедии. Тема крепостного права и воспитания в произведении.

Прочитать 2-ое, 3-е действия комедии.







8.

Тема крепостного права и воспитания в комедии «Недоросль».

Дочитать комедию «Недоросль» до конца.







9.

Тема Отечества и тема нравов придворного дворянства в комедии «Недоросль».

Рр Подготовка к сочинению «Чем сегодня интересен нам «Недоросль»?».

Написать сочинение.







10.

Классицизм как литературное направление. Фонвизин и классицизм.

Пересказать учебную статью на стр. 74-77.










Из русской литературы XIX века.










11.

И. А. Крылов – поэт и мудрец. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз», их историческая основа. Осмеяние самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Пересказать статью о Рылееве на стр. 88-89.







12.

К. Ф. Рылеев – декабрист, автор сатир и дум. «Смерть Ермака» - произведение русского гражданского романтизма. Историческая тема думы.

Подготовить сообщение об А. С. Пушкине.







13.

Пушкин и история. «История пугачёвского бунта» (отрывки). «Капитанская дочка». История создания произведения.

Прочитать главы 1-6 повести «Капитанская дочка».







14.

Гринёв: жизненный путь героя.

Прочитать главы 7-12 повести «Капитанская дочка».







15.

Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.

Дочитать повесть «Капитанская дочка» до конца.







16.

Пугачёв и народное восстание в повести «Капитанская дочка».

Рр Подготовка к домашнему сочинению по повести.

Написать сочинение.







17.

Стихи А. С. Пушкина: «19 октября», «Туча», «Я помню чудное мгновенье».

Прочитать к уроку внеклассного чтения повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама».







18.

Вч Философско-психологическая повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама».

Выучить наизусть стихотворение А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье».







19.

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» - романтическая поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе.

Дочитать поэму до конца.







20.

Композиция и художественные особенности поэмы. Мцыри – романтический герой. Начальное представление о романтизме.

Выучить наизусть указанный отрывок из поэмы.







21.

Рр выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Мцыри».

Подготовить сообщение о Н. В. Гоголе.







22.

Н. В. Гоголь О замысле, написании и постановке «Ревизора». Анализ первого действия. Разоблачение социальных и нравственных пороков чиновников.

Прочитать второе действие комедии.







23.

Растерянный Хлестаков и испуганный городничий. Анализ второго действия комедии.

Прочитать третье действие комедии.







24.

Хвастовство Хлестакова. Анализ третьего действия.

Прочитать четвёртое действие комедии.







25.

Дары города. Анализ четвёртого действия.

Прочитать пятое действие комедии.







26.

Лестница славы и позор городничего. Анализ пятого действия комедии. Элементы сюжета.

Рр Подготовка к сочинению по комедии.

Написать сочинение, прочитать повесть Н В. Гоголя «Шинель».







27.

Повесть «Шинель». Тема маленького человека. Непримиримый социальный контраст Петербурга.

Подготовиться к уроку внеклассного чтения, прочитать повесть «Как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем».







28.

Вч Повесть Н. В. Гоголя «Как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем».

Подготовить сообщение о М. Е. Салтыкове-Щедрине стр. 3-5.







29.

М. Е. Салтыков-Щедрин – писатель, редактор, издатель. «История одного города» - художественно- политическая сатира. «О корени происхождения глуповцев». Пародия на официальные исторические сочинения.

Вч «Опись градоначальникам, в разное время в город Глупов от вышнего начальства поставленным». Гротескные образы градоначальников.

Письменно ответить на вопрос 4 на стр. 14, устно ответить на вопрос 6 на стр. 14.







30.

Н. С. Лесков – выдающийся русский писатель. Рассказ «Старый гений».

Подготовить отзыв на рассказ «Старый гений», индивидуально подготовить сообщение о Л. Н. Толстом.







31.

Л. Н. Толстой: страницы биографии. Рассказ «После бала».

Дочитать рассказ «После бала».







32.

Рассказ «После бала». Система образов и персонажей. Конфликт рассказа. Зеркальная композиция. Проблема нравственной ответственности каждого за жизнь всех людей.

Рр Подготовка к сочинению по рассказу «После бала».

Написать сочинение.







33.

А. С. Пушкин «Цветы последние милей», М. Ю. Лермонтов «Осень», Ф. И. Тютчев «Осенний вечер», А. А. Фет «Первый ландыш», А.Н Майков «Поле зыблется цветами».

Выучить наизусть понравившееся стихотворение, обосновать свой выбор.







34.

Рр Выразительное чтение наизусть стихов о родной природе.

Прочитать к уроку внеклассного чтения рассказ А. П. Чехова «Человек в футляре», индивидуально – подготовить сообщение о Чехове.







35.

А. П. Чехов: «Моё святое святых…». Трилогия.

Вч «Человек в футляре». «Футляр» страха перед жизнью и перед свободой выбора. Образы собеседников.

Прочитать к уроку внеклассного чтения рассказ А. П. Чехова «Крыжовник».







36.

Вч «Крыжовник». «Футляр» примитивного благополучия. Развитие образов собеседников.

Прочитать рассказ А. П. Чехова «О любви».







37.

«О любви»: «футляр» ложно понимаемого долга. Проблема отношений между мужчиной и женщиной. Любовь как проверка свободы человека ото лжи перед самим собой. Проблема свободы в трилогии.

Рр Подготовка к сочинению по рассказам А. П. Чехова

Написать сочинение, индивидуально - подготовить сообщение об И. А. Бунине.










Из литературы XX века.










38.

И. А. Бунин. «Кавказ» - рассказ из цикла «Тёмные аллеи».

Вч Рассказ «Муза».

Подготовить сообщение об А. И. Куприне.







39.

А. И. Куприн: страницы биографии. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Пользуясь составленной на уроке таблицей дать сравнительную характеристику Николая и Веры, индивидуально – подготовить сообщение об А. А. Блоке.







40.

А. А. Блок – выдающийся русский поэт-символист. Стихотворный цикл «На поле Куликовом». Символический смысл исторической темы. Стихотворение «Россия»: образ Родины как символ веры в будущее.

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения А. А. Блока «Россия».







41.

Рр Выразительное чтение наизусть стихотворения А. А. Блока «Россия».

С. А. Есенин – поэт-лирик. Поэма «Пугачёв».

Подготовить сообщение об И. С. Шмелёве на стр. 96-97.







42.

И. С. Шмелёв. «Как я стал писателем».

Подготовить сообщение об М. А. Осоргине на стр. 108-109.







43.

М. А. Осоргин «Пенсне».

Ответить на вопрос 3 на стр. 114.







44.

Отрывки из Всеобщей истории, обработанной «Сатириконом». Тэффи «Жизнь и воротник». М. М. Зощенко «История болезни».

Подготовить сообщение об А. Т. Твардовском.







45.

А. Т. Твардовский: страницы биографии. Поэма «Василий Тёркин». Возникновение замысла. Главы «От автора», «На привале», «Переправа».

Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из главы «Переправа».







46.

Рр Выразительное чтение наизусть отрывков из поэмы «Василий Тёркин».

Дочитать поэму до конца.







47.

«Василий Тёркин» - лироэпическая поэма. Главы «О войне», «О награде», «От автора». Восприятие поэмы читателями-фронтовиками.

Рр Подготовка к сочинению «Тёркин… Кто же он такой?

Написать сочинение.







48.

А. П. Платонов: страницы биографии. Рассказ «Возвращение».

Дочитать рассказ «Возвращение» до конца.







49.

Рассказ «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны.

Подготовить письменный отзыв на рассказ «Возвращение».







50.

Лирическая и героическая песня в годы Великой Отечественной войны, её призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Выучить наизусть понравившуюся песню, обосновать свой выбор, индивидуально подготовить сообщение о В. П. Астафьеве.







51.

Рр Чтение наизусть стихов о Великой Отечественной войне.

В. П. Астафьев: страницы жизни и творчества. «Фотография, на которой меня нет» - рассказ из книги «Последний поклон».

Дочитать рассказ «Фотография, на которой меня нет».







52.

«Фотография, на которой меня нет». Особенности сюжета. Уклад сибирской деревни довоенного времени.

Подготовить к уроку внеклассного чтения другие рассказы из книги «Последний поклон».







53.

Вч Автобиографический характер книги «Последний поклон».

Написать отзыв на прочитанный рассказ.







54.

Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе: И. Анненский, Д. Мережковский, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов. Анализ лирического стихотворения.

Выучить наизусть понравившееся стихотворение, обосновать свой выбор.







55.

Рр Выразительное чтение наизусть стихотворений о природе.

Поэты русского Зарубежья о Родине. Анализ лирического стихотворения.

Выучить наизусть понравившееся стихотворение, обосновать свой выбор.







56.

Рр Выразительное чтение наизусть стихов поэтов русского Зарубежья о Родине. Литература и история.

Пересказать учебную статью на стр.231-234.










Из зарубежной литературы.










57.

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта».

Прочитать трагедию в полном объёме.







58.

Вч «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Ромео и Джульетта – символы любви и жертвенности.

Ответить устно на вопрос 2 на стр. 250.







59.

Сонеты У Шекспира.

Подготовить сообщение о Ж.-Б. Мольере на стр. 253-255.







60.

Ж.-Б. Мольер – французский актёр и драматург. Комедия «Мещанин во дворянстве».

Дочитать комедия «Мещанин во дворянстве» до конца.







61.

Комедия «Мещанин во дворянстве». Осуждение тех, кто пренебрежительно относится к своему происхождению, к традициям своего класса.

Подготовить сообщение о Д. Свифте на стр. 307-309.







62.

Дж. Свифт: страницы биографии. «Путешествия в некоторые отдалённые страны света Лемюэля Гулливера…»

Прочитать главы произведения, данные в учебнике.







63.

«Путешествия в некоторые отдалённые страны света Лемюэля Гулливера…» Гнев и сатира автора.

Подготовить сообщение о В. Скотте на стр. 327-329.







64.

Вальтер Скотт – создатель жанра исторического романа. «Айвенго».

Прочитать 1,2 главы романа.







65.

«Айвенго» - роман об английском Средневековье.

Дочитать главы, данные в учебнике.







66.

«Айвенго» - роман о кровавой борьбе саксонских феодалов и крестьян с надменными норманнскими аристократами.










67.

Итоги года. Список литературы на лето.










68.

Резервный урок.










Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе в 8 классе составлена на основе программы литературного образования, допущенной Департаментом образовательных программ и стандартов  iconРабочая программа по литературе в 6 классе составлена на основе программы...
Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации в качестве программы...
Рабочая программа по литературе в 8 классе составлена на основе программы литературного образования, допущенной Департаментом образовательных программ и стандартов  iconРабочая программа по литературе в 8 классе составлена на основе программы...
Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации в качестве программы...
Рабочая программа по литературе в 8 классе составлена на основе программы литературного образования, допущенной Департаментом образовательных программ и стандартов  iconРабочая программа по литературе в 10 классе составлена на основе...
Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации в качестве программы...
Рабочая программа по литературе в 8 классе составлена на основе программы литературного образования, допущенной Департаментом образовательных программ и стандартов  iconРабочая программа по литературе в 5 классе составлена на основе программы...
Разработано Бут Зоей Алексеевной, учителем русского языка и литературы первой квалификационной категории
Рабочая программа по литературе в 8 классе составлена на основе программы литературного образования, допущенной Департаментом образовательных программ и стандартов  iconРабочая программа по литературе в 7 а классе составлена на основе...
Разработано Смирновой Галиной Александровной, учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Рабочая программа по литературе в 8 классе составлена на основе программы литературного образования, допущенной Департаментом образовательных программ и стандартов  iconРабочая программа по литературе в 5 классе составлена на основе программы...
Разработано Смирновой Галиной Александровной, учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Рабочая программа по литературе в 8 классе составлена на основе программы литературного образования, допущенной Департаментом образовательных программ и стандартов  iconРабочая программа по литературе в 7 в классе составлена на основе...
Разработано Борзыкиной Раисой Сергеевной, учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Рабочая программа по литературе в 8 классе составлена на основе программы литературного образования, допущенной Департаментом образовательных программ и стандартов  iconРабочая программа по литературе в 10 классе составлена на основе...
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах...
Рабочая программа по литературе в 8 классе составлена на основе программы литературного образования, допущенной Департаментом образовательных программ и стандартов  iconРабочая программа по литературе в 10 классе составлена на основе...
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах...
Рабочая программа по литературе в 8 классе составлена на основе программы литературного образования, допущенной Департаментом образовательных программ и стандартов  iconРабочая программа по литературе в 8 классе составлена на основе программы...
Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2008 г.) и учебника «Литература 8...
Рабочая программа по литературе в 8 классе составлена на основе программы литературного образования, допущенной Департаментом образовательных программ и стандартов  iconРабочая программа по литературе в 7 классе составлена на основе программы...
Программа предназначена обучающимся 7 класса среднего общеобразовательного учреждения. Особенности развития обучающихся 7а класса...
Рабочая программа по литературе в 8 классе составлена на основе программы литературного образования, допущенной Департаментом образовательных программ и стандартов  iconПояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена...
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом...
Рабочая программа по литературе в 8 классе составлена на основе программы литературного образования, допущенной Департаментом образовательных программ и стандартов  iconРабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы...
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом...
Рабочая программа по литературе в 8 классе составлена на основе программы литературного образования, допущенной Департаментом образовательных программ и стандартов  iconРабочая программа по химии в 10 классе составлена на основе Примерной...
Н. Н. Гара, 2009 к учебнику химии авторов Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана для 10 класса, рекомендованной Департаментом образовательных...
Рабочая программа по литературе в 8 классе составлена на основе программы литературного образования, допущенной Департаментом образовательных программ и стандартов  iconРабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе...
Министерства образования Российской Федерации и авторской программы литературного образования 5-11 классы М., Просвещение, 2007 г....
Рабочая программа по литературе в 8 классе составлена на основе программы литературного образования, допущенной Департаментом образовательных программ и стандартов  iconПояснительная записка рабочая программа по литературе составлена...
Рабочая программа по литературе составлена на основе требований образовательных стандартов второго поколения и программы под ред....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск