Тема: «Богатырская тема» в искусстве





Скачать 71.37 Kb.
НазваниеТема: «Богатырская тема» в искусстве
Дата публикации25.07.2014
Размер71.37 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Тема: «Богатырская тема» в искусстве.

Целеполагание : дать воспитанникам представление о взаимосвязи музыки с живописью ,литературой, театральным искусством на примере «Богатырской темы»

Развивать и совершенствовать певческие навыки, актерское мастерство ,развивать речевую активность, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость;

Воспитывать патриотизм и прививать любовь и уважение к искусству, к Родине через знакомство с героями былин - богатырями.

Должны знать:

-фамилии композиторов М.Мусоргского, А Бородина;

-название симфонии «Богатырская» и пьесы «Богатырские ворота»;

- понятие(симфонический оркестр);

-искусства (литература, живопись, музыка и т. д).

Должны уметь:

-рассказать о музыке и биографии композиторов;

- рассказать о картине В.В.Васнецова «Богатыри» и былинных героях А.Поповиче, Д.Никитиче, И.Муромце;

-разыграть сказку «Богатырь и чудовище»;

-аргументировано отвечать на вопросы;

- разгадывать ребусы и кроссворд;

-вокализировать ,анализировать музыкальные произведения, внимательно слушать.

Средства обучения:

-презентация по теме урока;

-слова –характеры (к музыкальным произведениям);

-слова для определения качества личности богатыря;

-рисунки детей по теме урока (художественная галерея);

-дополнительный материал (иллюстрации богатырей);

-итоговые вопросы;

- ребусы ,вопросы к кроссворду;

-фрагменты музыкальных произведений М.Мусоргского, А. Бородина;

- музыкальные эффекты к сценке.

Урок разработан по проектной технологии. Класс заранее разделился на три группы (музыканты, художники, театралы) .Дети нашли материал и презентовали его на уроке в виде: текстового материала, рисунков ,музыки, песни ,сценки, сценических костюмов .

Ход урока:

1.Организационный момент

2.Закрепление и обобщение изученной темы (Путешествие с Чевостиком)

У.- Ребята , сегодня мы отправимся в музыкальное путешествие по стране знаний вместе с Чевостиком .Слайд 2

Чевостик очень любознательный. Для того чтобы узнать кто такой богатырь, он отправился в Третьяковскую галерею. Поможем Чевостику. Слайд 3-4

ХУДОЖНИКИ: рассказывают о картине В.В.Васнецова «Богатыри» и былинных героях А.Поповиче, Д.Никитиче, И.Муромце.

О картине. “Богатыри” Виктора Васнецова.

На своей первой персональной выставке в 1898 году Васнецов показал "Богатырей", работа над которыми длилась около двадцати лет. Слайд 5

Картина воссоздает образы трех любимейших народом героев былинного эпоса: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Каждого из них отличают индивидуальные особенности.

Илья Муромец на чёрном коне – центральная фигура. Степенно, неторопливо всматривается он в даль из-под руки. В тёмных глазах – твёрдость, уверенность. Доброе лицо сурово.

Добрыня Никитич – степенен и твёрд. Зря меч из ножен не выхватит. Лицо строгое, благородное.

Алёша Попович моложе своих товарищей. Глаза мечтательные и лукавые. Он и поэт, и гусляр.

Словарь. Богатырь – человек рослый, дородный, дюжий и видный, необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь. (Толковый словарь Даля, Большая советская энциклопедия) Слайд 6

Богатыри (от др.-тюрк. багатур – храбрый воин), герои русских былин, защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой, удальством, умом, самообладанием. В древнерусском языке слову “Б.” соответствовали “храбр”, “храбор”, “удалец”. Слово “Б.” встречается в летописях начиная с XII в.

Таким образом, можно выделить три стороны, отличающие богатыря: человек крепкого телосложения; сильный, храбрый, умный, отважный; воин, защитник.

Вопросы закрепления с Чевостиком (выполняет весь класс)

-продолжите фразу -какие три богатыря изображены на картина В.Васнецова ;

-богатырь –это…,

-выберите из предложенных иллюстраций наиболее подходящую к слову богатырь и объясните, какими чертами наделен ваш богатырь (выбрать слова из списка). Слайд 7

-в каком искусстве проявилась тема богатырей ,и в каком виде она представлена?; Слайд 8

У.- Чивостик подумал:- Кто из композиторов сочинял произведения на «Боготырскую»тему? И отправился в консерваторию. Слайд 9-10

МУЗЫКАНТЫ: рассказывают о музыке и биографии композиторов М.Мусоргского,

А Бородина.

О композиторе .Портрет Мусоргского писан в Петербурге в феврале 1881 года в четыре сеанса, незадолго до смерти композитора, в Николаевском военном госпитале, где тот находился. Портрет принадлежит к числу лучших портретов Репина. Слайд 11

Стасов справедливо считал его «одним из величайших созданий всего русского искусства». Мусоргский — один из крупнейших и самобытнейших русских композиторов XIX века.В его музыке нашли отражение острые социальные конфликты русской действительности 60—70-х годов. особое место занимал среди композиторов «Могучей кучки». По выражению Стасова, Мусоргский показал в своей музыке «океан русских людей, жизни, характеров, отношений, несчастья, невыносимой тягости, приниженности, зажатых ртов».

Как и многие другие передовые русские художники XIX века, Мусоргский искал в истории ответов на жгучие, наболевшие вопросы современности.

О музыке. Слайд 12

Картинки с выставки» Мусоргского не относятся к числу крупных сочинений композитора: «Картинки с выставки», написанные для рояля по мотивам картин художника Гартмана – произведение весьма скромное. Тем более что картины эти почти детские, на них изображены колоритные сцены из сказок или бытовые зарисовки: «Тюильрийский сад», «Старый замок», «Балет невылупившихся птенцов», «Быдло»…Однако именно в «Картинках с выставки» творческая манера Мусоргского проявилась в полном блеске .«Богатырские ворота» музыка, которая вполне могла бы стать российским гимном, столько в ней силы и мощи, так прочна в ней связь с русским народным духом – эта мелодия напоминает широкую величальную песню. Чтобы картина сверкающих богатырских ворот в городе Киеве стала еще более впечатляющей, Мусоргский украшает мелодию прорезающими гаммами и завершает тему колокольным звоном: композитор обладал особым мастерством музыкального подражания русским колоколам, и этот вариант – лишь один из многих в его творчестве.

Слушание: фрагмент «Богатырские ворота»м.Мусоргский. Слайд 13

Вопросы: выберите слова подходящие к характеру музыке.

О композиторе .Портрет написан художником Ильей Ефимовичем Репиным, которого называли “богатырём русского искусства”. Слайд 14

Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887) – русский композитор, проявил себя и как крупный учёный, общественный деятель.

Замечательно характеризуют облик композитора слова В.В.Стасова: “Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе. Главные качества его – великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединённые с изумительной страстностью, нежностью и красотой”.

В своей музыке Бородин воплотил величие и мощь русского народа, героические черты характера русских людей, величавые образы национального былинного эпоса. Основным средством музыкального высказывания у Бородина всегда является мелодия – широкая, песенная, пластичная.

Вторая симфония была написана в 1876 году. Друзья композитора называли её “славянской героической”, “львиной”, “богатырской”. Последнее название и закрепилось за этой симфонией.

О музыке. Симфония №2 -Большое музыкальное произведение для симфонического оркестра.

Оркестр – это большой ансамбль музыкантов, совместно исполняющих инструментальное музыкальное произведение. Самый полный и совершенный по звучанию среди всех оркестров – это симфонический..В музыке переданы два образа, первый – это образ защитника, богатыря, а во второй передано чувство любви, заботы, трепетного отношения к Родине.

Слушание: фрагмент «Богатырская» симфония №2А.Бородин Слайд 15

Вопросы:

-выберите слова подходящие к характеру музыке;

-продолжи фразу стихотворения Слайд 16;

-в каком искусстве проявилась тема богатырей ,

и в каком виде она представлена? Слайд 17

У.-Чевостик ,выйдя из консерватории пошел по улице и остановился около музыкантов которые пели песни и играли на инструментах.

Исполнение учащимися песни «Катюша» сл.М.Исаковский ,муз. М.Блантер.

Вопросы: О чем поется в песне? Какие слова песни говорят о защитнике Родины?

Вопросы закрепления с Чевостиком : (выполняет весь класс)

-разгадайте ребусы (фамилии композиторов);

-разгадайте кроссворд (Вопросы к кроссворду:

1.Симфония А.Бородина ,которую называли «львиной», «героической».

2. Проезд, запираемый створами (в строениях, стенах, заборах).

3.Концертный инструмент пианиста.

4.Бывает и симфоническим ,и народным, и струнным;

У.- Задумавшись, Чевостик побрел дальше и остановился у театральной афише Слайд 18 ,которая кричала о предстоящем представлении сказки «Золушка» ? Слайд 19

А существуют ли сказки о богатырях? Слайд 20

ТЕАТРАЛЫ: Сказка «Богатырь и чудовище» (театрализованная сценка). Слайд 21

Вопросы: Кто победил в сказке? Какое качество помогло богатырю выстоять и победить?

Вопросы закрепления с Чевостиком :

В каком искусстве проявилась тема богатырей ,и в каком виде она представлена? Слайд 22

3.Итог урока .Чевостику с нами было иноересно и познавательно.Он узнал:

1.В каких искусствах проявилась богатырская тема?

2.Почему художники ,композиторы, актеры обращают внимание на Богатырскую тему?

Какие этапы вы прошли ,готовясь к уроку:

- искали информацию в интернете(картинки);

-искали текстовый материал к теме(биографии композиторов, о музыке композиторов);

-подбирали музыкальный материал;

-работали над образом актеров;

-рисовали рисунки.

Что вам удалось лучше всего, а что хуже?

У.- Чевостик с вами не прощается, он говорит «До свидания» Слайд 23

4.Д/З

Слова кроссворда.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Богатырская тема» в искусстве iconУрок музыки в 7 классе учителя Хаджимовой Светланы Нурбиевны Использована...
Расширить представления о значимости героической музыки в воспитании подрастающего поколения
Тема: «Богатырская тема» в искусстве iconСценарий урока «Образ женщины в культуре и искусстве стран мира»
Сегодня 7 марта 2012 г и мы встречаемся с вами на уроке мировой художественной культуры, тема нашего занятия «Образ женщины в культуре...
Тема: «Богатырская тема» в искусстве iconУрок литературного чтения Тема: Богатырская «Сказка про Илью Муромца»
Цель: Обобщить и углубить знания учащихся о русском богатыре Илье Муромце, о былинах
Тема: «Богатырская тема» в искусстве iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вечные темы и великие исторические события в русском искусстве. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве;...
Тема: «Богатырская тема» в искусстве iconКонспект открытого урока в 4 классе на тему: «Богатырская тема в русской и советской музыке»
...
Тема: «Богатырская тема» в искусстве iconУрок музыки в 6 классе Тема урока : Красота и правде в искусстве...
Цель: Развитие умения наблюдать окружающий мир, вслушиваться в него, размышлять о нем
Тема: «Богатырская тема» в искусстве iconРеферат: Тема жизни и смерти в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин»
Большое место в русской литературе занимает философская тема жизни и смерти. Эта тема не нова в литературе и искусстве. У многих...
Тема: «Богатырская тема» в искусстве iconУрока : «Богатырская тема в музыке и живописи»
Цель урока: показать как разные виды искусства – музыка и живопись по-своему и независимо друг от друга воплотили одно и тоже жизненное...
Тема: «Богатырская тема» в искусстве iconРеферат «Симметрия в искусстве, скульптуре, архитектуре, живописи»
Тема моего реферата была выбрана после изучения раздела «Осевая и центральная симметрия» в геометрии. Остановилась я именно на этой...
Тема: «Богатырская тема» в искусстве iconУрок чтения Тема: Богатырская «Сказка про Илью Муромца». Тип урока
Развивать умение находить в тексте слова, предложения для ха­рактеристики героя, выражать свое отношение к героям, событиям, языку...
Тема: «Богатырская тема» в искусстве iconОбраз матери – вечная тема искусства
Цель урока: показать, что образ матери вечная тема и искусстве, объединяющая различные виды искусства
Тема: «Богатырская тема» в искусстве iconКонспект урока и мультимедийных учебных материалов в среде smart...
Создавать условия для воспитания патриотизма у обучающихся на примерах исторических и современных событий с использованием музыкальных...
Тема: «Богатырская тема» в искусстве iconИсторическая тема в искусстве
Воспитывать нравственное отношение к миру, интерес к истории, любовь к искусству
Тема: «Богатырская тема» в искусстве iconУрок №13 Дата: Тема: «Карнавальное начало в искусстве»
Развивающая: развивать память, мышление, воображение, кругозор, творческую фантазию
Тема: «Богатырская тема» в искусстве iconЛекция с элементами беседы Цели: 1
Урок Тема: Расцвет классицизма в литературе и искусстве. Ж. Б. Мольер. Краткий биографический очерк
Тема: «Богатырская тема» в искусстве iconТема Содержание материала
Стили и художественные направления в искусстве. Человек и новая картина мира. Возникновение новых стилей и Возрождение


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск