Скачать 71.37 Kb.
|
Тема: «Богатырская тема» в искусстве. Целеполагание : дать воспитанникам представление о взаимосвязи музыки с живописью ,литературой, театральным искусством на примере «Богатырской темы» Развивать и совершенствовать певческие навыки, актерское мастерство ,развивать речевую активность, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость; Воспитывать патриотизм и прививать любовь и уважение к искусству, к Родине через знакомство с героями былин - богатырями. Должны знать: -фамилии композиторов М.Мусоргского, А Бородина; -название симфонии «Богатырская» и пьесы «Богатырские ворота»; - понятие(симфонический оркестр); -искусства (литература, живопись, музыка и т. д). Должны уметь: -рассказать о музыке и биографии композиторов; - рассказать о картине В.В.Васнецова «Богатыри» и былинных героях А.Поповиче, Д.Никитиче, И.Муромце; -разыграть сказку «Богатырь и чудовище»; -аргументировано отвечать на вопросы; - разгадывать ребусы и кроссворд; -вокализировать ,анализировать музыкальные произведения, внимательно слушать. Средства обучения: -презентация по теме урока; -слова –характеры (к музыкальным произведениям); -слова для определения качества личности богатыря; -рисунки детей по теме урока (художественная галерея); -дополнительный материал (иллюстрации богатырей); -итоговые вопросы; - ребусы ,вопросы к кроссворду; -фрагменты музыкальных произведений М.Мусоргского, А. Бородина; - музыкальные эффекты к сценке. Урок разработан по проектной технологии. Класс заранее разделился на три группы (музыканты, художники, театралы) .Дети нашли материал и презентовали его на уроке в виде: текстового материала, рисунков ,музыки, песни ,сценки, сценических костюмов . Ход урока: 1.Организационный момент 2.Закрепление и обобщение изученной темы (Путешествие с Чевостиком) У.- Ребята , сегодня мы отправимся в музыкальное путешествие по стране знаний вместе с Чевостиком .Слайд 2 Чевостик очень любознательный. Для того чтобы узнать кто такой богатырь, он отправился в Третьяковскую галерею. Поможем Чевостику. Слайд 3-4 ХУДОЖНИКИ: рассказывают о картине В.В.Васнецова «Богатыри» и былинных героях А.Поповиче, Д.Никитиче, И.Муромце. О картине. “Богатыри” Виктора Васнецова. На своей первой персональной выставке в 1898 году Васнецов показал "Богатырей", работа над которыми длилась около двадцати лет. Слайд 5 Картина воссоздает образы трех любимейших народом героев былинного эпоса: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Каждого из них отличают индивидуальные особенности. Илья Муромец на чёрном коне – центральная фигура. Степенно, неторопливо всматривается он в даль из-под руки. В тёмных глазах – твёрдость, уверенность. Доброе лицо сурово. Добрыня Никитич – степенен и твёрд. Зря меч из ножен не выхватит. Лицо строгое, благородное. Алёша Попович моложе своих товарищей. Глаза мечтательные и лукавые. Он и поэт, и гусляр. Словарь. Богатырь – человек рослый, дородный, дюжий и видный, необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь. (Толковый словарь Даля, Большая советская энциклопедия) Слайд 6 Богатыри (от др.-тюрк. багатур – храбрый воин), герои русских былин, защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой, удальством, умом, самообладанием. В древнерусском языке слову “Б.” соответствовали “храбр”, “храбор”, “удалец”. Слово “Б.” встречается в летописях начиная с XII в. Таким образом, можно выделить три стороны, отличающие богатыря: человек крепкого телосложения; сильный, храбрый, умный, отважный; воин, защитник. Вопросы закрепления с Чевостиком (выполняет весь класс) -продолжите фразу -какие три богатыря изображены на картина В.Васнецова ; -богатырь –это…, -выберите из предложенных иллюстраций наиболее подходящую к слову богатырь и объясните, какими чертами наделен ваш богатырь (выбрать слова из списка). Слайд 7 -в каком искусстве проявилась тема богатырей ,и в каком виде она представлена?; Слайд 8 У.- Чивостик подумал:- Кто из композиторов сочинял произведения на «Боготырскую»тему? И отправился в консерваторию. Слайд 9-10 МУЗЫКАНТЫ: рассказывают о музыке и биографии композиторов М.Мусоргского, А Бородина. О композиторе .Портрет Мусоргского писан в Петербурге в феврале 1881 года в четыре сеанса, незадолго до смерти композитора, в Николаевском военном госпитале, где тот находился. Портрет принадлежит к числу лучших портретов Репина. Слайд 11 Стасов справедливо считал его «одним из величайших созданий всего русского искусства». Мусоргский — один из крупнейших и самобытнейших русских композиторов XIX века.В его музыке нашли отражение острые социальные конфликты русской действительности 60—70-х годов. особое место занимал среди композиторов «Могучей кучки». По выражению Стасова, Мусоргский показал в своей музыке «океан русских людей, жизни, характеров, отношений, несчастья, невыносимой тягости, приниженности, зажатых ртов». Как и многие другие передовые русские художники XIX века, Мусоргский искал в истории ответов на жгучие, наболевшие вопросы современности. О музыке. Слайд 12 Картинки с выставки» Мусоргского не относятся к числу крупных сочинений композитора: «Картинки с выставки», написанные для рояля по мотивам картин художника Гартмана – произведение весьма скромное. Тем более что картины эти почти детские, на них изображены колоритные сцены из сказок или бытовые зарисовки: «Тюильрийский сад», «Старый замок», «Балет невылупившихся птенцов», «Быдло»…Однако именно в «Картинках с выставки» творческая манера Мусоргского проявилась в полном блеске .«Богатырские ворота» музыка, которая вполне могла бы стать российским гимном, столько в ней силы и мощи, так прочна в ней связь с русским народным духом – эта мелодия напоминает широкую величальную песню. Чтобы картина сверкающих богатырских ворот в городе Киеве стала еще более впечатляющей, Мусоргский украшает мелодию прорезающими гаммами и завершает тему колокольным звоном: композитор обладал особым мастерством музыкального подражания русским колоколам, и этот вариант – лишь один из многих в его творчестве. Слушание: фрагмент «Богатырские ворота»м.Мусоргский. Слайд 13 Вопросы: выберите слова подходящие к характеру музыке. О композиторе .Портрет написан художником Ильей Ефимовичем Репиным, которого называли “богатырём русского искусства”. Слайд 14 Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887) – русский композитор, проявил себя и как крупный учёный, общественный деятель. Замечательно характеризуют облик композитора слова В.В.Стасова: “Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе. Главные качества его – великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединённые с изумительной страстностью, нежностью и красотой”. В своей музыке Бородин воплотил величие и мощь русского народа, героические черты характера русских людей, величавые образы национального былинного эпоса. Основным средством музыкального высказывания у Бородина всегда является мелодия – широкая, песенная, пластичная. Вторая симфония была написана в 1876 году. Друзья композитора называли её “славянской героической”, “львиной”, “богатырской”. Последнее название и закрепилось за этой симфонией. О музыке. Симфония №2 -Большое музыкальное произведение для симфонического оркестра. Оркестр – это большой ансамбль музыкантов, совместно исполняющих инструментальное музыкальное произведение. Самый полный и совершенный по звучанию среди всех оркестров – это симфонический..В музыке переданы два образа, первый – это образ защитника, богатыря, а во второй передано чувство любви, заботы, трепетного отношения к Родине. Слушание: фрагмент «Богатырская» симфония №2А.Бородин Слайд 15 Вопросы: -выберите слова подходящие к характеру музыке; -продолжи фразу стихотворения Слайд 16; -в каком искусстве проявилась тема богатырей , и в каком виде она представлена? Слайд 17 У.-Чевостик ,выйдя из консерватории пошел по улице и остановился около музыкантов которые пели песни и играли на инструментах. Исполнение учащимися песни «Катюша» сл.М.Исаковский ,муз. М.Блантер. Вопросы: О чем поется в песне? Какие слова песни говорят о защитнике Родины? Вопросы закрепления с Чевостиком : (выполняет весь класс) -разгадайте ребусы (фамилии композиторов); -разгадайте кроссворд (Вопросы к кроссворду: 1.Симфония А.Бородина ,которую называли «львиной», «героической». 2. Проезд, запираемый створами (в строениях, стенах, заборах). 3.Концертный инструмент пианиста. 4.Бывает и симфоническим ,и народным, и струнным; У.- Задумавшись, Чевостик побрел дальше и остановился у театральной афише Слайд 18 ,которая кричала о предстоящем представлении сказки «Золушка» ? Слайд 19 А существуют ли сказки о богатырях? Слайд 20 ТЕАТРАЛЫ: Сказка «Богатырь и чудовище» (театрализованная сценка). Слайд 21 Вопросы: Кто победил в сказке? Какое качество помогло богатырю выстоять и победить? Вопросы закрепления с Чевостиком : В каком искусстве проявилась тема богатырей ,и в каком виде она представлена? Слайд 22 3.Итог урока .Чевостику с нами было иноересно и познавательно.Он узнал: 1.В каких искусствах проявилась богатырская тема? 2.Почему художники ,композиторы, актеры обращают внимание на Богатырскую тему? Какие этапы вы прошли ,готовясь к уроку: - искали информацию в интернете(картинки); -искали текстовый материал к теме(биографии композиторов, о музыке композиторов); -подбирали музыкальный материал; -работали над образом актеров; -рисовали рисунки. Что вам удалось лучше всего, а что хуже? У.- Чевостик с вами не прощается, он говорит «До свидания» Слайд 23 4.Д/З Слова кроссворда. |
Урок музыки в 7 классе учителя Хаджимовой Светланы Нурбиевны Использована... Расширить представления о значимости героической музыки в воспитании подрастающего поколения | Сценарий урока «Образ женщины в культуре и искусстве стран мира» Сегодня 7 марта 2012 г и мы встречаемся с вами на уроке мировой художественной культуры, тема нашего занятия «Образ женщины в культуре... | ||
Урок литературного чтения Тема: Богатырская «Сказка про Илью Муромца» Цель: Обобщить и углубить знания учащихся о русском богатыре Илье Муромце, о былинах | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вечные темы и великие исторические события в русском искусстве. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве;... | ||
Конспект открытого урока в 4 классе на тему: «Богатырская тема в русской и советской музыке» ... | Урок музыки в 6 классе Тема урока : Красота и правде в искусстве... Цель: Развитие умения наблюдать окружающий мир, вслушиваться в него, размышлять о нем | ||
Реферат: Тема жизни и смерти в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» Большое место в русской литературе занимает философская тема жизни и смерти. Эта тема не нова в литературе и искусстве. У многих... | Урока : «Богатырская тема в музыке и живописи» Цель урока: показать как разные виды искусства – музыка и живопись по-своему и независимо друг от друга воплотили одно и тоже жизненное... | ||
Реферат «Симметрия в искусстве, скульптуре, архитектуре, живописи» Тема моего реферата была выбрана после изучения раздела «Осевая и центральная симметрия» в геометрии. Остановилась я именно на этой... | Урок чтения Тема: Богатырская «Сказка про Илью Муромца». Тип урока Развивать умение находить в тексте слова, предложения для характеристики героя, выражать свое отношение к героям, событиям, языку... | ||
Образ матери – вечная тема искусства Цель урока: показать, что образ матери вечная тема и искусстве, объединяющая различные виды искусства | Конспект урока и мультимедийных учебных материалов в среде smart... Создавать условия для воспитания патриотизма у обучающихся на примерах исторических и современных событий с использованием музыкальных... | ||
Историческая тема в искусстве Воспитывать нравственное отношение к миру, интерес к истории, любовь к искусству | Урок №13 Дата: Тема: «Карнавальное начало в искусстве» Развивающая: развивать память, мышление, воображение, кругозор, творческую фантазию | ||
Лекция с элементами беседы Цели: 1 Урок Тема: Расцвет классицизма в литературе и искусстве. Ж. Б. Мольер. Краткий биографический очерк | Тема Содержание материала Стили и художественные направления в искусстве. Человек и новая картина мира. Возникновение новых стилей и Возрождение |