КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урока
п/п
| №
уро-
ка
по теме
| Тема урока
| Тип урока
| Элементы содержания
| Основные виды деятельности учащихся
| Вид контроля
(С/р, П/р, К/р и т.д)
| Домашнее задание
| Дата проведения урока
| по плану
| по факту
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| Раздел 1. Искусство(35 ч)
Воздействующая сила искусства (9ч)
| 1-3
| 3
| Искусство и власть.
| Урок - диспут.
| Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразия их творчества. Вечные темы и великие исторические события в русском искусстве. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве; мемориальные ансамбли.
Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека. Отражение и прославление величия в триумфальных сооружениях. Использование музыки в государствах с тоталитарным режимом: от высокой музыкальной классики до массовых жанров. В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность. Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти, — светской и религиозной. Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж.
Поднятие духа народа в искусстве Великой Отечественной Войны (живопись, плакаты, песни).
Значение песен военных лет и песен на военную тематику. Музыка к кинофильмам.
| . Организация рабочего места (наличие и состояние учебных средств, их рациональное размещение). - Организация режима работы.
- Организация самостоятельнои работы определение порядка и способа умственной деятельности.
- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.
- Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощаю-щие отношение творца к природе
| Индивидуальный опрос.
| Подготовить доклад или презентацию на тему , связанную с внушением народу определённых чувств мыслей средствами искусства
|
неделя
|
| 4-5
| 2
| Какими средствами воздействует искусство
|
| Средства художественной выразительности: композиция, форма, ритм, пропорции, фактура, цвет, тон, интонация и др.
Композиция. Форма. Ритм. Фактура.
Средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, тембр, форма, интонация и др.
Законы музыкальной композиции и их претворение в произведениях разных жанров вокально-хоровой, инструментально-симфонической, сценической музыки различных стилей и направлений. Виды развития музыкального материала и типы музыкальной драматургии.
| Высказывать своё отношение к различным худ образам.
Описывать произведения разных видов искусства с позиции позитивных или негативных влияний на чувства и сознание человека. Написание теста.
| Индивидуальный опрос.Тест.
| Создайте в технике аппликации (или на компьютере) несколько уравновешенных или неуравновешенных композиций ,используя разные по характеру элементы.
| неделя
|
| 6-7
| 2
| Храмовый синтез искусств
| Урок обобщения и систематизации знаний.
| Синтез искусств в архитектуре. Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека. Духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.
Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Воздействие на эмоции человека храмового синтеза искусств (характерные примеры).
Синтез искусств — это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое, сотворение оригинального художественного явления. Синтез искусств можно найти в разных сферах художественной деятельности. С древних времен известен синтез архитектуры, декоративно-прикладных и монументальных искусств, скульптуры и живописи.
Духовная музыка в храмовом синтезе искусств.
Возвышенность религиозно-нравственных идеалов.
| Анализировать художественные произведения одного вида искусства в разные эпохи или представлять целостный образ одной эпохи по произведениям различных видов искусств.
Находить жизненные и художественные ассоциации с пропорциями архитектурных сооружений.
Знать и описывать специфику храмов, представляющих основные мировые религии.
Соотносить характер звучания музыки, сопровождающей богослужения в разных религиях, с особенностями того или иного храма.
| Индивидуальный опрос.
|
| неделя
|
| 8-9
| 2
| Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.
| Урок обобщения и систематизации знаний.
| Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами. Синтез искусств в театре. Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля. Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Художники театра (В.М.Васнецов, А.Н.Бенуа, Л.С.Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф.Федоровский и др.).
В театре, кино, на телевидении также активно взаимодействуют различные виды искусства. Синтетические виды искусства, объединяющие драматическое, музыкальное, изобразительное искусства; театр и кино. Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.
| Работа в группе ,выполнение эскиза декораций или костюмов к музыкальному спектаклю,опре,балету,мюзиклу. Написание теста
| Индивидуальный опрос.Тест
|
|
неделя
|
| Искусство предвосхищает будущее(7ч)
| 10-11
| 4
| Дар предвосхищения. Какие знания дает искусство?
| Урок изучения нового материала
| Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Художник-творец-гражданин – выразитель ценностей эпохи.
Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их художественного языка. Использование иносказаний в живописи символистов. Предвидение как форма утверждения духовных ценностей, гротеск в музыке как форма протеста. Оценка произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.
| слушать, запоминать,
- владеть приемами рационального запоминания,
- работа с источниками информации (чтение, конспектирование,
- составление тезисов, библиографический поиск,
- работа со справочником),
| Индивидуальный опрос.
| Напишите эссе о каком-либо заинтересовавшем вас явлении своренного искуства(изобразительного,музыкального,театр)
| неделя
|
| 12
| 1
| Предсказание в искусстве.
| Урок обобщения и систематизации знаний.
| Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Художник-творец-гражданин – выразитель ценностей эпохи.
Предсказание грядущих событий. Образы фантастики в литературных произведениях (по выбору учителя). Образы фантастики в фильмах (по выбору учителя). Любое художественное произведение устремлено в будущее. В истории
искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т. п. Способность к
провидению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства.
| - Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения
- Работа со справочниками, словарями.
| Индиви-дуальный опрос.
|
| неделя
|
| 13-14
| 2
| Художественное мышление в авангарде науки.
| Комбинированный урок
| Гений эпохи Леонрадо да Винчи его эскизы .Французкий писатель Жюль Верн . Русский инженер Термен .
| Давать эстетическую оценку произведениям различных видов искусства. Анализировать явление современного искусства .Написание теста.
| Тест
| Создайте средствами любого вида искусств а композицию ,отражающее ваше представление о будущем России
|
неделя
|
| 15-16
| 2
| Художник и ученый.
|
| Выявление скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра)
Многие выдающиеся ученые ценили искусство и признавались, что без занятий музыкой, живописью, литературным творчеством они не совершили бы своих открытий в науке. Возможно, именно эмоциональный подъем в художественной деятельности подготовил и подтолкнул их к творческому прорыву в науке. Синтез научных художественных знаний .Биография А.Эшера его работы «Солнце и луна», « День и ночь»
| . Участвовать в создании редствами искусства композиции, отражающей представления о будущем России, мира.
Пользоваться справочной литературой
Создавать цветовую палитру музыкального фрагмента. Создания эскиза.
Эскиз герба или товарного знака.
| Фронтальный опрос .Просмотр и анализ эскиза.
|
|
неделя
|
| Дар созидания. Практическая функция(11ч)
| 17
| 1
| Эстетическое формирование искусством окружающей среды.
| Урок обобщения и систематизации
| Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объемов, фактура и цвет материалов).
Особенности художественных образов различных искусств, их оценка с позиции эстетических и практических функций. Архитектура, монументальная скульптура, декоративно-прикладное искусство, формирующие виды города или площади в разные эпохи.
| Классификация, обобщение, систематизация доказательств - Построение рассказа, ответа, речи, аргументирование
Презентация на тему: «Площадь современного города», «Традиции и современность в облике моего города».
| Индивидуальный опрос.
|
|
неделя
|
| 18
| 1
| Архитектура исторического города.
| Урок изучения нового материала.
| Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода.
Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн). Монументальная живопись и декоративная скульптура.
| осуществления взаимоконтроля, самооценки,
- Обогащать опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности.
Используя гелиевую ручку придумайте план план-схему средневекового города.
| Просмотр работ.
|
|
неделя
|
| 19
| 1
| Архитектура современного города.
| Урок изучения нового материала.
| Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода.
Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн). Монументальная живопись и декоративная скульптура.
| - Обогащать опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности.
Коллективная работа «Проект детской площадки» для вашего двора(рисунок,макет,описание).
Написание теста.
| Просмотр и анализ работ.Тест
| Подготовти эскиз –проет ландшафтного дизайна фрагмент сквера
|
неделя
|
| 20
| 1
| Специфика изображений в полиграфии
| Урок изучения нового материала.
| Искусство книги. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги.
Иллюстрации к сказкам. Журнальная графика.
Описание быта разных эпох в русской и зарубежной литературе. Комические, ироническое, гротесковые, шуточные образы в литературных произведениях ( из программы по литературе – по выбору учителя).
| Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения
- Работа со справочниками, словарями.
| Индивидуальный опрос.
| Найти иллюстрации ,выполненные разными художниками , к вашему любимому произведению
|
неделя
|
| 21
|
| Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества
| Урок изучения нового материала.
| Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.
Формирование красивой и комфортной предметной среды всегда привлекало внимание людей. На рубеже ХIХ—ХХ вв. вместе с развитием промышленного производства возник дизайн. Дизайнеры — это художники, осуществляющие художественное конструирование и проектирование различных изделий: машин и тканей, предметов быта и мебели, одежды и обуви, интерьеров и садово-парковых ансамблей и т. д.
| Выполнить проект какого-либо предмета быта –посуды или мебели (рисунок-эскиз)
| Просмотр и анализ работ. Опрос.
| Создайте проект дизайнерского оформления участка
| неделя
|
| 22
| 1
| Декоративно-прикладное искусство.
| Урок обобщения и систематизации знаний.
| Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека.
Декоративно-прикладное искусство — сложное и многогранное явление культуры. Оно охватывает многие виды народных промыслов. Декоративно-прикладное искусство живет вместе с народом, уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни.
| Выполнить эскиз росписи по мотивам какого-либо русского народного промысла : Жостово,Городец,Хохлома.
| Просмотр и анализ работ.
| Подготовьте с одноклассниками выставку изделий.
|
неделя
|
| 23
| 1
| Музыка в быту.
| Комбиниро-ванный
| Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности.
Трудно представить жизнь современного человека без музыки. Она окружает его повсюду. Музыка звучит с экранов телевизоров, с мониторов
компьютеров. Она сопровождает праздники, развлечения и т. п.
Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др.
| слушать, запоминать,
- владеть приемами рационального запоминания,
- работа с источниками информации (чтение, конспектирование,
- составление тезисов, библиографический поиск,
- работа со справочником),
- владение способами самоконтроля.
Написание теста.
| Опрос. Тест.
| Презентация на тему: «Классическая музыка в современной обработке».
| неделя
|
| 24
| 1
| Массовые, общедоступные искусства.
| Комбини-рованный
| Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии. Изображение в фотографии и живописи. Особенности художественной фотографии. Создание художественного образа в фотоискусстве. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Фотохудожники – мастера российской и зарубежной школ.
Фотография. Кино. Телевидение.
Огромную популярность в XX в. приобрели виды искусства, связанные с техническим прогрессом. Фотография, кино, телевидение, продукция полиграфической промышленности (книги, журналы, газеты) стали символами времени.
| владение способами самоконтроля,
- осуществления взаимоконтроля, самооценки,
| Индивидуальный опрос.
| С помощью компьютерной программы Фотошоп произведите трансформацию фотографий
| неделя
|
| 25-26
| 2
| Изобразительная природа кино. Музыка в кино.
| Комбинированный
| Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук).
Роль музыки в звуковом и немом кино. Значение киноискусства в популяризации музыкальной классики (на материале знакомых учащимся музыкальных произведений).
Особенности музыкального воплощения образов в театре, на телевидении.
| -слушать, запоминать,
- владеть приемами рационального запоминания,
| Индивидуальный опрос.
|
|
неделя
|
| 27
| 1
| Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов.
| Урок закрепления
| Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства. Родство художественных образов разных искусств. Общность тем, специфика выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок). Музыка в театре и кино.
Выявление эстетической, нравственной и практической направленности театральных постановок и фильмов.
| -слушать, запоминать,
- владеть приемами рационального запоминания,
- работа с источниками информации (чтение, конспектирование,
| Фронтальный опрос.
|
|
неделя
|
| Искусство и открытие мира для себя. (8 ч.)
| 28-29
| 2
| Вопрос себе как первый шаг к творчеству
| Комбини-рованный
| Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства. Изображение различных представлений о системе мира в графике и декоративной композиции. Симметрия и асимметрия в искусстве и науке.
Современный человек живет в сложном и
загадочном мире, ставящем перед ним почти каждый день множество вопросов, на которые он ищет ответы. Эти ответы иногда приходят к нему в
результате познания и труда, а иногда в результате озарения. В любом случае верно найденный ответ на вопрос вызывает чувство удовлетворения.
| Самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности.
- Классификация, обобщение, систематизация доказательств - Построение рассказа, ответа, речи, аргументирование.
Написание теста .
| Индивидуальный опрос. Тест.
|
| неделя
|
| 30
| 1
| Литературные страницы
| Урок закрепления
| Понимание красоты в искусстве и науке: общее и особенное. Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры.
Известные писатели и поэты о предназначении творчества. Творческое воображение режиссера, как основа развития идеи, сюжета, образов героев театрального спектакля или кинофильма.
| Классификация, обобщение, систематизация доказательств - Построение рассказа, ответа, речи, аргументирование
| Фронтальный опрос.
|
| неделя
|
| 31-35
| 5
| Исследовательский проект «Пушкин – наше все»
| Урок -контрольная.
Защита проекта
| Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. Исследовательский проект.
Воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами различных видов искусства..
• Образ А.С. Пушкина в изобразительном искусстве (портреты, скульптуры,
образцы декоративно-прикладного искусства,детские рисунки, работы художников-иллюстраторов, памятные знаки, барельефы и др.).
• «Быстрый карандаш» А.С. Пушкина на полях его рукописей.
• Музыкальные воплощения лирической поэзии А.С.
• Образы пушкинской прозы и поэзии в музыке.
•Образы пушкинской прозы и поэзии в книжных иллюстрациях.
• Театр и А. С. Пушкин.
• Пушкинские музеи-заповедники, музеи-квартиры, музеи-усадьбы.
• Художественные и телевизионные фильмы о жизни А. С. Пушкина на сюжеты е
произведений.
• Мультипликация: образы сказок А.С. Пушкина.
• Деятельность культурных, общественных организаций, связанных с именем
А. С. Пушкина.
| - Осознание учебной задачи. - Постановка цели. - Выбор рационального и оптимального пути их достижения. - Определение последовательности и продолжительности этапов деятельности. - Построение модели (алгоритма) деятельности.
- Участвовать в создании компьютерной презентации, видео- и фотокомпозиций, в театральных постановках, в виртуальных и реальных путешествиях по пушкинским местам, в проведении конкурсов чтецов, музыкантов и др.
| Написание итогового теста.
|
| неделя
|
| |