Скачать 46.33 Kb.
|
Методические разработки урока литературы по произведению А.В. Костюнина «Рукавичка» (5 класс). Тема: Изгой. Дата: 14.02.2012 года. Цели урока: -развивать умение вслушиваться и всматриваться в слово художественного произведения; -воспитывать нравственные качества учащихся, доброту и милосердие через восприятие произведения; -обогатить лексикон учащихся, расширить представление детей о доброте и милосердии с точки зрения нравственного смысла. Оборудование урока: презентация, портрет писателя. Словарная работа: милосердие, доброта. План урока. 1. Организационный момент. 2. Работа с пословицами. 3. Минута релаксации. 4. Изучение нового материала. 5. Подведение итогов урока. 6. Домашнее задание. Ход урока. I. Организационный момент. Слово учителя: «Понимать - значит чувствовать» (К.С. Станиславский). Мне кажется, ребята, чтобы понять другого человека необходимо обратиться к самим себе, посмотреть со стороны, как мы относимся друг к другу, уметь поставить себя на место другого человека. Сегодняшний урок мне хотелось бы посвятить разговору о милосердии, сострадании, доброте, тому, чего так не хватает в наше время. II. Работа с пословицами. -Ребята, очень много пословиц и поговорок о милосердии и доброте создал наш народ. Я вам сейчас раздам карточки, в которых написаны части пословиц и поговорок. Вы же, соединив их, составите пословицы. (Работа в группах).
Объясните смысл пословиц. -Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом известного карельского писателя Александра Викторовича Костюнина «Рукавичка», но сначала давайте немного отдохнём. III. Минута релаксации «Цветик - семицветик».
IV. Работа по теме урока. Рассказ о писателе (Выступление ученицы, презентация). Александр Викторович Костюнин родился 25 августа 1964 года в Карелии. С детства увлекался фотографией, рисованием, литературой. Окончил художественную школу в Медвежьегорске. Затем получил высшее образование (закончил сельскохозяйственный и экономический факультеты). На данный момент является председателем совета директоров ОАО «Судостроительный завод «Авангард». Детские увлечения Александр Викторович перенёс и во взрослую жизнь. Он по-прежнему серьёзно занимается фотографией. Фотовыставки писателя проходили не только в России, но и в Японии. Делом своей жизни считает литературное творчество. Костюнин-автор большого количества рассказов, повестей, эссе. Он является членом Союза писателей РФ. Лауреат премии «Лучшая книга 2007 года» в номинации «Повести и рассказы» (малая проза)». За книгу рассказов «В купели белой ночи» удостоен премии им. А. Куприна. В 2007 году награждён памятным знаком «За вклад в русскую литературу». Учитель: -Ребята, откройте тетради, запишите число, тему урока: «Изгой». -Работа над образом Юрки Гурова, главного героя произведения А.В. Костюнина «Рукавичка». Мы составим своеобразную цепочку слов, характеризующих семью Юрки. Начало цепочки у нас записано на доске: «Семья Юрки Гурова…». А какая она, мы будем выяснять вместе с вами, работая с текстом. Вы в тетради тоже всё это записываете. Читая произведение мы узнаём, что Юрка был несчастлив с детства. Что послужило причиной несчастья? (Отец сильно пил и Юрке приходилось убегать из дома, и прятаться у соседей). И мы сразу это напишем о семье Юрки. - 1) Неблагополучная. В какой семье воспитывался главный герой рассказа, если учитывать его родственные связи; количество членов семьи. Что об этом можно сказать? 2) Многодетная. -Ребята, найдите, пожалуйста в тексте описание предметов одежды Юрки, его портфеля, тетрадей. (Работа с текстом). Как состояние вещей мальчика может охарактеризовать Юркину семью? 3) Бедная. Итак, перед нами описание семьи Юрки Гурова, которые мы смогли определить, наблюдая за героем со стороны. Прочитайте цепочку. Беседа с учащимися: -Ребята, какие проблемы поднимает автор на страницах рассказа? (О жестокости и равнодушии во взаимоотношениях людей, о необходимости милосердия и доброты и др.). -Какое событие перевернуло всю жизнь Юрки Гурова? (Кража рукавички). -Зачем Юрка взял чужую рукавичку? (Он сделал это неосознанно, из любопытства). -Как отразился этот поступок на дальнейшей судьбе Юрки? (Он стал изгоем, с ним никто не общался, его «по-человечески» унижали, Юрка остался один). Подтвердите отрывком из рассказа. Почему люди не проявили чувства милосердия, доброты, не протянули руку помощи Юрке Гурову? (Потому что на его жизненном пути встретились безразличные, даже, можно сказать, жестокие учителя, которые позволили себе раздевать детей при всём классе, не задумываясь о том, что это унижает и оскорбляет ребёнка; отсутствие дружбы между одноклассниками и пр.). -Ребята, кем стал Юрка окончив школу? (Юрка встал на путь воровства и держал в страхе всё село. Сами люди сделали его вором). Коллективное обсуждение вопроса. «Юрка, Юрка… твоя судьба для меня - укор… И чувство вины растёт. Что-то провернулось в моей душе. Заныло.» - говорит автор, заканчивая рассказ. -Ребята, как вы думаете, смерть Юрки заставила людей задуматься, почему судьба этого молодого человека была так трагична? (У кого-то появилось чувство вины, заговорила совесть, на душе стало как-то нехорошо). Закончить наш урок хотелось бы следующими строчками: А как нам добрые слова нужны! Не раз мы в этом убедились сами, А может не слова - дела важны? Дела - делами, а слова - словами. Они живут у каждого из нас, На дне души до времени хранимы, Чтоб их произнести в тот самый час, Когда они другим необходимы. -Ребята, надеюсь, сегодняшний урок пригодится вам в будущей жизни, и вы станете по-другому смотреть на своих друзей, одноклассников, будете добрее, милосерднее и если возникнет необходимость прийти к кому-то на помощь, поддержать, вы всегда откликнитесь. V. Домашнее задание. Составьте цитатный план рассказа А.В. Костюнина «Рукавичка» и перескажите его от третьего лица. |
Методические указания по подготовке к семинарским занятиям Кемерово 2010 С. К. Ашванян, д-р экон наук, проф. (тема 3); Т. А. Сапожникова, канд экон наук, доц. (предисловие, тема 2); Е. А. Плосконосова,... | Тема: Насекомые. Изделие "Пчелы и соты" Межпредметные связи: Окружающий мир, раздел "Что и кто?", тема "Кто такие насекомые?"; раздел "Почему и зачем?", тема "Почему мы... | ||
Методические указания для проведения практических занятий Тема Основы... Тема 3 – Закономерности взаимодействия организма человека с чужеродными веществами. Механизмы токсичности | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теория и методика обучения музыке» Тема Музыка И. С. Баха в идейном контексте Нового времени и Просвещения Тема Идейное наполнение музыки Л. В. Бетховена Тема Романтизм... | ||
Урок музыки в 7 классе учителя Хаджимовой Светланы Нурбиевны Использована... Расширить представления о значимости героической музыки в воспитании подрастающего поколения | Реферат по экологии Ученицы 11 «г» класса (экстернат) Поэтому человек никогда не одинок полностью. С ним всегда его мысли и чувства. Вот насчёт чувств и эмоций, связанных с экологией,... | ||
Тема Общение Тема Предмет и задачи дисциплины Тема Разновидности научного стиля речи. Жанры собственно научного и научно-информативного стилей речи | Программа курса по выбору Магистратура факультета философии Магистерская... Тема Музыка И. С. Баха в идейном контексте Нового времени и Просвещения Тема Идейное наполнение музыки Л. В. Бетховена Тема Романтизм... | ||
1 Значение овощей в жизни человека 7 Тема Весенние работы в овощеводстве.... Тема Осенние работы в овощеводстве. Уборка урожая, закладка его на хранение 10 | Урок тема Тема урока сегодня «Основные положения теории электролитической диссоциации». Эта тема является продолжением предыдущего занятия.... | ||
Сказка А. С. Пушкина опера Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане": вступление; тема моря (Черномора и богатырей); тема песни белки «Во саду ли, в... | Жукова Надежда Николаевна учитель биологии моу «Нижнекулойская средняя... Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов» | ||
Жукова Надежда Николаевна учитель биологии моу «Нижнекулойская средняя... Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема нашего урока «Природа в творчестве М. Ю. Лермонтова». Талант Лермонтова, как настоящего гения, многогранен. Но есть такая тема... | ||
Урока технологии в 1 классе Тема: Проект "Осенний урожай". Изделие "Овощи из пластилина" Межпредметные связи: Окружающий мир, раздел "Что и кто?", тема "Что окружает нас дома?"; раздел "Почему и зачем?", тема "Почему нужно... | Методические рекомендации тема предмет, метод и периодизация истории... Тема государство и право руси в период феодальной раздробленности (II половина XII середина XVI вв.) |