Уроки внеклассного чтения называются уроками читательской самостоя





Скачать 130.72 Kb.
НазваниеУроки внеклассного чтения называются уроками читательской самостоя
Дата публикации29.07.2014
Размер130.72 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Н




Термин «инновации» распространился в речевой среде 90г. в связи с появлением большого количества новых программ, учебников, пособий,

методик, рекомендаций по изменению курсов и предметов.

Латинское «in» означает «внутри», «novatio» - «обновление», «изменение», англ.innovation – нововведение.

Инновации как педагогические технологии внутри обновленного учебно-

воспитательного процесса привлекает сегодня внимание всех, кто заботится о будущем подрастающего поколения. Надо искать новые подходы к решению традиционных задач начального образования для

того, чтобы (приносить проф.) способствовать развитию и успешному

обучению младших школьников, чтобы чувствовать профессиональное

удовлетворение.

Я хочу рассказать о нетрадиционных уроках чтения, которые я провожу

на уроках читательской самостоятельности. В своей работе использую

региональную, авторскую программу по чтению «Детская литература в

начальных классах» (издана ТОИПКРО в 1993 и 1995г.г.), которая разработана с опорой на теорию формирования читательской самостоя-

тельности профессора Н.Н.Светловской и органически развивает законо-

мерности становления читателя – младшего школьника.

Работая по новой программе, имею свободу в выборе произведения для

урока. Больше стало возможности реализовать свою личность в препода- вании, нет жесткой регламентации в ходе урока. Нравится нацеленность

на конечный результат.

Конечным результатом уроков детской литературы является читательская самостоятельность учащихся. По новой программе вместо прежнего

классного чтения проходят уроки чтения детской литературы, а бывшие

уроки внеклассного чтения называются уроками читательской самостоя-

тельности (ч/с). Но не в смене названий дело. Эти два типа урока разли-

чаются целевыми установками и комплексом задач, а также степенью самостоятельности учащихся в работе.

На уроке чтения детской литературы ведущей является обучающая цель, велика руководящая роль учителя в организации читательской деятель-

ности, а на втором типе уроков, в соответствии с названием, многие виды работ учащиеся выполняют самостоятельно: составляют рассказы о книгах, которые рассматривали, готовятся к восприятию нового произведения, ставят цель чтения, задают вопросы по тексту, подвергаются тестированию и учатся самостоятельно делать обобщения по прочитанному.

Хочу поподробнее рассказать об особенностях уроков ч/с.

На прежнее внеклассное чтение эти уроки похожи тем, что учебным ма-

териалом на них служат детские книги и журналы. Но новое в их использовании то, что выбирает книгу для чтения учитель или учитель и

ученики в результате коллективного обсуждения темы урока.

Что читать в начальной школе? Надо сохранять в детском чтении все

то, что соответствует специфике детского восприятия, что способствует нравственному и патриотическому воспитанию, расширению умственного

кругозора детей.

Формируя круг чтения первоклассников надо выбирать в основном такие

типы книг, как картинки, игрушки, малышки, раскраски, театр, т.к. они более всего доступны начинающим читать самостоятельно. В круг чтения

обязательно входят малые жанры фольклора: песенки, потешки, игровые

стихи, загадки, сказки о животных и детях, пословицы и приметы. Из до-

полнительных хрестоматий используются книги для первоклассников

О.В.Джежелей «Светлячок», « Подскажи словечко».

Для чтения в первом классе выбираются только любимые темы. К ним относятся «О начале школьной жизни»:

А.Барто – «Мама или я?» , « По дороге в класс.» ; С.Михалков – «Чистописание»; В.Берестов – «По дороге в школу»; В.Голявкин – «Как

я боялся?»; Л.Толстой – «Филиппок»; А.Пантелеев – «Буква ты»;

В.Осеева – «Синие листья» и «Три товарища», прочитывается целый сборник стихов для первоклассников петербургского поэта М.Яснова

«Праздник Букваря».

К любимым относится тема «Чудеса и волшебство»; читаются сказки

«Снегурочка», «Два Мороза»; загадки о природе; рассказ Н.Носова –

«Живая шляпа», В.Осеевой – «Волшебное слово», В.Бианки – «Медведь-

музыкант»; литературные сказки «Городок в табакерке» - В.Одоевского,

«Дудочка и кувшинчик» - В.Катаева, «Сказка о глупом мышонке» и как ее

продолжение «Сказка об умном мышонке» С.Маршака; сказки К.Чуковского и Н.Носова.

С удовольствием читают на тему: «Игры, занятия, труд детей, семья»,

рассказы Н.Артюховой, В.Осеевой, В.Драгунского, Н.Носова, Е.Пермяка,

стихи А.Барто, Е.Благининой, Н.Матвеевой, Д.Хармса. Они осваивают

традиционные темы «О друзьях – животных и картины природы»:

И.Соколов – Микитов – «Под частой елочкой», И.Токмакова – «Деревья»,

И.Суриков – «Белый снег пушистый», С.Михалков – «Мой щенок»,

Е.Чарушин – «Страшный рассказ».

Урок читательской самостоятельности в первом классе

строится так:

В первом полугодии – это 25-минутное занятие от урока обучения грамоте, которое называется «Встреча с книгой». Букварь убирается в портфель, и на чистой парте появляется новая тонкая детская книжка. Если нет книги для каждого ученика, то, к сожалению, бывает одна на двоих. Второй вариант работы: используется и одна книга, с которой работает учитель. Такова особенность этого периода обучения.

За 25 минут занятия проводится вводная беседа (3 – 5 минут), чтение

Произведения учителем (5 – 7 минут), проверка восприятия (5 минут),

коллективное учебное рассматривание новой книги (5 – 6 минут),

рекомендации по самостоятельной работе с книгами (2 -3 минуты).

Цель этих занятий обучать первоклассников элементам самостоятель-

ности.

Второе полугодие – предполагает полный урок в 40 – 45 минут.

Цель: организовать «чтение» картинок, как развитие умения предполагать

содержание, как развитие устной речи, развивать умение извлекать содержание книги из оформления.
1. Раздача книг – коллективок. Рассматривание обложки. Поиски трех

ориентиров содержания. Ориентир первый – иллюстрация. Ориентир

второй – заглавие. Ориентир третий – фамилия автора. Выставляется

на доске карточка с фамилией автора. Слышали раньше ее? Что пишет?

Прочитайте полное имя автора. О чем писал этот автор? Что нового

прочтем у него сегодня? Дополнительные ориентиры. Что еще узнали

о книге? (Для дошкольников, серия «Для маленьких») Может не будем

знакомиться с книгой, раз она для маленьких?(Раньше читали взрослые

для детей, а теперь можно самим прочесть).
2. «Чтение» книги по картинкам.

Учитель: рассмотрев обложку, вы уже начали догадываться о содержа-

нии книги, даже не открыв ее. Теперь будем листать, но читать содер-

жание пока будем по картинкам.
3. Обобщение.

Учитель: Кому понравился наш рассказ? Чем? Кто нарисовал картинки

в книге? Найдите слово, говорящее, что мы читали.
4. Самостоятельное чтение детьми.

Перепроверка, сочиненного учащимися, произведения. Обнаруженные

расхождения обсуждаются: почему так подумали мы? Как придумал

автор?
5.Тестирование по книге.

Ответы на вопросы в одно слово.
6. Обобщение.

Полные развернутые ответы.

- С какой новой книгой познакомились и как? Какова главная мысль?

Чему произведение может научить людей?
7. Задания на дом: рекомендация – найти дома в книге для чтения

произведение на такую же тему, самостоятельно ее прочесть и

подготовиться рассказывать в классе.
Круг чтения учащихся второго класса значительно расширяется и строится на принципах учета тематического и жанрового многообразия

детской литературы. Программой определены примерно 15 тем совре-

менного детского чтения и столько же жанров, которые в течение года

и составляют разнообразие понедельного чтения.

В одну неделю проходит тематическое чтение об осени, при этом читают

стихи, очерки, сказки и рассказы, а на обобщающем уроке еще и загадки

и приметы. В другую неделю – внимание уделяется какому – либо жанру:

например, проходит сказочная неделя, в третью – поэтическая.

Затем вновь организуется тематическое чтение и т.д.

Такое планирование по принципу однородного материала для чтения

способствует формированию у учащихся литературных представлений

без специального изучения теории предмета. Учащиеся различают стихи

и прозу, народные и литературные (авторские) сказки, правильно называют жанры.

Разнообразие источников чтения дают и уроки фольклора. Особое отношение надо формировать к стихам, которые требуют чуткости в

восприятии языка, проводятся поэтические уроки, минутки, конкурсы.

В первом классе больше внимания уделяли разным типам детских книг, их рассматриванию; во втором – углубляется работа над произведением,

текстом. Теперь книга, как объект читательской деятельности, рассматри-

вается 2ми с называнием служб: обложка, иллюстрация, титульный лист,

аннотация, предисловие, содержание (оглавление). Эти термины в течение

первого полугодия второго класса фиксируются на словарных карточках,

а запоминаются постепенно, по мере того, как дети еженедельно учатся

составлять рассказ о новой книге по результатам ее самостоятельного

рассмотрения.
Урок читательской самостоятельности во втором классе

бывает раз в неделю, имеет закономерную структуру из трех этапов:

- работа с книгой;

- работа с произведением;

- обобщающая беседа.

Многие приемы читательской деятельности, которые ранее проходили

под наблюдением и только при помощи учителя, переходят в разряд умений. Например, дети готовятся к восприятию текста и обязательно

предвосхищают содержание, настраивают себя на чтение. Помогают

в этом размышления над заголовком, описание иллюстраций второклас-

сники ведут самоанализ текста, учатся ставить вопросы в некоторой системе: О чем это произведение? Кто герои? Что с ними произошло?

Какими словами автор выразил главное? Сколько в произведении частей?

и т.д. Дети не знают теории литературы, но практически они осваивают

систему произведения, которую составляют всегда константные компонен-

ты: тема, проблема, сюжет, образы, жанр, композиция, язык, идейный смысл – то есть их восемь, а учитель следит в ходе урока за целостностью

анализа: если дети не поставили вопрос по какому – то компоненту произ-

ведения, то он дополняет беседу своими вопросами и стремится раскрыть

перед детьми самые яркие достоинства содержания и формы художест-

венного или научно – познавательного произведения.

Второклассники любят самостоятельно читать по памятке «3 п», которую

использовали в первом классе и которая помогает им понимать себя, как

читателей. С 3х букв «п» начинаются слова, характеризующие основные

процессы полноценного восприятия произведения: представляй, пережи-

вай, понимай то, что читаешь. Учащиеся раскрывают особенности своего

воображения, памяти, чувствования, мышления. Учитель отмечает точные,

яркие и оригинальные ответы, рассуждает наравне с учащимися, корректно

выражая свои оценки и суждения, по – дружески поддерживая любой

ответ. Только так и можно прийти к эстетическому восприятию произведе-

ния, которое отличает личностный подход.
Урок читательской самостоятельности во втором классе:
1. Работа с выставкой книг.

Почему эти книги собрались на выставке? Эти книги на уроках не читали.

Вывод о приключенческом характере книг. Приключения – необычные

события, часто фантастические.
2. Самостоятельное рассмотрение книги

с целью ее охарактеризовать. Выслушиваются выступления детей. (В ру-

ках книга – сборник, в ней короткие рассказы, их написал автор. Книга

состоит из? (частей). Из аннотации узнаем…? )
3. Упражнение: анализ оглавления.

Прочитайте с титульного листа содержание книги. Что рассказали вам

заголовки?
4. Работа с предисловиями.

Найдите предисловие. Зачем оно в книге? (читает ученик). Что узнали?

Каким представили..? Как говорил о себе? Что? – Предлагаю проверить

эту мысль чтением его рассказов.
5. Самостоятельное чтение произведений учащихся с предварительным

рассматриванием рисунков. Дети работают в паре, друг другу расска-

зывая содержание иллюстраций и обсуждая заголовок. Вдвоем выбира-

ют, какой рассказ читать, читают в парах, поочередно.
6. Контрольные вопросы.

Что понравилось? Чем запоминаются?

7. Коллективное чтение.

Что смешного?
8. Обобщение.

Прочитайте слова на доске, какое относится к нашему герою. Учитель

обобщает жанр.
9. Перспективное домашнее задание на неделю: прочитать сколько

захочется, и подготовить пересказ хотя бы одного.
Круг чтения учащихся в третьем классе формируется так, чтобы познакомить детей с классическими произведениями отечественной

и зарубежной литературы, о детях и для детей по принципам углубления

проблематики чтения и по монографическому. Эти подходы готовят 3-ов

к изучению литературы в среднем звене школы.
Урок читательской самостоятельности в третьем классе

является показателем обученности детей по чтению. Он демонстрирует

наличие сформированных читательских умений, навыков, знание несколь-

ких десятков книг, эмоционально – эстетическое восприятие текстов, а

также достаточный уровень общего и литературного развития учащихся.

В идеале каждый выпускник начальной школы, все 40 минут урока чита-

тельской самостоятельности, может работать с книгой самостоятельно.
Проверка читателей к концу второго полугодия третьего класса:


  1. Самостоятельное рассмотрение книги учащимися.

Обычно на это уходит 5 – 6 минут, которые включают чтение – рассматривание вводных листов книги и постраничный обзор содержания.
2. Выступление учащихся с характеристикой книги.

- Это научно – познавательная книга с рассказами. В ней нет цветных

картинок, есть рисунки и фотографии. На них изображены? По оглавле-

нию можно установить - ? В книге - ? (частей), в оглавлении они отделе-

ны - ? Из аннотации мы узнали - ? – Мы обратили внимание - ? Книга

большая -? Чего в ней много - ?- Что узнали об авторе - ?
3. Самостоятельная постановка чтения.

- За урок эту книгу не успеть прочесть. Но из отдельных рассказов можем

больше узнать об авторе и о том, куда он ездил, где жил и т. д.
4. Выборочное дифференцированное чтение отдельных глав книги по

индивидуальному плану учащихся.

Ответы на вопрос учителя: Что ты выбрал читать?
5. Самоанализ прочитанного.

Учащиеся рассказывают друг другу о прочитанном. Они дополняют друг

друга, обсуждают факты. В моменты диспута опять вступает учитель, как

равноправный, но более квалифицированный читатель.
6. Обобщение.

Учащиеся подводят итоги работы, отмечают, что понравилось на уроке,

чем понравилась книга, что в ней особенного и что будут читать дома.
7. Самостоятельный выбор материала для домашнего чтения, запись перспективного задания по чтению в дневники.
После таких уроков у учащихся можно наблюдать читательскую самостоятельность. Это личностное свойство, качество читателя, который знает, что делать с книгой, оставшись с ней один на один. Он работает без помощи учителя или при минимальной его поддержке в необходимых случаях (и не потому вмешивается учитель, что ученик чего–то не умел, а потому, что мал жизненный опыт детей и из–за этого можно что-то неправильно понять), без посредников соблюдает все необходимые три этапа в работе с книгой: знает, что делать до чтения, в процессе чтения и после прочтения. Он реализует полученные на уроках чтения детской литературы умения, разумно делает выбор, понимает цель общения с данной книгой,осознанно читает.

Читательская самостоятельность, сформированная в начальных классах-

надежный фундамент, который поможет ученику получать дальнейшее

образование.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроки внеклассного чтения называются уроками читательской самостоя iconУрок литературы по рассказу А. И. Куприна "Слон"
Уроки чтения, в старших классах, еще называются уроками литературы. Почему, как вы думаете? (Выросли, не только читаем, но изучаем...
Уроки внеклассного чтения называются уроками читательской самостоя iconУроки и переменки
Планирование этих уроков составлено на основе указаний методического пособия Е. В. Бунеевой, М. А. Яковлевой «Уроки чтения по книге...
Уроки внеклассного чтения называются уроками читательской самостоя iconДидактические материалы к урокам внеклассного чтения во 2 классе I. Введение
Приобщить младших школьников к художественному слову, научить различать доступные для них, полезные, интересные книги, сформировать...
Уроки внеклассного чтения называются уроками читательской самостоя iconСаниева Ригина Ринатовна нк-35 Устименко И. А. Методы формирования...
Ванность навыков самостоятельной работы с книгой на первом, важном подготовительном этапе является одной из предпосылок интеллектуального...
Уроки внеклассного чтения называются уроками читательской самостоя iconПрограмма развития школьной библиотеки на 2012-2015 г г. Информационная...
Массовая работа (обзоры литературы, уроки внеклассного чтения, праздники книги, литературные игры, творческие конкурсы, интеллектуальные...
Уроки внеклассного чтения называются уроками читательской самостоя iconКлиманова Л. Ф. Уроки литературного чтения; методическое пособие...
Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение для 2-4 классов четырёхлетней начальной школы», в соответствии...
Уроки внеклассного чтения называются уроками читательской самостоя iconУчитель Зайнуллина Римма Дамисовна Количество часов 70 уроки внеклассного...
Познакомить со спецификой нового учебного предмета и учебника; воспитывать интерес к чтению; выявить уровень литературного развития...
Уроки внеклассного чтения называются уроками читательской самостоя iconЗадачи собрания: Вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского...
Вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития активной читательской среды детей
Уроки внеклассного чтения называются уроками читательской самостоя iconТекущая успеваемость с новыми уроками только за заданный период
Если Вы уже внесли изменения в шаблон расписания то, наверняка столкнулись с такой проблемой: в разделе текущей успеваемости рядом...
Уроки внеклассного чтения называются уроками читательской самостоя iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Уроки внеклассного чтения называются уроками читательской самостоя iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Уроки внеклассного чтения (2 часа) по рассказам Александра Костюнина «Рукавичка», «Когда уходит детство», «Вальс под гитару» в 7...
Уроки внеклассного чтения называются уроками читательской самостоя iconУрок входит в серию уроков «Нравственные уроки детства»
Рассказы Ю. Яковлева как нельзя лучше подходят для внеклассного чтения в средних классах. Рассказы небольшие по объёму, но очень...
Уроки внеклассного чтения называются уроками читательской самостоя iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Уроки чтения – это уроки постижения литературно-художественного произведения, уроки развития речи, уроки формирования читательских...
Уроки внеклассного чтения называются уроками читательской самостоя iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Неотъемлемой частью курса литературного чтения является внеклассное чтение, которое проводится в форме самостоятельного домашнего...
Уроки внеклассного чтения называются уроками читательской самостоя iconИгра Что? Где?
На уроках чтения и внеклассного чтения дети читают и изучают произведения Н. Н. Носова
Уроки внеклассного чтения называются уроками читательской самостоя iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Уроки внеклассного чтения используются для реализации воспитательной цели, а конкретно, для воспитания духовно-нравственного гражданина...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск