Скачать 130.72 Kb.
|
Н Термин «инновации» распространился в речевой среде 90г. в связи с появлением большого количества новых программ, учебников, пособий, методик, рекомендаций по изменению курсов и предметов. Латинское «in» означает «внутри», «novatio» - «обновление», «изменение», англ.innovation – нововведение. Инновации как педагогические технологии внутри обновленного учебно- воспитательного процесса привлекает сегодня внимание всех, кто заботится о будущем подрастающего поколения. Надо искать новые подходы к решению традиционных задач начального образования для того, чтобы (приносить проф.) способствовать развитию и успешному обучению младших школьников, чтобы чувствовать профессиональное удовлетворение. Я хочу рассказать о нетрадиционных уроках чтения, которые я провожу на уроках читательской самостоятельности. В своей работе использую региональную, авторскую программу по чтению «Детская литература в начальных классах» (издана ТОИПКРО в 1993 и 1995г.г.), которая разработана с опорой на теорию формирования читательской самостоя- тельности профессора Н.Н.Светловской и органически развивает законо- мерности становления читателя – младшего школьника. Работая по новой программе, имею свободу в выборе произведения для урока. Больше стало возможности реализовать свою личность в препода- вании, нет жесткой регламентации в ходе урока. Нравится нацеленность на конечный результат. Конечным результатом уроков детской литературы является читательская самостоятельность учащихся. По новой программе вместо прежнего классного чтения проходят уроки чтения детской литературы, а бывшие уроки внеклассного чтения называются уроками читательской самостоя- тельности (ч/с). Но не в смене названий дело. Эти два типа урока разли- чаются целевыми установками и комплексом задач, а также степенью самостоятельности учащихся в работе. На уроке чтения детской литературы ведущей является обучающая цель, велика руководящая роль учителя в организации читательской деятель- ности, а на втором типе уроков, в соответствии с названием, многие виды работ учащиеся выполняют самостоятельно: составляют рассказы о книгах, которые рассматривали, готовятся к восприятию нового произведения, ставят цель чтения, задают вопросы по тексту, подвергаются тестированию и учатся самостоятельно делать обобщения по прочитанному. Хочу поподробнее рассказать об особенностях уроков ч/с. На прежнее внеклассное чтение эти уроки похожи тем, что учебным ма- териалом на них служат детские книги и журналы. Но новое в их использовании то, что выбирает книгу для чтения учитель или учитель и ученики в результате коллективного обсуждения темы урока. Что читать в начальной школе? Надо сохранять в детском чтении все то, что соответствует специфике детского восприятия, что способствует нравственному и патриотическому воспитанию, расширению умственного кругозора детей. Формируя круг чтения первоклассников надо выбирать в основном такие типы книг, как картинки, игрушки, малышки, раскраски, театр, т.к. они более всего доступны начинающим читать самостоятельно. В круг чтения обязательно входят малые жанры фольклора: песенки, потешки, игровые стихи, загадки, сказки о животных и детях, пословицы и приметы. Из до- полнительных хрестоматий используются книги для первоклассников О.В.Джежелей «Светлячок», « Подскажи словечко». Для чтения в первом классе выбираются только любимые темы. К ним относятся «О начале школьной жизни»: А.Барто – «Мама или я?» , « По дороге в класс.» ; С.Михалков – «Чистописание»; В.Берестов – «По дороге в школу»; В.Голявкин – «Как я боялся?»; Л.Толстой – «Филиппок»; А.Пантелеев – «Буква ты»; В.Осеева – «Синие листья» и «Три товарища», прочитывается целый сборник стихов для первоклассников петербургского поэта М.Яснова «Праздник Букваря». К любимым относится тема «Чудеса и волшебство»; читаются сказки «Снегурочка», «Два Мороза»; загадки о природе; рассказ Н.Носова – «Живая шляпа», В.Осеевой – «Волшебное слово», В.Бианки – «Медведь- музыкант»; литературные сказки «Городок в табакерке» - В.Одоевского, «Дудочка и кувшинчик» - В.Катаева, «Сказка о глупом мышонке» и как ее продолжение «Сказка об умном мышонке» С.Маршака; сказки К.Чуковского и Н.Носова. С удовольствием читают на тему: «Игры, занятия, труд детей, семья», рассказы Н.Артюховой, В.Осеевой, В.Драгунского, Н.Носова, Е.Пермяка, стихи А.Барто, Е.Благининой, Н.Матвеевой, Д.Хармса. Они осваивают традиционные темы «О друзьях – животных и картины природы»: И.Соколов – Микитов – «Под частой елочкой», И.Токмакова – «Деревья», И.Суриков – «Белый снег пушистый», С.Михалков – «Мой щенок», Е.Чарушин – «Страшный рассказ». Урок читательской самостоятельности в первом классе строится так: В первом полугодии – это 25-минутное занятие от урока обучения грамоте, которое называется «Встреча с книгой». Букварь убирается в портфель, и на чистой парте появляется новая тонкая детская книжка. Если нет книги для каждого ученика, то, к сожалению, бывает одна на двоих. Второй вариант работы: используется и одна книга, с которой работает учитель. Такова особенность этого периода обучения. За 25 минут занятия проводится вводная беседа (3 – 5 минут), чтение Произведения учителем (5 – 7 минут), проверка восприятия (5 минут), коллективное учебное рассматривание новой книги (5 – 6 минут), рекомендации по самостоятельной работе с книгами (2 -3 минуты). Цель этих занятий обучать первоклассников элементам самостоятель- ности. Второе полугодие – предполагает полный урок в 40 – 45 минут. Цель: организовать «чтение» картинок, как развитие умения предполагать содержание, как развитие устной речи, развивать умение извлекать содержание книги из оформления. 1. Раздача книг – коллективок. Рассматривание обложки. Поиски трех ориентиров содержания. Ориентир первый – иллюстрация. Ориентир второй – заглавие. Ориентир третий – фамилия автора. Выставляется на доске карточка с фамилией автора. Слышали раньше ее? Что пишет? Прочитайте полное имя автора. О чем писал этот автор? Что нового прочтем у него сегодня? Дополнительные ориентиры. Что еще узнали о книге? (Для дошкольников, серия «Для маленьких») Может не будем знакомиться с книгой, раз она для маленьких?(Раньше читали взрослые для детей, а теперь можно самим прочесть). 2. «Чтение» книги по картинкам. Учитель: рассмотрев обложку, вы уже начали догадываться о содержа- нии книги, даже не открыв ее. Теперь будем листать, но читать содер- жание пока будем по картинкам. 3. Обобщение. Учитель: Кому понравился наш рассказ? Чем? Кто нарисовал картинки в книге? Найдите слово, говорящее, что мы читали. 4. Самостоятельное чтение детьми. Перепроверка, сочиненного учащимися, произведения. Обнаруженные расхождения обсуждаются: почему так подумали мы? Как придумал автор? 5.Тестирование по книге. Ответы на вопросы в одно слово. 6. Обобщение. Полные развернутые ответы. - С какой новой книгой познакомились и как? Какова главная мысль? Чему произведение может научить людей? 7. Задания на дом: рекомендация – найти дома в книге для чтения произведение на такую же тему, самостоятельно ее прочесть и подготовиться рассказывать в классе. Круг чтения учащихся второго класса значительно расширяется и строится на принципах учета тематического и жанрового многообразия детской литературы. Программой определены примерно 15 тем совре- менного детского чтения и столько же жанров, которые в течение года и составляют разнообразие понедельного чтения. В одну неделю проходит тематическое чтение об осени, при этом читают стихи, очерки, сказки и рассказы, а на обобщающем уроке еще и загадки и приметы. В другую неделю – внимание уделяется какому – либо жанру: например, проходит сказочная неделя, в третью – поэтическая. Затем вновь организуется тематическое чтение и т.д. Такое планирование по принципу однородного материала для чтения способствует формированию у учащихся литературных представлений без специального изучения теории предмета. Учащиеся различают стихи и прозу, народные и литературные (авторские) сказки, правильно называют жанры. Разнообразие источников чтения дают и уроки фольклора. Особое отношение надо формировать к стихам, которые требуют чуткости в восприятии языка, проводятся поэтические уроки, минутки, конкурсы. В первом классе больше внимания уделяли разным типам детских книг, их рассматриванию; во втором – углубляется работа над произведением, текстом. Теперь книга, как объект читательской деятельности, рассматри- вается 2ми с называнием служб: обложка, иллюстрация, титульный лист, аннотация, предисловие, содержание (оглавление). Эти термины в течение первого полугодия второго класса фиксируются на словарных карточках, а запоминаются постепенно, по мере того, как дети еженедельно учатся составлять рассказ о новой книге по результатам ее самостоятельного рассмотрения. Урок читательской самостоятельности во втором классе бывает раз в неделю, имеет закономерную структуру из трех этапов: - работа с книгой; - работа с произведением; - обобщающая беседа. Многие приемы читательской деятельности, которые ранее проходили под наблюдением и только при помощи учителя, переходят в разряд умений. Например, дети готовятся к восприятию текста и обязательно предвосхищают содержание, настраивают себя на чтение. Помогают в этом размышления над заголовком, описание иллюстраций второклас- сники ведут самоанализ текста, учатся ставить вопросы в некоторой системе: О чем это произведение? Кто герои? Что с ними произошло? Какими словами автор выразил главное? Сколько в произведении частей? и т.д. Дети не знают теории литературы, но практически они осваивают систему произведения, которую составляют всегда константные компонен- ты: тема, проблема, сюжет, образы, жанр, композиция, язык, идейный смысл – то есть их восемь, а учитель следит в ходе урока за целостностью анализа: если дети не поставили вопрос по какому – то компоненту произ- ведения, то он дополняет беседу своими вопросами и стремится раскрыть перед детьми самые яркие достоинства содержания и формы художест- венного или научно – познавательного произведения. Второклассники любят самостоятельно читать по памятке «3 п», которую использовали в первом классе и которая помогает им понимать себя, как читателей. С 3х букв «п» начинаются слова, характеризующие основные процессы полноценного восприятия произведения: представляй, пережи- вай, понимай то, что читаешь. Учащиеся раскрывают особенности своего воображения, памяти, чувствования, мышления. Учитель отмечает точные, яркие и оригинальные ответы, рассуждает наравне с учащимися, корректно выражая свои оценки и суждения, по – дружески поддерживая любой ответ. Только так и можно прийти к эстетическому восприятию произведе- ния, которое отличает личностный подход. Урок читательской самостоятельности во втором классе: 1. Работа с выставкой книг. Почему эти книги собрались на выставке? Эти книги на уроках не читали. Вывод о приключенческом характере книг. Приключения – необычные события, часто фантастические. 2. Самостоятельное рассмотрение книги с целью ее охарактеризовать. Выслушиваются выступления детей. (В ру- ках книга – сборник, в ней короткие рассказы, их написал автор. Книга состоит из? (частей). Из аннотации узнаем…? ) 3. Упражнение: анализ оглавления. Прочитайте с титульного листа содержание книги. Что рассказали вам заголовки? 4. Работа с предисловиями. Найдите предисловие. Зачем оно в книге? (читает ученик). Что узнали? Каким представили..? Как говорил о себе? Что? – Предлагаю проверить эту мысль чтением его рассказов. 5. Самостоятельное чтение произведений учащихся с предварительным рассматриванием рисунков. Дети работают в паре, друг другу расска- зывая содержание иллюстраций и обсуждая заголовок. Вдвоем выбира- ют, какой рассказ читать, читают в парах, поочередно. 6. Контрольные вопросы. Что понравилось? Чем запоминаются? 7. Коллективное чтение. Что смешного? 8. Обобщение. Прочитайте слова на доске, какое относится к нашему герою. Учитель обобщает жанр. 9. Перспективное домашнее задание на неделю: прочитать сколько захочется, и подготовить пересказ хотя бы одного. Круг чтения учащихся в третьем классе формируется так, чтобы познакомить детей с классическими произведениями отечественной и зарубежной литературы, о детях и для детей по принципам углубления проблематики чтения и по монографическому. Эти подходы готовят 3-ов к изучению литературы в среднем звене школы. Урок читательской самостоятельности в третьем классе является показателем обученности детей по чтению. Он демонстрирует наличие сформированных читательских умений, навыков, знание несколь- ких десятков книг, эмоционально – эстетическое восприятие текстов, а также достаточный уровень общего и литературного развития учащихся. В идеале каждый выпускник начальной школы, все 40 минут урока чита- тельской самостоятельности, может работать с книгой самостоятельно. Проверка читателей к концу второго полугодия третьего класса:
Обычно на это уходит 5 – 6 минут, которые включают чтение – рассматривание вводных листов книги и постраничный обзор содержания. 2. Выступление учащихся с характеристикой книги. - Это научно – познавательная книга с рассказами. В ней нет цветных картинок, есть рисунки и фотографии. На них изображены? По оглавле- нию можно установить - ? В книге - ? (частей), в оглавлении они отделе- ны - ? Из аннотации мы узнали - ? – Мы обратили внимание - ? Книга большая -? Чего в ней много - ?- Что узнали об авторе - ? 3. Самостоятельная постановка чтения. - За урок эту книгу не успеть прочесть. Но из отдельных рассказов можем больше узнать об авторе и о том, куда он ездил, где жил и т. д. 4. Выборочное дифференцированное чтение отдельных глав книги по индивидуальному плану учащихся. Ответы на вопрос учителя: Что ты выбрал читать? 5. Самоанализ прочитанного. Учащиеся рассказывают друг другу о прочитанном. Они дополняют друг друга, обсуждают факты. В моменты диспута опять вступает учитель, как равноправный, но более квалифицированный читатель. 6. Обобщение. Учащиеся подводят итоги работы, отмечают, что понравилось на уроке, чем понравилась книга, что в ней особенного и что будут читать дома. 7. Самостоятельный выбор материала для домашнего чтения, запись перспективного задания по чтению в дневники. После таких уроков у учащихся можно наблюдать читательскую самостоятельность. Это личностное свойство, качество читателя, который знает, что делать с книгой, оставшись с ней один на один. Он работает без помощи учителя или при минимальной его поддержке в необходимых случаях (и не потому вмешивается учитель, что ученик чего–то не умел, а потому, что мал жизненный опыт детей и из–за этого можно что-то неправильно понять), без посредников соблюдает все необходимые три этапа в работе с книгой: знает, что делать до чтения, в процессе чтения и после прочтения. Он реализует полученные на уроках чтения детской литературы умения, разумно делает выбор, понимает цель общения с данной книгой,осознанно читает. Читательская самостоятельность, сформированная в начальных классах- надежный фундамент, который поможет ученику получать дальнейшее образование. |
Урок литературы по рассказу А. И. Куприна "Слон" Уроки чтения, в старших классах, еще называются уроками литературы. Почему, как вы думаете? (Выросли, не только читаем, но изучаем... | Уроки и переменки Планирование этих уроков составлено на основе указаний методического пособия Е. В. Бунеевой, М. А. Яковлевой «Уроки чтения по книге... | ||
Дидактические материалы к урокам внеклассного чтения во 2 классе I. Введение Приобщить младших школьников к художественному слову, научить различать доступные для них, полезные, интересные книги, сформировать... | Саниева Ригина Ринатовна нк-35 Устименко И. А. Методы формирования... Ванность навыков самостоятельной работы с книгой на первом, важном подготовительном этапе является одной из предпосылок интеллектуального... | ||
Программа развития школьной библиотеки на 2012-2015 г г. Информационная... Массовая работа (обзоры литературы, уроки внеклассного чтения, праздники книги, литературные игры, творческие конкурсы, интеллектуальные... | Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения; методическое пособие... Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение для 2-4 классов четырёхлетней начальной школы», в соответствии... | ||
Учитель Зайнуллина Римма Дамисовна Количество часов 70 уроки внеклассного... Познакомить со спецификой нового учебного предмета и учебника; воспитывать интерес к чтению; выявить уровень литературного развития... | Задачи собрания: Вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского... Вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития активной читательской среды детей | ||
Текущая успеваемость с новыми уроками только за заданный период Если Вы уже внесли изменения в шаблон расписания то, наверняка столкнулись с такой проблемой: в разделе текущей успеваемости рядом... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Уроки внеклассного чтения (2 часа) по рассказам Александра Костюнина «Рукавичка», «Когда уходит детство», «Вальс под гитару» в 7... | Урок входит в серию уроков «Нравственные уроки детства» Рассказы Ю. Яковлева как нельзя лучше подходят для внеклассного чтения в средних классах. Рассказы небольшие по объёму, но очень... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Уроки чтения – это уроки постижения литературно-художественного произведения, уроки развития речи, уроки формирования читательских... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Неотъемлемой частью курса литературного чтения является внеклассное чтение, которое проводится в форме самостоятельного домашнего... | ||
Игра Что? Где? На уроках чтения и внеклассного чтения дети читают и изучают произведения Н. Н. Носова | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Уроки внеклассного чтения используются для реализации воспитательной цели, а конкретно, для воспитания духовно-нравственного гражданина... |