Задачи: формировать умение анализировать, моделировать ситуации, участвовать в ролевой игре, аргументировать, принимать индивидуальные и коллективные решения, делать выбор в конкретной ситуации;





НазваниеЗадачи: формировать умение анализировать, моделировать ситуации, участвовать в ролевой игре, аргументировать, принимать индивидуальные и коллективные решения, делать выбор в конкретной ситуации;
Дата публикации01.08.2014
Размер91.1 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы

  1. Моральный долг


МБОУ « Арефьевская ООШ»

Учитель русского языка и литературы

Жаркова Татьяна Ахаевна
Цель: формирование представления о моральном долге, моральной обязанности.

Задачи:

  • формировать умение анализировать, моделировать ситуации, участвовать в ролевой игре, аргументировать, принимать индивидуальные и коллективные решения, делать выбор в конкретной ситуации;

  • развивать творческие способности, навыки участия в дискуссии, сотрудничества;

  • способствовать формированию толерантного отношения к другим мнениям, воспитывать уважительное отношение к людям.

  • Воспитывать чувство долга (сознательное и добровольное), ответственности, моральных обязанностей во взаимоотношениях с людьми

Оборудование: компьютер, проектор, иллюстративный материал, карточки, презентация к уроку.

Участники: ученики 4 класса

Тип урока: комбинированный

Основные термины и понятия: моральный долг, моральные обязанности, моральная норма, помощь слабым, ответственность, благодарность

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

время

Организационные формы

Орг момент

на прошлом уроке мы говорили об ответственности и пришли к выводу о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор.




1 мин


Проверка дом задания





Выразительное чтение стихотворения «Если»


3 мин

Индивидуальная работа в рабочей тетради

Работа с притчей

" Жил некогда молодой человек - очень бедный индеец. Он жил в большом городе, и окружали его только белые люди. У него не было ни дома, ни родных, ни друзей. Он пришел в город за счастьем, но нашел лишь нищету и боль. Время от времени он, работая как мул, добывал несколько монет на кусок хлеба. Если бы не это, ему пришлось бы просить милостыню, или воровать.

Однажды молодой человек отправился на рынок. Бредя как в тумане, он диким взглядом рассматривал изобилие прекрасных товаров. Он был в таком шоке, что не видел, куда идет, и, в конце концов, налетев на стоявшие корзины, свалился на какого - то старика.

Старик нес четыре большущих кувшина, и только что остановился и присел, чтобы перекусить. Парень разозлился и обругал старика за то, что тот расселся у него на дороге. Кувшины старика опрокинулись и покатились. Увидев это, молодой человек решил, что на сегодня ему удалось найти для себя пропитание.

Он помог старику и взялся нести тяжелые кувшины. Старик сказал, что идет домой в горы, и молодой человек настоял на том, чтобы сопровождать его хотя бы часть пути. Старик повернул в горы и по дороге накормил молодого человека, отдав ему часть купленных на рынке продуктов. Молодой человек набил брюхо под самую завязку и, почувствовав, что сыт, начал замечать, на сколько тяжелы сосуды, которые он нес. Он покрепче прижал их к себе.

Молодой человек спросил у старика: что у тебя в этих кувшинах? Старик не ответил, но сказал, что собирается показать молодому человеку друга, который развеет его горести, даст ему совет и научит мудрости необходимой для того, чтобы разобраться в неисповедимых путях этого мира.

После этого старик призвал к себе оленя. Ничего красивее этого оленя молодому человеку в своей жизни видеть не доводилось. Олень был настолько ручным, что подошел совсем близко и бродил вокруг. Он сиял и переливался всеми цветами радуги. Молодой человек был настолько очарован, что тут же догадался, что это волшебный олень. Старик сказал, что если молодой человек хочет, чтобы олень стал его другом и подарил ему свою мудрость, он должен всего на всего отказаться от кувшинов.

Все мелочные желания и страсти молодого человека всколыхнулись в ответ на это предложение. Молодой человек спросил: Так что же, все-таки в твоих кувшинах. Старик искренне ответил, что в кувшинах пища.

Разумеется, молодой человек не поверил ни единому слову старика. Он прикинул, что старик наверняка колдун. И если за свои кувшины он готов отдать волшебного оленя, то, какое невероятное могущество, какую фантастическую силу они должны содержать. Молодой человек заявил, что он выбирает кувшины.

Молодой человек схватил кувшины и убежал. Забрался в укромное место и там их открыл. В кувшинах оказались только пища и вода, молодой человек в припадке гнева сбросил их с высокой скалы на камни.

Юноша догнал старика, и высказал ему всю свою злость и обиду, но тот ответил: "Ты сам не знаешь, чего ищешь, ты не знаешь что такое волшебство, поэтому не можешь судить, нашел ты его или нет. Ты не принял на себя ответственности за свое решение, потому так разозлился из - за своего просчета. Если бы твое решение было осознанным, и если бы ты готов был за него ответить, ты оставил бы еду, что была в кувшинах себе, и был бы этим более чем доволен. А может, тебе даже удалось бы понять, что эта еда тоже была волшебной ".





3 мин

Коллективное прослушивание притчи

Эвристическая беседа.

Работа с текстом

Почему юноша просчитался?

-Какие черты характера ему помешали?

-В чём мудрость старика? (Найдите ключевые фразы)

-Как надо было поступить юноше?


- потому что он был жадный

-он неблагодарный

-его желания и страсти были мелочными

- юноша должен был взять еду себе и поблагодарить старика за оказание бескорыстной помощи.

4 мин

Работа в

парах при

работе

с текстом

Работа над понятийным аппаратом

Итак, вами сейчас были произнесены слова «должен был». Слова эти очень непростые. В них вложен мудрый и важный смысл, поднимающий человека на высокую нравственную высоту. И эта высота называется одним словом - …

-Сформулируйте тему урока.

Подберём синонимы: моральный долг

Вернёмся к притче. Дополните предложения:

Старик оказывает юноше…

Юноша не отвечает ему…

Вот вы сейчас уже открыли для себя, что моральный долг человека – это бескорыстная помощь человеку, который в ней нуждается.


Долг
- моральный долг
- моральная обязанность, моральная норма, помощь слабым, ответственность, благодарность…

- помощь
-благодарностью

3 мин

Фронтальная

работа

Театрализация

(заранее подготовлена)

Чего не понимает девочка?

- Рассчитывает ли мальчик на материальную благодарность?

Приходим к выводу:

Человек долга выполняет существующие нормы не по принуждению, а на основе своих убеждений.


По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
-Подержи мои книжки! –крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила его:
- Это твоя бабушка?
- Нет,- ответил мальчик.
- Мама?- удивилась подружка.
- Нет!
- Ну, тётя? Или знакомая?
- Да нет же, нет! – улыбаясь, сказал мальчик. – Это просто старушка!


4мин




?

- Если вам оказали помощь, когда вы в ней нуждались, считаете ли вы своим моральным долгом помочь этому человеку в трудную минуту?


- да, человек должен помочь тому, кто когда-то помог ему







Просмотр мультфильма «Волк и пес»

Почему волк и пес стали друзьями?

- потому что они помогли друг другу в трудную минуту и сделали это без всякого расчета на материальное вознаграждение

4 мин

Коллективный просмот

«Волк и пес»

Работа с притчей

Мудрая свинья

См приложение 1




3 мин




Ключевые слова

-Почему Свинью назвал автор даосской притчи мудрой?

-Найдите в тексте мудрое изречение (ключевое) Свиньи? (Вывод: моральный долг человека (обязанность) исполнять установленные в обществе моральные нормы.


-если в глазах кого-то хочешь казаться человеком, следующим законам морали, поступай в соответствии с его взглядами


2 мин







1) Собрать пословицы:

- Где любовь и совет, там и горя нет.

- Лучший клад, когда в семье лад.

- Детки хороши – отцу-матери –венец, детки плохи – отцу-матери – конец.


Пословицы представлены в виде лото. Дети собирают их (каждой группе по 1 пословице

2 мин

Групповая

работа







Работа с мультимедийным диском в разделах «Тренажер», «Контроль»

5 мин




Итог

урока

: Самое главное! Запомни!

МОРАЛЬНЫЙ ДОЛГ – ЭТО ТВОЙ ВЫБОР!

- Но как бы нас жизнь ни ломала,

В ней некое есть волшебство…

Хороших людей слишком мало.

И все – таки их большинство.

Стань добрым волшебником

Ну-ка попробуй

Тут хитрости вовсе не нужно особой

Понять и исполнить желание другого

Одно удовольствие, честное слово.





1 мин




Дом

задание

Стр 26, 27 (теория),

Приведите примеры из жизни ( из литературы) о выполнении морального долга





1 мин




рефлексия

Понравился урок

безразлично


Не понравился














4 мин




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задачи: формировать умение анализировать, моделировать ситуации, участвовать в ролевой игре, аргументировать, принимать индивидуальные и коллективные решения, делать выбор в конкретной ситуации; iconУрок по теме: «Кровь и кровообращение»
Продолжить формировать у учащихся умение анализировать, делать выводы, рассуждать логически, используя проблемные ситуации
Задачи: формировать умение анализировать, моделировать ситуации, участвовать в ролевой игре, аргументировать, принимать индивидуальные и коллективные решения, делать выбор в конкретной ситуации; iconПроблема, концепция, роли и ожидаемый результат по каждой игре
Совместная деятельность группы обучающихся и преподавателя под управлением преподавателя с целью решения учебных и профессионально-ориентированных...
Задачи: формировать умение анализировать, моделировать ситуации, участвовать в ролевой игре, аргументировать, принимать индивидуальные и коллективные решения, делать выбор в конкретной ситуации; iconПедагогические традиции и инновационная образовательная среда – залог...
А обучение становится для него благом, радостью, основной формой выражения детской жизни. Создаю проблемные, поисковые исследовательские...
Задачи: формировать умение анализировать, моделировать ситуации, участвовать в ролевой игре, аргументировать, принимать индивидуальные и коллективные решения, делать выбор в конкретной ситуации; icon2. Нормальные и экстремальные ситуации в жизни человека
Соотношение понятий «среда» и «ситуация»; соотношение объективного и субъективного в ситуации. Эмпирические исследования влияний...
Задачи: формировать умение анализировать, моделировать ситуации, участвовать в ролевой игре, аргументировать, принимать индивидуальные и коллективные решения, делать выбор в конкретной ситуации; icon«Обобщающее значение образов помещиков»
Формировать умение анализировать художественное произведение, умение делать обобщающие выводы по прочитанному
Задачи: формировать умение анализировать, моделировать ситуации, участвовать в ролевой игре, аргументировать, принимать индивидуальные и коллективные решения, делать выбор в конкретной ситуации; iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Они позволяют проверить не только владение определенными математическими операциями, но и умение анализировать, рассуждать, делать...
Задачи: формировать умение анализировать, моделировать ситуации, участвовать в ролевой игре, аргументировать, принимать индивидуальные и коллективные решения, делать выбор в конкретной ситуации; iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задачи: образовательные –закрепить умение грамотного правописания суффиксов причастий,овладения приемами различения; научить применять...
Задачи: формировать умение анализировать, моделировать ситуации, участвовать в ролевой игре, аргументировать, принимать индивидуальные и коллективные решения, делать выбор в конкретной ситуации; icon1. Краткая характеристика предприятия
Описание ситуации. Диагностика ситуации и разработка прогноза развития ситуации 15
Задачи: формировать умение анализировать, моделировать ситуации, участвовать в ролевой игре, аргументировать, принимать индивидуальные и коллективные решения, делать выбор в конкретной ситуации; icon1. цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
Цель преподавания дисциплины – сформировать у студентов научное экономическое мировоззрение, умение анализировать экономические ситуации...
Задачи: формировать умение анализировать, моделировать ситуации, участвовать в ролевой игре, аргументировать, принимать индивидуальные и коллективные решения, делать выбор в конкретной ситуации; iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Задачи: формировать умение анализировать, моделировать ситуации, участвовать в ролевой игре, аргументировать, принимать индивидуальные и коллективные решения, делать выбор в конкретной ситуации; iconТема Количество часов
Способствовать формированию умения анализировать жизненные ситуации, выстраивая алгоритм рассуждения на основе понятий обществоведческого...
Задачи: формировать умение анализировать, моделировать ситуации, участвовать в ролевой игре, аргументировать, принимать индивидуальные и коллективные решения, делать выбор в конкретной ситуации; iconТема: Совесть. Долг
Способствовать формированию умения анализировать жизненные ситуации, выстраивая алгоритм рассуждения на основе понятий обществоведческого...
Задачи: формировать умение анализировать, моделировать ситуации, участвовать в ролевой игре, аргументировать, принимать индивидуальные и коллективные решения, делать выбор в конкретной ситуации; iconТема: Человеческие ценности
Способствовать формированию умения анализировать жизненные ситуации, выстраивая алгоритм рассуждения на основе понятий обществоведческого...
Задачи: формировать умение анализировать, моделировать ситуации, участвовать в ролевой игре, аргументировать, принимать индивидуальные и коллективные решения, делать выбор в конкретной ситуации; iconКалендарно-тематическое планирование в 8 «А» классе
Способствовать формированию умения анализировать жизненные ситуации, выстраивая алгоритм рассуждения на основе понятий обществоведческого...
Задачи: формировать умение анализировать, моделировать ситуации, участвовать в ролевой игре, аргументировать, принимать индивидуальные и коллективные решения, делать выбор в конкретной ситуации; iconКонспект урока «Доли. Обыкновенные дроби»
Способствовать формированию умения анализировать жизненные ситуации, выстраивая алгоритм рассуждения на основе понятий обществоведческого...
Задачи: формировать умение анализировать, моделировать ситуации, участвовать в ролевой игре, аргументировать, принимать индивидуальные и коллективные решения, делать выбор в конкретной ситуации; iconУчебно-методический комплекс Профессиональная этика
Способствовать формированию умения анализировать жизненные ситуации, выстраивая алгоритм рассуждения на основе понятий обществоведческого...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск