Урок-путешествие "НЕ с причастиями"
Цель: Знать условия выбора слитного и раздельного написания не с причастиями, прилагательными, существительными, глаголами.
Задачи:
уметь правильно писать не с причастиями;
графически обозначать условия выбора правильных написаний;
разграничивать приставку не- и частицу не с причастиями;
определять виды орфограмм, связанные со слитным и раздельным написанием не со словами других частей речи;
находить и исправлять ошибки в группировке примеров со слитным и раздельным написанием не с разными частями речи (существительными, прилагательными, глаголами, причастиями).
Язык. Сергей Скачко. Слайд1
С благоговеньем прикасайся К тому, чем ты вооружён, Твори светло и упивайся Безбрежным русским языком
Воздушно лёгок, сочен, вкусен, Суров и нежен, многолик, Во всех мелодиях искусен Наш удивительный язык.
Ему к лицу и термин узкий, И междометный вздох, и клич, Гордись, что понимаешь русский, Старайся глубину постичь.
Учитель. Доброе утро, ребята! Я очень рада нашему очередному сотрудничеству и уверена, что вы сегодня сделаете ещё один шаг к постижению глубин безбрежного, могучего и прекрасного русского языка.
Запишите , пожалуйста, сегодняшнее число. Классная работа. Слайд2.
– Итак, мы сегодня отправляемся в путешествие, но сначала надо собрать багаж, то есть вспомнить то, что изучали. Поэтому синтаксическая разминка. Разбор у доски.
(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено причастным оборотом.)
- Оцените себя в листах самооценки.
– Какие орфограммы встретились в этом предложении?
Дворе – двор (безударная проверяемая гласная в корне слова)
воет – выть, глагол I спряжения (правописание безударных личных окончаний глаголов)
неистовая – прилагательное не употребляется без НЕ, непроверяемая безударная гласная в корне слова
разбуженная – приставка РАЗ-, НН в суффиксе полного страдательного причастия, так как есть приставка
королевой – король (безударная непроверяемая и проверяемая гласная в корне слова)
– Назовите способ образования слова разбуженная – разбудить СУФФИКСАЛЬНЫЙ.
- Неистовая- это прилагательное.
- образуйте глагол - неистовствовать
- А причастие? Неистовствующий Слайд3.
- Ребята, как вы думаете, что такое неистовствовать?
Словарная работа со словом неистовствовать
работа с толковыми словарями.
-Запишите словарную статью в тетрадь.
- Работа по картине Айвазовского «Судно посреди шторма». Составить предложение или словосочетание, используя слова неистовствовать, неистовствующий. Слайд4
– Сегодня в путешествие отправляются три команды. Каждая должна прибыть в пункт назначения, сделав остановку в указанном месте. Ваша задача – сформулировать название вашей станции (то есть орфограмму), для этого необходимо по цепочке раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, сформулировать правило. Встречаемся в пункте назначения через 3 минуты. (Каждая команда получает маршрутный лист с заданием.)
Команда 1. Правописание НЕ с существительными Слайд5
(Не)былица
(Не)правда, а лож…
(Не)друг
(Не)в…димка
(Не)приятель
Учен…е без умен…я (не)польза, а беда.
(Не)смерть страшна, а твоя немилость.
(Не)вежда
(Не)вн…мательность
Команда 2. Правописание НЕ с прилагательными
(Не)взрач…ный
(Не)чес…ный, а лживый
Отнюдь (не)инт…ресный
(Не)верный ответ
(Не)чёрств, а свеж…
(Не)навистный
(Не)ясные огни
Река (не)глубокая, но широкая
Далеко (не)робкий
Команда 3. Правописание НЕ с глаголами
(Не)годовать
(Не)понять
(Не)сделать
(Не)волить
(Не)успеть
(Не)истовствовать
(Не)ймётся
(Не)волноваться
(Не)доумевать
- Самопроверка выполненных заданий. Запись результатов в листы самооценки. Слайд6.
– Итак, с какой орфограммой работала 1, 2, 3 команды?
- Правописание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами.
– Сформулируйте правила, приводя примеры из выполненных в маршрутных листах заданий.
– Чтобы попасть в пункт назначения, мы должны выполнить ещё одно задание. Итак, вам необходимо ответить на вопрос: “Какое слово является лишним в каждой группе?” Слайд7
Игра “Четвёртый лишний”
(Не)вежливый, (не)вежественный, (не)аккуратный, (не)нужный. (Не)друг, (не)дуг, (не)ожиданность, (не)забудка. (Не)годовать, (не)доумевать, (не)успеть, (не)взлюбить. (Не)тревожь, (не)прячь, (не)волить, (не)волноваться
– Я думаю, что вы достойно выполнили это задание, поэтому получаете пропуск в пункт назначения.
- А теперь на основе выполненных заданий попробуйте сформулировать название станции, то есть тему нашего урока.
- Правописание НЕ с причастиями
- Что мы должны узнать о правописании НЕ с причастиями?
Запись темы урока. Слайд8
– К сожалению, проводник куда-то исчез, но оставил записку. (Записка в маршрутных листах). Прочитайте записку. Слайд9
Не смогу сопровождать в путешествии по станции “Правописание НЕ с причастиями”: (не)предвиденные обстоятельства заставили меня покинуть пределы нашей необыкновенной страны Грамматики.
Проблемная ситуация.
Как пишется НЕ с выделенным словом? (Варианты ответов учеников.) Определите часть речи. Вспомните, в чем особенность этой части речи? (Совмещает признаки глагола и прилагательного.) Как вы считаете, правилу какой части речи – глагола или прилагательного – будет подчиняться причастие в случае его правописания с НЕ? (Варианты ответов учеников с доказательством своей точки зрения, которая, скорее всего, будет основана на морфологических признаках причастия.)
– Итак, нам самим придётся разобраться в тонкостях правописания НЕ с причастиями. Исследовательская работа Слайд10. Я предлагаю вам побывать в роли исследователей и самим добыть ответ на вопрос «При каком условии не с причастиями пишется слитно, а при каком – раздельно?». Распределите роли.
Перед вами файлы с заданием. Задание у всех одно: это ответ на поставленный вопрос. А вот пути решения у вас могут быть разные. Если вы будете испытывать затруднения во время выполнения задания, то я помогу: вам будет дана небольшая подсказка, опора-напоминание. Кому потребуется помощь, поднимите руку. Внимание! На экране - порядок ваших действий, то есть алгоритм.
Обсуждение итогов исследовательской работы Работа окончена. К каким же выводам вы пришли? Слушаем ответы групп. Слово предоставляется спикерам.
(Ученики, анализируя данные словосочетания, формулируют правило правописания НЕ с причастиями.)
– Откройте учебник на с.67, прочитайте, пожалуйста, материал 24 параграфа.
- На доске алгоритм к правилу. Давайте проговорим его вместе. Слайд 11
- Ребята, обратите ещё раз внимание на причастие непредвиденные, которое встретилось нам в записке проводника. Слитно или раздельно будет писаться НЕ ?
Слайд 12
Давайте посмотрим, как работает правило на практике. Выполним упражнение 133, стр. 68. Слайд 13.
– Какое условие написания НЕ с причастиями не отображено в этом упражнении?
Раздельное написание НЕ с причастиями, если есть противопоставление.
– Приведите примеры. - Или упр. 135 (устно).
В тазу лежало не выстиранное, а только что замоченное бельё. Не разбросанные, а сложенные вещи. Не открытые, а плотно прикрытые двери. Не спроектированное, а только задуманное здание
- Итоговый тест (листы самооценки).
- Ответы к тесту. Слайд 14
– Итак, я думаю, что мы неплохо освоились на станции Правописание НЕ с причастиями. Тогда подведём итоги. - Назовите условия слитного написания причастий с НЕ, проиллюстрировав их примерами. - Назовите условия раздельного написания причастий с НЕ, проиллюстрировав их примерами.
- Мне приятно было сотрудничать сегодня с вами на уроке. А вам?
- Что вам понравилось больше всего?
Домашнее задание
Слайд 15
– Составьте словарный диктант на изученную сегодня орфограмму (25 слов: 5 слов на каждое условие).
- Упр. 136, стр. 69.
- Оценивание учащихся.
Слайд 16 |