Сдм. 01 История литературоведения как науки





Скачать 178.5 Kb.
НазваниеСдм. 01 История литературоведения как науки
Дата публикации08.07.2013
Размер178.5 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Литература > Программа дисциплины
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ



СДМ.01 История литературоведения как науки


  1. Цели и задачи дисциплины. Данный курс рассчитан на базовую литературоведческую подготовку студентов-филологов, имеет общекультурное значение для усвоения студентами закономерностей развития гуманитарных наук в современную эпоху на фоне развития институтов культуры и образования.

В связи с этим поставлен ряд теоретических задач:

  1. Выявление общих законов научного мышления, формирования общенаучной картины мира в разные эпохи; представление основных данных о генезисе и этапах развития науки и о наиболее значительных научных школах античности, средневековья, нового и новейшего времени; обозначение основных теоретических проблем и способов их разрешения в историческом аспекте;

  2. знакомство с тенденциями и этапами развития литературоведческой мысли в культурно-историческом контексте с учетом особенностей художественного творчества, научных форм и принципов освоения мира, связи с религиозным, философским мышлением;

  3. характеристика форм литературоведческой рефлексии в каждый исторический период (философские трактаты, исследования по эстетике, критические статьи и литературно-критические споры, научные работы) и социальных институтов, занимающихся проблемами искусства;

  4. изучение истории литературоведческих школ, научных подходов и методов их работы с художественными текстами на материале классических работ основоположников и теоретиков литературоведения;

  5. освоение методиками анализа художественного произведения путем изучения аналитического опыта выдающихся отечественных и зарубежных ученых, изложенного в ставших хрестоматийными научных работах;

  6. знакомство с биографией, научной деятельностью выдающихся философов, критиков, ученых, художников, изучавших особенности литературы как вида искусства, осмысление основных положений их работ;

  7. определение характерных черт современного литературоведения и особенностей преподавания литературы в школе.

Практические задачи курса связаны с расширением профессиональных навыков, формированием умений ориентироваться в многообразии литературоведческих концепций и теорий и разрабатывать теоретическую базу собственного исследования.

  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. В результате освоения курса студент-магистр должен:

  • знать основные тенденции развития литературоведения как науки, проблемы и специфику научных методологий литературоведения;

  • уметь использовать понятийно-терминологический аппарат разных направлений современного литературоведения;

  • уметь создавать теоретико-методологическую базу современного литературоведческого исследования;

  • знать историю возникновения и трансформации важнейших категорий поэтики;

  • уметь использовать разнообразные техники литературного анализа.

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы


Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины


120



Аудиторные занятия


54

9

Лекции


54

9

Практические занятия (ПЗ)







Самостоятельная работа


66



Вид итогового контроля


экзамен

9


4. Содержание дисциплины:

4.1.Разделы дисциплины и виды занятий


№п/п

Раздел дисциплины


Лекции

1.

Донаучный период литературоведческой мысли.

16

2.

Появление научной филологии в эпоху романтизма.

4

3.

Литературная критика и филологическая наука в России XVIII-XIX вв.

4

4.

Академические школы в литературоведении второй половины ХIX в., их принципы и методы анализа литературы.

16

5.

Литературоведение в ХХ веке

14


5. Лабораторный практикум не предусмотрен.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература:

а) основная литература:

Учебники и учебные пособия, научная литература

  1. Введение в литературоведение. Учебник для вузов / Н.Л. Вершинина, Е.В. Волкова, А.А. Илюшин и др.; Под общ. ред. М. Л. Крупчанова. – 2-е изд., испр. – М.: Изд-во Оникс, 2007. С. 175-198.

  2. Хализев, В.Е. Теория литературы: Учебное пособие для вузов / В. Е. Хализев. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 2002. - 437 с. (главы: 1, раздел 6, §4; 3, раздел 1,§2; 3, раздел 2, §2 )

б) дополнительная литература:

  1. Аверинцев, С.С. Филология // Краткая литературная энциклопедия. - М.,1972. Т. 7. ИЛИ: Западное литературоведение ХХ века: Энциклопедия / ИНИОН РАН. Центр гуманитарных научно-информационных исследований. Отдел литературоведения; гл. науч. ред., вступ. ст. Е.А. Цурганова. – М.: Intrada, 2004. – 560 с.

  2. Аристотель. Поэтика // Аристотель. Соч.: В 4 т. - М.: Мысль, 1975-1986. - Т. 4, 1986. - С. 645-680.

  3. Аристотель. Риторика // Античные риторики. - М.: Изд-во МГУ, 1978. - С. 15-127.

  4. Барт, Р. S/Z./ Пер. с фр. г.К. Косикова, В.П. Мурат; Общ.ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. - М.: Академ.проект, 2009. - 373 с.

  5. Барт, Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе./ Сост., общ. ред. Г.К. Косикова. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - 510 с. - С. 387-422.

  6. Барт, Р. История или литература? Критика и истина. Смерть автора. Эффект реальности. С чего начать? От произведения к тексту. Удовольствие от текста. Лекция // Барт Р. Избранные работы. Семиотика, поэтика. / Пер. с франц. Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. – 616 с. - С. 209-232; 319-374, 384-391; 392-400; 401-412; 413-423; 462-518; 545-569.

  7. Барт, Р. Нулевая степень письма // Французская семиотика. От структурализма к постструктурализму. Р. Барт, К. Бремон, Ж. Деррида и др./ Пер. с фр. и вступ. ст. Г.К. Косиков; ред. В.Д. Мазо. - М.: ИГ "Прогресс", 2000. – 533 с. - С. 52-98.

  8. Бахтин, М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Собрание сочинений в 7 т. Т.5. Работы 1940-1960-х гг. / М.М. Бахтин; ред. тома С.Г. Бочаров, Л.А. Гоготишвили; ИМЛИ им. М. Горького Российской АН. – М.: Изд-во «Русские словари», 1997. – 731 с. – С. – 159-286.

  9. Бремон, К. Логика повествовательных возможностей // Семиотика и искусствометрия. - М.: Мир, 1972. – 364 с. - С. 108-135.

  10. Буало, Н. Поэтическое искусство./ Пер. Э.Л. Линецкой; ред. А.А. Смирнова; вступ. ст. и комм. Н. А. Сигал - М.: Гослитиздат, 1957. – 229 с. - С. 55-107.

  11. Винокур, Г.О. Введение в изучение филологических наук. Собрание трудов. /Г.О. Винокур; сост. и сопроводит. ст. С.И. Гиндина. - М.: Лабиринт, 2000. – 189 с.

  12. Вольтер. Эстетика. Статьи. Письма. Предисловия и рассуждения. / Ф.М. Вольтер; Пер., сост., вступит ст. и комм. В.Я. Бахмутского. - М.: Искусство, 1974. – 391 с. - С. 34-57, 70-83; 100-116; 174-186; 214-216; 262-300.

  13. Габитова, Р. М. «Универсальная» герменевтика Фридриха Шлейермахера // Герменевика: история и современность. Критические очерки. / Редколл. Б. Н. Бессонов, И.С. Нарский. - М.: Мысль, 1985. – 303 с. - С. 61–96.

  14. Гадамер, Г.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. /Общ. ред. и вступ. ст. Б.Н. Бессонова. - М.: Прогресс, 1988. – 700 с. - С. 317-445.

  15. Гайденко, П.П. Порыв к трансцендентному. Новая онтология ХХ века. / П.П. Гайденко. - М.: Республика, 1997. – 496 с. - С. 333-447

  16. Гердер, И.Г. Шекспир. Сравнение поэзии различных народов, древних и новых. Критические леса. О воздействии поэзии на нравы народов в древние и новые времена // Гердер, И.Г. Избранные сочинения. / Ред.кол. Л.И. Абалкин и др.; сост. В.М. Бондаренко, В.В. Иванов, С.Л. Комлев и др. - М.: Л.: Гослитиздат, 1959. – 391 с. - С. 3-22; 109-114; 157-178; 192-195.

  17. Горгий. Похвала Елене // Ораторы Греции. Сборник. / Пер. с древнегреч., сост. и науч. Подготовка текстов М.Л. Гаспарова; вступ. ст. В. Боруховича, комм. И. Ковалевой, О. Левинской. - М. : Художественная литература, 1985. – 495 с. - С. 27-31.

  18. Грасиан, Б. Остроумие, или Искусство изощренного ума // Испанская эстетика: Ренессанс. Барокко. Просвещение. - М.: Искусство, 1977. - С. 169-464.

  19. Греймас, А.-Ж. В поисках трансформационных моделей // Французская семиотика. От структурализма к постструктурализму. Р. Барт, К. Бремон, Ж. Деррида и др./ Пер. с фр. и вступ. ст. Г.К. Косиков; ред. В.Д. Мазо. - М.: ИГ "Прогресс", 2000. – 533 с. - С. 174-198. [или: Зарубежные исследования по семиотике фольклора. - М.: Наука, 1985. - С. 89-108].

  20. Греймас, А.-Ж. Размышления об актантных моделях // Французская семиотика. От структурализма к постструктурализму. Р. Барт, К. Бремон, Ж. Деррида и др./ Пер. с фр. и вступ. ст. Г.К. Косиков; ред. В.Д. Мазо. - М.: ИГ "Прогресс", 2000. – 533 с. - С. 156-173 [или: Вестник МГУ. - Сер.: "Филология". - М., 1996. - № 1. - С. 118-135].

  21. Данте. О народном красноречии // Данте Алигьери. Малые произведения./Пер. с итал.; предисл., сост. и общ. ред. Н. Томашевского - М.: Наука, 1968. – 651 с. - С. 270-304.

  22. Деррида, Ж. Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук // Французская семиотика. От структурализма к постструктурализму. Р. Барт, К. Бремон, Ж. Деррида и др./ Пер. с фр. и вступ. ст. Г.К. Косиков; ред. В.Д. Мазо. - М.: ИГ "Прогресс", 2000. – 533 с. - С. 407-426 [или: Вестник МГУ. - Сер.: "Филология". - М., 1995. - № 5. - С. 170-189].

  23. Дидро, Д. Беседы о "Побочном сыне". Гений. О драматической поэзии. Парадокс об актере // Дидро Д. Эстетика и литературная критика./ Пер. с фр.; вступ. ст. В. Бахмутского; прим. Е. Сапрыкиной. - М.: Художественная литература, 1980. – 656 с. - С. 135-206; 307-213; 216-299; 538-590.

  24. Дильтей, В. Введение в науки о духе // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. ./ Сост., общ. ред. Г.К. Косикова. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - 510 с. - С. 108-135].

  25. Дильтей, В. Описательная психология./ Пер. с нем. Е.Д. Зайцевой; ред. Г.Г. Шпета. - СПб.: Алетейа, 1996. - 156 с.

  26. Дю Белле, Ж. Защита и прославление французского языка // Эстетика Ренессанса. Антология: В 2 т. / Сост. В.П. Шестаков. - М.: Искусство, 1981. - Т. 2. – 639 с. - С. 223-270.

  27. Женетт, Ж. Структурализм и литературная критика // Женетт, Ж. Фигуры : Работы по поэтике: В 2 тт. / Ж. Женетт ; пер. с фр. Е. Васильевой [и др.]. - М. : Издательство имени Сабашниковых. - 1998. – 470 с. - С. 159-173.

  28. Жирмунский, В.М. Веселовский и сравнительное литературоведение // Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. Восток и запад. Избранные труды. / В.М. Жирмунский; отв. ред. М.П. Алексеев, Ю.Д. Левин, Б.Н. Путилов и др.; Академия наук СССР, отделение литературы и языка. - Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1979. – 491 с.

  29. Ильин, И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. / И.П. Ильин. - М.: Интрада, 1996. - 255 с.

  30. Косиков, Г. К. Зарубежное литературоведение и теоретические проблемы науки о литературе // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX–XX вв./ Сост. и общ. ред. Г.К. Косиков. - М.: Изд-во МГУ, 1987. – 510 с. – С. 5–38.

  31. Косиков, Г.К. «Структура» и/или «текст» (стратегия современной семиотики) // Французская семиотика. От структурализма к постструктурализму. Р. Барт, К. Бремон, Ж. Деррида и др./ Пер. с фр. и вступ. ст. Г.К. Косиков; ред. В.Д. Мазо. - М.: ИГ "Прогресс", 2000. – 533 с. - С. 5-48.

  32. Кристева, Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Французская семиотика. От структурализма к постструктурализму. М., ИГ "Прогресс", 2000, С. 427-457 [или: Вестник МГУ. - Сер.: "Филология". - М., 1995. - № 1. - С. 97-124].

  33. Кристева, Ю. Разрушение поэтики // Французская семиотика. От структурализма к постструктурализму. Р. Барт, К. Бремон, Ж. Деррида и др./ Пер. с фр. и вступ. ст. Г.К. Косиков; ред. В.Д. Мазо. - М.: ИГ "Прогресс", 2000. – 533 с. - С. 458-517 [или: Вестник МГУ, 1994.- Сер.:"Филология". - N 5. - С. 44-62].

  34. Мелетинский, Е.М. Поэтика мифа / Мелетинский Е. М. - 3-е изд., репринтное. - М.: ИФ «Восточная литература» РАН, 2000. – 407 с. - С. 12-162

  35. Муратов, А.Б. О теории образа А.А. Потебни // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1977. Т. 36. № 2. С. 99-111.

  36. Проблемы литературной теории в Византии и латинском средневековье. / С.С. Аверинцев, М.Л. Гаспаров; отв.ред. М.л. Гаспаров; АН СССР, ИМЛИ им. М. Горького. - М.: Наука, 1986. – 255 с. - С. 170-235.

  37. Рикер, П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике./ Пер. с фр.; вступ. ст. И.С. Вдовиной. - М.: Канон-Пресс-Ц- Кучково поле, 2002. – 622 с.

  38. Русская словесность: От теории словесности к структуре текста. Антология./ под общ. ред. В.П. Нерознака; Институт народов России; Моск. гос. лингв. ун-т; общ-во любителей российской словесности. - М.: Академия, 1997. – 320 с.

  39. Рэнсом, Д.К. "Новая критика" // Зарубежная эстетика и теория литературы. XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. ./ Сост., общ. ред. Г.К. Косикова. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - 510 с. -С. 177-193.

  40. Сартр, Ж.-П. Зачем писать? // Вестник МГУ. - Сер.: "Филология". - М., 1995. - № 3. - С. 168-190.

  41. Сартр, Ж.-П. Что значит писать?// Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. ./ Сост., общ. ред. Г.К. Косикова. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - 510 с. - С. 313-334.

  42. Сент-Бев, Ш. Из работ разных лет // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. ./ Сост., общ. ред. Г.К. Косикова. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - 510 с. - С. 39-53.

  43. Сент-Бев, Ш. Пьер Корнель. Дидро. Монтень // Сент-Бев Ш. Литературные портреты. Критические очерки. - М.: Художественная литература, 1970. - С. 47-66; 109-133; 310-325; 344-361.

  44. Скалигер, Ю.Ц. Поэтика. Кастельветро Л. "Поэтика" Аристотеля, изложенная на народном языке и истолкованная. Сидни Ф. Защита поэзии. Шаплен Ж. Мнение Французской Академии по поводу трагикомедии "Сид" // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - С. 50-70; 81-103; 133-173; 273-298.

  45. Современная литературная теория. Антология / Сост. И.В. Кабанова. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 344 с.

  46. Тодоров, Ц. Поэтика // Структурализм: "за" и "против".Сборник статей/ Пер. с анг., фр., нем.,чешского, польского и болгарского. - М.: Прогресс, 1975. – 467 с. - С. 47-113.

  47. Тэн, И. История английской литературы. Введение // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. / Сост., общ. ред. Г.К. Косикова. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - 510 с. - С. 72-94.

  48. Унгер, Р. Философские проблемы новейшего литературоведения // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе ./ Сост., общ. ред. Г.К. Косикова. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - 510 с. - С. 143-168.

  49. Урнов, Д.М. Литературное произведение в оценке англо-американской "новой критики". / Д.М. Урнов. - М.: Наука, 1982. - 263 с.

  50. Фрай, Н. Анатомия критики // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - С. 232-263.

  51. Фрейд, З. Недовольство культурой // Психоанализ. Религия. Культура. Сборник. / Пер. с нем. А.М. Руткевича, В.В. Бибихина; вступ. ст. А.М. Руткевича; прим. В.В. Бибихина, А.М. Руткевича. - М.: Ренессанс, 1992. – 289 с. - С. 65-134.

  52. Фрейд, З. Художник и фантазирование. Достоевский и отцеубийство // Фрейд. З. Художник и фантазирование. / Пер. с нем. Р.Ф. Додельцева, А.М. Кесселя, М.Н. Попова; Общ. ред., сост., вступ. ст. Р.Ф. Додельцева, К.М. Долгова. - М.: Республика, 1995. – 400 с. - С. 129-134; 176-211.

  53. Фуко, М. Что такое автор? // Фуко М. Воля к истине. - М: Магистериум-Касталь, 1996. - С. 7-46.

  54. Хайдеггер, М. Исток художественного творения // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. / Пер. с нем., сост. и комм. А.В. Михайлова.- М.: Гнозис, 1993. – 333 с. - С. 47-119.

  55. Шлегель, Ф. Критические фрагменты. Фрагменты. Разговор о поэзии // Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика: В 2 т. / Сост., пер. с нем., вступ. ст. Ю.Н. Попова; прим. А.В. Михайлова, Ю.Н. Попова. - М.: Искусство, 1983. - Т. 1. – 479 с. - С. 51-61; 280-316; 365-417.

  56. Шпет, Г.Г. Герменевтика и ее проблемы // Контекст 1990. - М.: Наука, 1990. - С. 239-252; Контекст 1991. - М.: Наука, 1991. - С. 237-241; Контекст 1992. - М.: Наука, 1992. - С. 251-261.

  57. Элиот, Т.С. Традиция и индивидуальный талант // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - С. 169-176.

  58. Юнг, К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - С. 214-231.

  59. Юнг, К.Г. Психология и поэтическое творчество // Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. / Сост. Р.А. Гальцева. - М.: Политиздат, 1991. - 366 с. - С. 103-118.

  60. Якобсон, Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: "за" и "против". - М.: Прогресс, 1975. - С. 193-230.

  61. Яусс, Г.Р. История литературы как провокация литературоведения // Новое литературное обозрение. - М., 1995. - № 12. - С. 34-84.

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины: книжный фонд кафедры, научной библиотеки ТГПУ, областной библиотеки им. Пушкина, НБ ТГУ, информационные источники интернет

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины: телевизор, DVD-проигрыватель, компьютер

8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

8.1. Методические указания для студентов

8.1.1. Материалы по организации самостоятельной работы

  • Темы таблиц:

  1. Главные достижения науки

  2. Развитие литературоведческих идей в контексте культуры

  3. Литературоведческие школы и их представители

Составление таблиц является обязательной частью подготовки к экзамену по курсу и подразумевает самостоятельный сбор материала и его систематизацию.

  • Подготовка отдельных вопросов по темам лекций и публичное выступление перед студенческой аудиторией

  • Написание аннотаций и рецензий на научные работы (научные статьи, дипломные сочинения, авторефераты диссертаций).

  • Примерная тематика рефератов, курсовых работ (не предусмотрено)

8.1.2. Материалы по реализации контроля

  • Формулирование на лекционных занятиях проблемных вопросов и участие в дискуссии

  • Перечень вопросов к экзамену

  1. Понятие науки и научной картины мира.

  2. Научная деятельность и научное знание. Основные критерии и принципы научности.

  3. Формы организации научной деятельности. Понятие научной школы и научного направления. Функции науки в жизни общества.

  4. Классическая – неклассическая – постнеклассическая парадигмы научного мышления

  5. Классификация научного знания: естественные и гуманитарные научные циклы Г. Риккерт о различии между “науками о природе” и “науками о культуре”.

  6. Слово, текст, концепт, художественное произведение как объекты изучения филологии. Современная система филологических дисциплин.

  7. Понятие литературоведения, его предмет и структура.

  8. Предпосылки возникновения науки в Древней Греции. Античные представления об “искусстве” и “поэзии” (Платона, Аристотель).

  9. Римско-эллинистическая культура и наука. Теоретическое осмысление поэзии и прозы в работах эллинских философов и поэтов.

  10. Специфика научного знания в Средние века. Взаимосвязь науки, искусства и религии. История университетского образования.

  11. Первые риторики и поэтики на национальных языках (Б. Латини, Э. Дешан) Проблема латыни и "народной речи" в трактатах Данте "Пир" и "О народном красноречии".

  12. Гуманистическая концепция искусства, образования и науки в эпоху Ренессанса. Становление новой научной картины мира.

  13. Характер и смысл рецепции античных учений о словесном творчестве в эпоху Возрождения. Полемика вокруг Аристотеля (комментарии Л. Кастельветро к его переводу "Поэтики" и др.).

  14. Проблематика трактатов М.Дж. Виды ("Об искусстве поэзии"), Дж. Триссино ("Поэтика"), Ю.Ц. Скалигера ("Семь книг поэтики"): предмет поэзии; "правда" и "вымысел"; принцип правдоподобия; три единства в драматургии; цель поэзии.

  15. Утверждение поэзии на национальных языках и ее теоретическое осмысление в эпоху Возрождения ("Новое искусство сочинять комедии" Лопе де Вега, "Защита и прославление французского языка" Ж. Дю Белле, "Защита поэзии" Ф. Сидни, "Образцовая поэтика" Х. де ла Куэвы и др.)

  16. Влияние социально-экономической и культурной обстановки в Европе на становление естествознания в XVII в. Экспериментальный метод познания.

  17. Борьба и взаимодействие литературных направлений как почва для развития литературной теории и критики в XVII в. Нормативный универсализм поэтики и критики классицизма.

  18. Литературная теория барокко. Проблематика трактата Б. Грасиана "Остроумие, или Искусство изощренного ума".

  19. М.В. Ломоносов как организатор российской науки и образования. Филологические труды М.В. Ломоносова. Изучение словесности в эпоху классицизма.

  20. Европейское Просвещение как духовно-исторический и культурный феномен.

  21. Принципы просветительского классицизма в "Опыте о критике" А. Попа и предисловии к сочинениям Шекспира И. С. Джонсона. Вольтер как теоретик просветительского классицизма.

  22. Просветительский реализм. Д. Дидро и Г.Э. Лессинг как теоретики драмы.

  23. Сентиментализм и предромантизм в литературной теории. Ф. Шиллер как теоретик и историк литературы.

  24. Генетический и сравнительно-исторический метод И.Г. Гердера Влияние идеи историзма на формирование исторического литературоведения.

  25. Теоретическое значение литературных взглядов романтиков. Романтическая теория в Германии (Йенский кружок).

  26. Философия позитивизма и ее влияние на литературоведение ХIХ века.

  27. Герменевтика (Ф.Шлейермахер) и ее роль в становлении филологической науки.

  28. Идеи научной диалектики в статье В.Г. Белинского «Разделение поэзии на роды и виды». Роды литературы в оценке В.Г. Белинского и Г.В.Ф. Гегеля.

  29. Н.Г. Чернышевский о художественности, психологизме, жанровом содержании и жанровой форме, творческом методе и языке литературного произведения. Полемика Н.Г. Чернышевского с Г.В.Ф. Гегелем и младогегельянцами: понимание прекрасного.

  30. “Биографический метод” Ш. Сент-Бёва.

  31. Культурно-историческая школа в литературоведении. Методология И. Тэна (Введение к “Истории английской литературы”). Деятельность А.Н. Пыпина и Н.С. Тихонравова.

  32. Мифологическая школа в европейской и русской науке XIX века. Изучение древнейших форм художественного сознания, проблемы происхождения искусства.

  33. Формирование сравнительно-исторической методологии в русской и европейской науке XIX века. Компаративистика и типология. Развитие идей сравнительного изучения литератур в ХХ веке.

  34. А.Н. Веселовский и его исследования о развитии образности в свете развития сюжетов («Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля»), о проблемах художественной речи (сравнение, тропика, внетропические явления), об истоках родо-видовой специфики литературы.

  35. В. Дильтей и духовно-историческая школа. “Науки о природе” и “науки о духе” у В. Дильтея.

  36. Формирование психологических методов исследования в литературоведении: вопросы истории, проблематика. Деятельность Д.Н. Овсянико-Куликовского и харьковских потебнианцев. Вопросы психологической и социологической методологии.

  37. А.А. Потебня: теория художественного образа и «внутренней формы слова» («Из записок по теории словесности»).

  38. Психоанализ З. Фрейда и “аналитическая психология” К.Г. Юнга.

  39. Принципы материалистического понимания истории. Методология марксизма в литературоведении XIX в. Вульгарный социологизм работ Меринга и Лафарга.

  40. Влияние философских концепций на формирование литературоведческих методологий в начале ХХ века.

  41. Ритуально-мифологическая школа. Сближение литературоведения с антропологией и аналитической психологией (Фрезер, Леви-Стросс, Фрай). Архетип как структурный принцип организации литературы.

  42. "Новая критика" как реакция на психологизм, естественнонаучный и социально-экономический редукционизм в гуманитарных науках.

  43. Русская «формальная» школа (В. Шкловский, Эйхенбаум, Тынянов) и развитие ее идей.

  44. "Онтологическая герменевтика" М. Хайдеггера.

  45. Проблема интерсубъективности в философии персонализма и экзистенциализма (М. Шелер, М. Бубер, К. Ясперс, Г. Марсель, Э. Мунье, Ж.-П. Сартр).

  46. Герменевтика как диалог и “слияние горизонтов” у Г.Г. Гадамера. Проблема “традиции”

  47. Интерес к формам народного творчества в начале ХХ века. Эстетика примитива

  48. Наследие М.М.Бахтина в современном литературоведении

  49. "Рецептивно-исторический метод" (Г.Р. Яусс, В. Изер). Активность читательской рецепции. Понимание как "диалогическая продуктивность".

  50. Критический синтез герменевтических учений XIX-XX вв. в неорефлективной концепции Рикера.

  51. Структурализм в литературоведении (“Структурализм и литературная критика” Ж. Женетта и “Введение в структурный анализ повествовательных текстов” Р. Барта). Понятие структуры и ее особенности

  52. Проблемы структурной нарратологии. Актантная модель А.-Ж. Греймаса (“Размышления об актантных моделях”).

  53. Постструктурализм в литературоведении. Проблема автора (“Что такое автор?М. Фуко, “Смерть автораР. Барта), интертекста ( статьи Ю. Кристевой “Бахтин, слово, диалог и роман” и “Разрушение поэтики”), децентрации у Ж. Деррида (“Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук”).

  54. Теория коммуникации как интегративная филологическая дисциплина. Коммуникативный (речевой) жанр в понимании М.М.Бахтина.

  55. Возможности и перспективы мотивного анализа художественного текста.

  56. Языки культуры как семиотическая система. Семиотика и литературоведение.


8.2. Методические рекомендации преподавателю

Программа курса “История литературоведения как науки” ориентирована на магистров очной формы обучения. Курс является завершающим в цикле литературоведческих дисциплин; он ориентирован на обобщение и углубление полученных знаний по истории и теории литературы, закрепление навыков научно-исследовательской работы. Материалы истории литературоведческой науки соотносятся с фактами по истории религии, философии, искусства и тенденциями культурно-исторического развития. Особое внимание сосредоточено на возникновении тех или иных научных идей и специфике их решения в каждую конкретную историческую эпоху.

Курс рассчитан на 54 лекционных часа. В рамках курса наряду с традиционными формами учебной деятельности (лекции) предполагаются следующие формы работы студентов:

  1. Проектирование учебной деятельности (составление тематического плана «свободных» лекций)

  2. Моделирование алгоритмов анализа художественного текста, основанных на разных литературоведческих методиках. Анализ художественных текстов (по выбору студента)

Блок «свободных» лекционных занятий акцентирует внимание на актуальных проблемах литературоведческого анализа художественного текста. Выбор тем подобных занятий обусловлен направлением научного исследования студентов.

В блоке лекционных занятий основной задачей является постановка наиболее спорных и актуальных вопросов современной теории литературы с раскрытием позиций разных ученых, литературоведческих школ, с приведением их аргументов. Изучение основных теоретических вопросов предлагается через знакомство с философскими, критическими и исследовательскими работами, ставшими классикой литературоведческой науки.


Изучение основных поэтических категорий предполагает как теоретический, так и исторический подход. Результатом освоения дисциплины должно быть выстраивание целостной системы гуманитарной научной картины мира. Для наиболее глубокого усвоения студентами основных вопросов используются справочные, учебные и научно-исследовательские источники Контроль за уровнем и качеством освоения дисциплины предполагает экзамен в конце семестра.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050300.68 Филологическое образование (магистерская программа: Литературное образование).
Программу составила к.филол.н., доцент О.Н. Русанова

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сдм. 01 История литературоведения как науки iconЯ. С. Ядгаров история и философия науки
История и философия науки: история экономической науки. Рабочая программа дисциплины для аспирантов и соискателей, обучающихся по...
Сдм. 01 История литературоведения как науки iconИстория литературоведения
Зарубежная эстетика и теория литературы XIX xx вв.: Трактаты, статьи, эссе. М., 1987
Сдм. 01 История литературоведения как науки iconПрограмма кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
Многообразие философии. Философия как наука, идеология, откровение, любовь к мудрости, трансцендирование, искусство спора и т д....
Сдм. 01 История литературоведения как науки iconРабочая программа дисциплины история и философия науки «История науки»
Рабочая программа составлена в соответствии с Программой-минимум кандидатского экзамена по истории и философии науки «история науки»,...
Сдм. 01 История литературоведения как науки iconВ. А. Звегинцев история языкознания XIX-XX веков в очерках и извлечениях
Кафедра русской классической литературы и теоретического литературоведения Елецкого государственного университета
Сдм. 01 История литературоведения как науки iconРоссийской федерации
Дать студентам возможность попробовать себя как исследователей в области литературоведения с целью выбора дальнейшей специализации...
Сдм. 01 История литературоведения как науки iconСканирование: Кафедра русской классической литературы и теоретического...
«система семейного досуга как средство гуманизации детско- родительских отношений»
Сдм. 01 История литературоведения как науки iconУчебно-методическое пособие «История и методология юридической науки»
«История и методология юридической науки» разработчика Медведева Валентина Григорьевича, предназначенного для магистрантов, обучающихся...
Сдм. 01 История литературоведения как науки iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «История науки (математики,...
«История математики». Программа-минимум соответствующей части кандидатского экзамена«История и философия науки». 32
Сдм. 01 История литературоведения как науки iconПрограмма дисциплины сдм. 10 История западной и восточной цивилизаций...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Сдм. 01 История литературоведения как науки iconТематика рефератов по курсу «История и философия науки» для адъюнктов...
Учение римских юристов о праве и государстве. Формирование юриспруденции как самостоятельной науки
Сдм. 01 История литературоведения как науки iconМетодическое пособие для аспирантов «История и философия науки»
Курс лекций охватывает основные и исходные теоретические проблемы истории и философии науки. Приведены темы семинарских занятий....
Сдм. 01 История литературоведения как науки iconРефератам по дисциплине «История и философия науки»
Мках подготовки к кандидатскому экзамену по дисциплине «История и философия науки» аспирант (соискатель) представляет реферат по...
Сдм. 01 История литературоведения как науки iconРабочая программа сдм. 09 «Современные методы расчета железобетонных и каменных конструкций»
«Строительство», магистерской программе 270106. 68 утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от...
Сдм. 01 История литературоведения как науки iconУчебно-методический комплекс по дисциплине "История науки" для специальности...
Изучение истории языкознания представляется особенно значимым, поскольку история науки о языке тесно связана с общим развитием культуры,...
Сдм. 01 История литературоведения как науки iconПримерная тематика рефератов по курсу «История и философия науки» («История науки»)



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск