Тема урока: Работа с картиной Кузьмы Петрова-Водкина «Утренний натюрморт»





Скачать 71.54 Kb.
НазваниеТема урока: Работа с картиной Кузьмы Петрова-Водкина «Утренний натюрморт»
Дата публикации06.08.2014
Размер71.54 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок русского языка (развития речи) во втором классе МОУ «ООШ №6»

Учитель: Маркелова Ольга Анатольевна.

Тема урока: Работа с картиной Кузьмы Петрова-Водкина «Утренний натюрморт»

Цель: Формирование познавательных, коммуникативных, личностных и регулятивных действий, через работу с живописным произведением.

Задачи урока: Продолжить работу по формированию навыков с живописным произведением. Познакомить детей с тем, что такое натюрморт. Обратить внимание учащихся на то, какими средствами достигается ощущение присутствия людей в картине Петрова-Водкина «Утренний натюрморт». Продолжить работу по формированию навыков устной и письменной речи и расширение словарного запаса. Развивать мыслительные процессы: анализ, синтез, способствовать развитию творческого воображения. Воспитание интереса к живописным произведениям.

Оборудование урока: учебник русского языка 2 класс (2 часть), учебник литературное чтение 2 класс (2 часть), картина Петрова-Водкина «Утренний натюрморт», лупы, рамочки.

Тип урока: Получение новых знаний.

Ход урока:

  1. Организация обучающихся на работу.

- Добрый день! Сегодня у нас необычный урок, у нас очень много гостей. Давайте поприветствуем гостей и настроимся на работу. Будем работать очень дружно, с интересом и с пользой для себя.

  1. Постановка учебной задачи.

-Откройте учебник на странице 66 и скажите, а чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

(Мы рассмотрим картину в «Музейном доме» Кузьмы Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» и узнаем, что такое натюрморт)

  1. Открытие детьми нового.

Ребята, а можно ли передать присутствие людей в картине, если на картине нарисованы только предметы?

-я думаю, что можно с помощью предметов, которые принадлежат людям.

-считаю, что не на всех картинах, на некоторых можно

А теперь найдите в музейном доме «литературного чтения» картину Кузьмы Петрова-Водкина «Утренний натюрморт»етей с тем, что такое натюрморт. оизведениям.

ей в картине "мы Петрова-Водкина ".
-Давайте выясним в Толковом словаре учебника, что такое «Натюрморт» (стр.116. Натюрморт. Картина, рисунок с изображением предметов, цветов, фруктов, снеди(еды) например: натюрморт с цветами.)

-Ребята, некоторые обучающиеся получили задание выяснить сведенья о художнике Петрове-Водкине. Пожалуйста, расскажите о нём…

  • Кузьма Петров-Водкин родился 24 октября (5 ноября) 1878 года в городе Хвалынск Саратовской губернии, в семье сапожника.

  • Свою карьеру Петров-Водкин начал с создания образа Богоматери с Младенцем. Картину обработали на керамической фабрике Дультон, в Лондоне.

  • В советское время Петров-Водкин много работал как график и театральный художник, оформлял спектакли. Занимался литературным трудом, сочиняя рассказы, повести, пьесы и очерки. Писал статьи, занимался преподаванием.

Работы находятся в собраниях:

  • Москва, Третьяковская галерея.

  • Санкт-Петербург, Русский музей.

  • Коктебель, Дом-музей.

  • Саратов, музей имени А.Н.Радищева.

  1. Первичное восприятие с комментированием.

Что изображено на картине? Чувствуется ли, что люди где-то рядом?

Обратите внимание на стакан чая и спичечный коробок…(Стакан с чаем ещё полный: такое впечатление, что в нём только что размешивали ложечкой сахар. Спичечный коробок как будто кто-то небрежно бросил на стол. На столе так же лежит яйцо и картофелина: похоже, люди ещё не позавтракали.)

На кого смотрит собака?

Рассмотрите, кто отражается в зеркальной грани самовара? С помощью лупы.

(в зеркальной грани самовара можно рассмотреть отражение рыжей кошки. Судя по этому отражению, сама кошка сидит как раз там, куда направлен взгляд собаки.)

Кого ждёт собака?

(собака, скорее всего, дожидается, когда люди сядут завтракать, и надеется, что её тоже чем-нибудь угостят.)

А теперь возьмите рамочки и рассмотрите цветы в баночке как отдельный натюрморт. Обговорите друг с другом. Цветы в баночке на столе полевые или садовые?

(это синие лесные колокольчики и жёлтые полевые цветы, похожие на ромашки)

Когда был собран букет: на кануне вечером или утром перед завтраком?

Обратите внимание на количество воды в баночке.

(баночка только наполовину наполнена водой: цветы, наверное, «уже выпили» часть воды. Значит они, скорее всего, были сорваны на кануне, вчера)

Минутка отдыха для глаз.

Как вы думаете, яйцо и картофелина приготовлены на завтрак или остались с ужина? Кто их положил?

(Это не важно. Главное здесь чувствуется присутствие людей)

Видно ли, что о самоваре заботятся, следят за его состоянием?

(да, самовар тщательно начищен, его грани блестят, словно зеркало, это особый самовар в форме чайника: вместо краника у него чайный носик, есть ножки, труба открыта и лежит на столе, как и крышечка от трубы)

С помощью лупы рассмотрите поверхность самого стола. Этот стол находится в городской квартире или это дачный стол? (стол, скорее всего, дачный: с глубокой трещиной и мелкими трещинами и царапинами, с вытершейся от старости или от дождя краской)

Где он стоит: в комнате или на веранде, на открытом воздухе? А почему вы так думаете?

(возможно, стол стоит на открытой веранде. В картине есть ощущение мягкого утреннего освещения свежего воздуха.

Физминутка.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу

Знай, что это-натюрморт.

  1. Решение учебной задачи.

  • Люди ещё вернутся к столу? (конечно, ведь они ещё не позавтракали, да и собака с кошкой, наверное, знают привычки своих хозяев и ждут у стола не напрасно).

  • Самостоятельное исследование картины:

Ребята, а что ещё есть на картине, что мы ещё не разглядели?

…Я заметил, что в стакане ложечка отразилась трижды и стакан состоит из 12 граней.

…А вот спичечный коробок отразился только одной гранью.

…А ещё в правом углу можно разглядеть дату-это 1918 г. июль и подпись художника Петрова-Водкина.

Письменная работа в стиле «Синквейн»:

  • Одно слово-предмет

  • Два слова-признаки

  • Три слова-действия

  • Четыре слова для предложения

  • Одно слово ассоциация (суть темы)

  1. Итог и домашнее задание: Написать небольшое сочинение по картине. Можно ли передать присутствие людей, если на ней нарисованы только предметы?



Самоанализ урока русского языка (развития речи) во втором классе МОУ «ООШ №6»

Учитель: Ольга Анатольевна Маркелова.

Тема урока: Работа с картиной Кузьмы Петрова-Водкина «Утренний натюрморт.»

Тип урока: Урок получения новых знаний (беседа по картине)

Преподавание русского языка ведётся по учебнику Н.А.Чураковой, по программе УМК «Перспективная начальная школа».

Была поставлена цель урока: формирование познавательных, коммуникативных, учебных действий, через работу с живописным произведением. Которая реализовывалась через следующие задачи:

  • Образовательный: знакомство с понятием натюрморт, с картиной Кузьмы Петрова-Водкина «Утренний натюрморт».

  • Развивающий: развитие умения работать с живописным произведением, умение работать со словарём и дополнительной литературой.

  • Воспитательный: воспитание интереса к живописным произведениям.

Во втором классе работа с картиной на уроках русского языка ведётся один раз в четверть, поэтому это третий урок.

На уроке были использованы следующие методы обучения:

  1. По виду источника информации:

    • Словесные (беседа с обучающимися, сообщения учащихся)

    • Наглядные (картина Петрова-Водкина «Утренний натюрморт», использовался приём работы с рамкой.)

  2. По виду учебной деятельности:

Деятельностный метод (поиск решения поставленных перед учащимися задач, в начале урока был задан проблемный вопрос).

На уроке использовалась картина Кузьмы Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» для активизации познавательной активности, повышения качества обучения учащихся.

Поддерживался высокий темп работы учащихся через систему вопросов и ответов с живописным произведением. При постановке учебной задачи был задан проблемный вопрос, который определил тему урока. Этот этап, хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность. На втором этапе урока учащиеся самостоятельно высказали прогнозирование главного вопроса урока: Можно ли с помощью предметов показать присутствие людей?

Третий этап работы-изучение детьми нового. Обучающимися было выяснено понятие, что такое натюрморт. Был использован толковый словарь, подготовили устные сообщения о художнике. Использовался метод беседы, с помощью которой формировались коммуникативные учебные действия. Следующий этап работы-первичное восприятие с комментированием. Между всеми вопросами четко прослеживается логическая связь и завершённость каждого ответа на вопрос. Учащиеся получили представление о натюрморте и особенностях присутствия людей и животных на этой картине. Следующий этап работы самостоятельное исследование живописного произведения, на котором обучающиеся, смогли увидеть то, на что я не обратила их внимание. Завершающим этапом в работе была предложена письменная работа в стиле «Синквейн» (это французское слово, обозначает пятистрочную строфу). Синквейн это приём технологий развития критического мышления, используется на стадии рефлексии, обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу, учит формировать идею, ключевую фразу, получается у всех.

Это короткое литературное произведение, которое пишется по определённому плану.

Правила написания «Синквейн»:

  • одно слово (обычно существительное, тема, название)

  • два слова (прилагательное или причастие, описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами)

  • три слова (глагол, действия, относящиеся к теме)

  • четыре слова (предложение, фраза, которая показывает, автору отношение к первой строке)

  • одно слово (ассоциация, синоним, который повествует суть темы, обычно существительное).

При планировании урока были учтены психологические особенности учащихся, поэтому было проведено две минутки отдыха (для глаз и физкультминутка). Использованная мною физкультминутка ещё раз отобразила понятие натюрморт. Выбранные мною методы и приёмы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосферы. Общение обучающихся доброжелательное, доверительное.

Особым вниманием у учащихся пользовалась картина «Утренний натюрморт». В конце урока были выставлены оценки за устную работу и каждый обучающийся получит отметку за письменную работу.

По моему мнению, урок прошёл успешно, реализованы все поставленные задачи. Обучающиеся и учитель получили огромное удовольствие от общения.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: Работа с картиной Кузьмы Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» iconТема урока: «Натюрморт. Рисование с натуры предметов в группе» 6 класс
Познакомить учащихся с жанром натюрморт, основами композиции, правилами постановки натюрморта
Тема урока: Работа с картиной Кузьмы Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» iconПубличный отчёт государственного бюджетного образовательного учреждения...
Начальник управления образования решением педагогического совета администрации г. Благовещенска протоколом №1
Тема урока: Работа с картиной Кузьмы Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В 2004 г., учитывая большое влияние творчества выдающегося деятеля русской культуры на развитие национальных традиций в деле художественного...
Тема урока: Работа с картиной Кузьмы Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» iconУрок изобразительного искусства в 6-м классе. Тема урока: "Изобразительные...
Цель урока: Творческий подход учащихся к работе при выполнении эмоционального натюрморта
Тема урока: Работа с картиной Кузьмы Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» iconКонспект урока в 6 классе по теме: Натюрморт "Мир вещей вокруг нас"....
На основе проблемного обучения используется метод художественного моделирования, учащиеся моделируют продукт творческой деятельности,...
Тема урока: Работа с картиной Кузьмы Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» iconКонкурсная работа «Старый Нижний молодым»
Значение подвига Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского как защитников русской культуры с. 12-17
Тема урока: Работа с картиной Кузьмы Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» iconТема. Образы Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского в культуре России
В книге Н. Г. Смирнова, Т. П. Виноградовой, Ю. Г. Галай и др. «Именитые земляки и гости»
Тема урока: Работа с картиной Кузьмы Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» iconУрок изобразительного искусства по теме «Натюрморт»
Цель: развитие творческих способностей, художественного вкуса у детей среднего школьного возраста в процессе знакомства с произведениями...
Тема урока: Работа с картиной Кузьмы Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» iconКартина натюрморт
Тема: Методика обучения темам курса информатики, связанным с процессом обработки и представления информации
Тема урока: Работа с картиной Кузьмы Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» iconУрок Развитие устной речи Тема: Транспорт
Коррекция внимания, восприятия на основе работы с картиной, предметными картинками
Тема урока: Работа с картиной Кузьмы Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» iconУрок Тема урока Основные понятия
Работа с понятиями, работа с источни-ками, заполнение схемы, практическая работа
Тема урока: Работа с картиной Кузьмы Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» iconПлан работы мбоудод «дши №50» на ноябрь Учебно-воспитательная работа
Мастер-класс для обучающихся 3-4 классов художественного и дпи отделений по теме: «Натюрморт в стиле голландских мастеров»
Тема урока: Работа с картиной Кузьмы Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» iconДоклад муниципального общеобразовательного казённого учреждения «Фадеевская...
Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение Фадеевская основная общеобразовательная школа имени Кузьмы Сафроновича Скажутина...
Тема урока: Работа с картиной Кузьмы Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» iconТема урока: поэтическая чуткость
Йоффе А. Н., Мишина И. А., Мацияка Е. В., Савченко К. В., Петрова Е. Н., Плотникова А. Ю., Чиндилова О. В., Яковлева С. Г., Обернихина...
Тема урока: Работа с картиной Кузьмы Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» iconМетодическая разработка урока «Тональный натюрморт в мягком материале с размывкой» (6 часов)
Знакомство с последовательностью ведения тонального натюрморта в технике сепии с применением размывки
Тема урока: Работа с картиной Кузьмы Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» iconМетодическая разработка урока по биологии. Тема урока: "Строение и работа сердца"
Тип урока: урок усвоения новых знаний методом проблемного изложения нового материала


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск