Скачать 98.06 Kb.
|
«Столетье безумно и мудро…» (Интеллектуальная игра по литературе 18 века) Форма проведения: командная игра. Оформление: карточки с вопросами, доска и цветные мелки, карточки с кроссвордами, листы с отдельными явлениями из текста комедии «Недоросль» Д.И.Фонвизина для «немой сцены», портреты Петра 1, Екатерины 11, Ломоносова М.В., Державина Г.Р., Фонвизина Д.И., Карамзина Н.М., Радищева А.Н., компьютер, дипломы победителям, подарки. Цели: воспитательные: формирование чувства ответственности, сопереживания и взаимопомощи в работе в командах; привитие интереса к русской литературе 18 века; развивающие: развитие внимания, логического и образного мышления, творческих способностей учащихся; совершенствование навыков устной речи; развитие сценических способностей учащихся; образовательные: повторение, обобщение и углубление знаний учащихся по курсу «Русская литература 18 века»; частичное знакомство с критико-литературным материалом по русской литературе 18 века; приобщение учащихся к культуре, литературе и искусству 18 столетия. Подготовительный этап: за 2 дня до игры вывешивается объявление о мероприятии; за это время учащиеся повторяют по своим учебным хрестоматиям изученные ими темы по литературе 18 века, придумывают названия и девизы своих команд. Ход мероприятия. - Добрый день! Мы сегодня собрались на интеллектуально-познавательную игру «Столетье безумно и мудро…». И будем мы сегодня говорить о литературе 18 века. В 18 столетии русская литература прошла большой и сложный путь ускоренного развития. Она сохранила и умножила лучшие качества литературы предшествующих веков: патриотизм, народность, увеличенное внимание к человеческой личности, обличительность, сатирическое осмеяние общественных и человеческих пороков. В это время русская литература вмешивалась в решение актуальных политических, социальных вопросов и стала мощным орудием роста национальной культуры и самосознания народа, важнейшим фактором воздействия на общество. Как писал Ю.М.Лотман, жизненность путей, на которые встала Россия в 18 веке, подтверждается тем, что «прения об этой эпохе не кончились до сих пор… любой спор вокруг вопросов 18 века в России до сих пор немедленно приобретает актуальный характер». Это свидетельствует о том, что эпоха 18 века для нас ещё не закончилась, и мы смотрим на неё глазами заинтересованных современников. Изучая литературу 18 века, необходимо осознавать, что это век Петра 1 и век стрелецких восстаний; с одной стороны, век Ломоносова и Державина, воспевавших государственную деятельность, с другой – век Радищева, который вскрыл пагубность самодержавия. Не освоив смысл народных восстаний, мы не сможем приблизиться к пониманию этой эпохи. В 18 веке зародилась тема «Россия – Запад», которая актуальна и в 21 веке. Можно согласиться Ю.М.Лотманом, что «в определённом смысле 18 век для русской культуры не ушёл в прошлое, он продолжает бурлить и вызывать страсти». Ребята, сегодня перед вами стоит нелёгкая задача: ответить на большое количество разнообразных вопросов по литературе 18 века, по эпохе классицизма и сентиментализма. Но я уверена, что эти вопросы не окажутся для вас трудными, и вы легко и правильно ответите на них. Желаю вам успехов! Правила игры. В игре участвуют 2 команды. Игра проводится в три раунда: в первом раунде 24 вопроса, во втором тоже, а в третьем – только 6 вопросов. Вопросы разбиты на шесть категорий (в каждой по четыре). В первом раунде их стоимость от 10 до 40 очков, во втором – от 20 до 80, в третьем раунде – от 30 до 70. На игровом поле (2 стола) раскладываются карточки с вопросами по категориям. За правильный ответ игрок получает количество очков, равное стоимости вопроса; при неправильном ответе это количество вычитается. Перед началом игры у каждой команды 50 очков. За исполнением правил игры следят члены жюри. Они же подсчитывают количество баллов. 1 раунд. Участники из каждой команды по очереди выбирают вопросы. КЛАССИЦИЗМ 10 – Что означает понятие «говорящие имена» в драматургии классицизма? Приведите примеры. (Скотинин, Стародум, Правдин и др.) 20 – В эпоху правления какого правителя в России появилось художественное направление «классицизм»? (Петра 1) 30 – Что значит «иерархия жанров» в классицизме? («высокие», «средние», «низкие» жанры, которые выделил М.В.Ломоносов) 40 – Что такое «правило 3-х единств» в драматургии классицизма? (единство места, времени, действия) М.В.ЛОМОНОСОВ 10 – Торжественное лирико-ораторское произведение, в котором поэт прославляет какое-нибудь событие, выдающегося деятеля, замечательное явление природы. (ода) 20 – В какой семье родился М.В.Ломоносов? (в семье крестьянина-помора) 30 – Полное название «Оды на день восшествия на престол …императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» - ? («Ода на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года») 40 – Как называется первая научная грамматика русского языка, написанная М.В.Ломоносовым? («Российская грамматика», 1755) Г.Р.ДЕРЖАВИН 10 – Где родился Г.Р.Державин? (д. Сокуры близ Казани) 20 – Почему Г.Р.Державин называет себя «татарским мурзой»? (старинный дворянский род Державиных восходит к татарскому мурзе Багриму, в 15 веке приехавшему из Большой Орды в Москву служить русскому царю) 30 – Какому городу посвящается стихотворение Г.Р.Державина «Арфа»? (Казани) 40 – Кто автор следующих строк: Старик Державин нас заметил И, в гроб сходя, благословил? (А.С.Пушкин) Д.И.ФОНВИЗИН 10 – Где родился Д.И.Фонвизин? ( в Москве) 20 – Назовите две комедии Д.И.Фонвизина. («Недоросль», «Бригадир») 30 – Кого Д.И.Фонвизин сопровождает во время путешествия по России в 1767 году? (императрицу Екатерину 11) 40 – Кто автор следующих строк: Волшебный край! Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы? (А.С.Пушкин) СЕНТИМЕНТАЛИЗМ 10 – Назовите двух представителей направления «сентиментализм». (Н.М.Карамзин, Ж.-Ж. Руссо, Л.Стерн, В.Гёте и др.) 20 – Что обозначает слово «сентиментализм» от франц. Sentiment ? («чувство», «чувствительность») 30 – Кому принадлежат слова: «И крестьянки любить умеют»? (Н.М.Карамзин) 40 – Назовите основные жанры сентиментализма. (дневники, путевые заметки, письма, мемуары, элегические послания, повести, романы) Н.М.КАРАМЗИН 10 – Как зовут возлюбленного Лизы из произведения «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина? (Эраст) 20 – Назовите жанр произведения «Бедная Лиза». (повесть) 30 – С названием какого монастыря в Москве связан сюжет произведения «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина? (Симонов монастырь) 40 – Кто автор следующего высказывания: «Вопрос: чья проза лучшая в нашей литературе? – Ответил: Карамзина. Это ещё похвала небольшая»? (А.С.Пушкин) Физкультминутка. Викторина для зрителей. 2 раунд. Участники из каждой команды по очереди выбирают вопросы. КОМЕДИЯ «НЕДОРОСЛЬ» Д.И.ФОНВИЗИНА 20 – Что означает имя «Митрофан» в переводе с греческого языка? («подобный своей матери») 40 – Кого из своих героев Д.И.Фонвизин называет «презлой фурией»? (госпожу Простакову) 60 – Кто является героем-резонёром в комедии «Недоросль»? (Стародум) 80 – Кому принадлежит следующее высказывание: «Русская комедия начиналась задолго ещё до Фонвизина, но началась только с Фонвизина»? (В.Г.Белинский) ОДА «ФЕЛИЦА» Г.Р.ДЕРЖАВИНА 20 – Кому посвящена ода «Фелица»? (Екатерине 11) 40 – Откуда Г.Р.Державин взял образ Фелицы для своей оды? (из «Сказки о царевиче Хлоре» Екатерины 11) 60 – Какова тема оды «Фелица»? (воспевание просвещённого монарха) 80 – Что обозначает следующая строка, характеризующая Екатерину 11: «Коня Парнасска не седлаешь…»? (т.е. не пишешь стихов) ОДЫ М.В.ЛОМОНОСОВА 20 – В каком году написана «Ода на день восшествия на престол …императрицы Елисаветы Петровны…»? (1747) 40 – О чём поёт Анакреон в оде М.В.Ломоносова «Разговор с Анакреоном»? (о любви) 60 – «Случились вместе два астронома в пиру…». Кто эти астрономы? (Коперник и Птоломей) 80 – Продолжите следующие строки из «Оды на день восшествия на престол …императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»: Науки пользуют везде – Среди народов и в пустыне… (В градском шуму и наедине, В покое сладки и в труде.) УСТАРЕВШАЯ ЛЕКСИКА 20 – Покажите свои очеса. (глаза) 40 – Кто такой мурза? (татарский вельможа) 60 – Кто такой недоросль? (молодой дворянин, не получивший документа об образовании и не поступивший на службу) 80 – Покажите свою десницу. (правая рука) УГАДАЙ НАЗВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ… 20 – Из какого произведения эти строчки? В сердечной простоте беседовать о Боге, И истину царям с улыбкой говорить. (Г.Р.Державин, «Памятник») 40 – Из какого произведения эти строчки? Царей и царств земных отрада, Возлюбленная тишина, Блаженство сёл, градов ограда, Коль ты полезна и красна. (М.В.Ломоносов, «Ода на день восшествия на престол …императрицы Елисаветы Петровны 1747 года») 60 – Из какого произведения эти строчки? Восстал всевышний Бог да судит Земных богов во сонме их. Доколе рек, доколь вам будет Щадить неправедных и злых? (Г.Р.Державин, «Властителям и судиям») 80 – Из какого произведения эти строчки? Хоть нежности сердечной В любви я не лишён, Героев славой вечной Я больше восхищён. (Г.Р.Державин, «Разговор с Анакреоном») ВЕЛИКИЕ ИМЕНА 20 – Кто такой Анакреон? (греческий поэт) 40 – Кто такой Птоломей? (древнегреческий астроном) 60 – Кто такой Платон? (древнегреческий философ) 80 – Кто такой Зоил? (греческий критик, имя его стало нарицательным для обозначения недоброжелателя) Физкультминутка. Покажите «немую сцену» по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»: 1 команда – Д.1, явл. 2. 2 команда – Д.1, явл. 3. (См. Приложение 2) 3 раунд. Каждая команда выбирает по 3 вопроса. На обсуждение даётся 1минута. 30 – Кто это? (Пётр 1) 30 – Кто это? (Екатерина 11) 50 – Кто это? (Г.Р.Державин. Худ. И.Смирновский) 50 – Кто это? (Г.Р.Державин. Худ. А.А.Васильевский) 70 – О ком идёт речь в следующих строчках из стихотворения Н.А.Некрасова «Школьник»: …Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и божьей воле Стал разумен и велик? (о М.В.Ломоносове) 70 – Кого В.Г.Белинский назвал «Петром Великим русской литературы»? (М.В.Ломоносова) - Ребята, вы сегодня очень хорошо себя проявили в области литературы 18 века. Спасибо вам за активное участие в игре. Подсчитывается количество очков команд, объявляется победитель. Вручаются призы. Приложение 1. Викторина.
Список использованной литературы.
|
Цели развивающие Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Олуязский лицей Мамадышского муниципального района Республики Татарстан | Конспект урока по теме: «Мы покупаем велосипед» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Олуязский лицей Мамадышского муниципального района Республики Татарстан | ||
Конспект занятия с детьми старшей группы «В стране дорожных знаков» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Олуязский лицей Мамадышского муниципального района Республики Татарстан | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мбоу «Кемеш- кульская средняя общеобразовательная школа» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное бюджетное учреждение «Информационно-методический центр» исполнительного комитета Мамадышского муниципального района... | Руководитель мку «Управление образования исполнительного комитета... Директор Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Акзегитовская средняя общеобразовательная школа Зеленодольского муниципального... | ||
В брошюре предложены материалы, которые помогут учителю и классному... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «шадчинская средняя общеобразовательная школа» мамадышского муниципального... | Отчет о результатах самообследования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Киртелинская средняя общеобразовательная школа» Тетюшского муниципального района Республики Татарстан, утверждён Постановлением... | ||
Положение о разработке, конкурсных мероприятиях и проведении внеклассных... Начальник мку «Отдел образования» Исполнительного комитета Мамадышского муниципального района | Образовательная программа основного и среднего общего образования Высокогорской средней общеобразовательной школы №1 Высокогорского муниципального района Республики Татарстан «Учхозская средняя общеобразовательная... | ||
Отчета о результатах самообследования «Старо-Тахталинская средняя общеобразовательное школа» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан, утверждён Исполнительным... | Урок русского языка по теме «Словообразование глаголов» Место работы, должность: мбоу «Лицей №2 города Мамадыш» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, учитель русского... | ||
Мамадышского муниципального района республики татарстан России, Государственного стандарта основного общего образования, концепции Д. Б. Кабалевского. Программу разработали: Э. Б. Абдуллин,... | Информационно- аналитические сведения Уставом муниципальное общеобразовательное учреждение Олуязский лицей Мамадышского района Республики Татарстан | ||
План-конспект урока с применением компьютерной технологии по русскому... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Олуязский лицей Мамадышского муниципального района Республики Татарстан | Отчет о результатах самообследования «Ново-Сережкинсаясредняя общеобразовательная школа» муниципального образования «Лениногорский муниципальныйрайон»Республики Татарстан,... |