Мамадышского муниципального района республики татарстан





Скачать 155.77 Kb.
НазваниеМамадышского муниципального района республики татарстан
Дата публикации17.09.2013
Размер155.77 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШАДЧИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

МАМАДЫШСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

«Смерть ради жизни»

(по рассказу И. А. Бунина «Лапти»).
Урок литературы в 6 классе

(урок-размышление по технологии критического мышления)

Составитель:

учитель русского языка и литературы

Ямалиева Далиля Шамиловна.

Тема урока: «Смерть ради жизни» (по рассказу И.А. Бунина «Лапти»).

Цель урока: познакомить с творчеством И.А. Бунина и рассказом «Лапти».

Задачи урока: развивать умение анализировать прочитанное, развивать творческие способности и читательскую наблюдательность, умение оценивать художественное произведение, понимать авторский замысел, воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать.

Тип урока: урок – размышление.

Технология: критического мышления.

Методические приёмы: чтение с остановками, обращение к личному опыту, прогнозирование по названию.

Оборудование: рассказ И.А.Бунина «Лапти», портреты писателя, компьютер, компьютерная презентация о И.А.Бунине, выставка книг писателя, лапти.
Ход урока.


Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примеча

ния

I. Органи-зационный

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. У нас сегодня необычный урок.

Мы открываем новую страницу русской литературы: литературу 20 века. Я желаю вам познавательного путешес-твия в мир литературы.

Подготовка к восприятию материала урока.

(Слайд 1)


II. Слово учителя.


Мы познакомимся с творчеством Ивана Алексеевича Бунина, выдающе-гося русского писателя, почётного академика императорской Академии наук и лауреата Нобелевской премии, прожившего 34 года за границей, но продолжавшего любить Россию, восхи-щаться её природой и удивляться загадочности русской души.

Презентация биографии И.А.Бунина.


Просмотр презентации, знакомство с основны-ми этапами жизни писателя.

Подготовка к восприя-тию основного матери-ала.


Компьютерная презентация: И.А.Бунин (2-20 слайды)


III. Стадия вызова.

Словарная работа

Постановка цели урока

Тема нашего урока: «Смерть ради жизни».

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

-Как вы понимаете выражение «смерть ради жизни»?

-А можно ли погибнуть в мирное время? Приведите примеры.


-Посмотрите на название рассказа, который мы будем изучать. Что такое лапти?

Лапоть–крестьянская обувь, сплетён-ная из лыка.

-Как вы думаете, будет ли связана тема урока с названием рассказа?
Цель: проанализировать рассказ и подумать над выражением «смерть ради жизни».

- Весь рассказ мы читать сразу не будем. А будем читать с остановками.



О войне.

О смерти.

Смерть помогла кому-то выжить.

Можно. Например, во время операции.

Во время пожара, когда кто-то спасает другого человека.
Это старинная обувь


Да. Случай о том, как лапти помогли спасти кому-то жизнь.

Знакомство с темой и целями урока.


(слайд 21 на экран»)


IV. Осмыс-ление со-держания.

Стадия осмысле-ния и ста-диявызо-ва.

Словарная работа.


Чтение учителем до первой остановки (до слов … Где ж в такой ужас дойти!)
1-я остановка

-С какими героями вы познакомились?
- Вам встретилось слово «фуксин». Кто знает, что оно обозначает?

Фуксинкрасная анилиновая краска; широко применяется для окрашивания волокон, текстильных изделий, кожи.

-В какое время года происходит действие рассказа?

- Какая стоит погода и сколько дней?
- Какое художественное средство использует автор в этом предложении?

- Что значит «непроглядная вьюга»?
- Что за горе случилось в этом доме, да ещё в такую ужасную погоду?

-Почему мать ребёнка «плакала горькими слезами»?

-Чего она боялась?
- Что просит больной ребёнок?
- Что, по-вашему, символизирует красный цвет?

- Как вы думаете, где мог видеть лапти сын барыни?

- Правильно. Крестьянские дети носили лапти, летом чаще всего бегали босиком, валенки были роскошью, если и были, то одни на несколько детей.

-Посмотрите на картины худ. Н.П.Бог-данова-Бельского. Вы видите крестьян-ских детей, обутых в лапти.

- Ребята, как вы поняли, кем в доме барыни был Нефёд?

- Каким вы его себе представляете?

- Действительно, Бунин пишет: «Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки…».Он работящий, серьёзный, участливый, немногословный, реши-тельный, верный слову, кроткий, добросердечный

- Посмотрите на иллюстрацию к рассказу. Нефёд изображён таким, каким вы его представляете.

- Какие отношения были у Нефёда и барыни? Почему вы так решили?

-Как Нефёд объясняет решение пойти в лавку за лаптями?
-Что имеет в виду Нефёд, говоря «душа желает»?

- По народным поверьям, если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет. Для больного мальчика получить необычные красные лапти – это путь к выздоровлению.

-Осознавал ли крестьянин опасность задуманного?

«Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего».

- Как вы думаете, пойдёт ли Нефёд в Новосёлки, до которых шесть вёрст, в такой ужас?
- Об этом узнаем из следующего отрывка. Чтение учителем до второй остановки( до слов …степном море)

Больной ребёнок, ба-рыня, Нефёд, муж.

Нефёд предлагает покрасить фуксином, значит это краска

Вьюжной зимой.
Пятый день несло непроглядной вьюгой.

Эпитет – «непрогляд-ная вьюга»

Такая буря, что ничего не видно

Был тяжело болен ребёнок.

От своей беспомощ-ности и страха.

Она не знает, что делать, так как оста-лась одна - муж в отъезде.

Врач не может приехать из-за пурги.

Что сын её может умереть.

Ребенок на грани жиз-ни и смерти, он бре-дит.
Больной ребёнок про-сит красные лапти.

Тревогу, горе
У крестьянских детей.
Рассматривание ил-люстраций с изобра-жением крестьян-ских детей.


Нефёд был слугой.
Устное словесное ри-сование: с чёрными во-лосами, с бородой, в старой одежде, доб-рый, трудолюбивый

Ученики рассматри-вают иллюстрацию.
Добрые. Барыня дове-ряет ему, советуется с ним, она называет его Нефёдушкой.

Значит, надо добы-вать. Значит душа желает.

Мальчик бредит, сам того не зная, просит лапти.

Он хорошо знал, что в такую погоду опасно выходить в дорогу.
Пойдёт, чтобы спас-ти ребёнка.

Пойдёт, когда утихнет буря.



(Слайд 22)

(Слайд 23)

(Слайд 23)


Стадия осмысле-ния и ста-диявызо-ва.


Словарная работа

2 остановка.

- Ребята, пошёл ли Нефёд в Новосёлки? Почему пошёл?

- Что взял с собой Нефёд? Для чего?

Кнутбольшая плеть.
- Знал ли Нефёд, что в такую погоду может не добраться до Новосёлок?

- Но почему это его не остановило? Какие черты характера проявляются в нём?
- Ребята, как вы думаете, что происходило в доме в отсутствие Нефёда?


- Об этом мы узнаем в следующем отрывке. Чтение учителем до третьей остановки (до слов…стук в окно)


Нефёд решил выпол-нить желание маль-чика, потому что этого душа просила.Любовь к мальчику, преданность бары-не заставила его идти в соседнее село.

Он взял с собой кнут, потому что знал о том, что в дороге мо-гут встретиться вол-ки, собаки.

Использовал как сред-ство опоры в метель.

Догадывался.
Он был человеком сло-ва. Это был добрый, мужественный, сме-лый человек.

Мать переживала не только за сына, но и за Нефёда.

Пока Нефёд ходил в село, мальчику стало лучше.





Стадия осмысле-ния и ста-диявызо-ва.


3- я остановка

- Переживали ли домашние о Нефёде?


- Как автор показывает, что в доме в отсутствие Нефёда было неуютно.

«Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака».
- Как вы думаете, почему Бунин называет стук в дверь «зловещим»?

- А что плохого может случиться?

- Так, что же произойдёт дальше?

Об этом мы узнаем из последнего отрывка. Учитель читает рассказ до конца.


Да, конечно. И от этого ночь казалась ещё страшней. Дума-ли, что он остался переночевать у знако-мых, что придёт толь-ко к обеду завтраш-него дня.

Ночь была ещё страшнее. Дом гудел. Пламя свечи дрожало. Трудно было даже представить, что творится в поле.

Он предвещает что- то плохое, злое.

Нефед заблудился в степи, не дошел до Новоселок, вернулся ни с чем, и это означает, что ребенок умрёт.

Наверное, приехал Не-фёд и привез врача, который вылечит ребенка.

Приехал человек, кото-рый спасёт мальчика.

Молитвы матери дош-ли до Бога: случайно забрел человек, кото-рый оказался врачом. Никто не стучал, просто показалось.




Стадия осмысле-ния и ста-диявызо-ва.


4- я остановка

- Так, почему автор назвал этот стук зловещим?

- Можно ли сказать, что своей смертью Нефёд спас мужиков?
- Стоило ли так жертвовать собой? Может зря погиб Нефёд?

- Как вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет?

- Я тоже с вами согласна, так как на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет.



Так как привезли мёр-твое тело Нефёда.

Да. Мужики заблуди-лись, но нашли замёрз-шего Нефеда и так спаслись сами.

Раскопав Нефёда, мужики поняли, что жильё близко.

Ради ребёнка стоило.
Ребенок просто обязан выздороветь, ведь спа-сая его жизнь, погиб другой, чужой человек. И к тому же исполни-лось желание его души.

Думаем, что он выздо-ровеет




V.Стадия рефлексии.


- Можно ли сказать, что Нефёд совершил подвиг? А ради чего?

- В рассказе мать и ребёнок остаются безымянными, а именем наделён только один персонаж – Нефёд? Почему?

- Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом?

- Мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь больным людям, близким людям.

-Только ли жизнью можно жертвовать ради людей?

Да. Ради жизни маль-чика.

Это свидетельствует о том, что он главный герой рассказа.

Рассказ о доброте, человечности, о само-отверженности, о любви к ближнему, о жизни и смерти.
Нет. Можно личным временем, вещью, спо-койствием, комфор-том.




VI.Вывод.

-Рассказ занимает одну страницу, а какой он ёмкий по содержанию. Главный герой рассказа Бунина Нефёд – носитель дорогих Бунину нравственных качеств, а именно: доброта, милосердие, сострадание, человеколюбие. Нефёд, не задумываясь, решает выполнить волю тяжело больного мальчика, и для него нет ничего важнее «души ребенка». Именно человеческая душа становится высшей нравственной ценностью.Сам Бунин был человеком высоконрав-ственным, оказывал огромную помощь многим русским эмигрантам, никогда не жалел ничего для нуждающихся.

-Прочитаем афоризмы о доброте, любви к ближнему и поясним их содержание.
Если бы не было любви в людях, не вырос бы ни один ребёнок, не остался бы жив ни один человек.

Л.Н.Толстой
Люди живы любовью: любовь к себе - начало смерти, любовь к Богу и людям - начало жизни.

Л.Н.Толстой
Тот, кто не делает добро, когда имеет возможность делать его, будет страдать.

Саади.
Во внутреннем мире человека доброта - это солнце. В.Гюго



Ученики поясняют содержание афоризмов.




(Слайд 25)


VII. Итог урока.


- Что понравилось сегодня на уроке?

- Оценки за урок.

Понравился рассказ и его главный герой Нефёд.




VIII. Домашнее задание.

Прочитать рассказ И.А.Бунина «Танька», подготовиться к обсуждению.

По выбору: 1) Как вы понимаете выражение «В жизни всегда есть место подвигам»? 2) Придумать другой конец рассказа.









ПРИЛОЖЕНИЕ.

О И.А.Бунине.
Настанет Ночь моя, Ночь долгая, немая.
Тогда велит господь, творящий чудеса,
Светилу новому взойти на небеса.
– Сияй, сияй, Луна, все выше поднимая
Свой, Солнцем данный лик. Да будет миру весть,
Что День мой догорел, но след мой в мире – есть.

И.Бунин «Луна». 1917.
Иван Алексеевич Бунин - человек большой и сложной судьбы. Рано познал он горечь бедности, в юности перепробовал много профессий; будучи дворянином по происхождению, он не получил даже гимназического образования, а после ухода из-под родного крова никогда не имел своего дома (отели, частные квартиры, жизнь в гостях и из милости, всегда временные и чужие пристанища). На протяжении своей долгой жизни (прожил он 83 года) объездил много стран Европы и Азии.
Великий русский писатель Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в Воронеже. Семья Буниных имела крепкие "литературные корни": известный поэт XIX века В.А.Жуковский - один из предков Ивана Бунина.
Отец его, Алексей Николаевич, принадлежал к старинному дворянскому роду, из которого вышло немало видных деятелей в области литературы.

Мать, Людмила Александровна, урождённая Чубарова, из княжеского рода. Она обладала грустной поэтической душой, любила русскую литературу и передала эту любовь своему сыну.
Детство и юность писатель провел на хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии, куда в 1874 году переехали Бунины. На этом хуторке, затерявшемся в просторах орловской земли, и формируется личность Ивана Алексеевича.

Воспоминания о детстве связаны у Бунина "с полем, с мужицкими избами" и их обитателями. Он ездил в ночное вместе с крестьянскими детьми и, подружившись с некоторыми из них, целыми днями пропадал в окрестных деревнях.
Университетского образования Бунин не получил. Пять лет учился в Елецкой гимназии, откуда был исключён за неуплату за обучение, а до и после гимназии образование получал дома под руководством старшего брата Юлия.
Первые юношеские мечты он пережил с томиками Державина, Жуковского, Баратынского. Тогда-то появилось желание писать самому. Первое стихотворение Бунин написал в восемь лет.
Как вспоминал впоследствии сам Бунин, писателем он стал "рано и незаметно". Но свою первую публикацию в петербургском журнале "Родина" запомнил на всю жизнь. Ему исполнилось тогда семнадцать лет: "Утро, когда я шел с этим номером с почты в Озерки, рвал по лесам росистые ландыши и поминутно перечитывал свое произведение, никогда не забуду".

Таким образом, литературная деятельность И.А.Бунина началась в начале 1887 года.
Осенью 1889 года Бунин становится газетчиком - начинает работать в газете "Орловский вестник", нередко выступая в роли и главного редактора. Там же он печатает свои первые рассказы, стихи, литературно-критические статьи.

Вскоре стихи и проза Бунина появляются уже и в столичных "толстых" журналах, среди которых "Вестник Европы", "Мир Божий", "Русское богатство", и привлекают внимание литературной критики. А критик Н.К.Михайловский, прочитав бунинский рассказ "Деревенский эскиз" (позднее озаглавленный "Танька"), написал, что из автора вполне определенно выйдет "большой писатель".
В 1895 году Бунин едет в Петербург, а затем в Москву. Он знакомится с А.П.Чеховым, Л.Н.Толстым, которые до конца своих дней поддерживали его. Дружба с А.И.Куприным, М.Горьким продолжалась долгие годы.
В начале 1901 года вышел сборник его стихов "Листопад". Это было общее открытие Бунина-поэта. Высоко оценили его поэзию Куприн, Блок. И в те же годы состоялся успешный дебют Бунина-переводчика.

Вскоре пришло и официальное признание успехов писателя. 19 октября 1903 года за сборник "Листопад" и перевод "Песни о Гайавате" американского поэта Лонгфелло Бунину была присуждена престижная Пушкинская премия Российской академии наук, а, начиная с 1902 года, стало выходить отдельными томами собрание сочинений Бунина в издательстве Горького "Знание".
В 1909 году ему была присуждена вторая Пушкинская премия за собственные стихи и за переводы Байрона, и Бунин был избран почётным академиком Российской академии наук по разряду изящной словесности, став самым молодым академиком Российской академии

Рецензент журнала "Вестник Европы" отмечал: "Его... слог беспримерен в нашей поэзии... Точность, красота языка доведены до предела. В отношении живописной точности г. Бунин не имеет соперников среди русских поэтов".
4 ноября 1906 года в личной жизни Бунина произошло событие, оказавшее важное влияние на его творчество. Будучи в Москве, он знакомится с Верой Николаевной Муромцевой, ставшей в 1907 его женой и верной спутницей до конца жизни. Позднее В.Н. Муромцева, одаренная литературными способностями, написала серию книг-воспоминаний о своем муже ("Жизнь Бунина" и "Беседы с памятью"). В апреле 1907 года писатель и Муромцева вместе едут в свое "первое дальнее странствие", посещая Египет, Сирию, Палестину.
Всю свою жизнь Бунин шел своим собственным путем, "не выкидывал никаких знамен", по его выражению, не провозглашал никаких лозунгов, не примыкал ни к каким группировкам, течениям и кружкам. Для этого он был слишком индивидуален и неповторим. Как неповторимо и уникально его чувство Родины, чувство истории российской, чувство русского языка и красоты.
Поэтому после Октябрьского переворота 1917 года он не мог оставаться в советской России. Он неоднократно говорил Вере Николаевне, что не может жить в этом "новом мире", ибо он как писатель и человек всецело принадлежит "старому миру" - миру Гончарова, Толстого, Москвы, Петербурга: поэзия только там, а в "новом мире" он ее не видит. И для Бунина и его жены начались долгие годы эмиграции. В январе 1920 года он навсегда покинул Россию. Сначала писатель жил в Париже, потом в маленьком городке южной Франции Грассе′.

Художнику в эмиграции трудно - уходят язык, читатели, привычная среда, культура. Но Бунин много работает, и именно в эмиграции он создает свои лучшие вещи: "Митина любовь" (1924), "Солнечный удар" (1925), "Дело корнета Елагина" (1925) и, наконец, "Жизнь Арсеньева" (1927 - 1929, 1933). Эти произведения стали новым словом и в бунинском творчестве, и в русской литературе в целом. А по словам К.Г.Паустовского, "Жизнь Арсеньева" - это не только вершинное произведение русской литературы, но и "одно из замечательнейших явлений мировой литературы".
В 1933 году Бунину была присуждена Нобелевская премия в области литературы – «за правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характер». Эту премию, как считал сам писатель, он получил именно за "Жизнь Арсеньева", свое лучшее произведение. Мировая слава обрушилась на него внезапно; неожиданно он ощутил себя международной знаменитостью. Когда Бунин приехал в Стокгольм, чтобы принять участие в церемонии получения Нобелевской премии, то там его уже ждали. Фотографии писателя были в каждой газете, в витринах книжных магазинов, он же, русский писатель Иван Бунин, смотрел на зрителей с экрана кинематографа. Даже случайные прохожие, завидев русского писателя, оглядывались на него, перешептывались. Несколько растерявшийся от этой суеты, Бунин ворчал: "Как знаменитого тенора встречают..."

Особенно радовались и за Бунина, и за Россию писатели-эмигранты. Борис Зайцев вспоминал о своем ликовании: «...Мы были какие-то последние люди там, эмигранты, и вдруг писателю-эмигранту присудили международную премию! Русскому писателю!..»
В ночь на 8 ноября 1953 года Иван Алексеевич Бунин умер на руках своей жены. Его похоронили на "русском кладбище" Сен-Женевье′в-де-Буа′ под Парижем. В цинковом гробу, который обычно выбирали тогда, когда надеялись, что придет время, и прах будет однажды предан родной земле, которую покойный любил, на которую так хотел вернуться.

Но Бунин вернулся на Родину в своих творениях. Творчество Бунина охватывает более 60 лет. Его читают, помнят, любят. Здесь он живет в сердцах своих читателей. В СССР первое собрание сочинений И.А. Бунина вышло только после его смерти - в 1956 году.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мамадышского муниципального района республики татарстан iconЦели развивающие
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Олуязский лицей Мамадышского муниципального района Республики Татарстан
Мамадышского муниципального района республики татарстан iconКонспект урока по теме: «Мы покупаем велосипед»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Олуязский лицей Мамадышского муниципального района Республики Татарстан
Мамадышского муниципального района республики татарстан iconКонспект занятия с детьми старшей группы «В стране дорожных знаков»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Олуязский лицей Мамадышского муниципального района Республики Татарстан
Мамадышского муниципального района республики татарстан iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мбоу «Кемеш- кульская средняя общеобразовательная школа» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан
Мамадышского муниципального района республики татарстан iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное бюджетное учреждение «Информационно-методический центр» исполнительного комитета Мамадышского муниципального района...
Мамадышского муниципального района республики татарстан iconРуководитель мку «Управление образования исполнительного комитета...
Директор Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Акзегитовская средняя общеобразовательная школа Зеленодольского муниципального...
Мамадышского муниципального района республики татарстан iconВ брошюре предложены материалы, которые помогут учителю и классному...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «шадчинская средняя общеобразовательная школа» мамадышского муниципального...
Мамадышского муниципального района республики татарстан iconМамадышского муниципального района республики татарстан
«Недоросль» Д. И. Фонвизина для «немой сцены», портреты Петра 1, Екатерины 11, Ломоносова М. В., Державина Г. Р., Фонвизина Д. И.,...
Мамадышского муниципального района республики татарстан iconОтчет о результатах самообследования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Киртелинская средняя общеобразовательная школа» Тетюшского муниципального района Республики Татарстан, утверждён Постановлением...
Мамадышского муниципального района республики татарстан iconПоложение о разработке, конкурсных мероприятиях и проведении внеклассных...
Начальник мку «Отдел образования» Исполнительного комитета Мамадышского муниципального района
Мамадышского муниципального района республики татарстан iconОбразовательная программа основного и среднего общего образования
Высокогорской средней общеобразовательной школы №1 Высокогорского муниципального района Республики Татарстан «Учхозская средняя общеобразовательная...
Мамадышского муниципального района республики татарстан iconОтчета о результатах самообследования
«Старо-Тахталинская средняя общеобразовательное школа» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан, утверждён Исполнительным...
Мамадышского муниципального района республики татарстан iconУрок русского языка по теме «Словообразование глаголов»
Место работы, должность: мбоу «Лицей №2 города Мамадыш» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, учитель русского...
Мамадышского муниципального района республики татарстан iconИнформационно- аналитические сведения
Уставом муниципальное общеобразовательное учреждение Олуязский лицей Мамадышского района Республики Татарстан
Мамадышского муниципального района республики татарстан iconПлан-конспект урока с применением компьютерной технологии по русскому...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Олуязский лицей Мамадышского муниципального района Республики Татарстан
Мамадышского муниципального района республики татарстан iconОтчет о результатах самообследования
«Ново-Сережкинсаясредняя общеобразовательная школа» муниципального образования «Лениногорский муниципальныйрайон»Республики Татарстан,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск