МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШАДЧИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
МАМАДЫШСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
«Смерть ради жизни»
(по рассказу И. А. Бунина «Лапти»). Урок литературы в 6 классе
(урок-размышление по технологии критического мышления)
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Ямалиева Далиля Шамиловна.
Тема урока: «Смерть ради жизни» (по рассказу И.А. Бунина «Лапти»).
Цель урока: познакомить с творчеством И.А. Бунина и рассказом «Лапти».
Задачи урока: развивать умение анализировать прочитанное, развивать творческие способности и читательскую наблюдательность, умение оценивать художественное произведение, понимать авторский замысел, воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать.
Тип урока: урок – размышление.
Технология: критического мышления.
Методические приёмы: чтение с остановками, обращение к личному опыту, прогнозирование по названию.
Оборудование: рассказ И.А.Бунина «Лапти», портреты писателя, компьютер, компьютерная презентация о И.А.Бунине, выставка книг писателя, лапти. Ход урока.
Этап
| Деятельность учителя
| Деятельность учеников
| Примеча
ния
| I. Органи-зационный
| - Здравствуйте, ребята! Садитесь. У нас сегодня необычный урок.
Мы открываем новую страницу русской литературы: литературу 20 века. Я желаю вам познавательного путешес-твия в мир литературы.
| Подготовка к восприятию материала урока.
| (Слайд 1)
| II. Слово учителя.
| Мы познакомимся с творчеством Ивана Алексеевича Бунина, выдающе-гося русского писателя, почётного академика императорской Академии наук и лауреата Нобелевской премии, прожившего 34 года за границей, но продолжавшего любить Россию, восхи-щаться её природой и удивляться загадочности русской души.
Презентация биографии И.А.Бунина.
| Просмотр презентации, знакомство с основны-ми этапами жизни писателя.
Подготовка к восприя-тию основного матери-ала.
| Компьютерная презентация: И.А.Бунин (2-20 слайды)
| III. Стадия вызова.
Словарная работа
Постановка цели урока
| Тема нашего урока: «Смерть ради жизни».
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
-Как вы понимаете выражение «смерть ради жизни»?
-А можно ли погибнуть в мирное время? Приведите примеры.
-Посмотрите на название рассказа, который мы будем изучать. Что такое лапти?
Лапоть–крестьянская обувь, сплетён-ная из лыка.
-Как вы думаете, будет ли связана тема урока с названием рассказа? Цель: проанализировать рассказ и подумать над выражением «смерть ради жизни».
- Весь рассказ мы читать сразу не будем. А будем читать с остановками.
|
О войне.
О смерти.
Смерть помогла кому-то выжить.
Можно. Например, во время операции.
Во время пожара, когда кто-то спасает другого человека. Это старинная обувь
Да. Случай о том, как лапти помогли спасти кому-то жизнь.
Знакомство с темой и целями урока.
| (слайд 21 на экран»)
| IV. Осмыс-ление со-держания.
Стадия осмысле-ния и ста-диявызо-ва.
Словарная работа.
| Чтение учителем до первой остановки (до слов … Где ж в такой ужас дойти!) 1-я остановка
-С какими героями вы познакомились? - Вам встретилось слово «фуксин». Кто знает, что оно обозначает?
Фуксин – красная анилиновая краска; широко применяется для окрашивания волокон, текстильных изделий, кожи.
-В какое время года происходит действие рассказа?
- Какая стоит погода и сколько дней? - Какое художественное средство использует автор в этом предложении?
- Что значит «непроглядная вьюга»? - Что за горе случилось в этом доме, да ещё в такую ужасную погоду?
-Почему мать ребёнка «плакала горькими слезами»?
-Чего она боялась? - Что просит больной ребёнок? - Что, по-вашему, символизирует красный цвет?
- Как вы думаете, где мог видеть лапти сын барыни?
- Правильно. Крестьянские дети носили лапти, летом чаще всего бегали босиком, валенки были роскошью, если и были, то одни на несколько детей.
-Посмотрите на картины худ. Н.П.Бог-данова-Бельского. Вы видите крестьян-ских детей, обутых в лапти.
- Ребята, как вы поняли, кем в доме барыни был Нефёд?
- Каким вы его себе представляете?
- Действительно, Бунин пишет: «Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки…».Он работящий, серьёзный, участливый, немногословный, реши-тельный, верный слову, кроткий, добросердечный
- Посмотрите на иллюстрацию к рассказу. Нефёд изображён таким, каким вы его представляете.
- Какие отношения были у Нефёда и барыни? Почему вы так решили?
-Как Нефёд объясняет решение пойти в лавку за лаптями? -Что имеет в виду Нефёд, говоря «душа желает»?
- По народным поверьям, если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет. Для больного мальчика получить необычные красные лапти – это путь к выздоровлению.
-Осознавал ли крестьянин опасность задуманного?
«Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего».
- Как вы думаете, пойдёт ли Нефёд в Новосёлки, до которых шесть вёрст, в такой ужас? - Об этом узнаем из следующего отрывка. Чтение учителем до второй остановки( до слов …степном море)
| Больной ребёнок, ба-рыня, Нефёд, муж.
Нефёд предлагает покрасить фуксином, значит это краска
Вьюжной зимой. Пятый день несло непроглядной вьюгой.
Эпитет – «непрогляд-ная вьюга»
Такая буря, что ничего не видно
Был тяжело болен ребёнок.
От своей беспомощ-ности и страха.
Она не знает, что делать, так как оста-лась одна - муж в отъезде.
Врач не может приехать из-за пурги.
Что сын её может умереть.
Ребенок на грани жиз-ни и смерти, он бре-дит. Больной ребёнок про-сит красные лапти.
Тревогу, горе У крестьянских детей. Рассматривание ил-люстраций с изобра-жением крестьян-ских детей.
Нефёд был слугой. Устное словесное ри-сование: с чёрными во-лосами, с бородой, в старой одежде, доб-рый, трудолюбивый
Ученики рассматри-вают иллюстрацию. Добрые. Барыня дове-ряет ему, советуется с ним, она называет его Нефёдушкой.
Значит, надо добы-вать. Значит душа желает.
Мальчик бредит, сам того не зная, просит лапти.
Он хорошо знал, что в такую погоду опасно выходить в дорогу. Пойдёт, чтобы спас-ти ребёнка.
Пойдёт, когда утихнет буря.
|
(Слайд 22)
(Слайд 23)
(Слайд 23)
| Стадия осмысле-ния и ста-диявызо-ва.
Словарная работа
| 2 остановка.
- Ребята, пошёл ли Нефёд в Новосёлки? Почему пошёл?
- Что взял с собой Нефёд? Для чего?
Кнут–большая плеть. - Знал ли Нефёд, что в такую погоду может не добраться до Новосёлок?
- Но почему это его не остановило? Какие черты характера проявляются в нём? - Ребята, как вы думаете, что происходило в доме в отсутствие Нефёда?
- Об этом мы узнаем в следующем отрывке. Чтение учителем до третьей остановки (до слов…стук в окно)
|
Нефёд решил выпол-нить желание маль-чика, потому что этого душа просила.Любовь к мальчику, преданность бары-не заставила его идти в соседнее село.
Он взял с собой кнут, потому что знал о том, что в дороге мо-гут встретиться вол-ки, собаки.
Использовал как сред-ство опоры в метель.
Догадывался. Он был человеком сло-ва. Это был добрый, мужественный, сме-лый человек.
Мать переживала не только за сына, но и за Нефёда.
Пока Нефёд ходил в село, мальчику стало лучше.
|
| Стадия осмысле-ния и ста-диявызо-ва.
| 3- я остановка
- Переживали ли домашние о Нефёде?
- Как автор показывает, что в доме в отсутствие Нефёда было неуютно.
«Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака». - Как вы думаете, почему Бунин называет стук в дверь «зловещим»?
- А что плохого может случиться?
- Так, что же произойдёт дальше?
Об этом мы узнаем из последнего отрывка. Учитель читает рассказ до конца.
|
Да, конечно. И от этого ночь казалась ещё страшней. Дума-ли, что он остался переночевать у знако-мых, что придёт толь-ко к обеду завтраш-него дня.
Ночь была ещё страшнее. Дом гудел. Пламя свечи дрожало. Трудно было даже представить, что творится в поле.
Он предвещает что- то плохое, злое.
Нефед заблудился в степи, не дошел до Новоселок, вернулся ни с чем, и это означает, что ребенок умрёт.
Наверное, приехал Не-фёд и привез врача, который вылечит ребенка.
Приехал человек, кото-рый спасёт мальчика.
Молитвы матери дош-ли до Бога: случайно забрел человек, кото-рый оказался врачом. Никто не стучал, просто показалось.
|
| Стадия осмысле-ния и ста-диявызо-ва.
| 4- я остановка
- Так, почему автор назвал этот стук зловещим?
- Можно ли сказать, что своей смертью Нефёд спас мужиков? - Стоило ли так жертвовать собой? Может зря погиб Нефёд?
- Как вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет?
- Я тоже с вами согласна, так как на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет.
|
Так как привезли мёр-твое тело Нефёда.
Да. Мужики заблуди-лись, но нашли замёрз-шего Нефеда и так спаслись сами.
Раскопав Нефёда, мужики поняли, что жильё близко.
Ради ребёнка стоило. Ребенок просто обязан выздороветь, ведь спа-сая его жизнь, погиб другой, чужой человек. И к тому же исполни-лось желание его души.
Думаем, что он выздо-ровеет
|
| V.Стадия рефлексии.
| - Можно ли сказать, что Нефёд совершил подвиг? А ради чего?
- В рассказе мать и ребёнок остаются безымянными, а именем наделён только один персонаж – Нефёд? Почему?
- Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом?
- Мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь больным людям, близким людям.
-Только ли жизнью можно жертвовать ради людей?
| Да. Ради жизни маль-чика.
Это свидетельствует о том, что он главный герой рассказа.
Рассказ о доброте, человечности, о само-отверженности, о любви к ближнему, о жизни и смерти. Нет. Можно личным временем, вещью, спо-койствием, комфор-том.
|
| VI.Вывод.
| -Рассказ занимает одну страницу, а какой он ёмкий по содержанию. Главный герой рассказа Бунина Нефёд – носитель дорогих Бунину нравственных качеств, а именно: доброта, милосердие, сострадание, человеколюбие. Нефёд, не задумываясь, решает выполнить волю тяжело больного мальчика, и для него нет ничего важнее «души ребенка». Именно человеческая душа становится высшей нравственной ценностью.Сам Бунин был человеком высоконрав-ственным, оказывал огромную помощь многим русским эмигрантам, никогда не жалел ничего для нуждающихся.
-Прочитаем афоризмы о доброте, любви к ближнему и поясним их содержание. Если бы не было любви в людях, не вырос бы ни один ребёнок, не остался бы жив ни один человек.
Л.Н.Толстой Люди живы любовью: любовь к себе - начало смерти, любовь к Богу и людям - начало жизни.
Л.Н.Толстой Тот, кто не делает добро, когда имеет возможность делать его, будет страдать.
Саади. Во внутреннем мире человека доброта - это солнце. В.Гюго
|
Ученики поясняют содержание афоризмов.
|
(Слайд 25)
| VII. Итог урока.
| - Что понравилось сегодня на уроке?
- Оценки за урок.
| Понравился рассказ и его главный герой Нефёд.
|
| VIII. Домашнее задание.
| Прочитать рассказ И.А.Бунина «Танька», подготовиться к обсуждению.
По выбору: 1) Как вы понимаете выражение «В жизни всегда есть место подвигам»? 2) Придумать другой конец рассказа.
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ.
О И.А.Бунине. Настанет Ночь моя, Ночь долгая, немая. Тогда велит господь, творящий чудеса, Светилу новому взойти на небеса. – Сияй, сияй, Луна, все выше поднимая Свой, Солнцем данный лик. Да будет миру весть, Что День мой догорел, но след мой в мире – есть.
И.Бунин «Луна». 1917. Иван Алексеевич Бунин - человек большой и сложной судьбы. Рано познал он горечь бедности, в юности перепробовал много профессий; будучи дворянином по происхождению, он не получил даже гимназического образования, а после ухода из-под родного крова никогда не имел своего дома (отели, частные квартиры, жизнь в гостях и из милости, всегда временные и чужие пристанища). На протяжении своей долгой жизни (прожил он 83 года) объездил много стран Европы и Азии. Великий русский писатель Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в Воронеже. Семья Буниных имела крепкие "литературные корни": известный поэт XIX века В.А.Жуковский - один из предков Ивана Бунина. Отец его, Алексей Николаевич, принадлежал к старинному дворянскому роду, из которого вышло немало видных деятелей в области литературы.
Мать, Людмила Александровна, урождённая Чубарова, из княжеского рода. Она обладала грустной поэтической душой, любила русскую литературу и передала эту любовь своему сыну. Детство и юность писатель провел на хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии, куда в 1874 году переехали Бунины. На этом хуторке, затерявшемся в просторах орловской земли, и формируется личность Ивана Алексеевича.
Воспоминания о детстве связаны у Бунина "с полем, с мужицкими избами" и их обитателями. Он ездил в ночное вместе с крестьянскими детьми и, подружившись с некоторыми из них, целыми днями пропадал в окрестных деревнях. Университетского образования Бунин не получил. Пять лет учился в Елецкой гимназии, откуда был исключён за неуплату за обучение, а до и после гимназии образование получал дома под руководством старшего брата Юлия. Первые юношеские мечты он пережил с томиками Державина, Жуковского, Баратынского. Тогда-то появилось желание писать самому. Первое стихотворение Бунин написал в восемь лет. Как вспоминал впоследствии сам Бунин, писателем он стал "рано и незаметно". Но свою первую публикацию в петербургском журнале "Родина" запомнил на всю жизнь. Ему исполнилось тогда семнадцать лет: "Утро, когда я шел с этим номером с почты в Озерки, рвал по лесам росистые ландыши и поминутно перечитывал свое произведение, никогда не забуду".
Таким образом, литературная деятельность И.А.Бунина началась в начале 1887 года. Осенью 1889 года Бунин становится газетчиком - начинает работать в газете "Орловский вестник", нередко выступая в роли и главного редактора. Там же он печатает свои первые рассказы, стихи, литературно-критические статьи.
Вскоре стихи и проза Бунина появляются уже и в столичных "толстых" журналах, среди которых "Вестник Европы", "Мир Божий", "Русское богатство", и привлекают внимание литературной критики. А критик Н.К.Михайловский, прочитав бунинский рассказ "Деревенский эскиз" (позднее озаглавленный "Танька"), написал, что из автора вполне определенно выйдет "большой писатель". В 1895 году Бунин едет в Петербург, а затем в Москву. Он знакомится с А.П.Чеховым, Л.Н.Толстым, которые до конца своих дней поддерживали его. Дружба с А.И.Куприным, М.Горьким продолжалась долгие годы. В начале 1901 года вышел сборник его стихов "Листопад". Это было общее открытие Бунина-поэта. Высоко оценили его поэзию Куприн, Блок. И в те же годы состоялся успешный дебют Бунина-переводчика.
Вскоре пришло и официальное признание успехов писателя. 19 октября 1903 года за сборник "Листопад" и перевод "Песни о Гайавате" американского поэта Лонгфелло Бунину была присуждена престижная Пушкинская премия Российской академии наук, а, начиная с 1902 года, стало выходить отдельными томами собрание сочинений Бунина в издательстве Горького "Знание". В 1909 году ему была присуждена вторая Пушкинская премия за собственные стихи и за переводы Байрона, и Бунин был избран почётным академиком Российской академии наук по разряду изящной словесности, став самым молодым академиком Российской академии
Рецензент журнала "Вестник Европы" отмечал: "Его... слог беспримерен в нашей поэзии... Точность, красота языка доведены до предела. В отношении живописной точности г. Бунин не имеет соперников среди русских поэтов". 4 ноября 1906 года в личной жизни Бунина произошло событие, оказавшее важное влияние на его творчество. Будучи в Москве, он знакомится с Верой Николаевной Муромцевой, ставшей в 1907 его женой и верной спутницей до конца жизни. Позднее В.Н. Муромцева, одаренная литературными способностями, написала серию книг-воспоминаний о своем муже ("Жизнь Бунина" и "Беседы с памятью"). В апреле 1907 года писатель и Муромцева вместе едут в свое "первое дальнее странствие", посещая Египет, Сирию, Палестину. Всю свою жизнь Бунин шел своим собственным путем, "не выкидывал никаких знамен", по его выражению, не провозглашал никаких лозунгов, не примыкал ни к каким группировкам, течениям и кружкам. Для этого он был слишком индивидуален и неповторим. Как неповторимо и уникально его чувство Родины, чувство истории российской, чувство русского языка и красоты. Поэтому после Октябрьского переворота 1917 года он не мог оставаться в советской России. Он неоднократно говорил Вере Николаевне, что не может жить в этом "новом мире", ибо он как писатель и человек всецело принадлежит "старому миру" - миру Гончарова, Толстого, Москвы, Петербурга: поэзия только там, а в "новом мире" он ее не видит. И для Бунина и его жены начались долгие годы эмиграции. В январе 1920 года он навсегда покинул Россию. Сначала писатель жил в Париже, потом в маленьком городке южной Франции Грассе′.
Художнику в эмиграции трудно - уходят язык, читатели, привычная среда, культура. Но Бунин много работает, и именно в эмиграции он создает свои лучшие вещи: "Митина любовь" (1924), "Солнечный удар" (1925), "Дело корнета Елагина" (1925) и, наконец, "Жизнь Арсеньева" (1927 - 1929, 1933). Эти произведения стали новым словом и в бунинском творчестве, и в русской литературе в целом. А по словам К.Г.Паустовского, "Жизнь Арсеньева" - это не только вершинное произведение русской литературы, но и "одно из замечательнейших явлений мировой литературы". В 1933 году Бунину была присуждена Нобелевская премия в области литературы – «за правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характер». Эту премию, как считал сам писатель, он получил именно за "Жизнь Арсеньева", свое лучшее произведение. Мировая слава обрушилась на него внезапно; неожиданно он ощутил себя международной знаменитостью. Когда Бунин приехал в Стокгольм, чтобы принять участие в церемонии получения Нобелевской премии, то там его уже ждали. Фотографии писателя были в каждой газете, в витринах книжных магазинов, он же, русский писатель Иван Бунин, смотрел на зрителей с экрана кинематографа. Даже случайные прохожие, завидев русского писателя, оглядывались на него, перешептывались. Несколько растерявшийся от этой суеты, Бунин ворчал: "Как знаменитого тенора встречают..."
Особенно радовались и за Бунина, и за Россию писатели-эмигранты. Борис Зайцев вспоминал о своем ликовании: «...Мы были какие-то последние люди там, эмигранты, и вдруг писателю-эмигранту присудили международную премию! Русскому писателю!..» В ночь на 8 ноября 1953 года Иван Алексеевич Бунин умер на руках своей жены. Его похоронили на "русском кладбище" Сен-Женевье′в-де-Буа′ под Парижем. В цинковом гробу, который обычно выбирали тогда, когда надеялись, что придет время, и прах будет однажды предан родной земле, которую покойный любил, на которую так хотел вернуться.
Но Бунин вернулся на Родину в своих творениях. Творчество Бунина охватывает более 60 лет. Его читают, помнят, любят. Здесь он живет в сердцах своих читателей. В СССР первое собрание сочинений И.А. Бунина вышло только после его смерти - в 1956 году. |