Скачать 40.84 Kb.
|
Вениаминова О.П., учитель русского языка и литературы г.Волжск РМЭ УРОК – ИГРА В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА» Цель урока: 1) обобщение знаний по теме; 2) развитие связной устной монологической речи; 3) воспитание любви и уважения к русской литературе. Оборудование: музыкальное оформление, литературная газета «Писатели и поэты 18 века». Ход урока-игры. Вступительное слово учителя. У нас сегодня необычный урок, урок-игра. Цель которой – обобщить ваши знания по теме «Русская литература 18 века». Подводя итоги 18 века, века Просвещения в России, А.Н.Радищев писал: «О, незабываемое столетие! Радостным смертным даруешь/ Истину, вольность и свет…» Этот век действительно был веком великих преобразований, временем огромной духовной работы, проделанной лучшими его людьми, которые счастливое устройство на земле видели в образовании и науке. 18 век был веком людей энергичных и любознательных, которым хотелось постичь всё, что делается на этом свете, которые тяготели ко всему неожиданному, нарядному, праздничному, дающему пищу воображению и уму. Вспомним же его. У нас три команды (Классицизм, Сентиментализм, Жанры), которые получили домашнее задание, состоящее из теоретической части и практической. Оценивать теоретическую часть домашнего задания будут эксперты из команды соперников, а творческое задание – наше жюри. Кроме того, вам будут предложены экспресс-вопросы. Правильный ответ на них оценивается в два балла. Проявите свою находчивость, эрудицию, знание материала. Помните, что играет вся команда, а не один человек. Желаю успеха! Экспресс-вопросы. 1. До него говорили «препорция», «квадратуум». Как эти слова звучат сегодня и кому мы этим обязаны? (Пропорция, квадрат. Ломоносов) 2. Этот человек в юности был «пожалован» Екатериной 1 в пажи, а затем стал ярым врагом самодержавия. Как фамилия этого человека, кто он? (Радищев, писатель-сентимента- лист 18 века, написавший «Путешествие из Петербурга в Москву») 3. Один из современников так писал о первом представлении этой комедии: «Несравненно театр был полон, и публика аплодировала пьесе метанием кошельков». Что это за пьеса, кто её автор? (Фонвизин, «Недоросль») 4. Он прошел путь от солдата до министра. Поэт-декабрист Кондратий Рылеев писал о нём: он «был в родной своей стране органом истины священной». Кто этот человек, писатель? (Г.Державин) 5. Молодой Пушкин писал о произведении этого человека так: «Древняя Россия, казалось, найдена им, как Америка – Колумбом». Кто это и что это за произведение? (Карамзин, «История Государства Российского») Домашнее задание команды «Классицизм».
6. Кто из критиков так сказал о Ломоносове: «Ломоносов – Петр Великий отечественной русской литературы». (В.Белинский) 7. В наше время это слово означает руководителя небольшой группы рабочих на производстве или в колхозе. В старину оно означало военный чин рангом выше полковника. Назовите комедию 18 века, которую автор озаглавил этим словом. Это было его первое крупное произведение. (Д.Фонвизин «Бригадир») 8. В этой оде Державин впервые смешивает оду с сатирой. Здесь он также впервые смешивает высокий стиль с низким. Ода была посвящена Екатерине 1, в переводе название оды означает «счастье». («Фелица») 9. «Черный ящик». То, что лежит в ящике, любил герой комедии, автора которой А.С.Пушкин назвал «сатиры смелый властелин». Что лежит в ящике? Назовите фамилию героя и произведение. (Свинья, Скотинин, «Недоросль») 10. Место, описанное в этом произведении,- близ Симонова монастыря под Москвой - стало местом паломничества, особенно молодёжи, сочувствовавшей героине. Кто она? (Карамзин «Бедная Лиза») Домашнее задание команды «Сентиментализм».
11. Литературная задача. Решите её так, как решила героиня комедии. Задача: «Шли по дороге три человека, нашли 300 рублей. Сколько рублей приходится на одного человека?» ( «Госпожа Простакова. Нашёл деньги, ни с кем не делись. Всё себе возьми, Митрофанушка») 12. Известно, что Ломоносов изучал и работал во многих отраслях науки. Назовите 5 из них. (Физика, химия, география, астрономия, металлургия) 13. Эпиграф к этому произведению «Чудище обло, озорно, стозевно и лаяй». Назовите это произведение. («Путешествие из Петербурга в Москву») 14. исходная тема этого произведения – мир, тишина, благополучие родины и её завершающая тема – Россия. Назовите произведение и автора. ( Ломоносов «Ода на день восшествия на …престол… Елисаветы Петровны в 1747 году») 15. «Восстал всевышний Бог, да судит/ Земных богов во сонме их;/ Доколе, рек, доколь вам будет/ Щадить неправедных и злых?» К кому обращается Державин в этом стихотворении? ( « Властителям и судиям») Домашнее задание команды «Жанры». 1. Рассказ о любимых жанрах классицизма и сентиментализма. 2. Выразительное чтение отрывка из «Путешествия из Петербурга в Москву». 16. «Вот злонравия достойные плоды» - этой фразой заканчивается комедия «Недоросль» Д.Фонвизина. Кому из героев принадлежит она? (Стародуму) 17. Этот поэт гордо заявлял в своём «Признанье»: «… вельможам властным смел я правду брякнуть вслух». Кто это? (Державин) 18. Ясный и легкий язык этого писателя вызвал целую литературную войну. Его упрекали в том, что он портит русский язык иностранными словами. Действительно, он ввёл в русский язык такие слова, как: промышленность, общественный. Назовите этого писателя. (Карамзин) 19. Строчки, которые сейчас прозвучат, вольный перевод оды древнегреческого поэта Горацио «К Мельпомене»: «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,/ Металлов твёрже он и выше пирамид;/ Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,/ И времени полет его не сокрушит». Чей это перевод? Как называется стихотворение? ( Державин «Памятник») Подведение итогов игры. |
Литература 18 века. Литература 19 века (романтизм) Изучить литературу романтизма первой трети века в европейской и американской литературе, историю его возникновения, формирования... | «История мировой (зарубежной) литературы» «Литература 18 века. Литература 19 века (романтизм)» Изучить литературу романтизма первой трети века в европейской и американской литературе, историю его возникновения, формирования... | ||
Тема урока. Основное содержание Введение. Судьба России в XX веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы XX века. Русская советская литература;... | Литература по курсу 22 Основная литература 22 ... | ||
Конспект урока по истории и литературе Тема : Доблесть героев бессмертна.... Цель урока: Изучение событий русско-французской войны 1812 г и освещение их в литературе XIX века | Тема урока час Россия в 1 и 2 половина 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века | ||
«История мировой (зарубежной) литературы» «Литература 19 века. Литература... Цели и задачи изучения дисциплины соотносятся с общими целями гос впо по специальности 032700. 62 «Филология» | Республика Карелия Администрация Петрозаводского городского округа... «Русская литература 19 века» в 2-х частях и В. П. Журавлева «Русская литература 20 века» в 2-х частях. Содержание курса на историко-литературной... | ||
Программа дисциплины История русской литературы. Ч. I. Русская литература... ... | «Зарубежная литература ХХ века» Учебно-методический комплекс дисциплины «Зарубежная литература ХХ века» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | ||
Урока Тема урока Кол-во часов Введение. Русская литература xxвека. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала XX века | Тематическое планирование 11 класс. Дата Тема. Основное содержание Введение. Русская литература 20 века. Литературный процесс рубежа веков- конца 19 века. Новаторство литературы начала 20 века | ||
Учебник для общеобразовательных учреждений. Цель и задачи урока Л. А. Смирнова, О. Н. Михайлов,А. М. Турков и др.; Сост. Е. И. Пронина; Под ред. В. П. Журавлева. «Русская литература XX века. 11... | Пояснительная записка Предлагаемая вам рабочая программа ориентирована... Русская литература XX века. Учебник в 2-х частях под ред. В. В. Агеносова и хрестоматию с таким же названием. М. Дрофа | ||
Пояснительная записка Предлагаемая вам рабочая программа ориентирована... Русская литература XX века. Учебник в 2-х частях под ред. В. В. Агеносова и хрестоматию с таким же названием. М. Дрофа | Утверждена Методические рекомендации по использованию учебников «Русская литература XIX века» под редакцией А. Н. Архангельского и «Русская... |