Рабочая программа по литературе для 10 класса на 2013-2014 учебный год учителя русского языка и литературы





НазваниеРабочая программа по литературе для 10 класса на 2013-2014 учебный год учителя русского языка и литературы
страница1/3
Дата публикации20.08.2014
Размер0.52 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Мусирминская средняя общеобразовательная школа»

Урмарского района Чувашской Республики

Рассмотрена на заседании

ШМО гуманитарного цикла

Руководитель : Степанова Т. А.

Протокол № от

« » 2013г.

Согласована

Зам. директора по УВР

Николаева С. А.

« » 2013г.

Утверждена:

Директором школы

Николаев В. Д.

« » 2013г.




Рабочая программа по литературе

для 10 класса на 2013-2014 учебный год

учителя русского языка и литературы

Федоровой Алены Вениаминовны

Рабочая программа составлена в соответствии с Примерной программой основного общего образования по русской литературе для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования /Г. Н. Никольская, С. К. Бирюкова, Р. З. Хайруллин, Н. Н. Вербовая, К. М. Нартов, Н. С Русина. – СПб.: Филиал издательства «Просвещение», 2012; на основе Программы образования общеобразовательного учреждения.

Структура рабочей программы.

  1. Титульный лист

  2. Пояснительная записка

  3. Содержание курса

  4. Требования к уровню подготовки обучающихся

  5. Тематическое планирование

  6. Критерии и нормы оценок

  7. Минимальный перечень учебных пособий


Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена в соответствии с Примерной программой основного общего образования по русской литературе для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования /Г. Н. Никольская, С. К. Бирюкова, Р. З. Хайруллин, Н. Н. Вербовая, К. М. Нартов, Н. С Русина. – СПб.: Филиал издательства «Просвещение», 2012; на основе Программы образования общеобразовательного учреждения. Рабочая программа составлена к учебнику «Русская литература» для 10 класса национальных общеобразовательных учреждений / Н. Н. Вербовая, С. В. Жожоикашвили, И. Х. Майорова и др.; под ред. проф. М. В. Черкезовой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007

Выбор примерной программы мотивирован тем, что она

- соответствует стандарту основного общего образования по литературе, социальному заказу родителей;

- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;

- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся;

- сохраняя единое образовательное пространство, предоставляет широкие возможности для реализации.

Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соответствует принципу построения курса на историко-литературной основе. Программа включает в себя перечень произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения; включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.

Программа построена следующим образом:

• Литература первой половины XIX века

• Литература второй половины XIX века (10 класс).

Произведения литературы народов России и зарубежной литературы изучаются в связи с русской литературой.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения.

Цели:

Изучение литературы на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального

самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; па-писания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.

Рабочая программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с рабочей программой для основной школы, опираясь на традицию рассмотрения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение;

- различные виды пересказа;

- заучивание наизусть стихотворных текстов;

- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

- устные и письменные интерпретации художественного произведения;

- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Из русской литературы первой половины XIX века (Обзор)

В. А. Жуковский

Очерк жизни и творчества.

«Море»

Метафорическое отождествление жизни человека и природы. Философская наполненность символического образа моря, таящего «глубокую тайну бытия». Композиция стихотворения, выражающая романтическое противопоставление земного и небесного.

«Лесной царь»

Перевод из Гете. Изобретательность и оригинальность Жуковского в выборе средств художественной выразительности. Жанр баллады.

И. А . Крылов

Очерк жизни и творчества.

Обличие и высмеивание человеческих пороков в баснях Крылова («Свинья под дубом»).

А. С. Грибоедов

Очерк жизни и творчества.

«Горе от ума» (с опорой на изученное; фрагменты). Смысл названия комедии. Образ Чацкого.

А. С. Пушкин

Очерк жизни и творчества.

Лицейский и послелицейский периоды творчества.

Тема лицейской дружбы в раннем творчестве поэта. Стихотворения, посвященные лицейским друзьям. Пафос стихотворения «Друзьям».

Ранняя вольнолюбивая лирика (2-3 стихотворения по выбору). Ее значение и близость идеям декабристов.

«Вольность» (фрагменты)

Жанр оды в творчестве Пушкина. Мысль о справедливом законе как основе любой власти. Мечта поэта о свободе.

Южная ссылка Пушкина.

Романтические стихотворения, поэмы.

«Погасло дневное светило…»

Обобщенное звучание темы свободы. Связь Пушкина с представителями Южного тайного общества. Влияние на них ранней политической лирики поэта.

«К морю»

Автобиографический характер стихотворения. Образ моря и образ лирического героя – два композиционных центра стихотворения.

Михайловская ссылка.

Интерес Пушкина к русской старине и народному творчеству.

Любовная лирика этой поры (с обобщением изученного).

«Борис Годунов» (фрагменты)

Создание первой реалистической трагедии. Народ и власть как главная проблема произведения, тема совести в трагедии. Жанровые особенности произведения.

«Арион»

Иносказательный смысл стихотворения, верность поэта идеалам декабристов.

«Стансы». Пересмотр Пушкиным своих политических взглядов, призыв к милосердию по отношению к ссыльным декабристам. Образ Петра I как идеального государственного деятеля.

Продолжение темы Петра I в поэме «Полтава» (с обобщением изученного).

Отражение фактов личной биографии поэта в его лирике конца 20-х - начала 30-х годов (с обобщением изученного).

Болдинская осень 1830 года в жизни Пушкина. Плодотворность этого периода: «Повести Белкина» - новая ступень развития русской прозы; завершение романа «Евгений Онегин»; драматические сцены («Маленькие трагедии»), изучение истории пугачевского бунта («Капитанская дочка»); «Дубровский» (с обобщением изученного).

«Медный всадник» (фрагменты)

История создания поэмы. Многогранность изображения личности Петра I. Противоречие между мощью государства и трагедией «маленького человека». Философский смысл поэмы.

«Была пора…»

Биографическая основа стихотворения. Воспоминание поэта о героическом и безмятежном прошлом, грустные мысли о настоящем, об ушедших друзьях.

Философская лирика Пушкина разных лет, ее утверждающий, оптимистический характер. Вера в победу добра и справедливости (с обобщением изученного).

«Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»)

Философский шедевр Пушкина. Оптимистический настрой элегии. Мысль о продолжении человека в его потомках.

Размышления Пушкина в последние годы жизни о характере и назначении поэтического творчества (с опорой на изученное).

«Из Пиндемонти»

Стремление к внутренней, духовной независимости и к свободе.

«Евгений Онегин» (с опорой на изученное). «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни и в высшей степени народное произведение» (В. Г. Белинский). Онегинская строфа.

Дуэль и смерть поэта.

Сюжеты и образы произведений Пушкина в русском изобразительном и музыкальном искусстве. Бессмертие творчества Пушкина. Пушкин и мировая литература. Переводы произведений Пушкина на родной язык учащихся.

М. Ю. Лермонтов

Очерк жизни и творчества.

Начало творческого пути: воздействие на юного поэта личности и творчества Пушкина; ориентация на немецкий романтизм и творчество Байрона; отзвуки декабристских настроений. Антикрепостнический и антидеспотичесий пафос стихотворений «Жалобы турка», «30 июля 1830 года». Автобиографические мотивы в лирике («Нет, я не Байрон, я другой…»). Тема Кавказа в ранней лирике Лермонтова («Кавказ», «Кавказу»).

Арест и первая кавказская ссылка Лермонтова. «Тюремная» тема в лирике этой поры: «Узник» (с опорой на изученное), преемственная связь с лирикой Пушкина той же тематики.

Углубление философской проблематики в лирике конца 30-х – начала 40-х годов. Постановка проблемы исторической судьбы поколений в стихотворениях «Бородино», «Дума» и др. философские и религиозные мотивы стихотворений последних лет жизни, их глубина и художественное совершенство.

Формирование литературы реалистического направления во второй половине XIX века. Литература и критика как арена острой борьбы социально-политических лагерей и направлений.

А. Н. Островский — создатель русского национального театра. Воссоздание быта, нравов, психологии и социальных отношений купеческой, мещанской, чиновничьей и актерской среды в пьесах Островского (с опорой на изученное).

Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?» — первый в русской литературе опыт художественного воплощения социалистического идеала. Традиции жанра литературной утопии. Тема новых людей. Дальнейшее развитие этой темы в антинигилистических романах И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Н. С. Лескова, Ф. М. Достоевского.

Пути развития русской поэзии во второй половине XIX века. Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, А. К. Толстой (с опорой на изученное).

И. А. Гончаров

Очерк жизни и творчества писателя.

произведения писателя, в том числе рома» Обыкновенная история». Основа конфликта кризис романтического идеализма в 40-е века.

«Обломов» (фрагменты)

Роман «Обломов» как важнейшее событие литературной жизни начала 60-х годов. Образ Обломова. Сочетание благородства, душевной красоты с пассивностью и полным отсутствием практицизма. Социально-психологические корни «обломовщины».

Роман «Обрыв». Изображение «борьбы старого с новым». Образ Райского — «лишнего человека» 50-х годов.

И. С. Тургенев Очерк жизни и творчества.

«Записки охотника» (с опорой на изученное). Антикрепостнический пафос рассказов. Лиризм и художественное мастерство в изображении картин родной природы.

Романы И.С.Тургенева— важный этап в развитии русского критического реализма; обращение в них к социальной и нравственно-философской проблематике.

«Отцы и дети» (фрагменты)

Поиски путей духовного обновления героев, их освобождения от негативных черт, присущих «лишним людям». Конфликт поколений в романе. Сложность и противоречивость личности Базарова, позитивное и негативное в его жизненной программе. Противоречивость авторской позиции. Трагический финал романа, символизирующий несостоятельность нигилистического пути решения общественных проблем.

Лиризм, жизнеутверждающий пафос «Стихотворений в прозе Тургенева, вобравших в себя основные мотивы его творчества. Своеобразие жанра. Н. А. Некрасов Очерк жизни и творчества.

Формирование политических взглядов Некрасова, литературно-общественная и творческая деятельность в 50—60-е годы. Некрасов — единомышленник Чернышевского и Добролюбова, редактор журналов «Современник» и «Отечественные записки». Темы жизни городских низов, нищеты и горя крестьянства, преобладающие в стихотворениях этой поры (с опорой на изученное). Усиление революционных настроений Некрасова в пореформенную эпоху и обращение в связи с этим к образам «народных заступников». Трагические ноты в лирике Некрасова в конце жизненного пути («Душно! Без счастья и воли...», цикл « Последние песни»).

Итоговое произведение Некрасова, вобравшее в себя основные темы и мотивы его творчества, — поэма «Кому на Руси жить хорошо» (с опорой на изученное; фрагменты).

Сюжет и композиция поэмы, ее фольклорная, сказочная основа. Широкая панорама крестьянской

жизни.

Многообразие ритмов, близость фольклорной стилистике.

Творчество Некрасова и родная литература учащихся. Национальный фольклор в творчестве представителей родной литературы.

Ф. М. Достоевский

Очерк жизни и творчества. Общественная среда, сформировавшая идейно-художественные взгляды писателя. Достоевский в 40-е годы. Роман «Бедные люди*. Влияние на писателя личности Гоголя и его трактовки «маленького человека». Высокое психологическое мастерство в раскрытии внутреннего облика действующих лиц.

Годы сибирской ссылки и каторги, сыгравшие переломную роль в мировоззрении Достоевского.

«Преступление и наказание» (с опорой на изученное; фрагменты)

Освещение проблемы преступления с философской и морально-психологической точек зрения. Связь теории Раскольникова с идеями бонапартизма. Изображение внутренних противоречий в развитии личности героя. Тема преступления, наказания и духовного воскресения. Жанровые особенности романа. Мастерство психологического анализа.

Попытка создать образ * положительно прекрасного человека» в романе «Идиот». Антинигилистический роман «Бесы». Итог творческого пути писателя — роман «Братья Карамазовы», широта и глубина постановки философских и нравственных проблем.

Речь Достоевского на открытии памятника Пушкину в Москве — выражение его взглядов на судьбу России, русский характер; призыв к смирению, объединению противоположных сил и общественных группировок.

Роль Достоевского в русской и мировой литературе. Достоевский в родной литературе учащихся.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе для 10 класса на 2013-2014 учебный год учителя русского языка и литературы iconРабочая программа по литературе для 11 класса на 2013-2014 учебный год
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании мо учителей русского языка и литературы
Рабочая программа по литературе для 10 класса на 2013-2014 учебный год учителя русского языка и литературы iconРабочая программа по литературе для 11 класса на 2013-2014 учебный...
Г. Н. Никольская, С. К. Бирюкова, Р. З. Хайруллин, Н. Н. Вербовая, К. М. Нартов, Н. С русина. – Спб.: Филиал издательства «Просвещение»,...
Рабочая программа по литературе для 10 класса на 2013-2014 учебный год учителя русского языка и литературы iconРабочая программа по литературе для 6 «Б» класса на 2013/2014 учебный год
Рабочая программа представляет собой нормативно-управленческий документ маоу сош №11, характеризующий систему организации образовательной...
Рабочая программа по литературе для 10 класса на 2013-2014 учебный год учителя русского языка и литературы iconРабочая программа по литературе для 5 «А» класса на 2013 -2014 учебный год
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы
Рабочая программа по литературе для 10 класса на 2013-2014 учебный год учителя русского языка и литературы iconРабочая программа по литературе для 8 «Б» класса на 2013 -2014 учебный год
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы
Рабочая программа по литературе для 10 класса на 2013-2014 учебный год учителя русского языка и литературы iconРабочая программа по литературе для 10 класса на 2013- 2014 учебный год
Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне. В соответствии с учебным планом школы на изучение...
Рабочая программа по литературе для 10 класса на 2013-2014 учебный год учителя русского языка и литературы iconРабочая программа по русскому языку для 11 класса на 2013-2014 учебный...
Г. Н. Никольская, С. К. Бирюкова, Р. З. Хайруллин, Н. Н. Вербовая, К. М. Нартов, Н. С русина. – Спб.: Филиал издательства «Просвещение»,...
Рабочая программа по литературе для 10 класса на 2013-2014 учебный год учителя русского языка и литературы iconРабочая программа по русскому языку для 9 «А» класса на 2013 -2014 учебный год
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы
Рабочая программа по литературе для 10 класса на 2013-2014 учебный год учителя русского языка и литературы iconВ. А. Родионов циклограмма на 2013-2014 учебный год
Кафедра русского языка и литературы – мероприятия, проводимые кафедрой русского языка и литературы
Рабочая программа по литературе для 10 класса на 2013-2014 учебный год учителя русского языка и литературы iconРабочая программа по литературе для 5 класса на 2013/2014 учебный год
Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего...
Рабочая программа по литературе для 10 класса на 2013-2014 учебный год учителя русского языка и литературы iconРабочая программа по культуре общения для 7 классов на 2013 -2014 учебный год
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы
Рабочая программа по литературе для 10 класса на 2013-2014 учебный год учителя русского языка и литературы iconРабочая программа по литературе для 11 класса Учителя русского языка...
Протокол № от «сентября» 2013 г Заместитель директора по увр директор мбоу «Красноярская сош»
Рабочая программа по литературе для 10 класса на 2013-2014 учебный год учителя русского языка и литературы iconПлан методического объединения учителей русского языка и литературы 2013 -2014 год
Пермского края. Также учителя русского языка и литературы подтвердили во время аттестации высшую квалификационную категорию, активно...
Рабочая программа по литературе для 10 класса на 2013-2014 учебный год учителя русского языка и литературы iconАнализ работы школьного мо учителей русского языка и литературы....
Работа мо учителей русского языка и литературы в 2013-2014 учебном году была направлена на выполнение следующих задач
Рабочая программа по литературе для 10 класса на 2013-2014 учебный год учителя русского языка и литературы iconРабочая программа по русскому языку 9 а класс на 2013-2014 учебный год
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании мо учителей русского языка и литературы
Рабочая программа по литературе для 10 класса на 2013-2014 учебный год учителя русского языка и литературы iconРабочая программа По литературе для 11 б класса на 2013/2014 учебный год
Данная рабочая программа по литературе для 11 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск