Международный литературный конкурс «Купель» 2013 – 2014 года по произведениям писателя Александра Костюнина





Скачать 206.2 Kb.
НазваниеМеждународный литературный конкурс «Купель» 2013 – 2014 года по произведениям писателя Александра Костюнина
Дата публикации22.08.2014
Размер206.2 Kb.
ТипКонкурс
100-bal.ru > Литература > Конкурс
Республика Татарстан

Апастовский муниципальный район

Большекокузская средняя школа

На

«Международный литературный конкурс «Купель» 2013 – 2014 года

по произведениям писателя Александра Костюнина

«Оставаться человеком…»

(урок внеклассного чтения в 7 классе

по рассказу Александра Костюнина «Орфей и Прима»)

учитель

Сулейманова Наиля Мансуровна

2014 год

Визитная карточка

c:\users\сулейманова\desktop\zhcguhcdjiw.jpg

  1. ФИО: Сулейманова Наиля Мансуровна

  2. Место работы: МБОУ «Большекокузская СОШ» Апастовского района Республики Татарстан

  3. Должность: учитель русского языка и литературы

  4. Стаж: 33 года

  5. Категория : высшая

  6. E-mail s_nailja_m@mail.ru

  7. Руководитель обр. учреждения Хафизов Ильмас Айтуганович

  8. E-mail kokuzi@mail.ru




ОСТАВАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ….

(урок внеклассного чтения в 7 классе по рассказу А.Костюнина

«Орфей и Прима»)

Цель: образовательная - познакомить учащихся с творчеством современного писателя, раскрыв глубину замысла автора,

развивающая - развитие общеучебных навыков работы с текстом ; развитие навыков анализа художественного произведения, развитие критического мышления, устной монологической речи,

воспитательная – формирование нравственных качеств: доброты, милосердия, формирование активной жизненной позиции.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, тексты рассказов А.Костюнина

Используемые методы и приемы: а) рецептивный – чтение и полноценное восприятие содержания рассказа писателя «Орфей и Прима»;

б) репродуктивный – ответы на вопросы по биографии писателя и по содержанию его рассказов;

в) поисковый – самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы;

г) исследовательский – анализ образа рассказчика и образа егеря в рассказе писателя;

д) продуктивный творческий – составление синквейна

Используемые технологии:

  • сингапурские обучающие структуры;

  • технология развития критического мышления,

  • ИКТ

Формирование УУД:

  • Уметь слушать, сравнивать и выделять главное. (Регулятивные УУД).

  • Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

  • Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)

  • Уметь сопереживать, рефлексировать (Личностные УУД).

Опережающие задания: в мифах и легендах Древней Греции прочитать легенду об Орфее и Эвридике, одному – двум учащимся прочитать рассказ заранее и написать небольшое сочинение – исследование «Образ егеря в рассказе «Орфей и Прима»

Ход урока: 1.Оргмомент (приветствие, мотивация на успех).

2.Формирование новых знаний:

а) вступительное слово учителя: Имя писателя, с творчеством которого мы сегодня начинаем знакомиться, еще мало известно в читательских кругах. Его зовут Александр Иванович Костюнин. Он не профессиональный писатель –является Председателем Совета директоров Стратегического предприятия России – ОАО “Судостроительный завод “Авангард”, на котором строятся военные корабли. Однако это очень творческий человек: закончил художественную школу, делает замечательные фотографии, пишет рассказы. Прежде чем знакомиться с рассказом писателя, который я хочу предложить вам для чтения и анализа, попрошу вас ответить на некоторые мои вопросы. Вам нужно просто ответить, верите ли вы моим утверждениям или нет.

б) стадия вызова

  • Сингапурская обучающая структура ЭЙ АР ГАЙД (формирование личностных УУД – навыков критического мышления)

Учитель: У вас на партах лежат листочки с вопросами, где записано несколько утверждений, связанных с фактами жизни и творчества писателя Костюнина. Вы должны в левой графе записать ответ : да или нет.

Ответ

Да\нет

Утверждение

Ответ

Да\нет




Писатель Костюнин живет в Москве







Писатель является генеральным директором крупного завода







Писатель является советником Президента по вопросам обороны







А. Костюнин является известным художником







Костюнин не написал ни одного крупного (большого) романа







Писатель не является членом Союза писателей России







за границей проходили выставки картин А.Костюнина







Писатель знаком лично с киноактером В.Тихоновым







Костюнин автор нескольких сборников рассказов




б) знакомство с биографией карельского писателя Александра Костюнина

Учитель: А теперь просмотрите презентацию (просмотр презентации «О себе» http://kostjunin.karelia.ru/about.html ) и ответьте на эти же вопросы в графе справа.

- Изменились ли ваши ответы?

- Ответы на какие вопросы изменились? С чем это связано?

- Интересно ли вам познакомиться с рассказами писателя?

в) введение в тему

Учитель: Слышали ли вы такое имя : Орфей? Что вы знаете про этого героя?

(заранее подготовленный ученик кратко пересказывает содержание легенды «Орфей и Эвридика»)

Итак, Орфей прославился как певец и музыкант, он был наделён магической силой искусства, которой покорялись не только люди, но и боги, и даже природа. Орфей полюбил Эвридику, и сила этой любви не имела себе равных. Когда Эвридика погибла, Орфей силой своей любви попытался вернуть её к жизни. Имя это сегодня является символом безграничной любви. Нам предстоит познакомиться с рассказом писателя А.Костюнина «Орфей и Прима»

  • Сингапурская обучающая структура ЗУМ ИН (формирование регулятивных УУД)

Учитель : Что вы узнали про Орфея и Эвридику? Наш рассказ называется «Орфей и Прима». Какие у вас есть гипотезы по поводу того, о чем говорится в этом рассказе. (СИНГЛ РАУНД РОБИН- групповая работа: учащиеся проговаривают свои ответы по кругу один раз. А затем один – два ученика проговаривают ответы своей группы вслух. Коммуникативные УУД)

г) стадия осмысления - работа с текстом рассказа «Орфей и Прима» по технологии развития критического мышления - чтение с остановками

- словарная работа:

Гончая

Выжловка

Выжлецы-однопомётники

Гончатник

Орфей и Прима (рассказ в сокращении)

Посвящается моей дочери Катерине

Охота зело добрая потеха,

Её же не одолеют печали и кручины всякие.

Урядник сокольничья пути

***

Объявление гарантировало "получение удовольствия от коммерческой охоты на зайца-беляка с русскими гончими". Поехал наудачу, заранее не условившись ни с кем. Лишь подгадал время года, самый конец октября, да свободные дни. Остальное решают деньги.

Путь предстоял неблизкий — в Заонежье.

  • Первая остановка беседа:

- От чьего лица ведется рассказ? Можно ли героя назвать автором?

(Рассказ ведется от первого лица, но назвать героя автором нельзя. Правильно сказать, что рассказ автобиографический, герой – рассказчик, который имеет автобиографические черты)

- Что вы можете рассказать о рассказчике по этому короткому отрывку?

(Рассказчик – человек современный, любит охоту, получает удовольствие от охоты, он знает , какой силой обладают деньги.)

***

С обеда морозец спал. Повернуло к теплу. И всё вокруг накрыло мелким зябким дождём, на грани снега. Короток осенний день. Уже в сумерках добрался я до охотничьей базы.

Егерь, крепкий мужик лет пятидесяти, встретил суховато.

Мы познакомились. Николай Фомич, выслушав мои пожелания, нахмурился.

— Саша, не получится завтра съездить. Собаки устали. Двое суток подряд на гону. Заменить некем. Выжловка, — он указал на брюхатую русскую гончую, — сам видишь...

И теперь, в разгар охоты на зайцев, — ей щениться. В итоге выжлецы-однопомётники, Орфей и Гром, остались без подмены.

Но сука, похоже, не считала себя виноватой. Что ей до прибыли, до репутации хозяина и сорванных контрактов. Она с достоинством, трепетно несла свой заветный груз, переходя от одной прихваченной первым морозцем лужи к другой. Сосредоточенно, подолгу, принюхивалась к бурым клочкам пожухлой травы. Изредка ложилась на землю, прикрыв глаза. Вся в себе. Набухшие розовые соски её томились.

  • Вторая остановка

беседа:

- Почему егерь Николай Фомич нахмурился, выслушав пожелание рассказчика? ( Собаки устали, они уже двое суток на гону, заменить их некому, а лучшая выжловка – Прима- готовится ощениться).

- Что вы почувствовали, прочитав описание Примы?

- Как вы думаете, согласится Николай Фомич на охоту или нет? Подтвердите цитатами из текста.

***

— Нет, не получится выехать, — твёрдо отрезал егерь. — Тропа эти дни была жёсткой. У выжлецов все лапы сбиты в кровь. Их утром не поднять.

Дождь неприятной, как слова егеря, студёной струйкой скатился мне за воротник.

"Торгуется", — сообразил я и предложил тройную цену.

Фомич отвёл глаза.

— Ну, всё одно, пойдём в дом. Ужинать пора. Да и ночевать тебе придётся здесь.

Я молча двинулся за ним.

Аромат жаркого из зайчатины встретил нас ещё в коридоре. В кухне было светло. Топилась печь. Из кастрюли призывно побулькивало.

На полу, не выбирая удобной позы, застыли в забытьи два гончих выжлеца. Тот, что посуше, багряный, с ярким чепрачным окрасом, едва повёл головой при нашем появлении и тут же сник.

— Отдыхай, Орфейка, отдыхай — со вздохом промолвил Николай.

Другой гончак, с белыми отметинами на груди, тихонько взлаивал во сне, продолжая гон. Передними лапами он время от времени беспокойно перебирал в воздухе, силясь добрать зверя.

Влажную верхнюю тужурку я повесил, как было предложено, ближе к плите — пусть сохнет. Снял шерстяной, с глухим воротом, свитер, освободил ноги от резиновых сапог и, оставшись босиком, в нательной рубахе, почувствовал, как истома стала овладевать мной.

Достал из рюкзака бутылку перцовки.

Сели к столу.

Выпили по одной — за знакомство. Потом ещё. Спиртное приятно покатилось по нутру, смывая и унося своим горячим потоком дневные заботы.

  • Третья остановка

Беседа:

- Почему герой не уехал, ведь егерь отказал ему?

- Как повел себя герой в этой ситуации? ( Мы уже сказали, что он знает силу денег, в данной ситуации он думает о себе, об удовольствии, которое предвкушал и которое может не получить. Он слушает, но не слышит егеря)

- Как ведет себя егерь?

***

— Фомич, расскажи про своих собак.

— Нет, подожди — сначала нужно закурить.

Он не спеша набил трубку самосадом. Раскурил. Расправил пышные усы. Мечтательно затянулся.

— Саш, понимаешь Увидел я однажды охоту эту, с русскими гончими по зайцу: красивую, яркую, старинную. Увидел и влюбился в неё навек. Гончая охота — как натянутая струна. Сильнее напряжения я не испытывал ни на какой другой.

  • Четвертая остановка

беседа: Что нового, интересного узнали мы о егере, нравится ли вам этот человек?

Как рассказ егеря связан с эпиграфом?

Что значит охота для русского человека?

  • Сингапурская обучающая структура ФО БОКС СИНЕКТИКС

( групповая работа: за столом 4 ученика, каждый сидит под своим номером

Учитель : На новых листочках в каждом квадратике нарисуйте неживые предметы, один из которых может двигаться, а затем в середине листочка запишите слово «ОХОТА». А теперь запишите в предложение, сравнив охоту с тем предметом, который нарисован в этом квадратике. Начинайте с того квадратика, под которым вы сидите. А теперь поменяйтесь листочками и запишите предложение на листочке своего партнера в том квадратике, под которым вы сидите.) Коммуникативные, личностные УУД)

***

— Как же ты выжловку не уберёг?

— А вот так. Наша Прима-балерина весной пошла по наклонной. — Николай нервно заёрзал, вспоминая коварство суки. — Хотя перед охотой и отсадил я её, сигаретину дешёвую. Отсади-и-ил ведь! Устроил второй вольер. Выжлецов выпустил на волю, размяться. Знал, что мужики будут крутиться возле, раз "гуляет". Ну и пусть, думаю, намыливаются — Примка-то под замком. Я выпустил, а этот барбос сгрыз калитку снаружи.

— Кто? — не сразу понял я.

— Орфей, с ним спуталась, — Николай мотнул головой в сторону пса.

Кобель приоткрыл глаза и укоризненно посмотрел на хозяина. По-моему, он и до этого момента не спал, лишь притворялся и всё слышал.

  • Пятая остановка. С каким чувством егерь рассказывает нам об Орфее?

Как рассказчик характеризует нам Орфея?

***

— Выходит, его потомство?

Николай обречённо кивнул и продолжал:

— Наутро смотрю — добирался до неё. Вертлюжок сгрыз. Когда сгрыз — появился небольшой люфт. Он давай её отсюда, снаружи тащить. Щель снизу образовалась, и дверь оттянулась. Добавочные крючки у меня были, кроме вертлюга. Когда прибивал, думал: повыше или пониже? Ай, думаю, прибью повыше — не взломают. Сначала сам попробовал тянуть — куда там. Туго. Два крючка и — разо-гнуты. Крючья ра-зо-гну-ты! Он растерянно глядел на свой скрюченный указательный палец. — Как пассатижами Он таки открыл её. Я потом анализировал-сопоставлял: как такое могло случиться? Сама ему, стерва, помогла. Ломилась навстречу, изнутри. Дверь всю исцарапала, шерсть прямо клочками на калитке оставила и всё-таки выскочила — так хотелось к нему на свиданку.

Орфей перестал делать вид, что спит. Он поднялся, подошёл к своей миске, прилёг рядом и с мрачным видом стал грызть заячьи косточки.

Фомич проводил его пытливым взглядом:

— Ему ещё восемь месяцев было. Сделал для них с Громом вольер из сетки. Закрываю. Через некоторое время — Орфей на улице. Что такое?! Я к забору. Снежок выпал. Смотрю по следам: где перелазит? Оказывается, он — на будку, с будки прыгает через забор — и на волю. Ладно. Я над конурой делаю навес. Два листа шифера стелю. Ну, на будку пускай заберётся, но прыгнуть с неё не сможет — голова в крышу упрётся. Он же не может сначала изогнуться — вот так, из-под выступа, потом подтянуться за край и ногу закинуть. У него ума-то на это не хватит . Через некоторое время Орфей опять на свободе. Да ещё и не один — с Громом. По следам ничего не могу понять. Закрыл обоих. Отошёл подальше, они меня не видят. Сел и наблюдаю: вот он ходил-ходил, ходил-ходил, прыгнул на будку. Встаёт на задние лапы, упирается головой в шифер, напря-га-а-ется, вырывает его с гвоздя. Выпускает в щель Грома. Потом сам — вот так — в эту щель голову пихает, шельмец, ему шифером да-а-а-ви-ит сверху, он всё ррр-а-вно тискается, прола-а-а-аа-зит и выпрыгивает.

Эту историю Орфей слушал, очевидно, не первый раз. Устало поднявшись, он подошёл к холодильнику и сел напротив. Внимательно разглядывая дверку, кобель с интересом наклонял голову то на один бок, то на другой. Видно было по всему — не просто так смотрит. Он думает!

Николай, обращаясь к псу, поинтересовался:

— Что, изобретатель, прикидываешь, как открыть?

Гончак изобразил полное равнодушие, вернулся на место и лёг.

  • Шестая остановка. Что мы узнаем о собаках?

Как относится к ним хозяин Николай Фомич?

Как, с каким чувством он рассказывает о своих собаках?

Что мы чувствуем, слушая рассказ Фомича о собаках?

— Ну, пошли спать. Съездим завтра в лес, коли так. Давай деньги.

Николай обстоятельно пересчитал купюры, показал мне спальное место и повёл собак в вольер.

  • Седьмая остановка. Изменилось ли ваше отношение к егерю?

***

Ночью не спалось.

Прислушивался: нет ли ветра, не накрапывает ли дождь?

На новом месте мне вообще спится плохо, а тут такое дело — завтра охота. Я не стал ждать, пока Николай постучит в дверь. Увидел, как зажёгся свет у него на кухне, и стал одеваться.

Чай пили, не рассиживаясь, споро. Собаки, заслышав из вольера хлопанье дверью, наши голоса, ор непрогретого уазика-"буханки", подняли гвалт.

Подъехали на машине к самому вольеру.

Прима ворчала. Поводя белёсой мордой, она что-то в сердцах выговаривала егерю. Вставала у него на пути. Не давала Николаю вынести Орфея на руках к машине. Путалась под ногами и скулила.

Кобель попытался вырваться с рук ей навстречу. Хозяин окрикнул:

— Прима, место!

И ещё крепче прижал к себе внезапно разволновавшегося выжлеца.

Гром вышел из вольера вслед за Орфеем, но запрыгивать в машину не стал. Пришлось грузить и его.

  • Восьмая остановка.

- Как ведет себя Прима? Орфей?

- Как рассказчик и егерь относятся к поведению собак?

***

Постепенно светало.

Дорога шла берегом Онежского озера, затем свернула вглубь леса и потянулась пригорками и вырубами к Федотовскому кордону. Фомич машину вёл аккуратно: привычно объезжал глубокие лужи, заученно сбавлял скорость перед ухабами и поворотами, на прямой разгонялся вновь. Мы выехали на край делянки. Остановили машину. Собак Фомич сразу напускать не стал. Пояснил:

— Их нужно сперва выдержать. Пусть потомятся. Они должны с радостью, с азартом, без понуждения ступать на тропу. Страсть в них должна взыграть.

Правда: собаки перетаптывались в машине не в силах более сдерживать своего волнения. Принимались лаять. В нетерпении скребли лапами.

Дверь настежь — и смычок русских гончих, теснясь и разбрасывая слюну, выскочил на волю. Псы возбуждённо пробежали взад-вперёд, сделали круг.

Пока мы доставали из машины ружья и поклажу, гончаки активно работали в "полазе".

Смотрю, они ищут, ищут, ищут. Морда к морде. И вдруг натекают на пахучий волнующий след. Проверяют. И вот нос ещё сзади, не может оторваться от следа, а корпус, ноги в погоне. Уже пошли вперёд. Не отдавая голос. Рывком! На гон.

Скрылись из виду. Секунда. Две. Три.

Гром подал голос. Вначале неуверенно. Слышны отдельные: "Ав", "Ав". И вдруг высоко, заливисто, победно прорвало:

— А-ааа-ааау!!! А-ааа-ааау!!! А-ааа-ааа!..

— Уав-уаввв-а-уаввааа!.. — подхватил Орфей.

Гон зазвенел на все голоса: жаркий, страстный. Не лай, а стон покатился по низине, заиграл эхом и пошёл кромкой влажного леса. Гончаки резвые, паратые, равные на ноги — косому петлять некогда.

Быстро идёт гон.

Заяц замелькал на краю делянки, пересёк её и выкатился на дорожку.

Прямо на нас — "на штык".

На самом верном лазу Фомич. Метров за семьдесят от него заяц сел. Выстрел! Беляк пошёл. Ещё один выстрел вдогонку проходного. (Вторым выстрелом, чувствуется, зацепил.) Собаки идут не скалываясь. Николай стреляет третий раз. Заяц останавливается, но не падает. Я, забыв про ружьё, фотографирую. Гончие близко. Вывалили на дорожку. Увидели зайца и, наткнувшись зрачком, "понесли навзрячь"!

Впереди, вожаком, Орфей. Кобель "висит на хвосте" зверька. Добирает его. Едва отняли.

Заяц выцвел не полностью. Почти весь белый, только пятном на лбу и полосою по спине держится красноватая шерсть да на кончиках ушей яркая, не выцветающая и зимой, чёрная оторочка. Счастливый, удоволенный гончак забрёл в центр лужи и лёг в бурую жижу, озорно пуская пузыри. Мы втроём: Николай, Гром и я, переглянулись.

  • Девятая остановка. Почувствовали ли вы азарт охоты?

Как выполняют свою работу гончие псы?

От чего получает удовольствие рассказчик? (Он забывает про ружье, забывает о том, что нужно стрелять,- он фотографирует)

***

Во второй половине дня, после обеда, собаки стомились и долго не могли поднять зверя. Мы прошли хутор. Поднялись на скалу. Сверху озёра и деревни видны далеко-далеко. Был тот скоротечный период года, который у гончатников принято называть "узёрка". Золотая осень и яркие краски закончились. Первый снег уже был, но бесследно сошёл. Талая земля ещё не промёрзла. Берёзы сменили сусальное золото листвы на строгий готический стиль. Графика вытеснила живопись.

Стало смеркаться. С обеда серые тучи, словно устав, замедлили ход и, лениво теснясь, наползали друг на друга. Сначала несмело, потом настойчивей стал накрапывать дождик.

Пора назад.

  • Десятая остановка.

  • - Какую роль в рассказе играет описание природы? Возьмите цветные карандаши и нарисуйте свое настроение от этого пейзажа.

(Начало охоты: радость, бодрость. «Край солнца выглянул над опушкой леса. И сразу лучи, разметав брызги алмазов по бурым стеблям пожухлой травы, по молодой поросли лиственных деревьев и серым лучистым камням, оживляли природу». К концу охоты: грусть. «Был тот скоротечный период года, который у гончатников принято называть «узёрка». Золотая осень и яркие краски закончились. Первый снег уже был, но бесследно сошёл. Талая земля еще не промерзла…» Финал: разочарование, тревога, предчувствие чего-то плохого. «Стало смеркаться. С обеда серые тучи, словно устав, замедлили ход, и лениво теснясь, наползали друг на друга. Сначала несмело, потом настойчивей стал накрапывать дождик».)

***

Фомич достал из-за спины охотничий рог. Трижды протрубил.

Вернулся Гром. Николай взял его на поводок и привязал рядом с машиной.

Орфея не было.

Мы пошли в сторону ушедшего с гоном гончака, непрерывно окликая его. Наткнулся на выжлеца Фомич. Орфей лежал на краю поляны, на спине, задрав вверх дрожащие окровавленные лапы. Не скулил. Даже на это сил не было.

— Орфей, что с тобой?!

Кобель попробовал подняться. Не смог.

— На сегодня, Орфеюшка, всё. Пойдём домой. Вставай.

Выжлец ещё сделал попытку встать на ноги и снова повалился. Он устал до крайности. Николай силой поднял его. Пёс, едва перебирая ногами, пошёл.

Идёт, идёт и оглянётся. Убедится, что видим, подходит к кусту и валится на бок. Снова поднимаем, ставим на ноги, дальше идём.

  • Одиннадцатая остановка.

- Что случилось с Орфеем?

- Жалеет ли его Фомич?

- Мог ли предположить рассказчик, что Орфей собьет лапы в кровь? А Фомич?

- Что вы можете сказать об Орфее?

***

До машины оставалось метров пятьдесят. Орфей направился к кусту, хотел рухнуть, как вдруг оттуда ему пахнуло в нос свежим, дурманящим, животворящим запахом красного зверя.

— А-ау! А-ау! А-ау!

И погнал. С азартом, страстно. Куда делась смертельная усталость?

У машины воем завёлся Гром.

Гон на круг заворачивать не стал, ушёл по прямой: так уводит только лиса.

А на улице терпкая октябрьская темень.

Мы ждали. И кричали. И дважды бегали до дальней делянки. Звали, трубили, стреляли в воздух — напрасно. Кобель не вернулся. Николай бросил под куст свою фуфайку — родной запах.

— Поехали домой. Его так просто с гона не снять — вязкий, непозывистый гончак. Ничего, нагоняется — придёт! Не первый раз.

Двенадцатая остановка.

- Как повел себя гончий пес Орфей, когда вновь почувствовал запах зверя?

- Почему егерь не беспокоится за Орфея, оставляет его в лесу?

База встретила нас притихшей.

В наше отсутствие Прима ощенилась и теперь, забившись в конуру, устало облизывала свои мокрые родные комочки. К нашему появлению она отнеслась равнодушно, при этом словно ждала кого-то. Беспокойно вытягивала морду кверху. Принюхивалась.

Фомич присел рядом на корточки и, ласково заглядывая ей в глаза, потрепал за загривком:

— Придёт твой Орфей, не горюй. Куда ему деться? А этих щенков ну никак нельзя оставлять — сама понимаешь. Осенний помёт у породистых гончаков сохранять не принято: таких собак ни на выставку, ни на полевые состязания не предъявишь — засмеют. И самое главное — их не продать потом. Мне от вас с Орфеем щенки весной нужны. Саша, посвети.

  • Тринадцатая остановка.

- Рада ли Прима, что охотники вернулись из леса?

- Рад ли Фомич, что Прима ощенилась?

- Как поступить в данной ситуации егерю Николаю Фомичу?

  • Сингапурская обучающая структура СТЁ ЗЕ КЛАСС

(обучающиеся записывают свои предложения, идеи в виде списка на листочках, а затем, молча передвигаясь по классу, знакомятся с идеями одноклассников, чтобы

добавить как можно больше идей к своему списку)

Учитель: Как же поступит Фомич?

***

Он передал мне керосиновый фонарь.

Сам поманил Приму куском сахара. Та недоверчиво высунула голову из будки. В ногах у самки беспомощно копошились детёныши. Один, что покрепче, сосал маткину грудь, для удобства забравшись поверх братьев и сестёр. Другие же или беспомощно попискивали, слепо хватая ртом воздух, в поисках желанного соска, или безмятежно посапывали, прижавшись к тёплому, как лежанка, животу матери.

— Прима, на-на!

Теперь её высасывали семь ртов, и природа понуждала восстанавливать силы.

Собака подалась из конуры. Сосок коварно выскользнул у крепыша изо рта.

Щенок заскулил.

Николай, ухватив за ошейник, перевёл собаку из вольера в соседний, наглухо сколоченный дощатый сарайчик, поставил перед мордой миску геркулесовой каши и плотно закрыл снаружи дверь.

Сука, почуяв недоброе, завыла.

Фомич, глухо матерясь, опустился на колени рядом с будкой и на ощупь стал вытаскивать тёплые комочки, один за другим, укладывая их в голубое эмалированное ведро, в котором обычно таскал еду для собак.

Звериный вой суки будоражил ночную тьму.

Прима бесновалась, кидалась на глухую к её горю дверь сарая, ударялась в неё всем своим телом, падала, поднималась, снова и снова билась, но ничего не могла исправить.

Щенки, безмятежно жмурясь, возёхались на дне ведра, сытые, притихшие, не ожидая от жизни ничего, кроме хорошего.

— Свети лучше, не тряси фонарь, «газетины кусок»

Егерь наклонил стоявшую под стоком бочку с дождевой водой и залил ведро до краёв. Шевелящаяся живая масса с бульканьем скрылась. Лишь один из щенков, крепыш, видно в батю, не сдаваясь, поднялся по телам своих братьев и вытянул головку наружу. Николай берёзовым прутиком легонько притопил его.

Свет «летучей мыши» сперва выхватывал под водой последние судороги щенка, потом жизнь затихла.

— Всё, — устало произнёс егерь. — Пошли ужинать.

Малышей отнесли в выгребную яму, подальше от вольера, и зарыли.

Ни ночью, ни под утро Орфей не вернулся.

  • Четырнадцатая остановка.

- Как поступил егерь со щенками? Почему?

- Как рассказчик отнесся к такому поступку егеря?

- Чувствуем ли мы переживания Николая Фомича, рассказчика?

- Что, по-вашему, случилось с Орфеем?

***

Мы объехали на машине все ближние деревни: собаки нигде не было. И только знакомый старик видел возле Федотовского кордона волков. Как раз там, где мы вчера полевали.

Я опаздывал на работу и больше оставаться не мог.

Укладывая вещи в машину, прощаясь с егерем, я никак не мог избавиться от еле слышного, но от этого не менее щемящего, раздирающего душу, пронзительного воя суки. И отъехал далеко, и музыку включил лёгкую, а он всё не отпускал — преследовал меня.

С тех пор я не охотился с гончими. Но странное дело: всякий раз, когда мне случается читать или слышать про созвездие Гончих Псов, я невольно вспоминаю Орфея и Приму — русских гончих, страстью которых торговали под заказ.

Не ведал я тогда, что Звёзды не продаются!

Звёзды светят всем одинаково.

Карелия, г. Медвежьегорск, 2006 г

  • Пятнадцатая остановка.

Как повлияла эта охота на дальнейшую жизнь рассказчика?

д) обобщающая беседа. Рассказ прочитан. Понравился ли он вам?

Обычно в заглавие рассказа автор выносит наиболее важную мысль, этот рассказ называется «Орфей и Прима», значит, это рассказ о собаках?

Что мы узнали о героях? Когда наступает прозрение и раскаяние у рассказчика?

Что главное понял после этой поездки рассказчик?

Автор посвятил этот рассказ своей дочери. Какое отношение имеет рассказ к его дочери?

О чем еще заставил задуматься вас этот рассказ? Какова идея рассказа?

  • Сингапурская обучающая структура КОНЕРС (учащиеся распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа. СИНГЛ РАУНД РОБИН – учащиеся проговаривают ответ, почему они выбрали такой ответ)

Учитель: На листах бумаги записано 4 варианта ИДЕИ рассказа. Подумайте, какой вариант кажется вам наиболее правильным, а затем встаньте и пройдите в тот угол, где записана эта идея. Обсудите в группе ответы.

1 вариант – гуманное отношение к животным 2 вариант – нравственное падение людей 3 вариант – губительная роль денег 4 вариант- животные добрее людей

е) заключительное слово учителя: В одном из интервью писатель на вопрос, о чем его новая повесть, сказал журналистам: « О безусловном Главенстве духовного над материальным, о грустном, о забавном, о трагичном, о восторженном, о том, очищающем и возвышающем, что даёт нам шанс стать Человеком, – моя повесть «Земное притяжение». Я думаю, что эти слова можно отнести ко всем произведениям писателя, они учат нас не забывать, что мы – люди, и главное в жизни – оставаться Человеком.

3. Стадия рефлексии – написание синквейна

Человек

Злой, жестокий, жадный

Покупаешь, продаешь,

Своих верных друзей предаешь…

Хуже зверя

4. Домашнее задание :

  • прочитать по выбору рассказы А.Костюнина,

  • написать собственный синквейн (1 вариант),

  • придумать и записать 3 вопроса:

а) генеративный;

б) конструктивный;

в) фасилитирующий (2 вариант)

  • сочинение – рассуждение «О чем заставил задуматься меня рассказ А.Костюнина» (3 вариант)

  • иллюстрацию к рассказу «Орфей и Прима» (4 вариант)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Международный литературный конкурс «Купель» 2013 – 2014 года по произведениям писателя Александра Костюнина iconМеждународный литературный конкурс «Купель» 2012 2013 года по произведениям...
Место жительства: Ростовская обл., г. Красный Сулин, ул. Театральная, д. 10, кВ. 17
Международный литературный конкурс «Купель» 2013 – 2014 года по произведениям писателя Александра Костюнина iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Международный литературный конкурс «Купель» 2012 – 2013 года по произведениям писателя Александра Костюнина
Международный литературный конкурс «Купель» 2013 – 2014 года по произведениям писателя Александра Костюнина iconМеждународный литературный конкурс «Купель» 2012 2013 года по произведениям...
Номинация: методическая разработка «Урок-беседа по повести-хронике «Сплетение душ»
Международный литературный конкурс «Купель» 2013 – 2014 года по произведениям писателя Александра Костюнина iconМеждународный литературный конкурс «Купель» 2013 -2014 года по произведению...
Место жительства: Саратовская область, г. Балаково, ул. Трнавская, 36, кв, инд. 413840
Международный литературный конкурс «Купель» 2013 – 2014 года по произведениям писателя Александра Костюнина iconМеждународный конкурс «Купель» 2012 – 2013 года по произведениям...
Цель: знакомство с основными фактами биографии карельского писателя А. Костюнина и его произведениями, входящими в сборник «В купели...
Международный литературный конкурс «Купель» 2013 – 2014 года по произведениям писателя Александра Костюнина iconКонкурс «Купель» по творчеству писателя Александра Костюнина Номинация:...
А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку...
Международный литературный конкурс «Купель» 2013 – 2014 года по произведениям писателя Александра Костюнина iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: ознакомить учащихся с произведениями Александра Костюнина о Дагестана; разобрать образ современной горянки по трём произведениям...
Международный литературный конкурс «Купель» 2013 – 2014 года по произведениям писателя Александра Костюнина icon4. Конкурс имеет два уровня: Первая Лига и Высшая Лига
Фонд имени космонавта Павла Романовича Поповича в рамках реализации проекта “Дорога в Космос” проводит Ежегодный международный конкурс...
Международный литературный конкурс «Купель» 2013 – 2014 года по произведениям писателя Александра Костюнина iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Международный литературный конкурс детского и молодежного творчества «Во имя мира на земле»
Международный литературный конкурс «Купель» 2013 – 2014 года по произведениям писателя Александра Костюнина iconКонкурс «Учитель года 2013»
Литературный эпиграф к уроку: «Все виды искусства служат главному искусству- искусству жить на Земле» Б. Брехт
Международный литературный конкурс «Купель» 2013 – 2014 года по произведениям писателя Александра Костюнина iconУрок по теме: «Сказки А. С. Пушкина». Цели: закрепить знания по сказкам...
Оборудование: портрет писателя, выставка книг и рисунков по произведениям А. С. Пушкина, игровое поле
Международный литературный конкурс «Купель» 2013 – 2014 года по произведениям писателя Александра Костюнина iconО проведении регионального (областного) конкурса «Литературный лабиринт»
Региональный (областной) конкурс «Литературный лабиринт» для учащихся 7 – 8 классов (далее – Конкурс) проводится в соответствии с...
Международный литературный конкурс «Купель» 2013 – 2014 года по произведениям писателя Александра Костюнина iconГодовой календарный учебный график мкоу «Средняя общеобразовательная...
Праздничные дни в течение учебного года 04 ноября 2013 г.; 01,02,03,07 января 2014 г.; 23 февраля 2014 г.; 08 марта 2014 г.; 01 мая...
Международный литературный конкурс «Купель» 2013 – 2014 года по произведениям писателя Александра Костюнина iconДоклад начальника отдела мвд россии по Советскому району подполковника...
«О результатах оперативно-служебной деятельности отдела мвд россии по Советскому району в первом полугодии 2014 года, выполнении...
Международный литературный конкурс «Купель» 2013 – 2014 года по произведениям писателя Александра Костюнина iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Когда я решила принять участие в конкурсе «Купель, то прочитала рассказ А. В. Костюнина «Рукавичка». Мне рассказ «Рукавичка» понравился....
Международный литературный конкурс «Купель» 2013 – 2014 года по произведениям писателя Александра Костюнина iconПриложение 9 к распоряжению префекта ювао
Литературный конкурс молодых авторов проводится префектурой Юго-Восточного административного округа г. Москвы, с целью выявления,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск