Конкурс «Купель» по творчеству писателя Александра Костюнина Номинация: исследовательская работа Тема. «Пусть душа останется чиста…»





Скачать 245.73 Kb.
НазваниеКонкурс «Купель» по творчеству писателя Александра Костюнина Номинация: исследовательская работа Тема. «Пусть душа останется чиста…»
страница1/3
Дата публикации09.07.2013
Размер245.73 Kb.
ТипИсследовательская работа
100-bal.ru > Литература > Исследовательская работа
  1   2   3
МОУ «Радищевская средняя общеобразовательная школа»

Литературный конкурс «Купель»

по творчеству писателя Александра Костюнина

Номинация: исследовательская работа

Тема. «Пусть душа останется чиста…»

Выполнила:

Новикова Анастасия, ученица 9 класса МОУ «Радищевская средняя общеобразовательная школа» Нижнеилимского района, Иркутской области

Руководитель:

Перфильева Нина Семёновна ,учитель русского языка и литературы высшей категории, МОУ «Радищевская средняя общеобразовательная школа» Нижнеилимского района, Иркутской области

Почтовый адрес: 665698

Иркутская область

Нижнеилимский район

п.Радищев, 11 -44

Сотовый телефон: 89245371925

п.Радищев,2013г.

Содержание.

I. Вступление. …………………………………………………………………….с.3

1.Цели.Задачи. …………………………………………………………………………с.3

II. Основная часть. (Исследовательская) «…Пусть душа останется чиста…». …………………………………………………………………………………………………..с.3

1.Коротко о писателе. ……………………………………………………………..с.3-5

2.Заглавие и художественный текст. ……………………………………….с.5-6

3. Серёжкины Уроки милосердия. …………………………………………..с.6-9

4.Художественное время и пространство в рассказе А.В.Костюнина «Совёнок». ……………………………………………………………………………….с.9-12

5.Заметки о языке рассказа А.В.Костюнина «Совёнок». ………..с.12-18

6.Образ рассказчика в произведении А.В.Костюнина «Совёнок».

…………………………………………………………………………………………………….с.18-21

7.«…Это девчонка – волшебница!» ……………………………………………с.21

III. Заключение. ……………………………………………………………………………с.21

Литература. ………………………………………………………………………………….с.22

I.Вступление.

1.Цели.Задачи.

В этом учебном году я познакомилась с творчеством карельского писателя Александра Викторовича Костюнина. Его произведения по рекомендации ИСМО РАО (Институт содержания и методов обучения Российской Академии образования) включены в экспериментальный Учебный курс «Уроки нравственности» для учеников старших классов РФ.

Я приняла решение участвовать в этом конкурсе.

Мне захотелось узнать творческую биографию А.Костюнина, познакомиться с его произведениями, проанализировать рассказ «Совёнок», т.к. он произвёл на меня большое впечатление. Я считаю, что этот рассказ должны изучать все старшеклассники нашей страны. Считаю тему исследования актуальной, так как сегодня мы живём во время перемен, когда изменяется не только политический и экономический строй, но и система образования и воспитания. От того, каким будет подрастающее поколение, зависит будущее и нашей страны и всего человечества в целом. Думаю, что уроки нравственности, которые преподносят нам герои произведения А.Костюнина, будут нам полезны.

Я предлагаю рассмотреть произведение «Совёнок» через характеристику главных героев, характеристику художественного пространства и времени в рассказе, характеристику языка.

Объектом моего исследования является рассказ А.Костюнина «Совёнок»,а предметом исследования – какие уроки нравственности раскрывает нам писатель в произведении «Совёнок»?

II. Основная часть (исследовательская) «…Пусть душа останется чиста…».

1.Коротко о писателе.

Александр Викторович Костюнин родился в Карелии, в с.Паданы Медвежьегорского района. Окончил художественную школу в г.Медвежьегорске. Имеет высшее образование, окончил факультеты сельскохозяйственный и экономический Петрозаводского Государственного Университета. Как сам писатель сказал: «Биография у меня короткая – две книги: «В купели белой ночи» и «Ковчег души» ".

На Международном конгрессе писателей русского зарубежья «Русское слово – связующая нить времён» за книгу «В купели белой ночи» писатель награждён дипломом 1-ой степени с присвоением звания лауреата премии им. А.И.Куприна и вручением памятного знака «За вклад в русскую литературу». По итогам литературного конкурса 2007 года в номинации «Повести и рассказы» (малая проза) «Лучшая книга года» - Александр Костюнин признан лауреатом за книгу «В купели белой ночи».

Александр Викторович является председателем Совета директоров ОАО «Судостроительный завод «Авангард», членом Экспертного Совета по обороне при Председателе Совета Федерации. А.В.Костюнин талантливый человек .Он увлекается литературным творчеством, рисованием и фото: «О фотографии трудно говорить. (Яркий зрительный образ не передать комбинацией букв). Можно лишь с уверенностью сказать о том значении, которое она занимает в моей жизни, и чем для меня является.

Фотография для меня — это ответная реакция на открывшуюся внезапно способность не просто смотреть, но и видеть.

Фотография для меня — это видимый результат вечной борьбы того зла и того добра, что заложены в человеке. Фотография для меня — это попытка "зажечь свою свечу вместо того, чтобы клясть темноту"; это попытка придать своей жизни смысл.

Фотография для меня — это одна из форм Хлеба небесного.

Фотография для меня — это универсальный образный язык международного общения. Язык — над речевыми барьерами, язык — над разными укладами жизни и национальностями, язык — над временем и пространством.

Фотография для меня — это мировоззрение, это моя философия.

Фотография для меня — это символы, ставшие святыми: родительский дом, Бог своих отцов, красота Природы; это, в итоге, активный поиск людей, близких по духу, людей, для которых перечисленные символы являются своими», - так считает Александр Костюнин.

Персональные выставки фотографий Костюнина А.В. прошли в районах Карелии, в Москве, а также за рубежом: в Японии, Германии, Финляндии.

До знакомства с творчеством Александра Костюнина я почти ничего не знала о Карелии. Мне захотелось узнать, где живёт А.Костюнин.

РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ.

Западная граница Карелии совпадает с государственной границей Российской Федерации и Финляндии, имеет протяжённость 798,3 км, одновременно являясь границей с Европейским Союзом. На востоке Карелия граничит с Архангельской областью, на юге — с Вологодской и Ленинградской областями, на севере — с Мурманской областью. Столица Республики Карелия — город Петрозаводск. Республика расположена в Северной Европе, в северо-западной части России, омывается Белым морем на северо-востоке. Основной рельеф республики — холмистая равнина, переходящая на западе в Западно-Карельскую возвышенность. В Карелии обитает 285 видов птиц, из которых 36 видов внесены в Красную книгу Карелии. Самые распространённые птицы — это зяблики. Встречается боровая дичь — рябчики, тетерева, белые куропатки, глухари. Каждую весну в Карелию из тёплых стран прилетают гуси. Распространены хищные птицы: совы, ястреба, орлы-беркуты, болотные луни. Также обитает 40 пар редких орланов-белохвостов. Из водоплавающих: утки, гагары, кулики, множество чаек и самая крупная из нырковых уток Карелии — обыкновенная гага, ценная своим тёплым пухом.

2.Заглавие и художественный текст.

Между художественным текстом и его названием существует тесная взаимообусловленная семантическая связь.

По определению И.Р. Гальперина, «название – компрессированное, нераскрытое содержание текста. Название можно метафорически изобразить в виде закрученной пружины, раскрывающей свои возможности в процессе развёртывания».

Проследим образно-смысловую связь заглавия и художественного текста на примере рассказа А.В. Костюнина «Совёнок». Для этого сравним описание детёныша совы и девочку из данного рассказа.

Детёныш совы.

Девочка Совёнок.

c:\documents and settings\admin\рабочий стол\а.костюнин\hxltkmm.jpg

У совят очень большие глаза. Они любопытны. Новорождённые совята одеты пухом, но слепые и глухие. Они открывают глаза и начинают слышать через неделю после вылупления, и скоро они меняют первородный пух на мезоптиль – мягкие пёрышки, нечто среднее между пухом и пером.



«Широко распахнутые выразительные глаза. Длиннющие реснички. Казалось, слышно было, как хлопают. Махонькая, годика три. Серьёзная – серьёзная. Мать заплетала ей косички раз в неделю, очень туго, чтоб не расплетались. Девчушка замрёт, а голова крутится: вправо-влево, вправо-влево. Точь-в-точь совёнок. Косички следом туда-сюда».

У древних греков сова из-за глазастости своей прослыла символом мудрости и познания. Совы – единственные птицы, которые, мигая, опускают верхнее веко, что придаёт им странное сходство с человеком.

Сравнение девочки с совой в языке называется зооморфическим. Рассказчик сравнивает её ещё с небольшим предметом: «Какая она первоклашка?! Кнопка совсем». Такая смысловая словесная цепочка – детёныш совы – Совёнок – «кнопка». Детёныш совы, девочка Совёнок, они не могут жить самостоятельно, они маленькие, требующие заботы. Что мы и наблюдаем в течение всего рассказа.

3. Серёжкины Уроки милосердия.

Анализируя рассказ А.Костюнина «Совёнок», я пришла к выводу, что один из главных героев, Серёжка, преподаёт нам важные уроки – Уроки милосердия. Что такое милосердие?

Милосердие – это милое сердце у человека. Толковый словарь С.И.Ожегова даёт такую характеристику этому понятию: «Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия». Самый великий дар, данный человеку, - чуткое сердце. Центральная сюжетная линия рассказа – история взаимоотношений Серёжки и Совёнка. В начале рассказа мы встречаемся с проявлением доброты со стороны Серёжки по отношению к Совёнку: «Когда мальчишки растут, то обычно предпочитают играть с мальчишками: в машинки, войнушку, в футбол... Девочек в свою компанию не больно-то любят принимать. Мой Серёжка такой же. Исключение сын делал только для одной девчонки».

Милосердие проявляется в доброте. Доброта – это отзывчивость. Это признак силы, а не слабости. Серёжка был сильным человеком. Иногда путают понятия «добрый» и «добренький». Серёжка просто творил добро, т.е. он проявлял великодушие, совершал бескорыстные поступки во благо Совёнку. Добро существует не извне, а в душе человека. Серёжка был ещё сам небольшим, но уже мог различить, где добро, а где зло. Слабый человек бывает «добреньким» на словах и, как правило» бездеятельным в поступках. Девочка была младше Серёжки, а мать мало заботилась о своей дочурке. Она была занята собой. Пыталась устроить свою личную жизнь. ( Автор сравнивает мать девочки с кошкой: «Рыжие волосы до плеч, яркая помада. Многообещающий взгляд маслянистых глаз. Призывно-короткое платье в обтяжку, подчёркивающее стройную соблазнительную фигуру. Всегда открытая к общению. К ней частенько захаживали мужики, оставались на ночь. Такая «прости господи» была… Во дворе Раису прозвали Кошкой»; А Совёнок это объясняет по-своему: «А ты не знаешь, почему мою маму во дворе называют «Кошкой»?

– Не-ет.

– Потому что она самая-самая ласковая»; А такая кошка у Серёжки: «Маруська, наша рыжая радость, поластилась к нему, растеклась на груди».)

Думаю, что Серёжка понимал это, поэтому и проявил свою отзывчивость. Сам Серёжка воспитывался в полной семье, где царили любовь, родительская забота и внимание. Забота – это, прежде всего, внимание. Совёнок пошла в школу… «Мамаша проводила её до школы один раз, и на этом провожанья закончились». Автор рассказа показывает проявление прекрасных человеческих качеств – доброты и заботы:

Мой Серёжка каждое утро дожидался Совёнка во дворе, заботливо брал за руку, и они торжественно шествовали в храм науки. А то ещё тетрадки с домашним заданием проверит. Сын опекал её без понуждения, охотно». Всю свою жизнь, с самого детства человек познаёт, что такое хорошо и что такое плохо. Девочка хорошо понимала и чувствовала заботу со стороны Серёжки: « Она благодарно молчала в ответ».

Третий урок милосердия проявляется у Серёжки через сострадание, сочувствие. Опираясь на словарь Ожегова, уточним значения этих слов.

Сострадание – жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого человека.

Сочувствие – отзывчивое отношение к чужому чувству, участие.

Обратимся к рассказу «Совёнок». Дядя Жора во время ночного веселья наказывает Совёнка за то, что она заплакала, мешая им развлекаться. Он поставил её на горох. «Наутро Серёжка, как всегда, дождался Совёнка во дворе, взял у неё портфель, и они потянулись к школе. Сын вернулся с уроков расстроенный. О причине я догадывался, потому не спрашивал.

Забудется со временем…».

А Серёжка, чтобы скрасить одиночество девочки, отвлечь её от перенесённого стресса «достал любимую книгу, подушечку-думку, поставил на пол лампу, выключил большой свет и лёг на тканый половичок…. По ту сторону пограничной стены кряхтела Наташка, тоже устраиваясь поудобнее. (Видно, заранее условились!)».

Этот пример можно лишь прокомментировать словами Б.Расселя «Сочувствие выражается в том, что становишься несчастным из-за страданий других».

Серёжка переехал в новый дом. Не оказалось рядом Серёжки с Совёнком в тот момент , когда девочка перенесла сильное потрясение. «Что там потом стряслось у Раисы, точно никто не знал. Говорили, серенький котёнок, которого Совёнок подобрала на улице, напрудил Жорке в кеду. А у того суд скорый: на глазах у ребёнка он схватил живой комочек и – об угол плиты. На мать руку поднял… Нервное потрясение оказалось настолько сильным, что девчонка потеряла дар речи. Сожитель у Раисы долго не загостился, а Наташка так и осталась немой. Навсегда.»

Дружба Совёнка с Серёжкой не закончилась. Она переросла в любовь.

Любовь – это чувство глубокой привязанности, преданности, чувство горячей сердечной склонности, влечение к лицу другого пола. Любовь помогает человеку преодолеть чувство одиночества и отчуждения и вместе с тем остаться самим собой. Именно так любил Серёжка Совёнка: «Прошли годы. Серёжка, несмотря ни на какие уговоры, поступать в университет отказался. У нас в городке окончил простое училище, отслужил в армии. И вот однажды, ранней весной, мы собрались на выходные в деревню. Сын обещал приехать позже... Не один, с невестой».

Любовь у Серёжки к Совёнку возникла не просто так. Она возникла, на мой взгляд, от деятельной озабоченности, заинтересованности в жизни и благополучии того, кого любишь. Серёжку не испугало то, что Совёнок осталась немой. Он , в первую очередь, уважал Наташу, он её принимал такой, какая она есть. Он хорошо её знал. Сейчас не так много таких людей.

Способность отдавать, забота и ответственность, уважение и знание взаимосвязаны. Вместе взятые, они порождают могучую внутреннюю силу – любовь. Любила ли Серёжку Совёнок? Да. «Бездонные, зелёные с карими крапинками глаза светились любовью к Серёжке..». Чтобы уметь по-настоящему любить, нужно быть человеком сильной воли. Любовь не передаётся по наследству. В.А.Сухомлинский сказал: «Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека».

Можно ли Серёжку назвать героем нашего времени? Думаю, да. При изучении литературы 19-20-го веков мы уже говорили о Пете Ростове из романа Толстого «Война и мир», о Саше Григорьеве из повести В. Каверина «Два капитана» . Можно продолжить этот ряд и именем Серёжки из произведения А.В.Костюнина «Совёнок». Эти герои, для которых понятия Долг, Честь, Родина, Семья на первом месте.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурс «Купель» по творчеству писателя Александра Костюнина Номинация: исследовательская работа Тема. «Пусть душа останется чиста…» iconМеждународный литературный конкурс «Купель» 2012 2013 года по произведениям...
Номинация: методическая разработка «Урок-беседа по повести-хронике «Сплетение душ»
Конкурс «Купель» по творчеству писателя Александра Костюнина Номинация: исследовательская работа Тема. «Пусть душа останется чиста…» iconМеждународный литературный конкурс «Купель» 2012 2013 года по произведениям...
Место жительства: Ростовская обл., г. Красный Сулин, ул. Театральная, д. 10, кВ. 17
Конкурс «Купель» по творчеству писателя Александра Костюнина Номинация: исследовательская работа Тема. «Пусть душа останется чиста…» iconМеждународный конкурс «Купель» 2012 – 2013 года по произведениям...
Цель: знакомство с основными фактами биографии карельского писателя А. Костюнина и его произведениями, входящими в сборник «В купели...
Конкурс «Купель» по творчеству писателя Александра Костюнина Номинация: исследовательская работа Тема. «Пусть душа останется чиста…» iconМеждународный литературный конкурс «Купель» 2013 -2014 года по произведению...
Место жительства: Саратовская область, г. Балаково, ул. Трнавская, 36, кв, инд. 413840
Конкурс «Купель» по творчеству писателя Александра Костюнина Номинация: исследовательская работа Тема. «Пусть душа останется чиста…» iconМеждународный литературный конкурс «Купель» 2013 – 2014 года по произведениям...
Место работы: мбоу «Большекокузская сош» Апастовского района Республики Татарстан
Конкурс «Купель» по творчеству писателя Александра Костюнина Номинация: исследовательская работа Тема. «Пусть душа останется чиста…» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Международный литературный конкурс «Купель» 2012 – 2013 года по произведениям писателя Александра Костюнина
Конкурс «Купель» по творчеству писателя Александра Костюнина Номинация: исследовательская работа Тема. «Пусть душа останется чиста…» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: ознакомить учащихся с произведениями Александра Костюнина о Дагестана; разобрать образ современной горянки по трём произведениям...
Конкурс «Купель» по творчеству писателя Александра Костюнина Номинация: исследовательская работа Тема. «Пусть душа останется чиста…» iconНаучно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская...
Научно-исследовательская работа (нир) относится к циклу «Практики и научно-исследовательская работа» магистерской программы «Русский...
Конкурс «Купель» по творчеству писателя Александра Костюнина Номинация: исследовательская работа Тема. «Пусть душа останется чиста…» iconИ год получения
Педагогическое кредо. В своей работе руководствуюсь мудрой мыслью Александра Грина: «Если душа человека ждет чуда, сделай ему это...
Конкурс «Купель» по творчеству писателя Александра Костюнина Номинация: исследовательская работа Тема. «Пусть душа останется чиста…» iconКурганский технологический колледж Номинация: исследовательская работа...
Изменение государственного герба на протяжении существования российского государства 15
Конкурс «Купель» по творчеству писателя Александра Костюнина Номинация: исследовательская работа Тема. «Пусть душа останется чиста…» iconНаучно-исследовательская работа Автор: ученица 9класса Старцева Александра
Ii. Практическая часть. 14 Влияние мультфильмов на психику младших школьников
Конкурс «Купель» по творчеству писателя Александра Костюнина Номинация: исследовательская работа Тема. «Пусть душа останется чиста…» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Когда я решила принять участие в конкурсе «Купель, то прочитала рассказ А. В. Костюнина «Рукавичка». Мне рассказ «Рукавичка» понравился....
Конкурс «Купель» по творчеству писателя Александра Костюнина Номинация: исследовательская работа Тема. «Пусть душа останется чиста…» iconКонкурс методических разработок «Новый урок для новой школы» Номинация
Номинация: Реализация системно деятельностного подхода в обучении младших школьников на уроках
Конкурс «Купель» по творчеству писателя Александра Костюнина Номинация: исследовательская работа Тема. «Пусть душа останется чиста…» iconКак Платон характеризует душу и тело, их роль в познании истины?
Платон считал что, истинное познание достижимо только после смерти, либо его вовсе нельзя постичь. Душа — чиста, тело — порочно,...
Конкурс «Купель» по творчеству писателя Александра Костюнина Номинация: исследовательская работа Тема. «Пусть душа останется чиста…» iconТема: Военные походы Александра Македонского
Цель: познакомить учащихся с военными походами Александра Македонского и определить причины побед Александра Великого
Конкурс «Купель» по творчеству писателя Александра Костюнина Номинация: исследовательская работа Тема. «Пусть душа останется чиста…» iconИсследовательская работа «Тайна имени». Выполнила ученица 6 класса...
Научно-исследовательская деятельность в Мокрушинской школе Канского района Красноярского края


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск