Н. Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора. 2011.№4. С. 13-27





Скачать 192.77 Kb.
НазваниеН. Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора. 2011.№4. С. 13-27
Дата публикации24.08.2014
Размер192.77 Kb.
ТипСправочник
100-bal.ru > Литература > Справочник
Приложение 1

Список литературы и рекомендуемые сайты.


  1. Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.

  2. Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13-27.

  3. Деятельностный подход как основа педагогических технологий в обучении. Режим доступа:[http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pspo/2005_7_1/doc_pdf/Kolyada.pdf]

  4. Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника. Режим доступа:[http://www.proshkolu.ru/user/UshakovaOU/file/754302/]

  5. Деятельностный подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности. Режим доступа:[http://festival.1september.ru/articles/419748/]

  6. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. Режим доступа:[http://omczo.org/publ/393-1-0-2468]

  7. Деятельностный метод в школе. Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/527236/]

  8. Системно-деятельностный подход в обучении. Режим доступа: [http://chel-siao.narod.ru/]

  9. Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС. Режим доступа: [http://school1884.ru/]

  10. Ярцева, С. В. Реализация системно-деятельностного подхода при обучении биологии / С. В. Ярцева // Биология в школе. - 2010. - N6. - С. 23-27.Хуторский, А. Деятельность как содержание образования /А. Хуторский //Народное образование.- 2003.- №8.-С.107-114

  11. Дмитриев, С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2003.- N 6. - С. 30-39.

  12. Гревцова, И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения /И. Гревцова // Школьные технологии. - 2003. - № 6. - С.

  13. Купавцев,А.В. Деятельностный аспект процесса обучения/А.В. Купавцева // Педагогика.- 2002.-№6.-С.44-66. 15. Леонтьев,А.А. Что такое деятельностный подход в образовании /А.А. Леонтьева //Начальная школа плюс.-2001.-№1-С.3-6.


Приложение 2

Использование алгоритмов на уроках русского языка

как путь формирования личностно-творческих способностей учащихся.
Преподавание русского языка в начальной школе ставит своей задачей вооружение учеников глубокими и прочными знаниями, умениями и навыками. Урок – это основная форма учебно-воспитательного процесса, главной задачей которого является повышение качества образования, прочное овладение основами наук. Для этого необходимо повысить эффективность урока. Повышение эффективности урока – предмет постоянной заботы учителей. Чтобы современный урок русского языка стал наиболее эффективным, усвоение теории должно происходить в результате практических действий учеников с языковым материалом, что обеспечит одновременное усвоение знаний, умений и навыков. Для достижения наивысшего результата необходимо использовать принцип развивающего повторения, сформулированный ещё Ушинским К.Д.. Поэтому для решения этой задачи необходимо использовать, в первую очередь, алгоритмы. Почему именно алгоритмы? Потому что они способствуют:

  • осознанному восприятию разнообразных определений и правил, что делает их легко запоминающимися;

  • прочному и наиболее быстрому усвоению знаний, отработке умений и навыков;

  • оказанию максимальной помощи ученикам на всех этапах урока;

  • развитию интереса к предмету, желанию учиться самостоятельно, без принуждения.

Как и почему я пришла к этому выводу?

На протяжении последних лет школа работает над проблемой «Развитие личностно - творческих способностей учащихся через осуществление уровневой дифференциации обучения». Разрешая со всем педагогическим коллективом школы данную проблему, изучая статьи учителей в методических журналах о поиске внутренних резервов, обратилась к опыту педагогов-новаторов. Это, прежде всего, Меженко Ю.С., Фролова Т.Я. и др. Вплотную подошла к изучению этой темы в 2000 году. Взяла четвертый класс, проработав сентябрь, в октябре дала контрольный диагностический срез, который показал:
Диаграмма 1. Результаты контрольного диагностического среза
Проанализировав ошибки, систематизировала их, выявила пробелы в знаниях учеников и сделала вывод, что дети пришли, не имея достаточно сформированных навыков и умений по выделению частей слова и определению части речи. Это приводило к тому, что дети допускали грамматические ошибки. Следовательно, дальнейшее изучение было необходимо построить таким образом, чтобы разрешить противоречия на данном этапе, а именно:
Багаж знаний Современным

учащихся ≠ программным требованиям

обозначившийся

объем содержания ≠ время

обучения

Поэтому я решила обратиться к принципу развивающего повторения, сформулированному Ушинским К.Д.

Реализация в учебном процессе принципа развивающего повторения стала особенно актуальной задачей в настоящее время потому, что определенные программой умения и навыки формируются в упражнении. Поэтому я стала использовать обобщенные схемы, таблицы, алгоритмы на уроке. Но использование этих способов и других форм программированного обучения не только освободило время для тренировочных упражнений, но и помогло лучше усвоить теорию и выработать прочные правописные умения и навыки. Нужно сказать, что программированное обучение, всё настойчивее проникает в систему преподавания русского языка. Это обучение сводит процесс усвоения знаний и способов действий к отдельным элементам и однозначным предписаниям (алгоритмам), которые нужно запомнить и производить в определенном порядке для получения искомого результата.

Использование алгоритмических предписаний – один из методов, где выражается репродуктивная деятельность учащихся. В качестве психолого-педагогической основы обучения этим методом мною была определена теория поэтапного формирования умственных действий Гальперина П.Я., следуя которой ученика нужно провести через следующие этапы:
Мотивация способ действия подкрепление наглядностью

внешние речевые действия действия в уме навык ;
Основываясь на их трудах и исследованиях Меженко Ю.С. и, особенно, на последних работах Фроловой Т.Я., можно смело утверждать, что алгоритмы не только способствуют целенаправленному управлению мыслительной деятельностью учащихся при овладении языковыми категориями, но и позволяют на нескольких примерах обеспечить ученику прочные знания и умения.

В основе опыта лежат педагогические идеи:

  • учения без принуждения;

  • максимальная помощь ученику.

Опыт считаю репродуктивно-рационализаторским, так как использование алгоритмов в преподавании языка не ограничивается тем, что они могут выступать в качестве основы обучения языку. Важным является и тот факт, что они могут помочь учащимся овладеть логикой науки о языке в рамках строгого алгоритмического мышления и тем самым установить связь между предметами гуманитарного и естественного циклов (между русским языком с одной стороны и информатикой с другой стороны).

Так что же такое алгоритм? Под алгоритмом обычно понимают совокупность действий и правил для решения данной задачи. Относительно преподавания русского языка под алгоритмом следует понимать развернутое предписание, указывающее, что и в какой последовательности следует выполнить, чтобы применить правило. Не каждый ученик, выучив грамматику, может ею пользоваться. Знание и умение применять то или иное правило – не одно и тоже. По существу, алгоритм – это способ действий для получения определенного результата. Без овладения им какие-то звенья в применении правила обычно ускользают от ученика. Отсюда грамматические ошибки. Использование алгоритмов упорядочивает процесс обучения, упрощает его, дает возможность быстро изложить новый материал, тем самым, освободив время для закрепления. Это достигается благодаря четкому описанию «шагов» в применении правил. Например, чтобы разграничить простое и сложное предложения, ученику нужно установить:


Сколько грамматических основ имеет предложение


одну


две


простое


сложное

Начала я эту работу с четвертого класса после того, как получила результаты диагностического среза. На первом этапе работы познакомила учащихся с лексическим значением слова «алгоритм», рассказала о его происхождении и авторе этого слова и затем показала им таблицу разновидностей алгоритмов, постаралась убедить их в том, что это просто и доступно.
Таблица разновидностей алгоритмов

п/п

Виды алгоритмов

Примеры

1

Словесный

-гар- иль –гор-? – себя спрошу.

Сомневаюсь О пишу

2

Формульно-словесный

¬ Ъ( е,ё,ю,я)

Мы твердым знаком разделить согласны е,ё,ю,я – с приставкой на согласный

3

Графический

( ), и ( ). ( ), = и ( ) ССП




Затем научились разбивать правило на несколько этапов (шагов), вычленять особенности правила, составлять схемы, по которым легко восстанавливали формулировку правила.

Особая роль принадлежит алгоритмам в формировании орфографических умений и навыков. Алгоритм любого орфографического правила базируется на двух «китах»:

  • состав слова;

  • часть речи.

Только после этого возможно осмысленное использование нужной орфограммы. Для начала мы вместе с учениками составили следующий обобщенный алгоритм выбора орфографических правил, пригодный для большинства орфограмм.

  1. Выделение орфограммы.

  2. Установить в какой части слова находится каждая орфограмма:

  • в приставке;

  • в суффиксе;

  • в окончании.

  1. Выбрать правило и применить его.

  2. Определить часть речи.

  3. Выбрать правило и применить его.

Сначала я использовала совсем простые алгоритмы, включающие в себя 1 – 2 шага дисциплинируют работу мысли ученика. Вводить алгоритм на уроке, конечно, нужно после знакомства с правилом.

Первый способ: дать готовый алгоритм целиком.

Второй способ: постепенно, шаг за шагом.

Третий способ: путём наводящих вопросов вывести учеников на составление алгоритма.

Мне кажется, что последний результативнее, поскольку он позволяет развивать логическое мышление, заставляет ученика думать, а не получать готовый продукт деятельности учителя.

После введения алгоритма необходимо закрепление на многократном повторении действий. Здесь всё зависит от учителя, от приёмов его работы над закреплением темы. Вначале устная работа, затем письменные упражнения.

Ученики начальных классов особенно любят заучивать зарифмованные правила, а это тоже своего рода алгоритмы. Хорошо их оформлять и в стихах, и схемой.

АЛГОРИТМ « ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ»

Проверить находится ли гласная под ударением

Да

написать тот,

который слышится

Нет


Изменить слово так,

чтобы безударный

гласный стоял под ударением


можно изменить

написать в безударном слоге ту же букву, что и в ударном


нельзя изменить, смотри словарь


Алгоритм должен быть кратким (не более трех шагов), тогда он удобен и надежен в применении.

Обращаясь к трудам различных учителей, я нашла для себя оптимальный вариант в работах Фроловой Татьяны Яковлевны, они просты в применении и соответствуют возрастным особенностям учащихся. Следуя её методу, я стала использовать одновременно алгоритмы-схемы и словесные рифмованные алгоритмы.

Рифмовка помогает надежно запомнить порядок использования орфограммы или пунктограммы. Такой алгоритм имеет свои преимущества: он дублирует схему или таблицу, предлагает оперативно проконтролировать себя, легко разделяясь на смысловые части, позволяет использовать их в конкретной ситуации. Так, например, когда мы изучали тему «Ь после шипящих», кроме схемы





глагол




сущ. м.р.

наречие

сущ. мн.ч.

сущ. ж.р

кр. прил.


мы ещё использовали стихотворный алгоритм:

В глаголах и наречиях

Знак пишется всегда,

У кратких прилагательных

Не пишем никогда.

Существительное - много,

Существительное – мой -

Знак не нужен никакой.

А подставь она, одна

Мягкий знак пиши всегда.
В начале своего объяснения я предлагаю ребятам определить, к какой части речи относятся слова, написанные на доске:

Хочешь - глагол плащ – сущ. м.р.

Ночь – сущ. ж.р. из-за туч – сущ. мн.ч.

Вскачь - ? горяч - ?
Они определили все части речи, кроме тех, которые ещё не изучали. Я кратко ознакомила учеников с ними, предлагая запомнить вопросы, на которые они отвечают, и то, как пишется Ь после шипящих в этих частях речи.

Затем были сделаны выводы о написании мягкого знака после шипящих, записан алгоритм – схема и стихотворный алгоритм. Благодаря ритмическому построению, учащиеся легко запомнили и само правило, и способ его применения. Этот алгоритм имеет несколько обобщенный вид, включая в себя правописание Ь после шипящих во всех частях речи, что позволило в будущем не тратить время на новые объяснения, а , обращаясь к необходимой части рифмовки в нужный момент, одновременно повторять правописание мягкого знака после шипящих во всех частях речи. Это сразу сказывается на уменьшении числа ошибок в работах учащихся на это правило. Изучая ранее данную тему традиционно, без использования алгоритма в стихах, мне не удавалось добиться такого процента грамотности, как теперь. На диаграмме вы видите результаты контрольной работы по правописании Ь знака после шипящих, которую дети выполняли.
Диаграмма 2. Результаты контрольной работы по правописанию Ь знака после шипящих.

Работая с алгоритмами, учащиеся приобретают осознанные навыки применения правил, что практически исключает их механическое использование и облегчает усвоение орфограмм. При отработке правописных навыков алгоритмы являются предметом и средством усвоения знаний, что способствует не только активному углубленному повторению и закреплению правил орфографии, позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход к учащимся, развивая их самостоятельность в познавательной и практической деятельности, а также креативные способности учеников. Дети не только привыкают работать с алгоритмами, но с удовольствием составляют их самостоятельно. Например, этот алгоритм составил учащийся 4 класса:

-Если в корне гласную ты проверить хочешь,

То под ударение в слове с тем же корнем

Её поставь скорей. И станет сразу ясно,

Как правильно писать, чтоб получить нам пять.

-В корне слова буква И

Почему-то стала Ы.

Всё с тобой нам ясно:

В приставке есть согласная

Алгоритмы можно использовать не только при изучении орфографии, но и других разделов русского языка, например, морфологии, синтаксиса и пунктуации. Они эффективны во время работы на уроке по нахождению производных предлогов и отличию их от созвучных сочетаний. При работе с этим алгоритмом дети запоминают, как нужно находить и разграничивать предлоги и как правильно их писать.

Вот алгоритм:

Навстречу вроде ввиду несмотря на насчет
к как из-за вопреки о
предлоги

Навстречу, вроде, несмотря,

Насчет, ввиду и вместо

Предлогом можно заменить

И, значит, пишем вместе.

При изучении темы «Морфологический разбор имени существительного» рифмованный алгоритм позволяет легче запомнить порядок разбора:

Все начинаем с начала с тобой мы:

Ставим существительное в начальную форму.

У существительных назвать обязательно:
Собственное оно или нарицательное,

Одушевленность, склонение, род.

Затем число, падеж и вот –

В работы своей завершенье

Укажем роль существительного в предложении.
Тема становилась понятной и очень легкой для усвоения. За урок можно было разобрать больше слов, тем самым, закрепив основные признаки имен существительных, научиться находить их в тексте и определять их роль в создании текстов.

Изучая синтаксис и пунктуацию, использование алгоритмов становится неотъемлемой частью не только уроков объяснения нового материала, но и уроков закрепления. Всегда вызывает затруднение у учащихся, особенно на начальном этапе обучения, выделение частей сложного предложения. Так, в 4 классе, объясняя тему «Знаки препинания в сложном предложении», предлагала учащимся стихотворный алгоритм:

Союз сигналит: блок найден

что

И запятыми отделен.

Например: Время летит стрелой, минуты ползут.

Кто, что, какой, который, так что,

Хотя, как будто, потому что,

Где, чтобы, если, как, когда

Подскажут: блок ищи всегда.

И главное не забывай:

Блок запятыми выделяй.
Дальнейшая работа проводится таким образом: ученики записывают предложение: Наступила ночь, и деревне все уснули.

Затем ищут смысловой блок со словами – помощниками и отделяют его запятой. На следующем уроке задача усложняется: дается предложение, в котором одна часть разрывает другую, и детям предлагается применить данный алгоритм в этом случае

Петя подумал, что это шалит сестра, и продолжал работать.

На уроках при определении слов - обращений и выделении их на письме использовала два вида алгоритмов одновременно, подкрепляя схему рифмованным правилом: Как найти вводные слова в предложении.

Вводные слова:

  • интонация вводности

  • нельзя задать вопрос

  • можно опустить из предложения

  • указывают на



Источник сообщения

Уверенность, чувства

неуверенность

Примеры оформления

мыслей.

По слухам

по мнению

по сообщению

Возможно

разумеется

к счастью

к сожалению

значит

кстати

во-первых

Мне кажется, как утверждает молва,

Я думаю, значит – не просто слова:

Во-первых, они, по общему мнению,

Не могут быть членами предложения:

Вопрос к ним, к тому же, нельзя задавать,

А в-третьих, возможно из текста изъять.

И, значит, нам надо не забывать

Вводные знаки расставлять.

Основываясь на новых изысканиях Фроловой Т.Я., познакомившись с её книгой «Технология интенсивного обучения правописанию», постоянно стала применять алгоритмы на уроках русского языка, соединив с практической грамматикой Фроловой Т.Я. . В результате получила динамику роста грамотности учащихся. При помощи этого. Результаты контрольных срезов в классе, применяя алгоритмы, можно увидеть на диаграмме за последние четыре учебных года.

Диаграмма 3. Результаты итоговых (годовых) контрольных срезов.
Но не только результаты контрольных срезов радуют, радует и стабильное качество знаний по предмету и имеющийся у учащихся интерес к предмету. Так, в этом классе никогда не было неуспевающих, и процент качества знаний по русскому языку – 82,3%.

Ребята являются участниками самых разнообразных конкурсов сочинений и творческих работ, победителями районных и участниками областных олимпиад по русскому языку.

Но любая технология становится несовершенной, если остановится на достигнутом и ничего в ней не изменять. Поэтому учительский труд – это постоянный поиск, новых методов, способов и форм.
Приложение 3

Алгоритм подготовки учителя к проведению урока.
Рекомендую учителям пользоваться следующим алгоритмом подготовки к уроку:

1-й шаг. На этапе подготовки к уроку следует выделить в содержании учебника обязательный программный минимум. Этот минимум должны усвоить все ученики, ведь именно эти знания и умения будут проверяться в контрольных и проверочных работах. Глубокое усвоение знаний и умений минимума обеспечивается не на одном уроке. При планировании уроков повторения, закрепления и обобщения изученного учитель должен планировать работу так, чтобы дети выполняли задания, которые нужны именно им. При этом детей в классе желательно разбивать на группы так, чтобы каждая группа выполняла свой набор заданий.

2-й шаг. В учебниках даётся несколько заданий, относящихся к уровню авторской программы. Это задания повышенного уровня сложности; и они обязательными не являются. Они могут быть предложены на заключительном этапе урока (10–15 минут), после обсуждения с детьми, при этом дети обладают правом выбора задания.

3-й шаг. В нашем учебнике к каждому уроку даётся ещё несколько заданий, которые относятся к максимальному уровню сложности. Они даны для тех детей, которым интересен процесс решения нестандартных задач, требующих самостоятельности, находчивости и упорства в поиске решения. Они также предлагаются на заключительном этапе урока по выбору детей и учителя и обязательными не являются.

4-й шаг. Кроме работы на уроке, предполагающей совместные интеллектуальные усилия, ребёнок должен учиться работать полностью самостоятельно. Для этого предназначены домашние задания. Домашнее задание состоит из двух частей: 1) общая для всех детей (инвариант); 2) задания по выбору (вариативная часть). Первая часть – это задания необходимого уровня, вторая часть – программного и максимального уровней.

Приложение 4

С чего начинается усвоение понятия – алгоритмы.
ПЕРВЫЙ ЭТАП: необходимо дать учащимся понятие о том, что такое алгоритм.
С чего начинается усвоение понятия?

Фрагмент урока, на котором ученики знакомятся с понятием алгоритм.
Объяснение нового материала

Учитель: Чтобы приготовить торт, нам нужно выполнить определенную последовательность действий, описанных в рецепте. Такую последовательность действий принято называть алгоритмом.




Алгоритм – это задание, состоящее из команд. Чтобы решить поставленную задачу, нужно выполнить команды одну за другой без ошибок.

Таким образом, алгоритм – последовательность действий, приводящая к достижению заранее поставленной цели.

При составлении алгоритма нужно быть очень внимательным, поскольку даже от одного знака может зависеть смысл всего алгоритма. Вспомните мультфильм, в котором царь должен был подписать указ: «Казнить нельзя помиловать!». Смысл меняется только от перестановки запятой. Сравните:

Казнить нельзя, помиловать!

Казнить, нельзя помиловать!

алгоритмы нужны для того, чтобы можно было сложные действия разбивать на простые, которые легко выполнить, о есть алгоритм упрощает решение сложной задачи.
Учитель: Как вы думаете, можно ли считать алгоритмом приказ, отданный царем из другой сказки: «Поди туда – не знаю куда, принеси то, не знаю что»?

  1. составить алгоритм по рисунку (Илья-Муромец на распутье, Кот в сапогах ловит мышку, Колобок в лесу)




  1. знакомство с правилами оформления алгоритмов графически (в блок-схемах)


Учитель: А сейчас немного поиграем.

Что ж, начну я по порядку,
Загадать хочу загадку…
Загадка будет про мужика,
Ох, и смышлен он был наверняка,
Но для игры нам нужны персонажи.
Какие? А это очень важно!
Их вы сразу узнаете,
Как другие мои загадки отгадаете.
Загадка первая.

Зубастый, сероватый, по полю рыщет, телят да овец ищет.

Правильно, волк. Вы ответили верно. И будет у нас он персонажем первым.

Загадка вторая.

С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык,

Доят, а не корова,

Лыко дерет, а лаптей не плетет. (Коза)

Верно вы ответили сейчас, будет вторым персонажем у нас.

Загадка третья.

Натянута на рубашку рубашка и все нараспашку. (Капуста)
Учитель: Жили были дед и бабка. Отправила бабка деда на базар, купить кочан капусты для супа, козу, чтобы всегда было молоко и волка на воротник для шубы. Базар находился на другом берегу реки, дед сел в лодку и отправился в путь. Все купил, а как перевезти не знает. В лодочке он может поместиться только с кем-нибудь одним: либо с волком, либо с козой, либо с капустой. А товар “не дружный”! Если уедет он с волком – коза съест капусту. Уедет с капустой – волк съест козу. Только в присутствии деда они ведут себя смирно. Как же ему быть?

Учитель: Молодцы, ребята! А теперь давайте коротко запишем решение этой задачи себе в тетрадь.

Алгоритм:

http://festival.1september.ru/articles/314295/img1.gif
Правила чтения алгоритма

1. Пойми, зачем нужен алгоритм, какова его цель.

2. Вникни в смысл каждой команды и каждого вопроса. Если что-то непонятно, разберись сам или попроси помощи.

3. Читай алгоритм в том направлении, в каком движутся стрелки.

4. Встретив развилку, проследи оба выхода. Убедись, что при ответе «да» и при ответе «нет» алгоритм выполняет разумные, правильные действия.

 

ВТОРОЙ ЭТАП - работа по формированию умения применять изученное правило. Алгоритм используется на дидактическом материале, составленном учителем
 Учитель должен контролировать ход выполнения задания, своевременно выявляя ошибку в рассуждениях и действиях учащихся, корректировать её, а алгоритм в свою очередь обеспечивает самоконтроль и на каждом этапе даёт учащемуся подтверждение в правильности действий.

 

Таким образом, научившись составлять алгоритмы, учащиеся не только становятся грамотнее на письме, но и приобретают навык размышлять, планировать свои действия, способность предусматривать различные обстоятельства и поступать соответственно с ними.
Приложение 5

Правила чтения алгоритма.
1. Пойми, зачем нужен алгоритм, какова его цель.
2. Вникни в смысл каждой команды и каждого вопроса. Если что-то непонятно, разберись сам или попроси помощи.
3. Читай алгоритм в том направлении, в каком движутся стрелки.
4. Встретив развилку, проследи оба выхода. Убедись, что при ответе «да» и при ответе «нет» алгоритм выполняет разумные, правильные действия.

Например, вставить пропущенную букву в слова ц...фры, акац…я, ц…рк, ц…ган, станц…я, на ц…почки, продавц…, ц…трус, ц…тата, улиц…, ц…стерна, организац…я, определить правильность её выбора (И-Ы), используя алгоритм.
Образец действий учащихся при написании слова улицы:

1. Является ли слово исключением? (Нет)
2. В какой части слова стоит орфограмма? (В окончании)
3. Пишу в окончании букву Ы. Улицы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Н. Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора. 2011.№4. С. 13-27 iconДолжностная инструкция заместителя директора по учебно-воспитательной работе 1
Заместителя директора его обязанности могут быть возложены на других заместителей директора или учителей из числа наиболее опытных...
Н. Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора. 2011.№4. С. 13-27 iconСправочник путеводитель Составитель: Тараканова Г. И., зам директора...
Волгоградской области с целью оказания помощи педагогам школы в разъяснении прохождения аттестации на первую и высшую квалификационную...
Н. Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора. 2011.№4. С. 13-27 iconИнформация о выполнении лицами резерва развития индивидуальных планов в 2011 году
Р. С. Сигида назначен на целевую должность заместителя директора департамента и науки Приморского края
Н. Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора. 2011.№4. С. 13-27 iconАнализ деятельности заместителя директора по информатизации моу нош...
В процессе реализации программы информатизации на 2010-2011 учебный год были поставлены следующие задачи
Н. Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора. 2011.№4. С. 13-27 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Директора И. Э. Дмитриевой, заместителя директора по учебно-воспитательной работе – И. А. Кузнецовой, завед хоз отделом Н. А. Волковой,...
Н. Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора. 2011.№4. С. 13-27 iconУправления образования города набережные челны муниципальное бюджетное...
Материалы к докладу подготовила творческая группа под руководством Махмутовой Р. С., директора школы, в составе: заместителей директора...
Н. Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора. 2011.№4. С. 13-27 iconСправочник моя аптечка, Справочник лекарств, Зеленая аптека, Справочник Заболеваний

Н. Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора. 2011.№4. С. 13-27 iconДоклад Л. М. Мироновой Первого заместителя генерального директора...
«Об итогах социально-экономического развития Чердынского муниципального района Пермского края за 2010 год и о перспективах развития...
Н. Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора. 2011.№4. С. 13-27 iconПрограмма дисциплины Гражданский процесс зарубежных стран для специальности...
Автор программы: доцент, к ю н. Кудрявцева Е. В. Рекомендовано секцией умс одобрено на заседании кафедры
Н. Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора. 2011.№4. С. 13-27 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В 2011-2012 учебном году я, занимая должность заместителя директора по увр, курировала работу творческой группы учителей математики...
Н. Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора. 2011.№4. С. 13-27 iconАнализ работы заместителя директора по иоп мбоу сош №12 Батыровой...
Цель изучения курса: развитие исследовательской компетент­ности учащихся посредством освоения ими методов научного позна­ния и умений...
Н. Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора. 2011.№4. С. 13-27 iconПлан работы заместителя директора по профильному обучению Чуйковой...
Существенной причиной недостатков нынешней системы профильного, точнее углубленного изучения предметов было то, что она создавалась...
Н. Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора. 2011.№4. С. 13-27 iconПрограмма семинара
Дойниковой Светланы Геннадьевны, заместителя директора гимназии по научно-методической работе
Н. Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора. 2011.№4. С. 13-27 iconТема: «Структура методической службы (работы) в школе. Рабочие материалы...
Ф. И. О. учителя
Н. Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора. 2011.№4. С. 13-27 iconТема: Выступление заместителя директора по увр коваль Н. Б
Предметная – способность анализировать и действовать с позиции отдельных частей человеческой культуры
Н. Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора. 2011.№4. С. 13-27 iconФункциональные обязанности Заместителя директора по безопасности
В целях обеспечения антитеррористической безопасности образовательных учреждений


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск