Рабочая программа учебного курса «Литература»





Скачать 201.12 Kb.
НазваниеРабочая программа учебного курса «Литература»
страница1/2
Дата публикации27.08.2014
Размер201.12 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2
Рассмотрена и одобрена Утверждена руководителем

на заседании методического образовательного учреждения

объединения

Председатель МО_____________ ___________М. С. Дьякова

«_____» ______________2013 года «_____» ______________2013 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Литература»

для 5 класса

Составитель: Юрченкова Елена Ивановна

2013 – 2014 учебный годПояснительная записка

Учебная программа по русскому языку составлена на основе программы общеобразовательных учреждений 5 – 9 классы (издательство «Просвещение», 2010 г.), рекомендована министерством образования и науки РФ с учетом ключевых положений Федеральных Государственных Стандартов Нового Поколения.

  1. Цели изучения учебного предмета.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.



Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

2. Общая характеристика учебного предмета.

Рабочая программа разработана на основе следующих документов:

1) Программа общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ. 8-е издание, переработанное и дополненное. Москва «Просвещение», 2010

2) Государственного стандарта общего образования,

3) Федерального компонента образовательного стандарта по литературе,

4) Обязательного минимума содержания основных образовательных программ по литературе,

5) Оценки качества подготовки выпускников основной школы по литературе: Сборник. 5-9 кл. /Сост Э.А.Красновский. – М.: Дрофа, 2000

В основной школе «Литература» относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, т.е. является инвариантным предметом, обязательным для изучения в основной школе (с 5 по 9 классы). ФБУП для образовательных учреждений РФ отводит следующее количество часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература»: на этапе основного общего образования: в 5-8 классах по 68 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю).

Федеральный компонент образовательного стандарта по литературе

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных ЗУН, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.

В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:

- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа,

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов,

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),

- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в т.ч. от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута),

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями,

- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров),

- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды,

- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании литературы.

Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе.

п/п


Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося

Теоретическое обучение ч.

Контрольная работа

Развитие речи самостоятельные работы

1

. Роль книги в жизни человека и общества.

1ч.










2

Фольклор

6ч.

5ч.

1ч.




3

Древнерусская литература

1ч.

1ч.







4

Литература XVIII века

1ч.

1ч.







5


Литература XIX века

30ч.

27ч.

1ч.

2ч.

6

Литература XX века

18ч.

16ч.




2ч.

7

Зарубежная литература

11ч.

9 ч.

1ч.

1ч.




Итого

68ч. Из них 59 ч. на теоретическое обучение, 3 ч. на контрольные работы, 5 ч. на развитие речи.


Содержание учебного предмета.

Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы.

1. Устное народное творчество.

В данный раздел входит изучение фольклора. Малые жанры фольклора, детский фольклор. Теория литературы. Русские народные сказки. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Теория литературы.

2. Древнерусская литература. Сказания «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

3. Литература XVIII века. М.В.Ломоносов. Юмористическое нравоучение «Случились вместе два астронома в пиру».

4. Литература XIX. . И.А.Крылов: детство. Начало литературной деятельности. «Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора. «Свинья под дубом», «Ворона и лисица», «Волк и ягненок»: осмеяние пороков: жадности, невежества, хитрости, глупости. В. А. Жуковский «Кубок». А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне». «Няне». Пролог «Руслан и Людмила». М. Лермонтов «Бородино», Н. В. Гоголь «Заколдованное место». Н. Некрасов «На Волге», «Есть женщины в русских селеньях». Тургенев «Му-му». Л. Толстой «Кавказский пленник». А. П. Чехов рассказы. Поэты XIX века о родине и о природе.

5. Русская литературная сказка. А. Погорельский «Черная курица».

6. Литература XX века. И. Бунин «Косцы», В. Короленко «В дурном обществе». С. Есенин стихи. Бажов «Медной горы хозяйка». К. Паустовский «Теплый хлеб», С. Маршак «Двенадцать месяцев». А. П. Платонов «Никита», В. П. «Васюткино озеро». Стихи о войне. Поэты XX о родной природе и родине.

7. Зарубежная литература. Р. Л. Стивенсон «Вересковый мед». Д. Дефо «Робинзон Крузо». Х. К. Андерсен «Снежная королева». Дж. Лондон «Сказание о Кише»

На данных этапах происходит формирование представления о специфике литературы как искусства слова, умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров (в первую очередь лирики и эпоса). Сопоставительный анализ произведений близких по теме, сюжету, образам, приучает школьников видеть своеобразие авторской позиции. Теоретико-литературные понятия, изучаемые в 5 классе, в основном охватывают внутреннюю структуру произведения от тропов до композиции. Творческие работы учащихся должны включать сочинения разных типов (характеристика литературного героя, сопоставление эпизодов, отзыв о прочитанной книге), а также могут включать сочинение загадок, сказок, басен, киносценариев, рассказов, стихотворений, баллад и др.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.


Программное и учебно-методическое обеспечение ГОСТА

Программа


Базовый учебник

Методическое обеспечение

Дидактическое

обеспечение

Программа обще-образовательных

учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной

Допущено Министерством образования и науки РФ

2010 г.

Литература. 5 кл. Учеб.хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Авт.-сост. В.Я.Коровина и др.

1) Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. М.: «ВАКО», 2005

2) Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 класс: к учебнику В.Я.Коровиной «Литература: 5 класс» / О.А.Еремина – М.: Издательство «Экзамен», 2006

3) Занимательные материалы по литературе. 5 класс. / Сост. Н.И.Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005

4) Коровина В.Я. Литература: 5 кл.: Метод. советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский; Под ред. В.И.Коровина. – М.: Просвещение, 2001

5) Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. – М. ВАКО, 2004

6)CD-ROM. Уроки литературы Кирилла и Мефодия 5 класс. Данный диск включает: 36 мультимедийных уроков по курсу. Более 220 тестов и проверочных заданий к урокам. Около 200 терминов и понятий. Около 500 медиаиллюстраций.


1) Шаталова О.В. Дидактические материалы по литературе: 5-й Кл.: к учебнику В.Я.Коровиной и др. «Литература. 5-й класс» / О.В.Шаталова. – М.: «Экзамен», 2006

2) Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5-й класс: к учебнику В.Я.Коровиной и др. «Литература. 5 класс» / Н.А.Миронова. – М.: Издательство «Экзамен», 2006

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебного курса «Литература» iconРабочая программа по предмету «Литература»
Ка учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Литература»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа учебного курса «Литература» iconГ. Минусинска Красноярского края
Рабочая программа учебного курса "Литература" для учащихся 5 класса направлена на реализацию 2 ч инвариантной части учебного плана,...
Рабочая программа учебного курса «Литература» iconРабочая программа учебного курса Литература
«литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования (Минобрнауки)
Рабочая программа учебного курса «Литература» iconРабочая программа учебного курса «Литература»
Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана (приказ мо РФ от 09. 03. 04. года №1312 «Об утверждении...
Рабочая программа учебного курса «Литература» iconРабочая программа учебного курса «Литература»
Издательство «Экзамен», 2008 г., Б. И. Турьянской, Л. Н. Гороховской, Е. В. Комиссаровой, Г. И. Михеевой «Литература в 9 классе:...
Рабочая программа учебного курса «Литература» iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «литература»
...
Рабочая программа учебного курса «Литература» iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Литература»
...
Рабочая программа учебного курса «Литература» iconРабочая программа учебного курса «Литература»
Рабочая программа составлена учителем русского языка и литературы: Щербаковой Натальей Валентиновной
Рабочая программа учебного курса «Литература» iconРабочая программа учебного курса «Литература»
Рабочая программа составлена учителем русского языка и литературы: Климачёвой Галиной Владимировной
Рабочая программа учебного курса «Литература» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Литература»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа учебного курса «Литература» iconРабочая программа учебного курса «Литература»
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования (2004)
Рабочая программа учебного курса «Литература» iconРабочая программа Учебного курса «Литература»
...
Рабочая программа учебного курса «Литература» iconРабочая программа учебного курса «Литература»
В основе реализации основной образовательной программы лежит ситемно-деятельностный подход, который предполагает
Рабочая программа учебного курса «Литература» iconРабочая программа Учебного курса «Литература»
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004, №1089....
Рабочая программа учебного курса «Литература» iconПояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии с
Положения о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в образовательной организации общего образования. Используется...
Рабочая программа учебного курса «Литература» iconПояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии с
Положения о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в образовательной организации общего образования. Используется...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск