Личность педагога в современной школе
Вопросы педагогического профессионализма всегда волновали и волнуют как представителей различных социальных институтов, так и тех, кто непосредственно сталкивается с педагогами – детей и их родителей, так как хорошее образование является одной из значимых духовных ценностей современного общества. Педагогический профессионализм определяется через понятие «педагогическое мастерство», которое несет большую смысловую нагрузку. Педагогическое мастерство может рассматриваться и как идеал педагогической работы, побуждающей педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогической деятельности. Кроме того, педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя. Прежде всего, необходимо определить критерии педмастерства. Одним из важнейших критериев педмастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. Таким образом, педагог – мастер в том случае, если умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться. Поэтому в народе говорят, что учитель отвечает перед Всевышним за свой труд. О человеке, выполняющем столь ответственную задачу, сказано, что он «трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит». Не сломать душу, не доломать уже треснувший мир ребенка, а дать возможность подняться, поверить в свои силы - задача учителя. Любовь и терпение творят чудеса. Чудо из чудес - ребенок. Творить его мир, наполнять этот мир красками природы, верить в невидимое и быть уверенным в том, чего еще нет в новом благодарном человеке - вот работа учителя. Современный учитель мыслит прогрессивно и склонен видеть будущее за новыми подходами к системе образования, выступает за большую свободу школы в выборе программ. Школа и учитель должны обеспечить жизнеспособность ученика в новых условиях цивилизации. Современный учитель должен иметь отличную профессиональную компетентность, дисциплинированность, тактичность, умение прощать, стремиться к овладению новыми знаниями, иметь хорошие коммуникативные навыки, умение владеть современными информационными технологиями, работать с системой Интернет, иметь хорошие ораторские способности и конечно, очень любить детей. Школам нужны квалифицированные педагоги ,способные организовать работу учащихся с новыми учебными материалами, вооруженные новыми современными технологиями. И это значит ,что учитель есть первый ученик, сам находящийся в непрестанном учении, кропотливый, чуткий, постоянно занимавшийся своим самообразованием. Важнейшим показателем успешности учителя, успешности применения выбранной технологии являются умения учителя создать атмосферу доброжелательности на уроке, привитие интереса к предмету, поощрять любые позитивные действия ученика, терпеливо ожидать результатов деятельности. Большинство педагогов, работающих в коллективе, соответствует мечтам и желаниям учеников, владеют основами современных образовательных технологий, и умело применяют их на практике: Дементьева Л.В. - учитель русского языка и литературы - для плодотворной работы по программам русского языка и литературы, учитель должен знать чему дети были обучены в начальной школе и каким образом выстроить работу дальше. Для учителя это не только вопрос преемственности, но и выбор методов, средств, форм работы с коллективом класса, который он будет обучать. Как добить наибольшей эффективности урока сегодня? Какими средствами поднять у детей духовную потребность в знаниях, стремление овладеть ими? В связи с эти Дементьева Л.В. применяет на своих уроках «нетрадиционные формы обучения», которые позволяют разнообразить учебную деятельность, они способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а, следовательно, и эффективность урока. В своей педагогической деятельности на уроках русского языка литературы, Дементьева Л.В. применяет такие формы обучения, как урок-путешествие «По страницам сказок», «Тема дороги в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» и др., урок-исследование «Суд над Родионом Раскольниковым», Урок-диспут «Взаимоотношение человека и природы в рассказе В.П. Астафьева «Царь-рыба», урок-конференция «Слова категории состояния», урок-спектакль «По комедиям Н.В. Гоголя». Особое внимание уделяет интегрированным урокам, которые помогают учащимся более целостно представлять межпредметные связи, воспитывающим любовь к родному языку и литературе. Как нетрадиционная форма опроса, давно уже завоевавшая популярность среди учителей, - тест на уроках русского языка и литературы также является основным видом проверки знаний учащихся, особенно в выпускных классах. Для повторения и закрепления правил орфографии и пунктуации и выработки навыков грамотного письма Дементьева применяет различные виды диктантов: контрольные, словарные, объяснительные, комментированные, выборочные, творческие с продолжением. Также использует в своей работе взаимоопрос и взаимопроверку, где ученики становятся способными к исследовательской, самостоятельной и творческой деятельности. Современный мир требует использование новых, мультимедийных технологий, тем более, что имеющиеся в школе компьютерные классы позволяют активно использовать и в преподавании гуманитарных предметов проекционную систему. Нетрадиционные формы проведения уроков помогают учащимся активизировать мыслительную деятельность, повысить интерес к изучению предмета, быть ближе к учителю, а учителю к ученику. Учителю начальной школы, который одновременно преподает и воспитывает необходимо обладать недюжинными способностями, нужно быть: - общительным, знающим, успешным и справедливым; - любить своих учеников; - умеющим сочувствовать и сопереживать; - быть во всем примером и образцом для детей; - дать ученику возможность реализовать свои способности; - формировать ситуацию успеха. Учитель - профессионал не ходит на работу, не отбывает учебные часы, а совместно с детьми проживает и переживает все, что происходит каждый день в школе. И помогают в этом игровые методы обучения ,т.к игра прививает интерес и готовность к учению , развивает познавательные способности.
От улыбки лучше стал урок, От улыбки в школе ладится работа, Улыбнись, ведь ты же педагог. Улыбнись, когда рычать тебе охота. Итогда наверняка воспитать ученика Сможешь ты, не совершив уже ошибки, С голубого ручейка начинается река Воспитание начинается с улыбки. Никогда дружок, не забывай, Чтоб улыбка украшала чье-то детство, В воспитанье чаще применяй Это главное техническое средство.
| ответить
|
| 30.08.2007, 09:43 #2
Скиба Нина Федоровна
| Современное общество предъявляет высокие требования к педагогам школы, исходя из которых учитель должен строить образовательный процесс так, чтобы не только учитывались способности и возможности учащихся, но и осуществлялось максимальное развитие их личности. Поэтому чрезвычайно актуальным является вопрос: как задать смысловую устремленность учителя на творчество, на познание, на саморазвитие, так как в конечном итоге качество образования зависит от той позиции, которую принял на себя учитель. Внедрение гуманистических установок в сознание учителя сегодня выступает условием изменения образования. Личность педагога становиться ключевым звеном в школьных изменениях. Современное общество предъявляет высокие требования к педагогам, поэтому учитель должен строить свой образовательный процесс так, чтобы не только учитывались способности и возможности учащихся, но и осуществлялось максимальное развитие их личности. Следует изменить свою позицию. Применять в соей работе методы социгровой педагогики, которые позволяют учителю не выступать в качестве руководителя деятельности исполнения, а быть участником совместно распределенной деятельности. Тогда годы учебы детей станут радостными, и дети не оттолкнуться от педагога, и будут жить с ним одной жизнью. Что для этого должен сделать учитель? 1. Не должен идеализировать, упрощать природу ребенка. 2. Следует признать возможность негативных и даже деструктивных тенденций и явлений в процессе развития детей. 3. Помнить, что в каждом ребенке есть внутренние силы и возможности для конструктивного разрешения вступающих перед ним проблем. 4. Обеспечить соответствующее условие для реализации этих возможностей, не навязываю детям ни идеалов, ни образцов, так как это ведет к неприятию себя и как следствие к ошибкам, конфликтам и неврозам. Только если ребенок поймет что он личность, он будет уважать себя, будет достаточно уверенный в своих силах человек. Открыт для непростого и рискованного процесса самораскрытия и саморазвития. Учитель получает ребенка таким, каким он есть, это и позволяет ему сделать социгровую педагогику, включающую в себя разные формы обучения: 1. Групповую 2. Игровую 3. Гостевую 4. Метод конструктивного диалога. Групповое обучение – это работа в парах, тройках и 5-ках сменного состава. 1. В микрогруппе дети лучше высказывают свою точку зрения, уважительно относится к мнению другого, подчиняют свою точку зрения мнению товарища, если они ближе к мнению при обсуждении учебной ситуации. 2. Игра – сохраняет познавательную активность ребенка и облегчает сложный процесс учения. В социоиграх дети раскрепощаются, у них развивается мышление, внимание и активизируется речь. 3. Умеешь сам – научи другого – это девиз гостевой формы обучения. Правила гостеприимства знает каждый ребенок. Главное из них уважение. На основе делового общения дети могут организовывать работу в группе, классе или между классами. 4. Условием конструктивного диалога является уважение к собеседнику, умение слушать и слышать его, задавать вопросы и высказывать собственное мнение, находить аргументы и убедительно использовать их.
Развивать личность ребенка помогает применение учителем: 1. психологическую безопасность, которая складывается в случае признания педагогом безусловной ценности каждого ребенка. 2. отказе от внешнего оценивания. 3. глубоком эмпатическом понимании, опоре на позитивные стороны личности, проявлении такта и осторожности при встрече с неудачами, стремлении обеспечить условия для проявления самостоятельности.
Ты эти заповеди чти: Их три десятка слишком, А для тебя они – ключи Ко всем твоим детишкам. В работу взять не позабудь Улыбку, доброту и сказку. В любой урок найдешь ты путь Войдешь в любую душу. Прочтешь на лицах у детей И радость и тревогу Ты побываешь в семьях их И станешь другом их ним. Тебе чудесные дела Откроет истина моя.
| ответить
|
| 30.08.2007, 15:40 #3
Марина Никифорова
| Я считаю, что в настоящее время можно говорить о конкурентоспособности профессии учителя на рынке труда. Это связано, в первую очередь, с отраслевой оплатой труда, с реализацией национального проекта "Образование". Это влечёт за собой профессиональный рост учителя, необходимость использовать в работе инновационные технологии в обучении и воспитания. Поздравляю всех с началом нового учебного года. Всех благ вам!
| ответить
|
| 30.08.2007, 17:40 #4
Владимир Заборников
| (Марина Никифорова @ 30.08.2007, 16:40) →
Я считаю, что в настоящее время можно говорить о конкурентоспособности профессии учителя на рынке труда. Это связано, в первую очередь, с отраслевой оплатой труда, с реализацией национального проекта "Образование". Это влечёт за собой профессиональный рост учителя, необходимость использовать в работе инновационные технологии в обучении и воспитания. Поздравляю всех с началом нового учебного года. Всех благ вам!
Как это интересно конкурентоспособность связана с отраслевой оплатой труда? Тем более - с ПНПО "Образование". А за поздравление - спасибо! Терпения нам всем: учителям, ученикам, родителям!
| ответить
|
| 31.08.2007, 00:36 #5
nadezda
| (Марина Никифорова @ 30.08.2007, 16:40) →
Я считаю, что в настоящее время можно говорить о конкурентоспособности профессии учителя на рынке труда. Это связано, в первую очередь, с отраслевой оплатой труда, с реализацией национального проекта "Образование". Это влечёт за собой профессиональный рост учителя, необходимость использовать в работе инновационные технологии в обучении и воспитания. Поздравляю всех с началом нового учебного года. Всех благ вам!
По мнению учителей тех регионов, которые вступили в эксперимент по опробации "отраслевой оплаты труда" педагогических работников, после введения такой оплаты, молодой учитель может и вовсе не появиться в стенах школы, но и учитель со стажем может сбежать. Мнения противоречивые. Кто-то в восторге, кто-то загрустил. Очень много вопросов. Один из них: а кто будет решать вопрос о надбавке за труд?Справедливо ли будет распределение?Эксперимент покажет плюсы и минусы такой оплаты труда. А в отношении нацпроекта "Образование" хотелось бы спросить, а каким образом конкурентноспособность связана с этим проектом? В чем наблюдается профессиональный рост учителя, если он участник проекта. Кто проверял в этом году объективность заполнения справок по нацпроекту. Вспоминаю высказывание по этому поводу Конновой Елены "первый год никто не знал как заполнять, несли все документы: на справку подтверждение, на подтверждение справку. Никто документы учительские не взял. А как будут заполнять справки без документов в следующем году. Все встанет на поток?"Поэтому вопрос: как нацпроект отразился на инновациях учителя? Деньги получены. Учитель отдыхает.
| ответить
| |