Типология ошибок в деятельности педагога-психолога оглавление





Скачать 315.18 Kb.
НазваниеТипология ошибок в деятельности педагога-психолога оглавление
страница1/3
Дата публикации04.11.2014
Размер315.18 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Психология > Литература
  1   2   3


Сизанов А.Н.

ТИПОЛОГИЯ ОШИБОК В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Основные причины ошибок в деятельности педагогов-психологов 4

Типология ошибок в работе психолога 6

Предупреждение ошибок начинающих педагогов-психологов 12

Заключение 18

Литература 21

ВВЕДЕНИЕ
Психологическая служба постепенно входит в структуру учебно-воспитательного процесса школы. С приходом педагога-психолога в школу тесно связаны большие социальные ожидания, о которых он ни на минуту не должен забывать. Повезло тем психологам, которых в школе ждали и к которым отнеслись с пониманием и надеждой, что они могут сделать психологическую службу неотъемлемой частью школы.

Перед педагогом-психологом стоит множество разнообразных задач, но все они объединены общей целью – максимальное содействие психическому, личностному и индивидуальному развитию школьника.

Вместе с психологом в школу приходят новые знания и отношения, научная диагностика, серьезные исследования и помощь ученику. Все это помогает педагогам решать проблемы индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса школы.

К сожалению, как отмечает Р.В. Овчарова [8], ожидания педагогов, родителей и детей не всегда адекватны статусу психолога и задачам гуманизации школы. Школа с нарушенной системой взаимоотношений видит в психологе помощника в борьбе со сложными педагогами и трудными учащимися, ожидает от него карательных санкций. Школа с низким уровнем обучения и воспитания попытается переложить на педагога-психолога ответственность за свою педагогическую несостоятельность. Однако не одному психологу не удастся решить проблему педагога, который плохо учит, классного руководителя, который не работает с классом, директора, не умеющего управлять коллективом.

Какой же психолог нужен современной школе? Как соответствовать всем предъявляемым требованиям? Каким образом избежать различных ошибок?

Наша психологическая служба в образовательных учреждениях на сегодняшний день находится на этапе становления. Сложность и многоаспектность объектов деятельности педагога-психолога делают его работу очень значимой и напряженной, а к личности самого специалиста предъявляются высокие и разнообразные требования. Вполне понятно, почему не каждый, кто желает быть педагогом-психологом, может им стать.

Положение о школьной психологической службе составляет лишь общий ориентир, но не вносит конкретности в работу практического психолога. Содержание его деятельности будет оптимальным и результативным, если оно преодолеет безадресность и анонимность, как отмечает Р.В. Овчарова 8. Начинающему психологу необходимо преодолеть путь проб и ошибок в построении содержания своей работы.

Адаптация педагога-психолога в школе, отмечает И.В.Дубровина 5, длится от 2-3 месяцев до одного года. В этот период психолог и педагогический коллектив знакомятся друг с другом, привыкают друг к другу. Обычно второй год – это год серьезной работы. Именно на период начального этапа работы молодого специалиста приходится наибольшее количество ошибок. Это является следствием того, что специфика подготовки практических психологов для школ такова, что, получив принципиально новую информацию, они не всегда оказываются вооруженными методами ее конкретного, практического использования. Поэтому изучение литературных источников, опыта тех, кто встал на этот путь раньше других, поможет миновать типичные для начинающего специалиста ошибки, даст ответы хотя бы на часть волнующих вопросов.

Цель данной работы: систематизировать и проанализировать наиболее часто встречаемые ошибки в деятельности педагога-психолога, а также отметить причины их возникновения.
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ОШИБОК В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

Основные виды деятельности педагога-психолога это психопрофилактика, диагностическая и коррекционная работа, работа с девиантными детьми, работа с семьями учащихся, психологическое просвещение, профориентация.

Причины всевозможных ошибок в деятельности практического психолога разнообразны. Возникновение трудностей в работе может быть обусловлено различными факторами.

Одними из основных причин ошибок в деятельности педагога-психолога является несоответствие личностных качеств молодого специалиста требованиям, предъявляемым к данной профессии, низкий уровень образования, профессиональная некомпетентность. Причиной непрофессионализма, как отмечает Н.И.Олифирович [9], является работа части педагогов-психологов до переквалификации, а иногда и после нее, педагогами. Педагог и психолог различаются по ряду позиций, и попытка совместить их в одном лице приводит к определенным трудностям и проблемам, так как носители этих профессий имеют различные профессиональные установки и ценности. Кроме того, как отмечает тот же автор, часть педагогов-психологов после переквалификации сохраняет неизменными свои авторитарные педагогические (а возможно, личностные) установки.

Ошибки в деятельности педагога-психолога могут возникать из-за отсутствия психологической готовности к деятельности. Под психологической готовностью, согласно Л.А.. Кандыбовичу 9, понимается готовность к деятельности, которая возникает при сформированности ряда ее структурных компонентов. Ведущими из них являются психические образования (знания, умения, навыки). Далее мотивационный компонент – положительное отношение к будущей профессии, потребность выполнять поставленную задачу, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны. В структуру готовности входят и психические процессы: эмоциональные (чувство ответственности, уверенность в успехе, воодушевление), волевые (управление собой и мобилизация сил, сосредоточенность на задаче, преодоление боязни, сомнений).

Е.И. Рогов отмечает, что после получения диплома или свидетельства о переподготовке новоиспеченный психолог нередко полностью утрачивает связь со своим учреждением образования. Предоставленные самим себе, особенно на периферии, люди, решившие посвятить себя психологическому взаимодействию с детьми, оказываются безоружными перед возможными сложностями и проблемами 16.

Работая в школе, педагог-психолог без сотрудничества с педагогами не сможет принести никакой пользы от своей деятельности. Без четкого выполнения своих функциональных обязанностей и доброжелательного отношения с педагогическим коллективом психолог никогда не сможет успешно взаимодействовать с педагогическим коллективом.

Причиной трудностей в совместной работе психолога и педагога является столкновение двух ментальностей, которые, несмотря на ряд общих точек и ориентиров, достаточно различны и самодостаточны.

Особой категорией, с которой приходится сталкиваться психологу, являются родители. При работе психолога с семьей возникает масса сложностей, прежде всего по той причине, что подготовка педагогов-психологов не ориентирована на оказание помощи родителям (семье), а также отсутствует методическая и теоретическая литература по работе со здоровыми детьми, родителями в условиях школьной психологической службы 13.

Анализ школьной практики показывает, что главные просчеты в работе с родителями лежат в двух плоскостях: недооценка воспитательных возможностей современной семьи с ее возросшим материальным, культурным, образовательным и психолого-педагогическим уровнем; недооценка кризисного состояния семьи, трудностей и проблем, смены ее устоев от материально-экономических к социально-психологическим.

В этих условиях формируется неправильная психологическая установка педагогов и родителей на их воспитательно-образовательные функции и процесс сотрудничества. Учителя обращаются к психологу в основном лишь по вопросам дисциплины и успеваемости. Родители же совершенно равнодушно относятся к традиционной психолого-педагогической пропаганде и своей более чем скромной роли, считая, что учителям все равно не понять их проблем. При этом формируется позиция конфронтации: кто обязан, кто должен, кто прав, кто виноват, отмечает Р.В. Овчарова 8.

Молодого специалиста, первый год работающего в школе, подстерегают разнообразные сложности и препятствия. Н.В. Самоукина 15 отмечает, что, наблюдая за тем, в какой манере психологи ведут просветительскую работу в школах перед учителями, родителями и школьниками, занимаются консультированием, диагностической и коррекционной работой, можно выделить ряд допускаемых ими типичных ошибок, препятствующих эффективности деятельности.

ТИПОЛОГИЯ ОШИБОК В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА
В зависимости от вида деятельности, которым приходится заниматься педагогу-психологу в школе, можно выделить разнообразные типы ошибок.
Ошибки в диагностической деятельности педагога-психолога:

1. Чрезмерное преобладание диагностического направления.

Ошибка заключается в том, что остальные виды деятельности педагога-психолога практически не осуществляются, а психодиагностика становится самоцелью.

2. Постановка диагноза лишь на основании результатов диагностики.

Одна из сложностей использования любых стандартных методик заключается в кажущейся легкости постановки точного и надежного диагноза на основании результатов тестирования. Неопытному практическому психологу кажется, что сопоставление полученных им данных с «ключом» той или иной стандартизированной методики определяет диагноз. Это неверно. Даже прекрасное знание тестовых методик не дает право на категорическое экспертное решение – нужен еще глубокий психологический анализ и грамотная интерпретация комплекса разных показателей в их динамике, отмечает И.В. Дубровина 5.

Педагог-психолог должен всегда помнить, что полученные в результате тестовых исследований данные могут не раскрыть ближайших возможностей школьника. Л.С.Выготский убедительно показал, что наличное состояние возможностей ребенка еще не дает правильного представления о ходе его психического развития, так как важным является не только то, что может выполнять ребенок в настоящее время, но и то, что он сможет достичь в ближайшем будущем, какова его «зона ближайшего развития». Постановка диагноза должна осуществляться не просто по результатам психологического обследования, а и предполагать соотнесение полученных данных с тем, как выявленные особенности проявляются в жизненных ситуациях («жизненные показатели»). Большое значение имеет возрастной анализ полученных данных, причем анализ с учетом «зоны ближайшего развития» ребенка.

3. Постановка диагноза в случаях, выходящих за пределы профессиональной компетентности педагога-психолога.

Трудности в постановке диагноза связаны с недостаточно четким представлением педагога-психолога о границах своей профессиональной компетентности. Существуют две формы отставания в развитии: отставание, связанное с органическим нарушением нервной системы, требующее патопсихологической медицинской диагностики и временные отставания в психическом развитии, связанные с неблагоприятными внешними и внутренними условиями развития в основном здоровых детей. Неопытный педагог-психолог, как отмечает И.В. Дубровина [5], пытается самостоятельно поставить диагноз при подозрении на патопсихологический или дефектологический характер выявленных нарушений.

4. Применение неадаптированных методик.

К ошибкам педагога-психолога можно отнести применение новых, неадаптированных к уникальным требованиям местных социальных и культурных условий, диагностических процедур. Также ошибкой начинающих психологов является применение сложных методик без достаточного уровня знаний по их использованию ( Р.Смид [17]).
Ошибки психолога, допускаемые во время психологического консультирования.

Педагоги-психологи, занимающиеся консультированием, как отмечает Н.В.Самоукина [15], допускают несколько типичных ошибок.

1. Самоутверждение психолога на консультации.

Клиент, который обращается к психологу со своей проблемой, испытывает определенные трудности, нуждается в помощи и поддержке. Психолог в такой ситуации находится в более выгодной позиции и испытывает большое искушение в самоутверждении: почувствовать и показать себя в качестве успешного и сильного человека. Клиент всегда тонко чувствует отношение психолога к себе и может испытать унижение.

2. Излишняя естественность или искусственность в поведении педагога-психолога.

Если психолог по-человечески не принимает клиента, в его поведении появляется либо излишняя естественность (говорит и делает то, что ему хочется), либо искусственность (играет роль, психологически защищается при помощи выстроенного искусственного «фасада»).

3. Стремление обязательно дать полезный совет.

Психолог пытается решить все проблемы клиента, не давая последнему самому найти выход из сложившейся тупиковой ситуации. Неопытный психолог пытается засыпать советами пациента – в результате оба оказываются неудовлетворенные консультацией. И это несмотря на то, что пришедшие на консультацию, в большинстве случаев заинтересованы в контакте с психологом, надеются на быстрое разрешение своих проблем и, главное, на подтверждение собственного восприятия ситуации. Особенно это относится к учителям, с которыми постоянно взаимодействуют педагоги-психологи. Учителя нередко испытывают бессилие в решение проблем, связанных с особенностями воспитания, обучения и поведения тех или иных детей. Причину этих проблем и трудностей они стремятся искать в недостатках семейного воспитания, не подвергая сомнению свои профессиональные и личностные качества. Поэтому во время консультации учитель сопротивляется активному вовлечению в продуктивный процесс всестороннего анализа и рассмотрения той или иной проблемы, предпочитая занимать пассивную позицию человека, перекладывающего решение вопроса на другого (консультанта)11. Ошибка неопытного педагога-психолога в этой ситуации в том, что он идет на поводу у учителя.

4. Проекция собственных трудностей на проблемы клиента.

Психолог обращает внимание только на те сложности у клиента, которые имеет сам, приписывает клиенту свои проблемы. Возможно ожидание от клиента ответственности за проблемы, которые имеются у самого педагога-психолога.

5. Оценка клиента.

Данная ошибка возникает в ситуации, когда психолог не открыт для своего клиента, а оценивает его. Это может быть выражено во фразах, внешне, может быть не проговариваемых, но произносимых во внутренней речи. В результате клиент видится педагогу-психологу не в истинном свете, а как бы через призму взглядов и оценок психолога: портрет клиента получается субъективным, искаженным.

6. Консультирование лишь отдельных учащихся.

Л.Д.Ермакова 6 отмечает, что классическая схема консультирования, которая включает в себя следующие этапы: 1-психологическая диагностика личности; 2-обработка, анализ и интерпретация полученных результатов; 3-разработка программы индивидуальной работы с личностью обследованного ребенка; 4-консультационная, психокоррекционная работа психолога с тем или иным субъектом не совсем продуктивна в условиях школы. Эффективность такой схемы следующая: в течение учебного года удается «поработать» в лучшем случае с 50-60 учащимися. Педагогический коллектив оценивает эффективность деятельности психолога как невысокую, так как полученный результат мало заметен в школе, где 1000-1500, а иногда и 2000 человек, и не оказывает существенного влияния на весь педагогический учебно-воспитательный процесс.

Оторванность психологической службы от учебно-воспитательного процесса, от реальной жизни учащихся в школе, осуществление работы только по запросам учителей и родителей, обращающихся к психологу преимущественно по поводу тех учащихся, у которых ярко выражены отклонения в поведении и развитии, приводит к тому, что остальная же масса учеников остается вне поля зрения педагога-психолога.

А.А. Деркач [14] выделяет такие ошибки начинающего педагога-психолога при ведении консультационной беседы, как:

-отсутствие необходимого психологического настроения, что препятствует созданию благоприятного для беседы психологического климата;

-переход к решению проблемы без достаточного изучения ее сущности и тех условий, в которых она проявляется;

-жесткая приверженность первоначально избранной гипотезе;

-невыслушивание мнения собеседника;

- создание препятствий для разъяснения собеседником своей точки зрения;

-постановка собеседнику прямых вопросов («в лоб») при неясных мотивах беседы.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Типология ошибок в деятельности педагога-психолога оглавление iconТема: «Использование информационно-коммуникационных технологий в...
Описание педагогического опыта психолога, раскрывающего сущность его методической системы
Типология ошибок в деятельности педагога-психолога оглавление iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект непосредственной образовательной деятельности педагога – психолога и воспитателя
Типология ошибок в деятельности педагога-психолога оглавление iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект совместной игровой деятельности педагога-психолога с детьми подготовительной группы №7 компенсирующей направленности
Типология ошибок в деятельности педагога-психолога оглавление iconРассмотрим некоторые аспекты деятельности педагога-психолога в рамках...
Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта»
Типология ошибок в деятельности педагога-психолога оглавление iconРазовательная программа Муниципального общеобразовательного учреждения...
В центре работает социально-психологическая служба в лице педагога-психолога, социального педагога, уполномоченного по правам ребенка....
Типология ошибок в деятельности педагога-психолога оглавление iconДемонстрационный тест для педагогов-психологов школ содержание и...
Комиссия по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации
Типология ошибок в деятельности педагога-психолога оглавление iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Производственная практика призвана дать студентам возможность активного освоения профессиональной деятельности, участия в реальной...
Типология ошибок в деятельности педагога-психолога оглавление iconЦиклограмма работы педагога-психолога дд(Ю)т шолковой С. В. (14-19. 12. 09.)
Работа с документацией. Подготовка к занятию. Обработка результатов диагностики творческого мышления доо «Каскад»
Типология ошибок в деятельности педагога-психолога оглавление iconИнтегрированное занятие учителя начальных классов, педагога-психолога...

Типология ошибок в деятельности педагога-психолога оглавление iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сценарий встречи школьного педагога-психолога с родителями дошкольников и первоклассников
Типология ошибок в деятельности педагога-психолога оглавление iconНавигатор коррекционно-развивающих программ для работы педагога- психолога доу
Тема и номер урока: «Техника безопасности на уроке химии», урок №1 в практикуме 1
Типология ошибок в деятельности педагога-психолога оглавление iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учащиеся 9 «б» класса под руководством педагога психолога Гориной Т. В. посетили Минусинский
Типология ошибок в деятельности педагога-психолога оглавление iconИли как приемлемо отвечать на неприемлемое поведение учеников
Выдержки из практического руководства для педагога и школьного психолога «Воспитание; наука хороших привычек» (М., 1996)
Типология ошибок в деятельности педагога-психолога оглавление iconРоссийская федерация федеральный закон об основных гарантиях прав...
Сборник нормативных документов регламентирующих деятельность педагога-психолога системы образования
Типология ошибок в деятельности педагога-психолога оглавление iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Служба сопровождения в составе психолога, социального педагога, логопеда оказывает помощь учащимся
Типология ошибок в деятельности педагога-психолога оглавление iconПлан работы педагога-психолога школы №1050 на 2012-2013 учебный год
Цель: содействие созданию условий для сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся и педагогов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск