Тема: «Использование информационно-коммуникационных технологий в системе работы школьного педагога-психолога»





Скачать 84.79 Kb.
НазваниеТема: «Использование информационно-коммуникационных технологий в системе работы школьного педагога-психолога»
Дата публикации22.03.2015
Размер84.79 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы


Описание педагогического опыта психолога, раскрывающего сущность его методической системы
Тема: «Использование информационно-коммуникационных технологий в системе работы школьного педагога-психолога»

Актуальность, практическая значимость опыта:

XXI век называют веком информации. Современные информационные компьютерные технологии (ИКТ) все больше внедряются в различные сферы жизни, становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования. Нынешние технологии обучения и развития детей позволяют более полно реализовать личностный потенциал каждого ребенка.

Использование ИКТ-технологий становится неотъемлемой частью психологического сопровождения образовательного процесса. Внедрение ИКТ в школьную психологическую практику позволяет сделать работу более продуктивной и эффективной. При этом использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы школьного психолога, расширяя возможности организации взаимодействия психолога с другими участниками образовательного процесса, кроме этого, помимо решения психологических задач, способствует повышению информационной культуры учащихся, родителей и педагогов

Новизна опыта заключается в том, что ИКТ-технологии задействованы во всех направлениях деятельности педагога-психолога: диагностике, коррекционно-развивающей деятельности, просвещении, консультировании.

Источник возникновения опыта (источник изменений):

Психологическая служба в школе является основным звеном, организующим психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса. Вопросы организации психологической работы в школе раскрыли в своих многочисленных работах Битянова М., Вачков И.В., Немов Р.С., Овчарова Р.В, Рогов Е.И. Информатизации деятельности школьного психолога посвятила ряд работ координатор сетевого методического объединения психологов образования Болсуновская Н.А. Наш опыт возник в результате противоречий, которые заключаются в столкновении традиционных форм работы школьного психолога и появлением новых современных технологий, способствующих оптимизации деятельности психолога.

Идея и концепция изменений:

Сущность опыта заключается в повышении профессиональной информационно-коммуникационной компетентности педагога-психолога, готовности работать в новых условиях при использовании ИКТ, обновлении материально-технической базы, в отборе профессионального инструментария и создании информационной методической базы.

Сущность методической системы психолога, отражающей ведущие идеи опыта, заключается в создании системы работы школьного педагога-психолога с использованием информационно-коммуникационных технологий. Новизна опыта состоит:

  • в том, что ИКТ-технологии задействованы во всех направлениях деятельности педагога-психолога: диагностике, коррекционно-развивающей деятельности, просвещении, консультировании;

  • в создании системы диагностических мероприятий с использованием блоков компьютерных тестов, индивидуальных коррекционных занятий с использованием интерактивных тренажеров.

Технология опыта:

На первом этапе становления системы использования информационно-коммуникационных технологий была определена цель - это создание условий, в которых психологические услуги будут отвечать социальному заказу, требованиям времени, и определены направления применения ИКТ.

На втором этапе были выделены условия применения ИКТ-технологий:

  • Соответствие материально-технического оснащения кабинета и выбор профессионального инструментария;

  • Специальная профессиональная подготовка педагога-психолога;

  • Выбор приоритетных направлений деятельности.

Далее были составлены диагностические и коррекционно-развивающие комплексы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Кабинет психологической разгрузки площадью 65 кв.м. условно разделен на несколько зон: зона психологической разгрузки, зона консультирования, зона для проведения индивидуальных и групповых коррекционных занятий и рабочая зона психолога. Зона психологической разгрузки оборудована мягкой мебелью, настенным и напольным коврами «Звездное небо», световой пузырьковой трубой, зеркалами, зеркальным шаром, светильниками, магнитофоном и комплектом CD-дисков с релаксационной музыкой.

Программно-методическое оснащение кабинета включает в себя профессиональный инструментарий фирмы «ИМАТОН» (г. Санкт-Петербург, E-mail:info@imaton.com):

  • Тест Д.Векслера. Диагностика структуры интеллекта;

  • Рисуночный тест Р.Силвер;

  • Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах (Л.А.Ясюкова);

  • Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников (Л.А.Ясюкова).

Программы компьютерной обработки блоков психологических тестов фирмы «Амалтея» (г. Санкт_Петербург, E-mail:amaltea@westcom.spb.ru):

  • Диагностика умственных способностей школьника

  • Диагностика личностных отклонений подросткового возраста

  • Диагностика готовности ко второй ступени обучения и адаптации младших подростков

  • Профориентационная система ПРОФИ-II

  • Диагностика родительско-детских отношений

Комплекс компьютерных психодиагностических и развивающих методик «Психология в школе» (фирма «ЭФФЕКТОН»: http://www.effecton.ru/)

Компьютерный тренажер интеллекта

Компьютерная программа «Экватор», позволяющая проводить занятия по обучению навыкам саморегуляции и релаксации, снижения напряжения и оптимизации психофизиологического состояния

Специальная профессиональная подготовка педагога-психолога заключается в курсах повышения квалификации по проблеме «Использование цифровых образовательных ресурсов в деятельности педагога», курсах повышения квалификации «Основы создания учебных Web-приложений», участии в сетевом семинаре «Использование блогов в профессиональной деятельности педагога-психолога», курсах повышения квалификации «Основы использования свободного программного обеспечения в профессиональной деятельности».

В качестве приоритетных направлений деятельности были определены диагностика и развитие умственной деятельности учащихся и их психоэмоциональное состояние.

Система автоматизированной диагностики состоит из блоков компьютерных тестов фирмы «Амалтея» и комплекса «Психология в школе» (Effecton Studio), которые позволяют быстро получить диагностические результаты; повысить их точность, стандартизировать обследования; иметь оперативный доступ к информации и автоматизировать статистический анализ групповых данных. Эти пакеты используются при диагностике адаптации 5-х, 10-х классов, запросах старшеклассников по вопросам профессионального самоопределения, запросах родителей и педагогов по вопросам умственных способностей и личностных качеств школьников, при индивидуальной работе с родителями.

В коррекционно-развивающей работе используются комплексы развивающих методик «Психология в школе». С детьми младшего школьного возраста и подростками используется комплекс ВТТ (внимание: тестирование и тренировка), позволяющий тренировать объем, интенсивность, устойчивость, избирательность, переключаемость внимания. Комплекс ПТО (память: тестирование и оптимизация) позволяет диагностировать и тренировать все виды кратковременной и долговременной памяти. Для оптимизации умственной работоспособности учащихся и педагогов используется компьютерная программа «Комфорт», содержащая обширный комплекс психотехнических, дыхательных и физических оздоровительных и тренинговых методик и упражнений для повышения выносливости при умственной работе, для улучшения способности к обучению. Тренажер интеллекта позволяет развивать мышление, внимание, память.

Результаты компьютерной диагностики позволяют строить консультирование с учащимися по вопросам профессиональной ориентации, с родителями по вопросам детско-родительских отношений в том случае, когда затруднена работа по формированию запроса или возникли затруднения в решения заявленной проблемы.

В просвещении активно используются презентации к родительским собраниям и классным часам. Готовность и умение работать в сети Интернет позволяют размещать материалы для родителей и учащихся на сайте школы, персональном сайте психолога и в блоге школьного психолога.

В организационно-методической работе ИКТ-технологии позволяют оптимизировать обработку различной информации, вести мониторинг, электронный журнал учета видов деятельности, составлять тесты и задания к коррекционно-развивающим занятиям.

Результативность реализации методической системы:

Результатом применения данного опыта является системное использование ИКТ-технологий в деятельности педагога-психолога.

Результативность занятий по компьютерной программе «Экватор», которая позволяет проводить индивидуальные занятия по обучению навыкам снижения напряжения и оптимизации психофизиологического состояния при применении технологии функционального биоуправления по периферической температуре выглядит следующим образом. В 2008-2009 учебном году навык саморегуляции сформировался у 79% детей в возрасте 7-12 лет и у 89% детей в возрасте 12 лет и старше. В 2009-2010 году у 83% детей в возрасте 7-12 лет и у 93% детей в возрасте 12 лет и старше. В 2010-2011 году 84% у детей 7-12 лет и 94% у детей 12 лет и старше. У остальных детей навык сформировался частично.

Компьютерная диагностика позволила увеличить количество детей, обратившихся на консультации по вопросам профессионального самоопределения: 2008-2009 год – 17 человек, 2009-2010 – 18 человек, 2010-2011 – 28 человек. Дети обмениваются своими впечатлениями о новых методах работы, опытом и рассказывают друзьям, что, в свою очередь, является своеобразной рекламой данного вида работы.

Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия с использованием ИКТ-технологий по результатам диагностики позволили улучшить качество знаний в контрольной группе учащихся 2 класса в 2009-2010 учебном году на 34%, в 2010-2011 году на 46%.

Использование презентаций во время выступлений на родительских собраний увеличило количество запросов от классных руководителей в 2010-2011 году на 61%. Сами педагоги отмечают повышение интереса родителей к таким собраниям, мнение о полезности и актуальности. Использование ИКТ-технологий позволило изменить качество консультирования для родителей, которые обратились за помощью по вопросам воспитания. Результаты компьютерной диагностики позволяют обсудить систему семейных взаимоотношений, родительских установок, родительской тревожности, что существенно меняет характер взаимодействия психолог-родитель.

Использование презентаций на классных часах с участием психолога, со слов детей, привлекает внимание, вызывает интерес и позволяет лучше запомнить материал. Возрос интерес учащихся к деятельности педагога-психолога и психологии в общем, что позволило принять старшеклассникам участие в молодежном психологическом чемпионате в г. Пермь в 2010-2011 году и занять призовые места в городе и 4 место в области. Занятия психологического кружка «Лабиринт» вызывают интерес учеников и способствуют дальнейшему личностному росту детей посредством их участия в тренингах.

Адресная направленность опыта:

Данный опыт может быть использован школьными педагогами-психологами, педагогами-психологами дополнительного образования для работы со всеми участниками образовательного процесса.

Работа по распространению собственного опыта, представление методической системы на различных уровнях (формы, интеллектуальные продукты):

Опыт работы был представлен на разных уровнях: доклад по теме «Компьютерные технологии в психологическом сопровождении учебно-воспитательного процесса» на зональном семинаре «ИКТ в практике управления образованием» в ноябре 2011 года, доклады на заседании городского методического объединения психологов, школьном педсовете, посвященном компьютеризации образовательного процесса.

Имеются многочисленные электронные публикации, которые можно найти на сайтах: http://psihologschool.blogspot.com/ ; http://nsportal.ru/rifonova-elena-aleksandrovna;

http://gaischool8.ucoz.ru; http://www.openclass.ru/dig-resource/178734

Трифонова Елена Александровна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8»,

город Гай Оренбургской области


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Использование информационно-коммуникационных технологий в системе работы школьного педагога-психолога» icon«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии»
Моу kоробовской сош проходил семинар-практикум для учителей технологии Шатурского муниципального района по теме: «Использование информационно-коммуникационных...
Тема: «Использование информационно-коммуникационных технологий в системе работы школьного педагога-психолога» icon«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках...
Теоретические предпосылки использования информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языка
Тема: «Использование информационно-коммуникационных технологий в системе работы школьного педагога-психолога» iconИспользование информационно-коммуникационных технологий на уроке
Использование новых информационных коммуникационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный...
Тема: «Использование информационно-коммуникационных технологий в системе работы школьного педагога-психолога» iconТема недели
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе»
Тема: «Использование информационно-коммуникационных технологий в системе работы школьного педагога-психолога» iconРеферат Использование информационно-коммуникационных технологий в...
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе коррекционной школы
Тема: «Использование информационно-коммуникационных технологий в системе работы школьного педагога-психолога» iconТема недели: «Использование информационно-коммуникационных технологий...
Цель: Способствовать активизации познавательной сферы обучающихся для повышения мотивации обучения
Тема: «Использование информационно-коммуникационных технологий в системе работы школьного педагога-психолога» iconПрименение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе школы
Васина О. С. Применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе/ Муниципальное образовательное учреждение «Информационно-диагностический...
Тема: «Использование информационно-коммуникационных технологий в системе работы школьного педагога-психолога» iconИспользование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе доу
Использование мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – одна из самых...
Тема: «Использование информационно-коммуникационных технологий в системе работы школьного педагога-психолога» iconИспользование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка

Тема: «Использование информационно-коммуникационных технологий в системе работы школьного педагога-психолога» iconТема: Использование информационно-коммуникативных технологий
Тема: Использование информационно-коммуникативных технологий икт в образовательном и воспитательном процессе
Тема: «Использование информационно-коммуникационных технологий в системе работы школьного педагога-психолога» iconОбобщение опыта работы по теме: «Использование информационно-коммуникационных...
Гбоу спо мо «шэт» в 2012 2013 учебном году осуществлял обучение студентов по следующим специальностям
Тема: «Использование информационно-коммуникационных технологий в системе работы школьного педагога-психолога» iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка
Тема: «Использование информационно-коммуникационных технологий в системе работы школьного педагога-психолога» iconДоклад к конференции «Панорама педагогических технологий» на тему:...
«Роль информационно-коммуникационных технологий при организации самостоятельной работы учащихся при изучении математики»
Тема: «Использование информационно-коммуникационных технологий в системе работы школьного педагога-психолога» iconРабочая программа педагога
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение...
Тема: «Использование информационно-коммуникационных технологий в системе работы школьного педагога-психолога» iconРабочая программа педагога
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение...
Тема: «Использование информационно-коммуникационных технологий в системе работы школьного педагога-психолога» iconИспользование средств икт в осуществлении дифференцированного подхода...
В данной статье раскрывается основной приоритет развивающей функции в дифференцированном обучении средствами информационно-коммуникационных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск