Обобщение опыта работы по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательно-воспитательном процессе»





НазваниеОбобщение опыта работы по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательно-воспитательном процессе»
Дата публикации22.09.2013
Размер85.9 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Информатика > Реферат
Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Трубчевский автомеханический техникум»

Обобщение опыта работы по теме:

«Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательно-воспитательном процессе»





Работа Клюевой А.М.

преподавателя ГБОУ СПО «ТАТ»


2013 г.

Содержание



Введение 2

Информационные технологии 4

Использование ИКТ на уроках специальных дисциплин и «Информатика и ИКТ» 7

Использование информационных технологий на уроках права 8

Использование информационных технологий в воспитательной работе 9

Заключение 9


Введение



В современном мире, в котором информационный поток, обрушивающийся на человека, настолько велик, что людям приходится прибегать к помощи разнообразной техники. Сейчас трудно представить себе человека, не пользующегося телевизором, радио, компьютером, электрическим чайником и холодильником, и этот список можно продолжать до бесконечности. Вся наша жизнь стала настолько зависеть от созданных нами вещей, что если бы человек вдруг лишился бы их, то долго просуществовать в этом мире он не смог бы.

Мы живем в век информации, в век, когда происходит компьютерная революция. Мы являемся свидетелями того, что компьютеры, уже занявшие прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникают в учебные учреждения и дома. Тема внедрения технических и автоматизирующих средств в образовательную сферу стала особенно актуальна в наши дни.

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития познавательных процессов нельзя. По мере их развития, совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества. Знание психологической структуры познавательных процессов, законов их формирования необходимо для правильного выбора метода обучения и воспитания. Большой вклад в изучение и развитие познавательных процессов внесли и такие ученые, как: Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев, Л. С. Сахаров, А. Н. Соколов, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн и др.

Ими были разработаны различные методики и теории формирования познавательных процессов. И сейчас, чтобы успешно развивать познавательные процессы в учебной деятельности, необходимо, искать более современные средства и методы обучения.

С развитием современной информационной технологии, система “человек и компьютер” быстро превратилась в проблему, которая касается всех членов общества, а не только специалистов, поэтому взаимодействие человека с компьютером должно быть обеспечено и школьным и профессиональным образованием. Чем раньше мы это начнем, тем быстрее будет развиваться наше общество, так как современное общество информации требует знаний работы с компьютером.

В своей педагогической практике для развития познавательных процессов, творческой активности обучающихся, для мотивации к изучению специальных дисциплин, информатики и права я применяю информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), созданием которых занимаюсь в среде Power Point 2007 и Delphi.

В данной работе я рассмотрю особенности и преимущества применения ИКТ в образовательно-воспитательном процессе, перспективы применения данной технологии в обучении обучающихся различным дисциплинам, в частности компьютерному делопроизводству, компьютеризации АТП, информатике, права и в воспитательном процессе.

Информационные технологии




Внедрение новых информационных технологий в образование привело к появлению новых образовательных технологий и форм обучения, базирующихся на электронных средствах обработки и передачи информации. Появление мощных компьютерных мультимедиа систем и интерактивных компьютерных программ стало основой интенсивного развития образовательного процесса. Но, несмотря на разнообразие технических средств, и технологий, используемых в учебном процессе, следует отметить, что качество обучения зависит, прежде всего, от совершенства учебного материала, форм его представления и организации учебного процесса. Поэтому, даже в традиционной схеме обучения, возникает много проблем, связанных с постоянно нарастающим потоком новой информации, усложнением знаний, отсутствием иллюстративного материала. В этих условиях акцент на интенсивную самостоятельную работу не дает положительных результатов по тем же причинам.

Однако создание эффективных компьютерных средств обучения - достаточно сложная и трудоемкая работа. Особенно это относится к мультимедиа программам.

Во-первых, преподавателю - создателю мультимедиа - требуются не только профессиональные знания; ему необходимо иметь знания в области компьютерных технологий, дизайна, сценарного и актерского искусства и многих других знания и навыки, порой далекие от его основной профессии. Поэтому, как правило, мультимедиа проект выполняется коллективом авторов.

Во-вторых, для создания мультимедиа программ необходимы современные инструментальные и программные средства, которые отличаются высоким уровнем цен. Также для разработки проекта автор должен иметь определенные знания о программно-аппаратных средствах и технологиях создания мультимедиа.

В последнее время появилось достаточно литературы, посвященной компьютерным учебным средствам. В большинстве своем авторы этих книг уделяют внимание вопросам методического и дидактического характера, которые являются общими для любого учебного средства. Практически нет анализа использования электронных учебных средств в учебном процессе. Авторы данной работы имеют многолетний практический опыт создания электронных средств учебного назначения и представляют свой взгляд на проблему разработки электронных дидактических средств и использования их в обучении.

В рамках Трубчевского автомеханического техникума можно успешно использовать новейшие технологии в обучении обучающихся по всем предметам общеобразовательного и специального цикла, единственно, что необходимо для этого – персональный компьютер, отвечающий соответствующим требованиям, видеопроектор с проекционным экраном или интерактивная доска.

В своей педагогической деятельности я повсеместно использую данные технологии. Учебные программы по предметам составлены таким образом, что предусматривают систематическое использование ИКТ на уроке, будь-то объяснение нового материала или урок-закрепление.

Возникает вопрос, какая программа отвечает потребностям преподавателя? Ведь эта программа должна быть понятна с первого знакомства, как преподавателям, так и обучающимся. Управление программой должно быть максимально простым. Преподаватель должен иметь возможность компоновать материал по своему усмотрению и при подготовке к уроку заниматься творчеством, а не запоминанием того, в каком порядке будет выводиться информация. Программа должна позволять использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды и т.д.). Этими требованиями обладает любая программа создания презентаций.

При подготовке к урокам для создания презентаций я использую программу Power Point 2007. Готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание преподавателя на ходе урока, так как управление программой сводится к простому нажатию на левую клавишу мыши.


Использование ИКТ на уроках специальных дисциплин и «Информатика и ИКТ»




Мною по специальным дисциплинам: «Компьютерное делопроизводство», «Компьютеризация АТП» и «Информатика и ИКТ» разработаны рабочие программы, основная задача данных программ – практическая реализация подхода к организации самостоятельной деятельности обучающихся на уроках. Применение ИКТ позволяет более эффективно реализовывать образовательные цели урока.

Чаще всего я использую такие виды как: мультимедиа-лекции, учебные видео курсы и фильмы, учебные CD диски, мультимедийные презентации, контролирующие программы.

При изучении нового материала обучающимся демонстрируется через видеопроектор презентация-лекция или видеоролик. В процессе просмотра презентации-лекции обучающиеся самостоятельно или под руководством преподавателя составляют конспект, некоторые презентации-лекции могут предусматривать вопросы для закрепления. Если на уроке использовался видеоролик, то после его просмотра обучающиеся самостоятельно составляют конспект.

При изучении нового материала можно использовать обучающую программу, созданную в Delphi, подобные программы могут предусматривать не только обучение, но проведение после изучения нового материала самоконтроля и итогового контроля.

Контролирующие комплексы, разработанные в Microsoft Power Point 2007 с поддержкой макросов и Microsoft Excel 2007, позволяют контролировать знания обучающихся по изученному материалу. Особенностью данных комплексов является то, что результаты работы обучающихся автоматически присылаются на компьютер преподавателя.

При изучении нового материла или при закреплении можно использовать и готовые программы-тренажеры, которые позволяют не только формировать у обучающихся умения и навыки, но и разнообразить применяемые на уроке формы работы.

Также широко я применяю на уроках «файл-задание» (задание в электронном виде), который позволяет выявить уровень усвоения ранее изученного материала.

Применение ИКТ на уроке значительно расширяет возможности представления и подачи учебной информации. С помощью средств мультимедиа, преподаватель может интегрировать текст, графику, анимацию, видео и другие типы информации в единый программный комплекс и затем использовать разные формы учебного материала наиболее целесообразным способом в образовательном процессе. Многие исследования показали, что визуально богатая среда мультимедиа систем значительно повышает мотивацию учащихся и улучшает понимание ими учебного материала.

Использование информационных технологий на уроках права




На уроках права я также использую презентации, которые созданы в программе Microsoft Power Point 2007. Применение этих презентации на уроках права при изучении нового материала позволяет сформировать у обучающихся представление о том или ином термине, процессе, институте.

При выявлении уровня усвоения изученного материла, я использую контролирующие программы, которые позволяют более объективно и качественно провести контроль знаний.


Использование информационных технологий в воспитательной работе




Использовать ИКТ можно также в воспитательной работе. В техникуме мною было организовано и проведено интеллектуально-познавательное мероприятие «Турнир знатоков» среди обучающихся I курса (61 человек): I этап данного мероприятия являлся отборочным туром и предполагал применение контролирующей программы, созданной в Microsoft Power Point 2007, по итогам которой определялись участники второго этапа; II этап – участникам предстояло среде Microsoft Power Point 2007 создать проект в форме мультимедийной презентации по заданной теме; III этап – представлял собой игру-викторину, основу составляла разработанная мною мультимедийная презентация с заданиями.

При организации и проведении классного часа на тему: «У аборта женское лицо» мною были использованы мультимедийные презентации, созданные в программе Microsoft Power Point 2007 и видеофильм «Безмолвный крик».


Заключение




Информационно-коммуникационные технологии дают весьма положительные результаты в образовательном процессе. Это выражается в заинтересованности обучающихся к изучаемому материалу, повышении их творческой активности, прочному усвоению знаний, а также обучающиеся получают возможности в большой мере закреплять полученные умения и навыки на практике. Кроме этого у ребят воспитываются такие качества, как самостоятельность, творческая активность, умение решать нестандартные задачи, умение планировать свою работу и оценивать ее.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Обобщение опыта работы по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательно-воспитательном процессе» iconИспользование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе доу
Использование мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – одна из самых...
Обобщение опыта работы по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательно-воспитательном процессе» iconОпыта
«Формирование информационно-коммуникационных компетенций обучающихся через применение икт в учебно-воспитательном процессе»
Обобщение опыта работы по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательно-воспитательном процессе» icon«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии»
Моу kоробовской сош проходил семинар-практикум для учителей технологии Шатурского муниципального района по теме: «Использование информационно-коммуникационных...
Обобщение опыта работы по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательно-воспитательном процессе» iconПлан работы мо учителей русского языка и литературы Ленинской средней...
Внедрение информационно-коммуникационных технологий (икт) в учебно-воспитательном процессе
Обобщение опыта работы по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательно-воспитательном процессе» iconИнновационного педагогического опыта
Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания родного (чувашского) языка, литературы и культуры...
Обобщение опыта работы по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательно-воспитательном процессе» iconПрограмма информатизации школы на 2012-2017 годы
Цель: Повышение качества и эффективности образовательных услуг через внедрение и активное использование информационно-коммуникационных...
Обобщение опыта работы по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательно-воспитательном процессе» iconПрименение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе школы
Васина О. С. Применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе/ Муниципальное образовательное учреждение «Информационно-диагностический...
Обобщение опыта работы по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательно-воспитательном процессе» iconРеферат Использование информационно-коммуникационных технологий в...
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе коррекционной школы
Обобщение опыта работы по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательно-воспитательном процессе» iconРазработка урока английского языка Тема: “Choosing
Создать условия для использования в учебно-воспитательном процессе на уроке информационно-коммуникационных технологий
Обобщение опыта работы по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательно-воспитательном процессе» iconТема: Использование информационно-коммуникативных технологий
Тема: Использование информационно-коммуникативных технологий икт в образовательном и воспитательном процессе
Обобщение опыта работы по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательно-воспитательном процессе» icon«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках...
Теоретические предпосылки использования информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языка
Обобщение опыта работы по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательно-воспитательном процессе» iconИспользование информационно-коммуникационных технологий на уроке
Использование новых информационных коммуникационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный...
Обобщение опыта работы по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательно-воспитательном процессе» iconТема: «Использование информационно-коммуникационных технологий в...
Описание педагогического опыта психолога, раскрывающего сущность его методической системы
Обобщение опыта работы по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательно-воспитательном процессе» iconСправка о наличии оборудования для использования информационно-коммуникационных...
В муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №18» имеется...
Обобщение опыта работы по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательно-воспитательном процессе» iconИспользование икт в учебно-воспитательном процессе
Прежде чем начать проектировать урок с использованием информационно – коммуникативных технологий, необходимо знать, что
Обобщение опыта работы по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательно-воспитательном процессе» iconРабочая программа по дисциплине «Использование современных информационных...
Астью которой является профессиональная компетентность. Предлагаемый учебно-методический комплекс дисциплины «Использование современных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск