Деловая игра





Скачать 84.24 Kb.
НазваниеДеловая игра
Дата публикации29.08.2014
Размер84.24 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы

Деловая игра


(суд над героями пьесы А.Н.Островского «Гроза» с элементами дискуссии)

(10 класс)

Цель: образование системы знаний о творчестве А.Н.Островского; привлечение внимания к проблеме «маленького человека», анализ нравственных проблем, умение отстаивать аргументировано свою позицию; воспитание уважения к женскому полу, толерантности.
Участники: присяжные заседатели, следователь, свидетели, родственники покойной, приглашённые.

Оборудование: плакаты, необходимая форма, трибуна; презентация

  1. Вступительное слово учителя (слайд 1)

Александр Николаевич Островский родился (слайд 2) 12 апреля (31 марта по старому стилю) 1823 года в Москве (слайд 3,4). Его творчество заложило основы национального репертуара русского театра. В комедиях и социально-психологических драмах Островский вывел галерею типов — от охваченных страстью к «деланию денег» своевластных, жестоких купцов, чиновников, помещиков до многочисленных слуг, приживалок, богомольных странников показал трагедию одаренных, тонко чувствующих женщин, судьбы людей из актерской среды, водевильные похождения скромного чиновника (слайд 5).

В детстве Александр (слайд 6) получил хорошее домашнее образование – изучал древнегреческий, латинский, французский, немецкий, впоследствии – английский, итальянский, испанский языки.

В 1835-1840 годах Александр Островский учился в Первой Московской гимназии (слайд 7).

В 1840 году поступил в Московский университет на юридический факультет, но в 1843 году из-за столкновения с одним из профессоров оставил учебу (слайд 8).В 1943-1945 годах служил в Московском совестном суде (губернский суд, рассматривавший гражданские дела в порядке примирительной процедуры и некоторые уголовные) (слайд 9).

1845-1851 – работал в канцелярии Московского коммерческого суда, уйдя в отставку в чине губернского секретаря. Работа в суде дала будущему драматургу богатый материал для его пьес.

Сегодняшний урок будет проходить в форме деловой игры – в форме суда над виновниками смерти Катерины (слайд 10). Во времена Островского и вплоть до XX века считалось, что «Гроза» написана по следам одного реального нашумевшего дела в Костроме. Сюжет пьесы был очень похож на этот случай: в Волге был найден труп молодой женщины, которая покончила с собой, не выдержав издевательств свекрови и безразличия мужа. Однако потом выяснилось, что пьеса была написана раньше этого происшествия (слайд 11).

Пьесы А.Н. Островского жизненны и их называли “пьесами жизни”(слайд 12).

2. Из зала суда (инсценирование пьесы)

Судья: Встать! Суд идёт. Заседание посвящено расследованию причин гибели Екатерины Кабановой. Излагаю суть дела. В Волге найден труп молодой женщины. Как установлено следствием, тело принадлежит Екатерине Кабановой, проживавшей в городе Калинове совместно с мужем, свекровью и сестрой мужа. Просьба зачитать заключение судебной экспертизы (слайд 13).

Присяжный: Следствие констатировало самоубийство.
Судья: Что привело молодую женщину к такому решению – броситься с обрыва в Волгу? На этот вопрос мы и должны сегодня ответить. Для дачи показаний вызывается свидетель Тихон Иванович Кабанов, муж покойной. Допрос ведёт следователь.

Следователь: Представьтесь.

Тихон: Тихон Петрович Кабанов (слайд 14)
Следователь:
Ваш домашний адрес.
Тихон: Город Калинов (слайд 15)
Следователь:
Ваше социальное положение.
Тихон: Мы – купцы будем.
Следователь: Что скажите о семейном положении?
Тихон: Моя жена умерла. Я - вдовец.
Следователь: Чем вы занимаетесь?
Тихон: Мы вместе с маменькой ведем торговлю (слайд 16)
Следователь:
Пытались ли вы защищать от нападок своей матери жену?
Тихон: Да заездили они меня совсем, не чаял вырваться. До защиты ли мне?
Следователь: Значит, нет. Что вы ответили жене, когда она умоляла вас взять её в поездку?
Тихон: “Ты ещё навязываешься” (слайд 17)
Следователь:
Чем вы занимались в отъезде?
Тихон: Всю дорогу гулял и в Москве гулял, “так, чтобы уж на целый год отгуляться! Ни разу про дом-то не вспомнил”.
Следователь: Что такое “гулял”?
Тихон: Да пил, конечно!
Следователь: Что вы ответили Кулигину, когда он советовал вам простить жену?
Тихон: “Да пойми ты, Кулигин, я-то бы ничего, а маменька-то... разве с ней сговоришься? Где уж мне своей волей жить!”
Следователь: Били ли вы свою жену?
Тихон: По приезде побил немного, да и то маменька приказала.
Следователь: Итак, Тихон Кабанов не был опорой для жены. Это бесхарактерный человек, пьяница, во всём слушался маменьку. Могла ли Катерина любить такого человека? Она старалась изо всех сил, но сам Тихон отталкивал её. И это послужило одной из причин гибели молодой женщины.
Судья: Для очной ставки вызывается свидетель Марфа Игнатьевна Кабанова (слайд 18). Очную ставку проводит следователь.
Следователь: Знаете ли вы этого человека?
Кабанова: Да, это мой сын Тиша.
Следователь: Знаете ли вы эту женщину?
Тихон: Да, это моя маменька.
Следователь: Воспроизведите сцену наставлений Тихона Катерине.
Кабанова: Я ему говорила: “Что же ты стоишь, разве порядку не знаешь? Приказывай жене-то, как жить без тебя”.
Тихон: Да она, чай, сама знает.
Кабанова: Разговаривай ещё! Ну, ну, приказывай! Чтобы я слышала, что ты ей приказываешь! А потом приедешь, спросишь, так ли всё исполнила.
Тихон: Слушайся маменьку, Катя!
Кабанова: Скажи, чтобы не грубила свекрови.
Тихон: Не груби!
Кабанова: Чтобы почитала свекровь, как родную мать!
Тихон: Почитай, Катя, маменьку, как родную мать!
Кабанова: Чтоб сложа ручки не сидела, как барыня.
Тихон: Работай, выполняй дела по дому.
Кабанова: Чтоб в окны глаз не пялила!
Тихон: Да маменька, когда же она...
Кабанова: Ну, ну!
Тихон: В окна не гляди.
Кабанова: Чтоб на молодых парней не заглядывалась без тебя!
Тихон: Да что же это, маменька, ей-богу!
Кабанова: Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит. Оно всё лучше, как приказано-то.
Тихон: Не заглядывайся на парней!
Следователь: Марфа Игнатьевна, почему вы старались унизить Катерину при людях? (слайд 19)
Кабанова:
Чтоб не зазнавалась. Я люблю, чтобы мне все в доме подчинялись, боялись. А молодые много воли взяли, старых порядков не знают совсем, старших не почитают.
Следователь: Почему вы постоянно донимали её бранью, упрёками?
Кабанова: За непослушание, непочтительность. Гордая она была больно, независимая. А я хозяйка дома – все мне должны повиноваться. Мои деньги – и воля, и законы мои (слайд 20)
Следователь:
Почему вы не пустили сына вытаскивать Катерину?
Кабанова: Вот ещё! Из-за неё да себя губить, стоит ли она этого. Сказала: “Прокляну, по миру пойдёшь. Вытащут: взглянешь”.
Следователь: Вот, господа судьи, вы видите, в какой обстановке приходилось жить молодой женщине. Постоянные унижения, попрёки со стороны свекрови, её деспотизм и самодурство – всё это делало невыносимой её жизнь и толкало к пропасти (слайд 21)
Судья: Для дачи показаний вызывается племянник Дикого Савёла Прокофьича Борис Григорьевич (слайд 22)
В ходе расследования установлено, что Катерина Кабанова имела с вами тайную любовную связь. Что вы можете рассказать суду о ваших отношениях с Катериной Кабановой?
Борис: Я любил Катю. Мы встречались с ней всего десять деньков, когда Тихон Иванович уехал в Москву по делам маменьки. Потом всё кончилось.
Следователь: Кто дал вам знать об отъезде мужа Катерины?
Борис: Варвара Ивановна, она всё и устроила (слайд 23)
Следователь: Что вам сказала Катя, когда вы впервые встретились?
Борис: Она всё повторяла: “Ведь я замужем, ведь мне с мужем жить до гробовой доски...”
Следователь: Где вы встречались?
Борис: В овраге, за садом.
Следователь: Кто ещё знал о ваших встречах?
Борис: Никто, кроме Варвары и Кудряша. И никто бы не узнал про нашу любовь с Катей, если бы она сама не рассказала.
Следователь: Вы считаете, что она поступила неправильно?
Борис: Конечно. Нам было хорошо, да и времени было довольно... Но Катя всё испортила. Она не умела таиться, хитрить, да и не хотела. Кто же знал, что за нашу любовь так мучиться придётся.
Следователь: Катя просила вас взять её с собой в Сибирь. Почему вы ей отказали?
Борис: Не по своей воле я в Сибирь-то ехал: дядя посылал.
Следователь: Таким образом, получается, что вы бросили свою возлюбленную на произвол судьбы. Итак, господа судьи, ещё одна причина гибели Катерины – это трусость, безволие её возлюбленного.
Судья: Спасибо. Для дачи показаний вызывается сестра мужа покойной Варвара Ивановна Кабанова (слайд 24)
Следователь: Какие у вас были отношения с покойной?
Варвара: Очень близкие. Я была в курсе всех её дел, она советовалась со мной.
Следователь: Что вы можете сказать о личности погибшей? (слайд 25)
Варвара: Странная она была! Не похожа на других. Уж очень совестливая. Врать не умела, потому мужу и свекрови всё рассказала. В Бога очень верила и решительная была. Как-то в детстве её обидели чем-то (это она мне рассказывала), она и убежала на Волгу, села в лодку и всю ночь “каталась”. На следующий день вёрст за десять нашли. Я её всё с птицей сравнивала – с такой большой белой птицей. Как-то она сказала мне: “Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица... Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела”. Но вольная птица попала в железную клетку. И билась, и тосковала, пока не освободилась. Теперь её душа свободна (слайд 26)
Следователь:
Как вы думаете, мог бы быть для Кати другой выход?
Варвара: Я думаю, что да! Промолчала бы, хотя с её характером не избежать ей было смерти. Вот её слова: “Коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь” (слайд 27)
Судья: В суд присяжных поступила записка от свидетеля Кулигина, который сам не смог явиться в суд. Зачитайте, пожалуйста.

Присяжный: “Жестокие нравы царят в нашем городе, жестокие! Стяжательство, зависть, духовное обеднение прочно укоренились здесь. В мещанстве вы ничего кроме грубости да бедности нагольной не увидите. Вот какой у нас городишко! У всех ворота заперты и собаки спущены. И не от воров они запираются, а чтоб люди не ведали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слёз льётся за этими запорами, невидимых и неслышимых! И что за этими замками разврату тёмного да пьянства! И всё шито и крыто – никто ничего не видит и не знает, видит только один Бог! А у потерпевшей характер был свободолюбивый, независимый, вот и не вытерпела она. Просьба учесть эти обстоятельства в ходе расследования”.

На трибуну вырывается Дикой (слайд 28)

Дикой: Что это вы тут судите-рядите? Кто позволил? Кто волю давал? Я в городе голова, у меня деньги, я и судья! Захочу – помилую, захочу – раздавлю. А Кулигин этот ваш – грубиян. Державиным каким-то шантажировал. Да за это его к городничему! А то и в Сибирь. Всех в Сибирь! Ишь ты, демократию развели! А Кабаниха – кума моя. Не трожь!

Судья: Савёл Прокофьич, вам никто слова не давал, сядьте, пожалуйста (слайд 29). Итак, суд допросил основных свидетелей, следователь дал свои заключения. Слово представляется суду присяжных для вынесения основного заключения.
Присяжный: Итак, перед нами предстала страшная картина жестоких нравов, царящих как в семье Кабановых, так и в целом в наших городах. Что мы видим? Невежество, стяжательство, грубость, серость, дикое ханжество, самодурство и деспотизм. В семьях насаждается домострой, при котором у женщины нет никаких прав. Право на свой выбор, право любить, право жить по своим убеждениям и понятиям – ничего этого нет. И жить в этом обществе душе свободолюбивой, гордой, независимой, честной, любящей, такой, как у Кати? Смириться? “Лучше могила”, – говорит Катерина. Лучше смерть, чем рабство. Такому сердцу душно и тошно жить в этом обществе. И для такого характера один выход – смерть. И вина тому – жестокие нравы, царящие в купеческих семьях, в купеческих городах! (слайд 30)
Судья:
На этом заседание объявляется закрытым.

 3. Дискуссия

Учитель: Давайте порассуждаем и ответим на следующие вопросы: (слайд 31)

  1. Кто виноват в смерти Катерины? Аргументируйте свой ответ.

  2. Каким вам представляется Тихон? Есть ли его вина в поступке Катерины?

  3. Как вы охарактеризовали бы отношения, сложившиеся между Катериной и свекровью?

  4. Ваше отношение к поступку Катерины с позиций человека нашего времени.

  5. Как вы считаете, был ли другой выход у Катерины? Аргументируйте свой ответ.

  6. Как вы считаете, Катерина сильная или слабая личность?

Учитель: Подводим итог нашей дискуссии. Мнения разделились, но большинство считают, что Катерина – сильная личность, выше этих жителей по своему воспитанию, культуре. Она, к сожалению, родилась не в свое время, намного раньше, поэтому страдает. Единственный выход – умереть, чтобы не мучиться самой и не мучить других.

Александр Николаевич Островский был талантливым драматургом. Он как истинный писатель умер на рабочем месте, за столом, 2 июня 1886 года. В это время он переводил трагедию В.Шекспира «Антоний и Клеопатра» (слайд 32,33)

Памятник А.Н.Островскому был поставлен в Москве у Малого театра, создателем которого он был (слайд 34). Его произведения будут жить всегда, ведь недаром их назвали «пьесами жизни» (слайд 35).


Использованная литература:


  1. Добролюбов Н.А. Темное царство» // Добролюбов Н. А. Литературная критика: В 2 т. М., 1984. Т. 2. С.117.

  2. «Русская трагедия: Пьеса А.Н.Островского «Гроза» в русской критике и литературоведении». СПб., 2002.

  3. Тамарченко Н.Д. Точка зрения персонажа и авторская позиция в реалистической драме «Гроза» // Русская трагедия… Цит. соч. С. 404.

  4. Сахновский В.Г. Влияние театра Островского на русское сценическое искусство // Цит. соч. С. 229.

  5. Долгов Н. А.Н.Островский. 1823–1923. Жизнь и творчество. Критика. Сценические образы. М.-П., 1923.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Деловая игра iconРолевая игра, деловая игра
...
Деловая игра iconС писок литературы по правовому воспитанию
Аминов, A. M. Деловая игра «Гражданином быть обязан»: [Игра по правовым знаниям] // Преподавание истории и обществоведения в школе....
Деловая игра iconДеловая игра «Музыка чувств младшего школьника»
Игра предназначена для родителей второклассников, проводится в течение учебного года с целью выяснения эмоционально-эстетического...
Деловая игра iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, квн, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т п
Деловая игра iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, квн, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т п
Деловая игра iconКонспект урока. Деловая игра «Корректор»
«Пермский край, земля Уральская», литературно-музыкальная композиция по сказам П. П. Бажова
Деловая игра icon«Что такое выборы?»
Деловая обучающая игра «Витамин» по разработке инициативных проектов для города Набережные Челны
Деловая игра iconКонспект Деловая игра «Связная речь и познание мира»
«Пермский край, земля Уральская», литературно-музыкальная композиция по сказам П. П. Бажова
Деловая игра iconКонспект открытого мероприятия Деловая игра «Что мы знаем о физкультуре?»
«Пермский край, земля Уральская», литературно-музыкальная композиция по сказам П. П. Бажова
Деловая игра iconДеловая игра «Генетика и медицина»
Автор: Рыбкин В. Р., к ф н., доцент кафедры социальной работы и организации работы с молодёжью
Деловая игра iconУрок деловая игра по теме: "Площади плоских фигур". 8-й класс
Учитель: Засимова Татьяна Николаевна, моу сош №5 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Климовск
Деловая игра iconУрок обобщения и систематизации знаний. По основному способу проведения
Урок – деловая игра по теме: «Применение производной в различных областях науки»
Деловая игра iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Направления деятельности социально-психологической группы. Деловая игра «Профессиональные качества предпринимателя»
Деловая игра iconПлан научно-исследовательской работы студентов иркутского филиала...
Деловая игра по Институциональной экономике на тему «Экономические институты в современной России»
Деловая игра iconДеловая игра к аттестации библиотечных специалистов «Библиотека и...
Гос впо по специальности 080105. 65 Финансы и кредит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №180 эк/сп
Деловая игра iconКонкурс «Театральный» Конкурс «Музыкальный»
Деловая игра «Успех моей будущей профессии» (профессии, не вошедшие в другие номинации)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск