Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»





НазваниеРусская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Дата публикации30.08.2014
Размер78.4 Kb.
ТипСказка
100-bal.ru > Литература > Сказка
Шункова Е.Л. – учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

«Алексеевской средней общеобразовательной школы №2

с углубленным изучением отдельных предметов»

Предмет: Литературное чтение, 2 класс.

Тема: Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Цели:

а) Обучающие цели:

1. Обобщить знания о русских народных сказках.

2. Выявить жанровую специфику и эмоциональную тональность сказки «Сест-

рица Алёнушка и братец Иванушка»

3. Учить высказывать и обосновывать мысли, делать выводы, умозаключения.

б) Развивающие цели:

1. Способствовать развитию и реализации каждым ребёнком собственной инди-

видуальности, проявлению литературно-творческих способностей.

2. Развивать познавательную активность, вызывая у ребёнка положительное от-

ношение к учению, предмету.

в) Воспитательные цели:

1. Формировать культуру речи.

2. Формировать умения осуществлять самоконтроль и самооценку.

3. Прививать интерес к чтению.

Оборудование: Выставка русских народных сказок; картина В.Васнецова «Алёнушка»; пословицы; музыка из сказки; компьютер, проектор, слайды (группы и виды сказок, иллюстрации к сказкам, особенности волшебной сказки).


Ход урока.
І. Организационный момент.

Учитель. Сейчас у нас урок чтения. Давайте представим себе, что вы короли и сидите на троне.

IІ. Введение в проблему урока.

Учитель. На сегодняшнем уроке я предлагаю вам побыть исследователями. Кто знает, кто такой следователь?

Ученик. Который что-то расследует.

Учитель. Исследователь литературы – тоже следователь. Хотите присоединиться к расследованию?

Для того, чтобы стать настоящими исследователями литературы, мало уметь читать… А что для этого нужно? (открывается слайд) Мы попробуем найти ответ на этот вопрос в конце урока.

- О чём же мы будем говорить сегодня на уроке, определите сами?

( звучит музыка из сказки)

Учитель. Кто догадался, что это за музыка?

Ученик. Она из сказки.

Учитель. Значит, какова будет тема нашего урока?

Ученик. Будем говорить о сказках.

IІI. Актуализация знаний.

Учитель. Когда вы были маленькими, мама или бабушка, укладывая вас спать, рассказывали вам сказки. И в далёком прошлом, когда были маленькими ваши дедушки и бабушки, им тоже рассказывали сказки взрослые.

Сказки – это один из основных жанров фольклора и появились очень давно.

На какие две группы делятся сказки?

Ученик. Народные и авторские.

(выводится на экран слайд)

Учитель. В чём их отличие?

Ученик. Народные сказки создавались народом, а авторские –писателем.

Учитель. Сейчас посмотрите на слайды, на которых будут появляться иллюстрации к сказкам. Ваша задача – узнать название сказки и определить народная или авторская она. (демонстрируются 3 сказ. слайда)

Ученик. « Волк и семеро козлят», «Репка», «По щучьему велению»

Учитель. Какие это сказки?

Ученик. Народные

Учитель. А теперь определите дальше.

Ученик. А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», С.Маршак Три поросёнка».

Учитель А это к какой группе отнесёте?

Ученик. Авторские, т.к у них есть писатель.

Учитель. На какие виды делятся сказки?

Ученик. Сказки бывают волшебные, бытовые, о животных.

( выводится на экран слайд)

Учитель. Отгадайте, о какой сказке следующие стихотворные строчки:

Удивляется народ:

Едет печка, дым идёт,

А Емеля на печи

Ест большие калачи!

Чай сам наливается,

По его хотению,

А сказка называется… («По щучьему велению»).
Сидит в корзине девочка,

У мишки за спиной.

Он, сам того не ведая,

Несёт её домой.

Ну, отгадал загадку?

Тогда скорей ответь!

Названье этой книжки… («Маша и медведь»).
Укатился он из дома,

По дороге незнакомой.

Ты узнал его, дружок?

Он – румяный… («Колобок»).

ІV. Сообщение темы и цели урока.

Учитель. Сегодня мы с вами глубже познакомимся со сказкой «Сестрица Алёнуш-ка и братец Иванушка», найдём все особенности русской народной сказки, и поста-раемся определить, какая она по своему характеру.

V. Работа над сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

  1. Чтение сказки учителем и хорошо читающими детьми по ролям.

  2. Беседа по вопросам.

Учитель. Почему автор сравнивает эту сказку с печальной песней?

Ученик. Потому что в сказке есть слова похожие на песню. Это песня козлёночка. Найдите их и зачитайте.

Учитель. Определите вид сказки.

Ученик. Это сказка волшебная.

Учитель. Докажите.

Ученики. Происходит волшебство:

- Иванушка превратился в козлёночка и опять стал человеком;

- Алёнушка утонув, осталась живой;

- Ведьма оборачивается Алёнушкой.

Учитель. Почему никто «ведьму не распознал», только Иванушке «всё было ведомо"?

Ученик. Так как ведьма – представитель волшебного мира и её может видеть только тот, кто находиться сам в волшебном мире. А Иванушка, обернувшись в козленочка, тоже стал представителем волшебного мира.

Учитель. Сколько раз Иванушка просил выплыть Аленушку на бережок?

Ученик. Три раза.

Учитель. Найдите ещё примеры действия магии числа 3, поскольку это число волшебного мира.

Ученик. Три раза просил напиться, три раза перекинулся через голову

Учитель. Что ещё характерно для сказки, как русской народной?

Ученик. Зачин и счастливый конец.

Учитель. Давайте зачитаем то и другое.

Учитель. Какие обстоятельства жизни заставили наших героев отправиться в дальнюю дорогу?

Ученик. Алёнушка пошла на работу, т.к. они осиротели.

Учитель. Через какое испытание им предстояло пройти?

Ученик. Испытание жаждой, которого Иванушка не выдержал.

Учитель. А почему же Иванушка превратился в козлёночка?

Ученик. Не послушал старшую сестру.

Учитель. Что же им помогло выдержать все испытания?

Ученик. Они не оставили друг друга в беде и любовь друг друга.

Учитель. В какой момент вы особенно переживали?

Ученик. Когда ведьма бросила Алёнушку в воду, привязав ей камень на шею.

Учитель. Многое мы узнали о Алёнушке. Но в сказке нет её описания какая она. Какой вы себе её представляете?

Ученик. Добрая, нежная, ласковая, заботливая, спокойная.

Учитель. А есть ли в этой сказке повторы? Найдите их в тексте.

Ученик. Шли-шли, жить-поживать, одни-одинёшеньки, подумала-подумала.

  1. Обобщение.

Учитель. Какие особенности волшебной сказки мы нашли?

Ученики. – Зачин и счастливая концовка;

- Волшебные предметы;

- Повторы слов;

- Уход из дома;

- Испытание;

- Превращения;

- Магия числа 3;

- Устаревшие слова;

- Добро побеждает зло;

Учитель. Чему учит нас эта сказка?

Ученик. Слушаться старших, любить друг друга и не оставлять близких в беде.

Учитель. Прочитайте комментарий автора учебника на стр.113. Согласны ли вы с этим высказыванием?

VІ. Физминутка.

В тёмном лесу есть избушка

Стоит задом наперёд

В той избушке есть старушка

Бабушка Яга живёт.

Нос крючком, глаза большие,

Словно уголья горят.

Ух, сердитая такая!

Дыбом волосы торчат.

VІI. Работа по картине.

Учитель. Как вы представляете облик Алёнушки, в тот момент, когда случилась беда?

Ученик. Она плачет, грустная.

Учитель. Художник В.Васнецов поможет нам сегодня увидеть Алёнушку в момент её горя. Рассмотрите картину внимательно.

(выводится на экран)

Здесь художник показывает нам как бы обобщённый образ русской девушки, выражает своё отношение к ней.

Почему Алёнушка такая печальная и задумчивая?

Ученик. Она плачет, жалеет о случившемся с её братом.

Учитель. Как вы думаете, какой момент в сказке вдохновил художника на этот сюжет? Найдите его в тексте.

Ученик. «Залилась Алёнушка слезами, села под стожок – плачет».

Учитель. Как удалось художнику изобразить её беду?

Ученик. Она сидит, опустив голову, волосы распущены, смотрит на тёмную воду, рот полуоткрыт и кажется, что вырывается стон.

Учитель. При помощи каких средств художник показал, что девочка сирота?

Ученик. На ней старая одежда, она босиком.

Учитель. Как художник на картине усиливает грусть?

Ученик. Нет ярких красок, тёмная вода, тёмныё лес, одежда блёклая.

Учитель. А почему В.Васнецов изобразил Алёнушку у воды?

Ученик. Именно с водой связаны грустные события в сказке.

Учитель. Какие именно, назовите.

Ученик. – Иванушка обернулся козлёночком, потому что хотел пить;

- В воду ведьма бросила Алёнушку;

- Иванушка разговаривает с Алёнушкой, лежащей на дне реки.

Учитель. Что роднит картину со сказкой?

Ученик. Грустное настроение и лирическая тональность.

Учитель. Содержание сказки вам теперь хорошо знакомо. Перед вами иллюстрация к данной сказке, ответьте на вопрос:

Назовите право, которое нарушила ведьма в этой сказке?

Ученик. Право на жизнь.

VІIІ. Домашнее задание . Представить, что бы случилось, если бы Иванушка ослушался сестру с первого раза. Как бы изменился сюжет сказки?

ІΧ.Самооценка.

Учитель. Ребята, вам понравилось быть исследователями? Помните ли вы, какое предположение мы выдвинули вначале урока? Давайте сделаем вывод: чтобы стать настоящими исследователями литературы, нужно уметь:

Ученики. – читать;

- рассуждать;

- думать;

- фантазировать.

Учитель. А сейчас, я попрошу вас оценить свою работу. Если вы довольны уроком и своей работой поднимите красный кружок, а если немного устали и поэтому работали не в полную силу, поднимите зелёный кружок.

Спасибо всем за урок!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» iconУрок чтения. Тема: «Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и новым видом сказок волшебные, обогащать словарный...
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знакомство со сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Работа над иллюстрацией к сказке
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Жили-были сестрица Алёнушка и братец Иванушка. И родители их часто повторяли одну пословицу. Прочитайте её
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Русские народные сказки: Гуси-лебеди. Морозко. Два мороза. Снегурочка. Иван-царевич и серый волк. Сестрица Аленушка и братец Иванушка....
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» iconКраткое содержание проекта Русская народная сказка. Примером взята...
Русская народная сказка. Примером взята волшебная сказка «Царевна лягушка». Русская народная сказка проникнута пафосом гуманистических...
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дети продолжат знакомиться со сказкой Джеймса Барри «Питер Пэн», Вспомнят сказку Шарля Перро «Красная Шапочка», Сказку братьев Гримм...
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» iconКонспект занятия на тему «Сказочное слово»
Аленушка и братец Иванушка», «Зимовье», «Морозко», «Царевна Лягушка», Крошечка Хаврошечка»; произведение А. С. Пушкина: «Сказка о...
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» iconУрок по литературному чтению по теме: «А. С. Пушкин «Сказка о царе...
«А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…(отрывок). Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть»
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» iconУрок по обучению грамоте в 1 классе на тему: «Согласные буквы Ш,ш,...
«Согласные буквы Ш,ш, обозначающие согласный звук ш. Русская народная сказка «Три медведя»
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» icon1 четверть
Дополнительное чтение: 1малые формы фольклора, русская народная сказка "Марья Моревна"
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» iconУроков по следующим предметам и темам
Русская народная сказка «Сивка-бурка» (авт. Л. Ф. Климанова и др. «Литературное чтение, 3 класс)
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» iconУрок-Викторина Тема: «Волшебные сказки»
Цели урока: формировать умение отличать волшебные сказки от сказок другого содержания; приобщить ребят к чтению сказок, вызвать интерес...
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» iconТема урока: «Лиса и журавль» (русская народная сказка)
Цель: Учить детей работать с текстом; развивать потребность в постоянном общении с искусством
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» icon«Начальная школа – начало начал»
Урок детской литературы в 3-б классе: «Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо». Анализ содержания»
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» iconПриложение № Русская народная сказка «Вершки и корешки»
Поехал мужик в лес репу сеять. Распахал землю, тут к нему медведь подходит и говорит
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
И. Токмакова. «В чудной стране». Русская народная сказка «Все у нас, слава Богу, хорошо!»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск