Скачать 57.78 Kb.
|
Планирование уроков русского языка в 9 классе Введение Урок 1. Цели и задачи курса русского языка в старших классах. Определение уровня сформированности у учащихся умений и навыков по русскому языку. Цель урока: познакомить учащихся с целями и задачами курса русского языка в старших классах, определить уровень сформированности у них умений и навыков по русскому языку. Основное содержание урока. Краткое вступительное слово учителя о содержании работы в старших классах: совершенствование речевых умений и навыков правописания, приобретённых в процессе изучения систематического курса русского языка в 4—8-х классах. II. Определение уровня сформированности у учащихся умений и навыков по русскому языку. Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием): Настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости: в радости ведь тоже нужна помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. Неразделённая радость не радость, и, кроме того, человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат, опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один. Поэтому берегите молодость до глубокой старости, цените всё хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретённого в молодости не проходит бесследно; привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде — тоже. Привык к работе — она вечно будет доставлять тебе радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий. Есть русская пословица, которая гласит: “Береги честь смолоду”. В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные — не давать спать! (По Д. Лихачеву). Дополнительное задание: сделать синтаксический разбор первого предложения, разобрать как часть речи слова несчастнее, избегающего, вечно (1 вариант), сделать синтаксический разбор второго предложения, разобрать по составу слова приобретённого, растрачивайте, бесследно (II вариант). Урок 2. Язык как средство общения, познания и мышления. Основные единицы языка и разделы науки о языке. Цель урока: систематизировать и обобщить знания учащихся о языке как средстве общения, познания и мышления, об основных единицах языка и разделах науки о языке. Материал для словарно-семантической работы: воплощать, логический, обильный, познание, сознание, умозаключение. Основное содержание урока. I. Систематизация и обобщение сведений о языке как средстве общения, познания и мышления. 1. Беседа по вопросам: Что такое язык? Какие функции выполняет он в обществе? Как вы понимаете выражение В. И. Ленина “Язык есть важнейшее средство человеческого общения”? Какие средства общения, кроме языка, вам известны? Существует ли взаимосвязь между развитием языка и развитием общества? 2. Прочитать текст и объяснить, как с помощью языка человек познаёт окружающий мир: Понятия невозможны без словесной оболочки, без закрепления в языке, хотя в языке и не полностью отражаются их признаки. С одной стороны, мы в прямом смысле закрепляем в языке достижения нашего познания, С другой — мы можем узнавать новое о предметах, явлениях, процессах действительности благодаря языку, через его посредство. Мы можем при его помощи получать новые знания из уже имеющихся путём логических умозаключений. (А. Леонтьев). 3. Краткие сообщения учащихся о других средствах общения (два-три ученика готовятся заранее, используя по возможности такую литературу: Ветвицкий В. Г. Занимательное языкознание. — М.—-Л., 1966: Кондратов А. М. Звуки и знаки. — М., 1966; Леонтьев А. Л. Возникновение и первоначальное развитие языка. — М., 1963; Язык и разум человека. — М., 1984; Что такое язык? — М., 1976: Мир человека и мир языка. — М., 1984; Феллер М. Д. Как рождаются и живут слова. — М., 1964; Фолсом Ф. Книга о языке. — М., 1974: и др.). Отметить преимущества языка перед всеми остальными средствами общения, вторичность и ограниченность сферы употребления неязыковых средств общения. 4. Указать, о каких функциях языка говорится в данных высказываниях: 1. Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли. (Л, Толстой). 2. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения. (К. Ушинский). 3. Язык—орудие мышления. Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. (А. Толстой). 4. Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которым он обладает, другим людям. (В. Короленко), 5. Слово отражает мысль: непонятна мысль — непонятно и слово. (В. Белинский). II. Систематизация и обобщение сведений об основных единицах языка и разделах науки о языке по табл. 2 (см.: Рус. яз. и лит. в сред. учеб. заведениях УССР. - 1988. — № 2. — С. 31). Подчеркнуть, что основными единицами языка являются звук, слово, предложение. Домашнее задание: используя высказывание о языке, данное К. Марксом ("Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание, и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми”), доказать, что язык -- общественное явление не только по своим функциям в обществе, но и по происхождению. Морфология. Орфография. Урок 3. Совершенствование умения определять части речи. Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Цель урока: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор; систематизировать и обобщить правила правописания не с разными частями речи, совершенствовать соответствующие орфографические умения и навыки. Материал для словарно-семантической работы: добродушный, благодушный, незлобивый, беззлобный, невыносимый, непереносимый, нестерпимый, несносный, невозможный. Основное содержание урока. I. Совершенствование умения определять части речи и производить их морфологический разбор. Определить, какой частью речи являются выделенные слова, устно разобрать два-три слова, относящихся к разным частям речи. Бывает поздней осенью, даже и после зазимка вернётся лето и зацепит уходящую осень огненным хвостиком. И осень растает, разнежится и притихнет. И тогда лес запахнет прощальным ароматом палой листвы, рубиновыми плодами шиповника и белым грибом, никем не тронутым, уже развалившимся, пропитанным водой, но всё ещё пахучим, напоминающим о прошлых погодах. В запахах леса есть что-то вечное и неистребимое, особо ощутимое в тёплые, мягкие и ласковые прощальные последние дни уходящей осени; она уже освободилась от нудных дождей, злючих наскоков зазимья и дотошных, всё обволакивающих иголок инея: всё ушло, всё в прошлом. (По Г. Троепольскому), II. Систематизация и обобщение правил правописания не с разными частями речи по пособию В. Ф. Грекова и др. (§ 58) или по пособию М.Т. Баранова и др. (с. 232—233). III. Совершенствование орфографических умений и навыков. 1. Выполнение упр. 318 из пособия В. Ф. Грекова и др. 2. Предупредительный диктант. 1. Кто говорит, что на войне (не)страшно, тот н..чего (не) знает о войне. (С. Орлов.). 2. (Не)смерть страшна — страшна твоя (не)милость. (А. Пушкин). 3. Ручей был (неглубокий, но очень бурный. (В. Быков). 4. Хорошо по жизни про нести счастье, (не) затронутое пулей, верность, (не) забытую в пути. (Ю. Друнина). 5. Он (Левинсон) был на редкость терпелив и настойчив, как старый таёжный волк, у которого, может быть, (не)достаёт уже зубов, но который властно водит за собой стаи — (непобедимой мудростью многих поколений. (А. Фадеев). 6. Тимохин испуганно и (не)доумевая смотрел на своего командира. (Л. Толстой). 7. А лётчик по-настоящему поверил наконец, что этот чёрный, старый, (не)весомый человек действительно (не)кто иной, как Алексей Мересьев, его боевой товарищ. (Б. Полевой). 3. Объяснительный диктант. Благоухание ландыша (не)слышишь за сто шагов. К нему нужно подойти вплотную и наклониться. Есть и люди, которых нельзя понять, (не)приблизившись к ним, (не)увидев их в кругу друзей или даже наедине. (Не)словами, а молчанием, добрым взглядом, улыбкой лучше всего раскрывается такой человек. Хорошего, доброго человека узнаёшь (не)мгновенно, а длительно, на протяжении времени. Только время и является истинным пробным камнем для всякого дела. (Не)один раз помочь, а много раз, (не)удобствами для себя. Вот тогда это подлинная доброта, (не)порыв, (не)движение напоказ. Добрый человек и в (не)лёгкий для себя час тоже (не)злобив и (не)может (не)помочь другу. (По О. Кожуховой). Домашнее задание: составить связное высказывание в научном стиле речи на тему “Слитное и раздельное написание не с разными частями речи”; выполнить упр. 319 (1) из пособия В. Ф. Грекова и др. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему | Педагогическая практика по русскому языку цели и задачи дисциплины Цель педагогической практики по русскому языку: подготовка студентов к полноценному выполнению учебно-воспитательных функций учителя... | ||
На уроках русского языка в 5-9 классах Сыктывкара обучение русскому языку в 5-9 классах в целях обеспечения непрерывного и преемственного учебного процесса по Образовательной... | Программа по русскому языку для базового уровня представляет собой... Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку, программы общеобразовательных... | ||
Учебно-тематический план по русскому языку 26 Календарно-тематическое... Настоящая рабочая программа разработана учителями русского языка и литературы мбоу «Гимназия №1» г. Нижневартовска для реализации... | Рабочая программа по русскому языку в 6 классе составлена на основе... Цель: научить различать стили литературного языка, развивать устную и письменную речь учащихся, воспитать любовь и уважение к русскому... | ||
Урок по русскому языку во 2 классе «В царстве корней» Цели урока:... ... | Урок русского языка во 2 классе Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку для 10 класса базового уровня и учебной программы по... | ||
Конспект урока русского языка во 2 классе по программе «Школа России» Определение уровня зун на начало учебного года в 4 и 5 классах (математика, русский язык), в 9, 10 классах (алгебра, обществознание,... | Урок русского языка в 5 классе Цель: научить различать стили литературного языка, развивать устную и письменную речь учащихся, воспитать любовь и уважение к русскому... | ||
Исследовательская работа по теме: «Особенности преподавания истории... I. Цели и задачи обучения истории в старших классах основной школы | Рабочая программа по русскому языку в 7 классе Составитель : Л. А. Борисенко А, классов составлена на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы курса русского языка... | ||
Сценарий квн по русскому языку в 5-6-х классах по теме "Выучи русский язык" Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах» | Комплексная работа с текстом в старших классах Главное же – это задания речевого характера, направленные на формирование умения воспринимать текст. Особое внимание обращается на... | ||
Спецификация контрольной работы по русскому языку для учащихся 9... Настоящая программа составлена на основании примерной программы вступительных экзаменов по русскому языку, разработанной Министерством... | Отчет о проведении «Недели русского языка и литературы» мо учителей русского языка и литературы «Неделя русского языка и литературы». Цель данного мероприятия-развитие познавательной деятельности учащихся, выявление одаренных... |