Скачать 93.73 Kb.
|
Приложение 8.4.2 Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный экономический университет» Программа вступительных испытаний по русскому языку для абитуриентов, поступающих в СГЭУ для обучения по программам среднего профессионального образования (на базе 9 классов) Составлена на основе кодификатора элементов содержания экзаменационной работы и требований к уровню подготовки выпускников для проведения в 2013 году ГИА по РУССКОМУ ЯЗЫКУ, подготовленного Федеральным государственным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ» федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации (www.fipi.ru) Самара 2013 Содержание
Введение Цель экзаменационной работы по русскому языку – проверить уровень орфографической и пунктуационной грамотности, навыки овладения лексическими, морфологическими, синтаксическими нормами. Содержание программы по русскому языку Общие сведения о языке Современный русский литературный язык как предмет научного изучения. Русский литературный язык – нормированная и обработанная форма общенародного языка. Русский язык как один из индоевропейских языков. Место русского языка в кругу родственных славянских языков. Язык и культура. Язык и история народа. Основные изменения в русском языке за последние десятилетия. Проблемы экологии языка. Русский язык в современном мире. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Русские писатели о богатстве и художественной выразительности русского языка. Лингвистика как наука о языке. Разделы лингвистики. Выдающиеся ученые-русисты. Основные лингвистические словари. Система языка Язык как система. Основные уровни языка. Фонетика. Звук как единица языка. Классификация гласных и согласных звуков. Смыслоразличительная роль звуков речи. Понятие о фонеме. Ударение в русском языке. Смыслоразличительная роль словесного ударения. Изобразительные средства фонетики русского языка. Интонация. Основные элементы интонации (логическое ударение, пауза, повышение-понижение голоса, тон речи и др.) Смыслоразличительная функция интонации. Основные требования к интонационно-правильной и выразительной речи. Лексика и фразеология. Слово как основная единица языка. Лексическое и грамматическое, прямое и переносное значение слов. Однозначные и многозначные слова. Переносное значение слов как основа тропов. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Исторические изменения в словарном составе языка. Архаизмы и историзмы. Основные источники пополнения лексики. Неологизмы. Происхождение слов: исконно русские и заимствованные слова. Старославянизмы. Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Диалектизмы, профессионализмы, слова-термины. Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Источники фразеологизмов. Лексические средства выразительности речи. Лексические словари русского языка. Морфемика и словообразование. Морфема как единица языка. Виды морфем. Чередование гласных и согласных в морфемах. Исторические изменения в структуре слов. Этимология как раздел лингвистики. Основные способы образования слов в русском языке. Словообразовательные средства выразительности речи. Морфемные и словообразовательные словари. Морфология. Части речи в русском языке. Самостоятельные и служебные части речи. Междометие. Имя существительное: значение, постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль. Способы образования имен существительных. Имя прилагательное: значение, постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль. Разряды имен прилагательных по значению. Способы образования имен прилагательных. Имя числительное: значение, постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль. Числительные количественные и порядковые. Разряды количественных числительных. Склонение числительных. Местоимение: значение, разряды, склонение. Глагол: постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль. Способы образования глаголов. Причастие. Деепричастие. Наречие. Значение наречий и их разряды. Способы образования наречий. Предлог. Понятие о предлоге. Функции предлогов. Разряды предлогов. Союз. Понятие союзов. Разряды союзов по значению. Частица. Понятие о частице. Функции частиц. Разряды частиц по значению. Междометие. Значение междометий. Морфологические средства выразительности речи. Синтаксис. Словосочетание и предложение как единица синтаксиса. Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи в словосочетаниях. Простое предложение. Грамматическая основа. Виды простого предложения по цели высказывания, по интонации. Односоставные и двусоставные предложения. Виды односоставных предложений. Члены предложения: главные и второстепенные члены; способы выражения членов предложения. Распространенные и нераспространенные предложения; полные и неполные предложения. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения. Обращения. Вводные слова и вводные предложения. Сложное предложение. Типы сложного предложения. Союзные и бессоюзные сложные предложения. Союзные сложные предложения: сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Сложносочиненные предложения с различными видами сочинительных союзов. Сложноподчиненные предложения с различными средствами связи. Виды сложноподчиненных предложений. Бессоюзные сложные предложения. Сложные предложения с различными видами связи. Предложения с прямой и косвенной речью. Синонимия синтаксических конструкций. Изобразительные средства синтаксиса. Орфография и пунктуация. Русское правописание как система общепринятых норм письма. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении между людьми. Справочники по орфографии и пунктуации. Орфография как система правил. Разделы русской орфографии и принципы написания. Правописание морфем. Принцип единообразного написания морфем – ведущий принцип русского правописания. Слитные, дефисные и раздельные написания. Роль смыслового и грамматического анализа при выборе правильного написания. Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов. Пунктуация как система правил постановки знаков препинания. Принципы русской пунктуации. Пунктуация как способ отражения на письме смысловой стороны речи, ее синтаксического строя и пунктуационных особенностей. Знаки препинания отдельные и выделительные. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них:
Речь Речевое общение, единство двух его сторон (передача и восприятие смысла). Разновидности речи по форме использования языка (устная и письменная речь). Разновидности речи по характеру участия собеседников в процессе общения (речь диалогическая и монологическая). Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (буквы, знаки препинания, дефис, пробел); ориентация на зрительное восприятие текста; возможность возвращения к написанному, совершенствование текста и т.п. Особенности устной речи: использование средств звучащей речи (темп, тембр, громкость голоса, интонация), жестов и мимики; ориентация на собеседника, на слуховое и зрительное восприятие речи, возможность учитывать немедленную реакцию слушателя. Повторы, прерывистость речи – типичное свойства устного высказывания. Диалог и монолог как разновидность устной речи. Формы устных высказываний и использование их в различных ситуациях общения: устный рассказ, выступление перед аудиторией, сообщения, доклад, ответ (краткий и развернутый) на уроке; дружеская беседа, диспут, дискуссия и т.д. Основные требования к содержанию и языковому оформлению письменного и устного высказывания Текст как речевое произведение. Основные признаки текста: смысловая и композиционная целостность, относительная завершенность высказывания. Содержательно-композиционный анализ текста. Развитие мысли в тексте. Актуальное членение предложений в тексте. Тема и рема в предложении. Средства связи предложений: лексический повтор, местоимения, однокоренные слова, слова близкой семантики, синонимы, антонимы, деепричастные обороты, союзы и др. Типы речи. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Семантические разновидности описания: описание предметов, описание места, описание состояния окружающей среды, описание состояния человека. Повествование изобразительное и информативное. Рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление, оценка действительности. Типологический анализ текста. Стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Речь разговорная и книжная, устная и письменная. Стили речи. Стилистическая окраска средств языка: книжная и разговорная, функционально-стилистическая, эмоционально-экспрессивная. Синонимы. Средства словесной образности. Тропы: эпитеты, сравнения, метафоры, метонимия, гипербола, ирония, аллегория, олицетворение, перифраз. Стилистические фигуры и особенности их использования в письменной речи: инверсия, параллелизм (одинаковое синтаксическое построение предложений), анафора (повтор слов или оборотов в начале отрезков речи), эпифора (повтор слов или выражений в конце смежных предложений), антитеза (противопоставление противоположных понятий), оксюморон (соединение понятий, логически исключающих друг друга), градация, эллипсис (пропуск члена предложения), умолчание и т.д. Требование к уровню подготовки выпускников Выпускник должен знать общие сведения о русском языке, о лингвистике как науке; признаки и особенности употребления в речи основных единиц языка. Выпускники, применяя полученные знания, должны уметь: создавать высказывания на лингвистическую тему в устной и письменной форме, оценивать предложенное высказывание на лингвистическую тему; анализировать особенности употребления основных единиц языка; соблюдать языковые нормы (орфоэпические лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях; владеть приемами редактирования текста (использовать возможности лексической и грамматической синонимии, устранять неоправданный повтор слов, неуместное употребление слов и выражений и т.п.); передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в виде плана, тезисов, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно использовать цитирование; анализировать текст с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей и использования изобразительно-выразительных средств языка; готовить рецензию (устную и письменную) на статью, книгу, фильм, спектакль, произведение живописи, музыкальное произведение. Список рекомендуемой литературы
|
Программа по дисциплине: «Русский язык» (для абитуриентов, поступающих... Настоящая программа составлена на основании примерной программы вступительных экзаменов по русскому языку, разработанной Министерством... | Программа вступительных испытаний по обществознанию для поступающих... Программа предназначена для абитуриентов, поступающих в гоу впо агту в 2010 год. Абитуриент, сдающий экзамен по обществознанию, должен... | ||
Программа вступительных испытаний по французскому языку для абитуриентов,... Тест,как одна из наиболее эффективных средств контроля в обучении иностранному языку | Программа вступительных испытаний по немецкому языку для абитуриентов,... Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №37 с углублённым изучением отдельных предметов» | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки магистратуры... О проведении краевых соревнований по мини-футболу среди обучающихся образовательных учреждений начального и среднего профессионального... | 3. вопросы вступительных испытаний Целью вступительных испытаний является отбор наиболее квалифицированных абитуриентов имеющих высшее образование для поступления в... | ||
Программа вступительных испытаний по дисциплине «Математика» Программа предназначена для самостоятельной подготовки абитуриентов к вступительному экзамену по математике поступающих на очную... | Программа по дисциплине: «Математика» (для абитуриентов, поступающих... Основой настоящей программы служит примерная программа вступительных экзаменов по математике, разработанная Министерством образования... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вступительных испытаний по «Истории» для поступающих на 1 курс для обучения по основной образовательной программе высшего профессионального... | Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих в нтгспа пояснительная записка Программа вступительных испытаний для абитуриента Академии вэгу по предмету «Биология» составлена на основе федерального компонента... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки магистратуры... Гаоу спо «Тюменский педагогический колледж №1», Уставом государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального... | Программа вступительных испытаний для абитуриентов, поступающих в... Научно-методическая тема: «Поиск новых возможностей информационно-методической работы в системе образования города Боготола» | ||
Программа вступительных испытаний по русскому языку для поступающих... Гос спо по специальности 080106. 51 Финансы (по отраслям), утвержденный Министерством образования РФ «18» марта 2002 г. Протокол... | Программа вступительных испытаний по биологии для абитуриентов, поступающих... Экология является теоретической базой медицины, биотехнологии и сельского хозяйства | ||
Литература (тест) Порядка приема в вузы, информация о приоритетности вступительных испытаний при ранжировании списков поступающих по результатам вступительных... | Программа вступительных испытаний по специальности Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована... |