РУССКИЙ ЯЗЫК
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с законом «Об образовании», требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной «Русский язык» (Образовательная система «Школа 2100»), в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №6, утвержденной приказом от 24.05.2012 №318.
Срок реализации программы – 1 год. Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:
развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
формирование элементарной лингвистической компетенции.
Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно
формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира;
формирование знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
развитие речи, мышления, воображение школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
освоение первоначальных знаний и лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явления языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять не сложные монологические высказывания;
воспитание эмоционального – ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Общая характеристика учебного предмета.
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
1) приобретение и систематизация знаний о языке;
2) овладение орфографией и пунктуацией;
3) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
4) развитие чувства языка. В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».
В 3-м классе расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Дети учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи.
Дети знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению. Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения.
В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений детей на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста.
В 3 классе продолжается развитие умений писать слова с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова с ь и ъ. Изучается правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне типа ссора, аллея, жужжит и правило их переноса. Отрабатывается умение писать слова с проверяемой и непроверяемой буквой безударного гласного в корне (на материале трёхсложных слов – с двумя безударными гласными в корне или в словах с приставками), а также проверяемыми буквами согласных в корне, с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня типа рассказ, рассвет. Дети учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова. Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарём. Вводится новая орфограмма–обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова. Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных (вкусный, чудесный и др.).
Дети знакомятся с окончанием и его функциями, усваивают определение окончания, основы слова, а также на практике постигают различие между изменением слова и образованием новых слов. Происходит знакомство с явлением чередования согласных в корне слова, на этом материале продолжается работа с группами однокоренных слов (наблюдение над лексическим значением однокоренных слов с чередованием согласных в корне типа дорога – дорожка – дорожный; подбор однокоренных слов). Эта работа связана с развитием орфографических умений, она ведётся регулярно в течение всего учебного года.
Кроме того, дети знакомятся с другими суффиксами и приставками, тренируются в образовании слов, в различении предлогов и приставок, в разборе по составу доступных слов, знакомятся со сложными словами.
В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.
Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии».Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.
Основные направления работы по развитию речи:
1. Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
2. Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов.
3. Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
4. Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией. Таким образом, курс русского языка, имеющий практическую направленность, выявляет значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, грамматические, речевые и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения. Отличие данной программы от других действующих в традиционной системе обучения и развивающих системах заключается в том, что:
1. Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс: овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение систематических знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.
2. Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звукобуквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.
3. Введено понятие «орфограмма», названы опознавательные признаки орфограмм.
4. Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами, которое вызывает у детей живой интерес.
5. Состав слова и лексика – «сквозные темы» всего курса.
6. Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объем изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.
7. Изучение языкового материала мотивировано его значимостью для успешного общения.
8. Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста. В авторскую программу изменения не внесены. Содержание программы
Развёрнутое тематическое планирование составлено на основе авторской учебной программы Бунеев Р.Н., Бунеева О.В., Пронина О.В. Русский язык, 2004.
На изучение предмета «Русский язык» в 3 классе отводится:
-170 часов в учебный год (5 часов в неделю).
В том числе:
- на написание контрольных работ (диктантов) – 5ч;
- написание проверочных диктантов – 4 ч;
- проведение проверочных списываний – 1 ч;
- проведение контрольных списываний – 2 ч;
- написание проверочных работ – 12 ч;
- написание свободных диктантов – 5 ч;
- написание творческих работ – 5 ч;
- написание сочинений – 4 ч;
- написание изложений – 2 ч. Диагностика учебных достижений по русскому языку осуществляется на основе проверочных и контрольных работ для 3 класса Е.В.Бунеева. Данные работы представлены в двух вариантах и позволяют выявить реальный уровень подготовки каждого учащегося по всем изучаемым разделам курса и определить наиболее эффективную индивидуальную траекторию его саморазвития.
Промежуточная и итоговая аттестация учащихся осуществляется согласно Уставу образовательного учреждения и Положению об аттестации обучающихся начальной школы. Слово (129 часов)
1. Закрепление умений звуко-буквенного анализа слов, постановки ударения в словах, различения ударных и безударных слогов; написания ь для обозначения мягкости согласных, ь и ъ разделительных.
Знакомство с явлением чередования согласных звуков в корнях слов (снег – снежок).
Развитие умений видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова с орфограммами, изученными во 2-м классе; слова с ь и ъ разделительными, переносить слова
с ь и ъ.
Написание слов с двойными согласными в корне, например класс, жужжит, ссора, с двойными согласными на стыке приставки и корня (рассказ, рассвет), перенос этих слов.
Правописание безударной гласной в корне (в двусложных словах, в трёхсложных словах с двумя безударными гласными в корне). Правописание слов со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова. Освоение разных способов проверки: подбор однокоренных слов, изменение формы слова.
Знакомство с орфограммой «Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в корне слова», правописание слов с этой орфограммой. Выведение общего правила правописания проверяемых согласных. Освоение написания слов типа вкусный, чудесный.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями по программе данного года обучения.
2. Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», развитие умения видеть корень в однокоренных словах, в том числе с чередующимися согласными; находить в слове корень путём подбора и сопоставления однокоренных слов, видеть в словах знакомые приставки и суффиксы, образовывать с их помощью новые слова. Знакомство с суффиксами -к-, -оньк-, -оват-, -еват-, -ишк-, -ышк-, их значением; образование слов с помощью этих суффиксов. Развитие умения писать слова с безударными гласными в приставках. Знакомство со сложными словами.
Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении. Основа слова (определение).
3. Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над словами, имеющими несколько значений. Составление предложений, в которых четко проявлялось бы каждое из значений слова. Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли этого явления в речи. Самостоятельный подбор 1–2 синонимов к данному слову. Наблюдение над особенностями употребления синонимов в речи. Практическое знакомство с антонимами.
4. Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; отличать предлоги от других слов.
Понятие об имени существительном. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Род, число имен существительных. Образование имен существительных с помощью суффиксов -онк-, -оньк-, -еньк-, -ок-, -ек-, -ик-, -очк-, -ечк-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -к-, -чик-, -тель-, -ник-.
Понятие о местоимении. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Раздельное написание местоимений с предлогами. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот.
Понятие об имени прилагательном. Изменение имен прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными. Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных. Суффиксы имен прилагательных -н-, -еньк-, -оват-, -еват-.
Понятие о глаголе. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по временам. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам. Правописание частицы не с глаголами. Неопределенная форма глагола. Правописание ь после ч в глаголах неопределенной формы. Предложение и текст (23 часа)
Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные; особенности интонации; оформление этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях. Логическое ударение, его роль в речи.
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения. Умение находить в предложении главные члены и второстепенные; определять, какие второстепенные члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому, распространять предложение. Предложения распространённые и нераспространённые.
Понятие об однородных членах предложения, их роли в речи. Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные члены предложения. Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и. Постановка запятой в предложениях с однородными членами, роль этого знака препинания в понимании смысла предложения.
Понятие о сложном предложении (на примере конструкции из двух частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака препинания: запятая разделяет два предложения, две мысли. Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания.
Развитие читательских умений на материале текстов учебника. Формирование правильного типа читательской деятельности. Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану. Повторение (18 часов) Развитие речи – одно из направлений работы на всех уроках русского языка. Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков. Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв, способов соединений. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочетов графического характера. Содержание авторской учебной программы, не обязательное для изучения, в развёрнутом тематическом планировании внесено в раздел «Элементы дополнительного (необязательного) содержания».
Результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование компетенций.
Регулятивные компетенции:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные компетенции:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные компетенции:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения, небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты изучения курса «Русский язык».
Учащиеся должны знать:
правила правописания слов с изученными орфограммами;
определения имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола;
название и определение членов предложения: главных (подлежащее, сказуемое) и второстепенных (без их дифференциации); однородных членов предложения.
Учащиеся должны уметь:
производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми и непроизносимыми согласными, с удвоенными согласными в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной гласной о и е; частицу не с глаголами; безударные гласные в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными согласными в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
Для реализации программного содержания курса русского языка используется следующий учебно-методический комплекс:
Бунеев, Р.Н., Бунеева, Е.В., Пронина, О. В., Русский язык. 3 класс. – М. Баллас, 2012.
Комиссарова, Л.Ю. Дидактический материал по русскому языку. 3 класс – М. Баллас, 2010
Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс: варианты 1, 2 – М.Баллас, 2012
«Русский язык. 3 класс» (Методические рекомендации для учителя). Авторы Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева.- Москва Баласс, 2011.
Систематическое использование ресурсов интернет - сети, демонстрация презентаций по отдельным темам, использование мультимедиа продуктов SMARTBoard.
№
п/п
|
Тема урока
| Кол.
часов
|
Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки учащихся
|
Вид контроля
| Элементы дополнительного содержания
| Формируемые компетенции
|
Д\З
| Дата проведения
| план
| факт
| Раздел 1. ПОВТОРЕНИЕ (12 часов)
| 1
| Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык»
| 1
| Вводный урок
(урок путешествие)
| Ознакомление с разделами, темами, содержанием учебника
| Уметь читать и понимать учебные тексты
| Карточки –путеводителя
|
|
Самостоятельно формулировать тему и цели урока.
Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.
Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.
|
|
|
| 2
| Что мы знаем о слове
| 1
| Урок повторения, обобщения и систематизации материала
| Закрепление знаний о слове
| Уметь работать со словарем
| Словарный диктант. Текущий.
|
| Записать
10 слов
по теме «Лето»
|
|
| 3-4
| Что мы знаем о тексте
| 2
| Урок повторения, обобщения и систематизации материала
| Закрепление знаний о различении предложения и текста
| Уметь:
– читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после;
– делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста;
– составлять простой план
| Текущий.
Устный опрос
| Признаки текста.
Уметь составлять простой план
| Упр. 1 с. 27;
Упр. 2 с. 27, подготовить рассказ по теме «Что я знаю о
тексте»
|
|
| 5
| Что мы знаем о слове, предложении, тексте
| 1
| Урок повторения, обобщения и систематизации материала
| Закрепление знаний о различении предложения и текста
| Текущий.
Устный опрос
| Введение понятия абзац, развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы
| Упр. 3 с. 28
|
|
| 6
| По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами
| 1
| Урок повторения, обобщения и систематизации материала
| Закрепление знаний о правописании безударных гласных
| Текущий.
Схема «Орфограммы»
|
| Упр. 4 с. 29, знать и уметь пользоваться памяткой
на с. 13
|
|
| 7-8
| Повторяем изученные орфограммы и их графическое обозначение.
| 2
| Урок повторения, обобщения и систематизации материала
| Закрепление знаний о правописании безударных гласных. Развитие умения списывать текст
|
| Текущий.
Выборочное списывание текста
| Развитие умения видеть опасные места в написанном и звучащем слове
| Упр. 5 с. 29;
Упр. 12 дид/материал
|
|
| 9
| Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы.
| 1
| Урок повторения, обобщения и систематизации материала
| Правописание безударных гласных
| Уметь:
– видеть в словах изученные орфограммы и другие «опасные» для написания места;
– графически обозначать выбор тех или иных написаний;
– писать слова с изученными непроверяемыми написаниями;
– писать текст под диктовку;
– правильно списывать текст
| Текущий.
Самостоятельная работа
| Освоение разных способов проверки
| Упр. 10
дид/материал
|
|
| 10
| Развитие умения писать заглавную букву в словах. Проверочное списывание
| 1
| Урок повторения, обобщения и систематизации материала
| Развитие навыка употребления прописной буквы в начале предложения, в именах собственных
| Текущий.
Схемы различных орфограмм
Списывание текста
|
| Упр. 29
|
|
| 11
| Правописание большой буквы в словах. Повторение алфавита
| 1
| Урок повторения, обобщения и систематизации материала
| Развитие навыка употребления прописной буквы в начале предложения, в именах собственных
| Текущий.
Самостоятельная работа. Тест.
|
| Упр. 14, 15 дид/материал
|
|
| 12
| Административная
входная контрольная работа
(диктант)
| 1
| Урок контроля ЗУН
|
|
| Тематический.
Проверочная работа
|
| Подготовка к словарному диктанту
С. 26
|
|
| Раздел 2. Слово. Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне (3 часа)
| 13
| Повторение понятий корень слова, однокоренные слова. Понятие о чередовании согласных звуков в корне слова.
| 1
| Урок повторения, обобщения и систематизации материала
| Развитие умения находить и исправлять ошибки; выделение значимых частей слова (корень)
| Понимать, что для правильного написания слов целесообразно подбирать однокоренные слова, в том числе в словах с чередующимися согласными в корне
| Текущий. Фронтальный, групповой.
Словарный диктант
| Развитие умения видеть в слове корень, в том числе и с чередующимися согласными
|
Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема). Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему).
| Упр. 1 с. 41,
Правило с. 33
|
|
| 14
| Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне
| 1
| Урок объяснения нового материала
| Освоение орфограммы, алгоритма действий при выборе способа проверки и правильном написании слов с чередующимися согласными звуками в корне
| Знать правило написания парных звонких и глухих согласных.
Уметь подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне
| Текущий.
Неосложнённое списывание
| Умение находить в слове корень путем подбора и сопоставления однокоренных слов
| Упр. 2 с. 41
|
|
| 15
| Развитие речи.
Творческая работа. Составление связного текста из деформированных предложений
| 1
| Урок развития речи
| Развитие навыка работы с деформированными предложениями
| Уметь письменно пересказывать текст
|
| Умение писать небольшие связные тексты по опорным словам
| Индивид.задания
|
|
| Раздел 3. Правописание проверяемых согласных букв в корне слова.
Удвоенные согласные в корне слова (12 часов)
| 16
| Правописание проверяемых согласных букв в корне слова
| 1
| Урок развития умения и навыков; практикум
| Правописание парных звонких и глухих согласных
| Уметь:
– правильно писать слова с проверяемыми согласными;
– владеть способами проверки;
– правильно писать слова с удвоенными согласными буквами в корне;
– письменно пересказывать текст;
– писать подробное изложение доступного текста
| Текущий.
Цифровой диктант
|
|
Пользоваться словарями, справочниками.
Осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Владеть монологической и диалогической формами речи.
Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Задавать вопросы.
| Упр. 3 с. 42
|
|
| 17
| Правописание проверяемых согласных букв в корне слова
| 1
| Урок развития умения и навыков; практикум
| Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных
| Текущий. Выборочное списывание
|
| Упр. 4, с. 42
|
|
| 18
| Развитие умения видеть изучаемую орфограмму в словах, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму
| 1
| Урок развития умения и навыков
| Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных
| Текущий.
Диктант с подготовкой
|
| Упр. 6, 7
с. 43
|
|
| 19
| Повторение
«Это ты знаешь и умеешь»
| 1
| Урок повторения, обобщения и систематизации материала
|
|
| Текущий.
Самостоятельная работа
|
| Индивид.задания
|
|
| |