Скачать 42.14 Kb.
|
Занятие №4 Здравствуйте, уважаемые участники ГИП! Вот уже и закончились новогодние каникулы. Предположу, что вы набрались сил, хорошего настроения и желания покорять новые высоты. Наша следующая «высота» будет связана с разделом «Синтаксис» и посвящена теме «Определение грамматической основы предложения». Опыт работы в качестве учителя, а также в качестве эксперта по проверке ЕГЭ по русскому языку подсказывает мне, что (увы!) эта несложная тема вызывает затруднения у многих учеников. Кроме того, участвуя в проверке олимпиадных заданий по русскому языку, убедилась в этом году снова, что и одарённые ученики делают элементарные ошибки в рамках заданий, посвящённых умению находить грамматическую основу. Итак, основная теория по теме. Тема: Определение грамматической основы предложения
Главный признак предложения – наличие грамматической основы (подлежащего и сказуемого или одного из главных членов): Утром начался дождь. Тишина. Смеркается. Подлежащее – главный член предложения, который отвечает на вопросы кто? что?: Все пришли вовремя. Морфологические способы выражения подлежащего:
Сказуемое – главный член предложения, который отвечает на вопросы что делать? что сделать? какое или каково оно? кто он такой или что оно такое? Виды сказуемых:
Простое глагольное сказуемое выражено глаголом в форме одного из наклонений. Лексическое и грамматическое значения в нём заключено в одном слове: Весна пришла неожиданно (изъявительное наклонение). Простое глагольное сказуемое согласуется с подлежащим в числе и лице в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения и в повелительном наклонении (Сделай уроки побыстрее.), в числе – в прошедшем времени изъявительного наклонения (Внезапно он замолчал) и в условном наклонении. Составным называется такое сказуемое, в котором лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах. Составное сказуемое может быть именным и глагольным. Составное глагольное состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение, и неопределённой формы глагола: Он начал рассказывать. Значения вспомогательного глагола: начало, конец или продолжение действия (Девочка продолжила рассказывать); возможность или желательность действия (Он собирался ждать). Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение, и именной части, выражающей лексическое значение. В роли связок могут быть глаголы, имеющие значение движения, состояния: прийти, вернуться, приехать: Мы возвратились с моря отдохнувшими. В состав именного сказуемого могут входить частицы это, словно, будто, не: Бедность не порок. Сердце не камень. (В этом случае тире между подлежащим и сказуемым не ставится). Именная часть составного именного сказуемого может быть выражена:
Предлагаю выполнить вам следующие задания.
Желаю успеха! Жду ваших ответов! Лариса Дмитриевна. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Выделение грамматической основы предложения, определение способов выражения подлежащего и сказуемого, типов сказуемых; определение... | Урока русского языка. Тема: «Связь слов в предложении» Знать и уметь применять общее правило нахождения грамматической основы предложения | ||
Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений текста? Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста? | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... С целью выработки умений быстро ориентироваться в тексте, выделять синтаксические конструкции предлагаем ряд упражнений, где особое... | ||
Урок по русскому языку 3-ий класс «Школа России» на тему «Определение... Тема: «Определение главных членов предложения и частей речи, которыми они выражены» | Какие слова являются грамматической основой в одной из частей данного предложения? Областное государственное бюджетное учреждение «Белгородский региональный центр оценки качества образования» | ||
Урок-презентация по немецкому языку в 4В классе по теме «У меня дома» Развитие языковых навыков по грамматической теме «Структура немецкого повествовательного и вопросительного предложения» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Урок русского языка в 8-м классе "Односоставные предложения. Предложения определенно-личные" Вопрос учителя: чем отличаются простые предложения в составе данного сложного предложения? | Мифологические основы грамматической категоризации в индоевропейских языках Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры всеобщей истории и этнографии | ||
Урок по русскому языку в 3 классе. Закрепление по теме «Члены предложения» Цели урока закрепить знания о главных и второстепенных членах предложения (должны знать на какие вопросы отвечают главные и второстепенные... | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Цель курса – овладение студентами нормативной английской грамматической системой, развитие грамматического навыка, а также общей... | ||
Название параграфа Определение как второстепенный член предложения. Виды определений (уроки 34 35) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Закрепление умения нахождения грамматической основы в предложении, определения способа её выражения | ||
Автор: Лиманская О. Н. Издательство: Сфера Год издания В данных методических рекомендациях рассматриваются вопросы формирования грамматической составляющей речевой системы, в частности,... | Перечень программ и технологий образовательной области «Физическая культура» В данных методических рекомендациях рассматриваются вопросы формирования грамматической составляющей речевой системы, в частности,... |