№№
п/п
| Программный материал
| Время изучения
| Цели и задачи раздела
| Примечания
| Вид контроля
|
1.
| Вводный урок. Художественная литература и история.
| 03.09
| Дать понятие о литературе как части исторического процесса. Показать жанровое разнообразие произведений исторической тематики. Указать роль авторской позиции.
|
|
|
Из устного народного творчества (3 ч)
|
2.
| Исторические песни XVI века. «Иван Грозный молится по сыне».
| 05.09
| Выявление различий былины, летописи и исторической песни.
|
|
|
3.
| Исторические песни XVII века. «Плач Ксении». «Возвращение Филарета».
| 10.09
| Своеобразие поэтики исторических песен.
|
|
|
4.
| Песни о Степане Разине.
| 12.09
| Выявление исторической основы солдатских песен и песен о Степане Разине.
|
|
|
Из древнерусской литературы (4 ч)
|
5.
| «Житие Сергия Радонежского».
| 17.09
| Выявление художественных особенностей жития и роли подвижнической деятельности Сергия Радонежского.
|
|
|
6.
| «Слово о погибели Русской земли…»
| 19.09
| Выявление художественной идеи произведения.
|
|
|
7-8.
| «Житие Александра Невского».
| 24.09
26.09
| «Церковный» и «светский» план «Жития…», авторская позиция.
|
|
|
Из литературы XVIII века (5 ч)
|
9.
| Г.Р. Державин - поэт и государственный чиновник. «Вельможа».
| 01.10
| Традиции и новаторство в оде «Вельможа».
|
|
|
10.
| Г.Р. Державин «Памятник».
| 03.10
| Выявление темы индивидуальной поэтической славы.
|
|
|
11.
| Н.М. Карамзин. Карамзин и Пушкин.
| 08.10
| Формирование мировоззрения писателя, сравнительная характеристика классицизма и сентиментализма.
|
|
|
12-13.
| Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».
| 10.10
15.10
| Основная проблематика, новый тип героя, образ Лизы.
|
| ПО: «Какие нравственные уроки вы извлекли из повести?»
|
Из литературы XIX века (31 ч)
|
14.
| Поэты пушкинского круга. Романтизм.
| 17.10
| Явления общественной и литературной жизни России начала ХIХ века. Романтизм как литературное направление.
|
|
|
15.
| В.А. Жуковский. Баллада «Лесной царь». Стихотворения «Невыразимое», «Море».
| 22.10
| Романтическое двоемирие.
|
|
|
16.
| К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин».
| 24.10
| Выявление особенностей взгляда поэта на историю.
|
|
|
17.
| А.С. Пушкин «19 октября» (1825 г.).
| 29.10
| Выявление художественной идеи стихотворения, утверждение нерушимости «лицейского духа».
|
|
|
18.
| А.С. Пушкин «Песни о Стеньке Разине».
| 31.10
| Выявление сходства и различия исторических песен о Стеньке Разине и произведений А. Пушкина.
|
|
|
19.
| Историческая основа романа «Капитанская дочка». Тема семейной чести (анализ 1-2 глав).
| 12.11
| Выявление исторической основы романа; особенности образа рассказчика.
| II четверть
|
|
20.
| Порядки в Белогорской крепости. Петр Гринев в испытаниях любовью и «дружбой» (анализ 3-5 глав).
| 14.11
| Смысл противостояния Гринева и Швабрина.
|
|
|
21.
| Тема человека и истории, народа и власти, внутренней свободы в романе (анализ 6-14 глав).
| 19.11
| Выявление художественной идеи романа.
|
|
|
22.
| Семинар по роману «Капитанская дочка».
| 21.11
|
|
| ПО: «Почему повесть называется «Капитанская дочка»?»
|
23.
| Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Особенности композиции поэмы «Мцыри». Смысл эпиграфа к поэме.
| 26.11
| Выявление особенностей композиции поэмы, смысл сравнения судьбы Ионафана, сына библейского царя Саула с участью горца (Мцыри).
|
|
|
24.
| Художественная идея поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
| 28.11
| Утверждение активного отношения к жизни, верности идеалу свободы.
|
|
|
25.
| Н.В. Гоголь. Пушкин и Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы. Знакомство с афишей комедии.
| 03.12
| Выявление значения «говорящих» имен героев комедии.
|
|
|
26.
| «Сборный город всей темной стороны». Анализ первого действия.
| 05.12
| Выявление авторской позиции.
|
|
|
27.
| Хлестаков и городничий. Анализ второго действия.
| 10.12
| Выявление общей логики поведения и речи городничего и Хлестакова по отношению к социальной среде «сборного города».
|
|
|
28.
| Хлестаков – «вельможа» и «значительное лицо». Анализ третьего действия.
| 12.12
| Выявление особенностей механизма превращения ничтожества в «вельможу» и «значительное лицо».
|
|
|
29.
| Хлестаков – ревизор. Анализ четвертого действия.
| 17.12
| Выявление особенностей мира чиновников «сборного города».
|
|
|
30.
| Художественная идея комедии. Анализ пятого действия.
| 19.12
| Соотнесение смысла эпиграфа комедии и заключительной сцены.
|
|
|
31.
| Речь как средство создания образов героев комедии. Новаторство Гоголя. Подготовка к сочинению по комедии «Ревизор».
| 24.12
| Определение сущности понятия «хлестаковщина».
|
| Сочинение по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
|
32.
| Жизнь и творчество И.С. Тургенева. Повесть «Ася».
| 26.12
| Выявление факторов, оказавших влияние на замысел повести «Ася».
|
|
|
33.
| Господин Н.Н. и Гагин. Русские и немецкие литературные традиции в повести.
| 14.01
| Внутреннее сходство господина Н.Н. и Гагина, проявляющегося в нерешительности и бездействии.
| III четверть
|
|
34.
| Композиция повести. Образ Аси.
| 16.01
| Причины противоречивости поступков героини; мотив смерти в повести.
|
|
|
35.
| Образ природы. Тема рока в повести. Подготовка к письменной работе.
| 21.01
| Выявление символического значения образа Рейна как реки жизни и одновременно реки забвения;
|
| ПР: «Сравнение повести И.С. Тургенева «Ася» со стихотворением в прозе «Стой!»
|
36.
| Н.А. Некрасов. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны…»
| 23.01
| Выявление особенностей звучания темы Крымской войны в стихотворении «Внимая ужасам войны…»
|
|
|
37.
| Н.А. Некрасов «Зеленый шум». Подготовка к сочинению по картине А. Рылова «Зеленый шум».
| 28.01
| Выявление гуманистической идеи стихотворения «Зеленый шум».
|
| Чтение наизусть
|
38.
| А.А. Фет «Целый мир от красоты…»
| 30.01
| Выявление художественной идеи стихотворения.
|
|
|
39.
| А.Н. Островский Пьеса-сказка «Снегурочка». Своеобразие сюжета. Элементы фольклора в сказке.
| 04.02
| Выявление сходства сюжета и композиции пьесы-сказки с волшебной сказкой.
|
|
|
40-41.
| Особенности конфликта пьесы-сказки. Берендеево царство в пьесе Островского.
| 06.02
11.02
| Выявление особенностей конфликта пьесы-сказки, смысл финала.
|
|
|
42.
| Л.Н. Толстой «Отрочество» (анализ глав).
| 13.02
| Выявление особенностей мировосприятия Николеньки Иртеньева.
|
|
|
43.
| История создания рассказа Л.Н. Толстого «После бала». Анализ первой части рассказа.
| 18.02
| Выявление исторической и философской основы рассказа, особенностей композиции, значения деталей.
|
|
|
44.
| Анализ второй части рассказа «После бала».
| 20.02
| Выявление художественной идеи рассказа.
|
|
|
Из литературы ХХ века ()
|
45.
| Максим Горький «Макар Чудра». Художественное своеобразие ранней прозы Горького.
| 25.02
| Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности.
|
|
|
46.
| М. Горький «Мой спутник». Образ Шакро и рассказчика. Проблема слияния «разумного» и «стихийного» начал.
| 27.02
| Выявление проблемы слияния «разумного» и «стихийного» начал.
|
|
|
47.
| В.В. Маяковский - поэт, художник, актер.
| 04.03
| Выявление характерных черт лирики Маяковского.
|
|
|
48.
| Поэт и толпа в стихах Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям».
| 06.03
| Выявление художественной идеи стихотворения.
|
|
|
49.
| Н.А. Тэффи «Свои и чужие».
| 11.03
| Выявление особенностей построения сюжета и композиции лирической сатиры Тэффи.
|
|
|
50-51.
| М.М. Зощенко. Большие проблемы «маленьких людей». «Обезьяний язык».
| 13.03
18.03
| Знакомство с ключевыми темами творчества Зощенко, выявление художественного своеобразия рассказов.
|
|
|
52.
| Н.А. Заболоцкий. Темы лирики 40-50-х годов.
| 20.03
| Выявление ключевых тем творчества Заболоцкого данного периода.
|
|
|
53.
| Н.А. Заболоцкий «Я не ищу гармонии в природе…»
| 01.04
| Выявление художественной идеи стихотворения.
| IV четверть
|
|
54.
| Н.А. Заболоцкий «Некрасивая девочка», «Старая актриса».
| 03.04
| Выявление художественной идеи стихотворения. Противопоставление подлинной красоты и счастья мнимому «сверканию».
|
| ПО на вопрос, поставленный поэтом в стихотворении «Некрасивая девочка»
|
55.
| М.В. Исаковский «Катюша».
| 08.04
| Выявление особенностей поэтики песни, художественной идеи.
|
|
|
56.
| М.В. Исаковский «Враги сожгли родную хату…»
| 10.04
| Выявление художественной идеи стихотворения.
|
|
|
57.
| М.В. Исаковский «Три ровесницы»
| 15.04
| Совершенствование навыков анализа лирического произведения.
|
|
|
58.
| А.Т.Твардовский «За далью – даль». История создания поэмы. Анализ первой главы.
| 17.04
| Выявление смысла названия поэмы, художественной идеи первой главы.
|
|
|
59.
| А.Т. Твардовский. Анализ главы «Огни Сибири».
| 22.04
| Выявление художественной идеи главы.
|
|
|
60-61.
| В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет».
| 24.04
29.04
| Выявление художественной идеи рассказа.
|
| Сочинение о дорогих нам людях.
|
62.
63.
64.
| В.Г. Распутин «Уроки французского». Нравственные проблемы рассказа.
| 06.05
08.05
13.05
| Выявление художественной идеи рассказа.
|
|
|
Из зарубежной литературы (4 ч)
|
65.
| Эпоха Возрождения. У. Шекспир «Ромео и Джульетта».
| 15.05
|
|
|
|
66.
| Идеалы Возрождения в трагедии «Ромео и Джульетта».
| 20.05
|
|
| ПО «В чем бессмертие трагедии «Ромео и Джульетта»?»
|
67.
| М. Сервантес «Дон Кихот». Основная проблема и художественная идея романа «Дон Кихот».
| 22.05
|
|
|
|
68.
| Образ Дон Кихота.
| 27.05
|
|
|
|
69. 70.
| Итоговый урок по курсу литературы 8 класса.
Резерв
| 29.05
|
|
|
|