Программа учебного предмета «Оркестровый класс»





НазваниеПрограмма учебного предмета «Оркестровый класс»
страница1/3
Дата публикации10.09.2014
Размер0.64 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
  1   2   3


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»,

«ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Предметная область

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

ПРОЕКТ
примерной программы по учебному предмету

В.01.УП.02.ОРКЕСТРОВЫЙ КЛАСС


Москва 2012


Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебной нагрузки и ее распределение

II. Требования к уровню подготовки обучающихся



III. Методические рекомендации преподавателям
IV. Рекомендуемая нотная литература


V. Примерный репертуарный список
- Произведения для струнного оркестра;

- Произведения для струнного оркестра с духовыми инструментами;

- Произведения для малого симфонического оркестра;

- Произведения для солиста в сопровождении струнного оркестра;

- Произведения для хора и оркестра;
VI. Рекомендуемая методическая литература


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Оркестровый класс» составлена на основании федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Струнные инструменты» и «Духовые и ударные инструменты», а также на основе Программы для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств) «Оркестровый класс», рекомендованной к использованию Министерством культуры СССР в 1990 году.

Оркестровый класс – учебный предмет, который может входить в вариативную часть учебного плана дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства при условии реализации в школе различных видов музыкальных инструментов, участвующих в коллективном музицировании.

Создание оркестровых коллективов дол­жно быть первоочередной задачей образовательного учреждения. Решение этой задачи возможно лишь при продуманном, про­порциональном планировании контингента школы, а также: наличии квалифицированных педагогических кадров, достаточно развитых материально-технических и других условиях реализации предпрофессиональных программ.

В работу оркестрового класса необходимо вовлекать уча­щихся, обучающихся на различных оркестровых инструмен­тах (струнных, ударных, духовых).

Распределение учащихся по группам для проведения за­нятий планируется на каждый учебный год. Необходимо стремиться к пропорциональному соотношению всех групп оркестра. Количество групп определяется в зависимости от состава оркестро­вых коллективов в школе.
Сроки реализации учебного предмета

По образовательным программам с восьмилетним сроком обучения к занятиям в оркестре привлекаются учащиеся 5-8 классов, наиболее подготовленные учащиеся 4 класса.

По образовательным программам с пятилетним сроком обуче­ния к занятиям в оркестре привлекаются учащиеся 3-5 классов, наиболее подготовленные учащиеся 2 класса.

Для учащихся, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения программы «Оркестровый класс» может быть увеличен на 1 год.

Объем учебной нагрузки и ее распределение

Предлагаемая недельная нагрузка по предмету «Оркестровый класс» – 2-3 часа в неделю, в соответствии с учебным планом детской школы искусств.

Детская школа искусств определяет время, необходимое для планомерной и це­ленаправленной работы оркестрового класса. Эти часы могут быть использованы как на занятия по группам (в мелкогрупповой или групповой форме), так и на сводные занятия (консультации). Кроме того, на сводные занятия оркестра учебные планы могут предусматри­вать дополнительно 1-2 часа в месяц (из количества часов, предусмотренных ФГТ на консультации).

II. Требования к уровню подготовки обучающихся

За время обучения в оркестровом классе у учащихся должен быть сформирован комплекс умений и навыков, необходимых для совместного музицирования, а именно:

  • исполнение партии в оркестровом коллективе в соот­ветствии с замыслом композитора и требованиями дирижера; чтение нот с листа;

  • понимание музыки, исполняемой оркестром в целом и отдельными группами; умение слышать тему, подголоски, сопровождение;

  • аккомпанирование хору, солистам;

  • умение грамотно проанализировать исполняемое оркестровое произведение.

Знания и умения, полученные учащимися в оркестровом классе, необходимы выпускникам впоследствии для участия в различных непрофессиональных творческих музыкальных коллективах, а также для дальнейших занятий в оркестровых классах профессиональных учебных заведений.

Выступление оркестра рассматривается как вид промежуточной аттестации.

В конце первого и второго полугодия учебного года руко­водитель оркестрового класса выставляет учащимся оценки. При этом учитывается общее развитие ученика, его актив­ность и успехи в освоении навыков оркестровой игры, соблю­дение оркестровой дисциплины.

III. Методические рекомендации преподавателям

Работа руководителя оркестрового класса распределяется по следующим этапам: изучение произведений по партиту­ре и подготовка к работе с оркестром (в частности, подго­товка партий), проведение учебных занятий по группам, сводных занятий, а также репетиций и концертов.

Работа оркестрового класса в течение учебного года ве­дется по заранее намеченному плану. В плане указывается репертуар для изу­чения на текущий год, определяется примерное количе­ство выступлений оркестра. При этом учитываются возмож­ности учеников, подготовленность к занятиям в оркестре учащихся разных классов. Неоправданное завышение прог­раммы препятствует прочному усвоению учащимися навыков оркестровой игры, ведет к перегрузке и снижает интерес к занятиям.

В репертуар оркестрового класса необходимо включать произведения русской, советской и зарубежной музыкальной литературы различных жанров и форм. Большое воспита­тельное значение имеет работа над полифонией (обработка народных песен, оригинальные сочинения полифонического склада). В национальных республиках необходимо большее внимание уделять пополнению репертуара из произведений народной музыки и национальных композиторов.

Представленные в репертуарном списке произведения для оркестра (оригинальные и переложения) делятся на три группы: I, II и III ступени трудности, что отмечено в специальной графе.

Репертуарный список включает в себя следующие разделы:

  • произведения для струнного оркестра; произведения для струнного оркестра с духовыми инстру­ментами;

  • произведения для малого симфонического оркестра; произведения для солиста в сопровождении струнного ор­кестра;

  • произведения для хора и оркестра.

Репертуарный список не является исчерпывающим. Руководитель оркестрового класса может по своему усмотрению пополнять его новыми, вновь издаваемыми сочинениями, со­ответствующими музыкально-исполнительским возможнос­тям учащихся, обрабатывать и делать переложения произве­дений для того состава оркестра, который имеется в школе.

Целесообразно участие в детском оркестре педагогов ор­кестрового отдела - это способствует более успешной рабо­те. Пример совместного музицирования педагогов и учащих­ся поднимает уровень исполнительства, ведет к лучшему вза­имопониманию педагогов и учеников.

В школьном оркестре желательно участие пиа­ниста-концертмейстера, особенно в тех оркестрах, где отсут­ствует контрабасовая группа. Фортепиано уплотняет звуч­ность оркестра, создает интонационно чистую основу произ­ведения, помогая учащимся в овладении интонацией.

По усмотрению педагога могут использоваться клавишные электронные инструменты. В зависимости от качества инструмента им можно заме­нять группу духовых, а также дополнять группу струнных для более полного глубокого звучания.

В течение года руководитель оркестрового класса дол­жен подготовить с коллективом 4-6 разнохарактерных про­изведений, которые рекомендуется исполнять в различных концертах. В целях более продуктивной работы и подготовки большего коли­чества произведений целесообразна организация разучивания оркестро­вых партий с помощью педагогов оркестрового отдела.

IV. РЕКОМЕНДУЕМАЯ НОТНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеенко Б. Симфониэтта «Пионерская».— Киев, 1983

2. Аливердибеков Н. Октябрьские песни школьников: Кантата для детского хора, унисона скрипачей и симфонического оркестра/ Пере­ложение для хора, унисона скрипачей и фортепиано.- Баку, 1973

3. Ансамбли юных скрипачей. Вып. 4-8.- М., 1979, 1981, 1985, 1987, 1988

4. Волшебная свирель: Детские и юношеские хоры в сопровождении ансамбля скрипок / Ред. В. Попов,— М., 1978

5. Восемь (8) пьес в легкой обработке для струнного оркестра / Ред. С. Асламазяна, - М., 1946

6. Габуния Н. Элегия: для камерного оркестра.- Тбилиси, 1981

7. Гендель Г. Увертюра к опере «Родриго»: Для камерного оркестра / Под ред. А. Готлиба и Г. Талаляна. - М., 1961

8. Глинка М. И. Отрывки из опер «Руслан и Людмила» и «Иван Суса­нин» / Переложение Н. А. Римского-Корсакова для струнного оркестра. - М., 1952

9. Глодяну Л. Сюита для камерного оркестра и детского хора.- М., 1971

10. Григ Э. Сюиты №№ 1 и 2 из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт».- М., 1980

11. Девять пьес / Переложения для детского струнного оркестра Д. Лепилова.- М., 1951

12. Калнынь А. 10 латышских народных песен для симфони­ческого оркестра.- Л., 1980

13. Кангро Раймо. Простая симфония для камерного оркестра. - Л., 1982

14. Кленицкис А. Летний день: Сюита для детского хора и симфони­ческого оркестра. - Л.-М., 1965

15. Легкие пьесы для струнного и малого симфонического оркестров ДМШ. Вып. 1 / Сост. Д. Румшевич.- Л., 1968

16. Легкие пьесы для струнного и малого симфонического оркестров ДМШ. Вып. 2 / Сост. Д. Румшевич.- Л., 1969

17. Легкие пьесы для струнного оркестра / Сост. Д. Лепилов. - М., 1978

18. Медынь Я. Легенда для струнного оркестра.- Рига, 1981

19. Музыка XVIII века: Для струнного оркестра. Вып. 1 / Ред. Л.М.Гозмана. - Л., 1974

20. Музыка XVII—XVIII веков: Для струнного оркестра. Вып. 2 / Ред. Л, М, Гозмана.- Л., 1975

21. Музыка XVIII века: Для струнного оркестра. Вып. 3 / Ред. А. Г. Асламазова.- Л., 1973

22. Одиннадцать пьес русских композиторов / Переложения для струнного оркестра / Под ред. С. Асламазяна.- М., 1951

23. Педагогический репертуар ДМШ: Пьесы русских композиторов / Обр. для струнного оркестра 3. Финкельштейна. - М., 1962

24. Педагогический репертуар оркестровых классов ДМШ: Сборник инструментальных пьес и концертов в сопровождении струнного орке­стра / Под ред. С. Асламазяна. - М., 1954

25. Педагогический репертуар оркестровых классов ДМШ: Избранные инструментальные концерты / Ред. Ю. Уткин. - М., 1956

26. Педагогический репертуар оркестровых классов ДМШ: Сборник классических пьес (Бах—Гендель) / Ред. С. Асламазян. - М., 1956

27. Педагогический репертуар оркестровых классов ДМШ: Сборник пьес советских композиторов / Ред. Ю. Уткин. - М., 1958

28. Популярные произведения для камерного оркестра. Вып. 1 / Ред. Ю. Алиев.- Л., 1982

29. Популярные произведения для камерного оркестра. Вып. 2 / Ред. Ю. Алиев.- Л., 1983

30. Популярные произведения для камерного оркестра. Вып. 3 / Ред. Ю. Алиев.- Л., 1984. Вып. 4- Л., 1985. Вып. 5- Л., 1987

31. Произведения для камерного оркестра / Ред. С, Разоренов.- М., 1979

32. Произведения для камерного оркестра.- Вып. 2 / Ред. О. Кузи­на.- М., 1983

33. Произведения для хора в сопровождении струнного оркестра / Сост. и обр. 3. Финкельштейна. - М., 1963

34. Произведения советских композиторов для струнного оркестра. Вып. 1 / Ред. В. Кирпань.- М., 1983

35. Произведения советских композиторов для струнного оркестра. Вып. 3 / Сост. Н. Адлер. - М., 1983

36. Пьесы для струнного оркестра / Сост. Д. Лепилов. - М., 1979

37. Пьесы советских композиторов для симфонического оркестра. Ре­пертуар симфонических оркестров ДМШ и музыкальных училищ. Вып. 1. - М., 1971

38. Пьесы советских композиторов для симфонических оркестров ДМШ и музыкальных училищ. Вып. 2 / Ред. Б. Аронович.- М., 1974

39. Пьесы советских композиторов для симфонического оркестра. Ре­пертуар симфонических оркестров ДМШ и музыкальных училищ. Вып. 3 / Ред. Б. Аронович. - М., 1979

40. Пьесы советских композиторов для школьного струнного оркест­ра. Вып. 1 / Переложения С. Асламазяна. - М,, 1968

41. Раков Н. Произведения для камерного оркестра. - М., 1984

42. Раксз Н. Пьесы для двух скрипок в сопровождении струнного ор­кестра. - М,, 1965

43. Репертуар оркестровых классов ДМШ / Переложения пьес со­ветских композиторов Ю. Александрова. - М., 1959

44. Ряэтс Я. Школьная кантата для детского хора и детского симфо­нического оркестра.- Л..- М., 1971

45. Сборник "Мы любим ..." Репертуар симфонических оркестров для детей и юношества / Ред. Ю.Блинов. - М., 1964

46. Сборник пьес в переложении для струнного оркестра ДМШ. – М., 1956

47. Сборник пьес для камерного оркестра. Вып. 2.- М., 1967

48. Сборник пьес для струнного оркестра / Ред. В. Блок, В. Доброхо­тов.- М., 1964

49. Сборник пьес для струнного оркестра. Вып. 4 / Ред. Е. Баркан.- М., 1793

50. Сироткин С. Детская спортивная сюита для симфонического орке­стра - М., 1980

51. Таранса Г. Кончерто гроссо для флейты, английского рожка, фагота, струнных. – Киев, 1983
V. ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК

Произведения для струнного оркестра

Автор

Название пьесы

Степень трудно­сти

№ сбор­ника*

1

2

3

4

Александров А.

Менуэт

I

27

Альбиони Т.

Адажио

II

23

Айвазян А.

Песня

III

16

Аракишбили Д.

Два кавказских танца

II

46

Аренский А.

Фуга на тему «Журавель»

II

22

Армянская

на­родная песня

Праздничная

III

40

Артемов В.

Пьеса

II

38

Бакланова Н.

Мазурка

Менуэт

I

I

5

5

Бальцони Дж.

Менуэт

I

28

Барток Б.

Детям (9 пьес)

I -II

3

Бах И. С.

Фуга № 22

III

46




Рондо

II

46




Бурре

II

17




Сюита № 1: Гавот

II

17




Сюита № 1: Паспье

II

17




Сюита № 3: Ария

III

17




Сюита № 3: Гавот

II

26, 17




Сюита № 4: Менуэт

II

26




Фуга

II

26




Кантата № 142: 4 части

III

26




Бурре

II

26
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебного предмета «Оркестровый класс» iconПримерная программа по учебному предмету В. 01. Уп. 02. Оркестровый класс
«Струнные инструменты» и «Духовые и ударные инструменты», а также на основе Программы для детских музыкальных школ (музыкальных отделений...
Программа учебного предмета «Оркестровый класс» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Литература»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Программа учебного предмета «Оркестровый класс» iconПрограмма учебного предмета «физическая культура»
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Физическая...
Программа учебного предмета «Оркестровый класс» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Музыка»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Программа учебного предмета «Оркестровый класс» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Музыка»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Программа учебного предмета «Оркестровый класс» iconСтруктура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика...
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Программа учебного предмета «Оркестровый класс» iconРабочая программа по предмету «Литература»
Ка учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Литература»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Программа учебного предмета «Оркестровый класс» iconРабочая программа по предмету «Русский язык»
Учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Русский язык»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Программа учебного предмета «Оркестровый класс» iconПояснительная записка Ведение рабочая программа по биологии для основной...
Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета биология; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Программа учебного предмета «Оркестровый класс» iconРабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» 9 класс
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами...
Программа учебного предмета «Оркестровый класс» iconРабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» 8 класс
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами...
Программа учебного предмета «Оркестровый класс» iconПояснительная записка Ведение рабочая программа обществознанию для...
Чебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Обществознание»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Программа учебного предмета «Оркестровый класс» iconРабочая программа учебного предмета «Технология»
«Технология» 2 класс (О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова) умк «Планета знаний» 2 класс с учётом межпредметных и внутрипредметных связей,...
Программа учебного предмета «Оркестровый класс» iconПояснительная записка Общая характеристика учебного предмета (курса)...
Личностные, метапредметные и предметные цели (результаты) освоения учебного предмета
Программа учебного предмета «Оркестровый класс» iconПояснительная записка; Общая характеристика учебного предмета (курса)...
Личностные, метапредметные и предметные цели( результаты),освоения учебного предмета
Программа учебного предмета «Оркестровый класс» iconПрограмма учебного предмета «Специальность»
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск