Примерная программа по учебному предмету В. 01. Уп. 02. Оркестровый класс





НазваниеПримерная программа по учебному предмету В. 01. Уп. 02. Оркестровый класс
страница1/4
Дата публикации02.10.2014
Размер0.57 Mb.
ТипПримерная программа
100-bal.ru > Литература > Примерная программа
  1   2   3   4
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей города Москвы
«Детская музыкальная школа имени Л.Н.Власенко»





c:\users\user\desktop\подпись-печать-программы0001.jpg


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»,

«ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Предметная область

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету

В.01.УП.02. ОРКЕСТРОВЫЙ КЛАСС

Москва 2013

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебной нагрузки и ее распределение

II. Требования к уровню подготовки обучающихся



III. Методические рекомендации преподавателям
IV. Рекомендуемая нотная литература


V. Примерный репертуарный список
- Произведения для струнного оркестра;

- Произведения для струнного оркестра с духовыми инструментами;

- Произведения для малого симфонического оркестра;

- Произведения для солиста в сопровождении струнного оркестра;

- Произведения для хора и оркестра;
VI. Рекомендуемая методическая литература


  • ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Оркестровый класс» составлена на основании федеральных государственных требований к дополнительным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Струнные инструменты» и «Духовые и ударные инструменты», а также на основе Программы для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств) «Оркестровый класс», рекомендованной к использованию Министерством культуры СССР в 1990 году.

Оркестровый класс – учебный предмет, который может входить в вариативную часть учебного плана дополнительных общеобразовательных программ в области музыкального искусства при условии реализации в школе различных видов музыкальных инструментов, участвующих в коллективном музицировании.

Создание оркестровых коллективов должно быть первоочередной задачей образовательного учреждения. Решение этой задачи возможно лишь при продуманном, пропорциональном планировании контингента школы, а также: наличии квалифицированных педагогических кадров, достаточно развитых материально-технических и других условиях реализации предпрофессиональных программ.

В работу оркестрового класса необходимо вовлекать учащихся, обучающихся на различных оркестровых инструментах (струнных, ударных, духовых).

Распределение учащихся по группам для проведения занятий планируется на каждый учебный год. Необходимо стремиться к пропорциональному соотношению всех групп оркестра. Количество групп определяется в зависимости от состава оркестровых коллективов в школе.
Сроки реализации учебного предмета

По образовательным программам с восьмилетним сроком обучения к занятиям в оркестре привлекаются учащиеся 5-8 классов, наиболее подготовленные учащиеся 4 класса.

По образовательным программам с пятилетним сроком обучения к занятиям в оркестре привлекаются учащиеся 3-5 классов, наиболее подготовленные учащиеся 2 класса.

Для учащихся, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения программы «Оркестровый класс» может быть увеличен на 1 год.

Объем учебной нагрузки и ее распределение

Предлагаемая недельная нагрузка по предмету «Оркестровый класс» – 2-3 часа в неделю, в соответствии с учебным планом детской школы искусств.

Детская школа искусств определяет время, необходимое для планомерной и целенаправленной работы оркестрового класса. Эти часы могут быть использованы как на занятия по группам (в мелкогрупповой или групповой форме), так и на сводные занятия (консультации). Кроме того, на сводные занятия оркестра учебные планы могут предусматривать дополнительно 1-2 часа в месяц (из количества часов, предусмотренных ФГТ на консультации).

II. Требования к уровню подготовки обучающихся

За время обучения в оркестровом классе у учащихся должен быть сформирован комплекс умений и навыков, необходимых для совместного музицирования, а именно:

  • исполнение партии в оркестровом коллективе в соответствии с замыслом композитора и требованиями дирижера; чтение нот с листа;

  • понимание музыки, исполняемой оркестром в целом и отдельными группами; умение слышать тему, подголоски, сопровождение;

  • аккомпанирование хору, солистам;

  • умение грамотно проанализировать исполняемое оркестровое произведение.

Знания и умения, полученные учащимися в оркестровом классе, необходимы выпускникам впоследствии для участия в различных непрофессиональных творческих музыкальных коллективах, а также для дальнейших занятий в оркестровых классах профессиональных учебных заведений.

Выступление оркестра рассматривается как вид промежуточной аттестации.

В конце первого и второго полугодия учебного года руководитель оркестрового класса выставляет учащимся оценки. При этом учитывается общее развитие ученика, его активность и успехи в освоении навыков оркестровой игры, соблюдение оркестровой дисциплины.

III. Методические рекомендации преподавателям

Работа руководителя оркестрового класса распределяется по следующим этапам: изучение произведений по партитуре и подготовка к работе с оркестром (в частности, подготовка партий), проведение учебных занятий по группам, сводных занятий, а также репетиций и концертов.

Работа оркестрового класса в течение учебного года ведется по заранее намеченному плану. В плане указывается репертуар для изучения на текущий год, определяется примерное количество выступлений оркестра. При этом учитываются возможности учеников, подготовленность к занятиям в оркестре учащихся разных классов. Неоправданное завышение программы препятствует прочному усвоению учащимися навыков оркестровой игры, ведет к перегрузке и снижает интерес к занятиям.

В репертуар оркестрового класса необходимо включать произведения русской, советской и зарубежной музыкальной литературы различных жанров и форм. Большое воспитательное значение имеет работа над полифонией (обработка народных песен, оригинальные сочинения полифонического склада). В национальных республиках необходимо большее внимание уделять пополнению репертуара из произведений народной музыки и национальных композиторов.

Представленные в репертуарном списке произведения для оркестра (оригинальные и переложения) делятся на три группы: I, II и III ступени трудности, что отмечено в специальной графе.

Репертуарный список включает в себя следующие разделы:

  • произведения для струнного оркестра; произведения для струнного оркестра с духовыми инструментами;

  • произведения для малого симфонического оркестра; произведения для солиста в сопровождении струнного оркестра;

  • произведения для хора и оркестра.

Репертуарный список не является исчерпывающим. Руководитель оркестрового класса может по своему усмотрению пополнять его новыми, вновь издаваемыми сочинениями, соответствующими музыкально-исполнительским возможностям учащихся, обрабатывать и делать переложения произведений для того состава оркестра, который имеется в школе.

Целесообразно участие в детском оркестре педагогов оркестрового отдела - это способствует более успешной работе. Пример совместного музицирования педагогов и учащихся поднимает уровень исполнительства, ведет к лучшему взаимопониманию педагогов и учеников.

В школьном оркестре желательно участие пианиста-концертмейстера, особенно в тех оркестрах, где отсутствует контрабасовая группа. Фортепиано уплотняет звучность оркестра, создает интонационно чистую основу произведения, помогая учащимся в овладении интонацией.

По усмотрению педагога могут использоваться клавишные электронные инструменты. В зависимости от качества инструмента им можно заменять группу духовых, а также дополнять группу струнных для более полного глубокого звучания.

В течение года руководитель оркестрового класса должен подготовить с коллективом 4-6 разнохарактерных произведений, которые рекомендуется исполнять в различных концертах. В целях более продуктивной работы и подготовки большего количества произведений целесообразна организация разучивания оркестровых партий с помощью педагогов оркестрового отдела.

IV. РЕКОМЕНДУЕМАЯ НОТНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеенко Б. Симфониэтта «Пионерская».— Киев, 1983

2. Аливердибеков Н. Октябрьские песни школьников: Кантата для детского хора, унисона скрипачей и симфонического оркестра/ Переложение для хора, унисона скрипачей и фортепиано.- Баку, 1973

3. Ансамбли юных скрипачей. Вып. 4-8.- М., 1979, 1981, 1985, 1987, 1988

4. Волшебная свирель: Детские и юношеские хоры в сопровождении ансамбля скрипок / Ред. В. Попов,— М., 1978

5. Восемь (8) пьес в легкой обработке для струнного оркестра / Ред. С. Асламазяна, - М., 1946

6. Габуния Н. Элегия: для камерного оркестра.- Тбилиси, 1981

7. Гендель Г. Увертюра к опере «Родриго»: Для камерного оркестра / Под ред. А. Готлиба и Г. Талаляна. - М., 1961

8. Глинка М. И. Отрывки из опер «Руслан и Людмила» и «Иван Сусанин» / Переложение Н. А. Римского-Корсакова для струнного оркестра. - М., 1952

9. Глодяну Л. Сюита для камерного оркестра и детского хора.- М., 1971

10. Григ Э. Сюиты №№ 1 и 2 из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт».- М., 1980

11. Девять пьес / Переложения для детского струнного оркестра Д. Лепилова.- М., 1951

12. Калнынь А. 10 латышских народных песен для симфонического оркестра.- Л., 1980

13. Кангро Раймо. Простая симфония для камерного оркестра. - Л., 1982

14. Кленицкис А. Летний день: Сюита для детского хора и симфонического оркестра. - Л.-М., 1965

15. Легкие пьесы для струнного и малого симфонического оркестров ДМШ. Вып. 1 / Сост. Д. Румшевич.- Л., 1968

16. Легкие пьесы для струнного и малого симфонического оркестров ДМШ. Вып. 2 / Сост. Д. Румшевич.- Л., 1969

17. Легкие пьесы для струнного оркестра / Сост. Д. Лепилов. - М., 1978

18. Медынь Я. Легенда для струнного оркестра.- Рига, 1981

19. Музыка XVIII века: Для струнного оркестра. Вып. 1 / Ред. Л.М.Гозмана. - Л., 1974

20. Музыка XVII—XVIII веков: Для струнного оркестра. Вып. 2 / Ред. Л, М, Гозмана.- Л., 1975

21. Музыка XVIII века: Для струнного оркестра. Вып. 3 / Ред. А. Г. Асламазова.- Л., 1973

22. Одиннадцать пьес русских композиторов / Переложения для струнного оркестра / Под ред. С. Асламазяна.- М., 1951

23. Педагогический репертуар ДМШ: Пьесы русских композиторов / Обр. для струнного оркестра 3. Финкельштейна. - М., 1962

24. Педагогический репертуар оркестровых классов ДМШ: Сборник инструментальных пьес и концертов в сопровождении струнного оркестра / Под ред. С. Асламазяна. - М., 1954

25. Педагогический репертуар оркестровых классов ДМШ: Избранные инструментальные концерты / Ред. Ю. Уткин. - М., 1956

26. Педагогический репертуар оркестровых классов ДМШ: Сборник классических пьес (Бах—Гендель) / Ред. С. Асламазян. - М., 1956

27. Педагогический репертуар оркестровых классов ДМШ: Сборник пьес советских композиторов / Ред. Ю. Уткин. - М., 1958

28. Популярные произведения для камерного оркестра. Вып. 1 / Ред. Ю. Алиев.- Л., 1982

29. Популярные произведения для камерного оркестра. Вып. 2 / Ред. Ю. Алиев.- Л., 1983

30. Популярные произведения для камерного оркестра. Вып. 3 / Ред. Ю. Алиев.- Л., 1984. Вып. 4- Л., 1985. Вып. 5- Л., 1987

31. Произведения для камерного оркестра / Ред. С, Разоренов.- М., 1979

32. Произведения для камерного оркестра.- Вып. 2 / Ред. О. Кузина.- М., 1983

33. Произведения для хора в сопровождении струнного оркестра / Сост. и обр. 3. Финкельштейна. - М., 1963

34. Произведения советских композиторов для струнного оркестра. Вып. 1 / Ред. В. Кирпань.- М., 1983

35. Произведения советских композиторов для струнного оркестра. Вып. 3 / Сост. Н. Адлер. - М., 1983

36. Пьесы для струнного оркестра / Сост. Д. Лепилов. - М., 1979

37. Пьесы советских композиторов для симфонического оркестра. Репертуар симфонических оркестров ДМШ и музыкальных училищ. Вып. 1. - М., 1971

38. Пьесы советских композиторов для симфонических оркестров ДМШ и музыкальных училищ. Вып. 2 / Ред. Б. Аронович.- М., 1974

39. Пьесы советских композиторов для симфонического оркестра. Репертуар симфонических оркестров ДМШ и музыкальных училищ. Вып. 3 / Ред. Б. Аронович. - М., 1979

40. Пьесы советских композиторов для школьного струнного оркестра. Вып. 1 / Переложения С. Асламазяна. - М,, 1968

41. Раков Н. Произведения для камерного оркестра. - М., 1984

42. Раксз Н. Пьесы для двух скрипок в сопровождении струнного оркестра. - М,, 1965

43. Репертуар оркестровых классов ДМШ / Переложения пьес советских композиторов Ю. Александрова. - М., 1959

44. Ряэтс Я. Школьная кантата для детского хора и детского симфонического оркестра.- Л..- М., 1971

45. Сборник "Мы любим ..." Репертуар симфонических оркестров для детей и юношества / Ред. Ю.Блинов. - М., 1964

46. Сборник пьес в переложении для струнного оркестра ДМШ. – М., 1956

47. Сборник пьес для камерного оркестра. Вып. 2.- М., 1967

48. Сборник пьес для струнного оркестра / Ред. В. Блок, В. Доброхотов.- М., 1964

49. Сборник пьес для струнного оркестра. Вып. 4 / Ред. Е. Баркан.- М., 1793

50. Сироткин С. Детская спортивная сюита для симфонического оркестра - М., 1980

51. Таранса Г. Кончерто гроссо для флейты, английского рожка, фагота, струнных. – Киев, 1983
V. ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК

Произведения для струнного оркестра

Автор

Название пьесы

Степень трудности

№ сборника*

1

2

3

4

Александров А.

Менуэт

I

27

Альбиони Т.

Адажио

II

23

Айвазян А.

Песня

III

16

Аракишбили Д.

Два кавказских танца

II

46

Аренский А.

Фуга на тему «Журавель»

II

22

Армянская

народная песня

Праздничная

III

40

Артемов В.

Пьеса

II

38

Бакланова Н.

Мазурка

Менуэт

I

I

5

5

Бальцони Дж.

Менуэт

I

28

Барток Б.

Детям (9 пьес)

I -II

3

Бах И.С.

Фуга № 22

III

46




Рондо

II

46




Бурре

II

17




Сюита № 1: Гавот

II

17




Сюита № 1: Паспье

II

17




Сюита № 3: Ария

III

17




Сюита № 3: Гавот

II

26, 17




Сюита № 4: Менуэт

II

26




Фуга

II

26




Кантата № 142: 4 части

III

26




Бурре

II

26
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Примерная программа по учебному предмету В. 01. Уп. 02. Оркестровый класс iconПрограмма учебного предмета «Оркестровый класс»
«Струнные инструменты» и «Духовые и ударные инструменты», а также на основе Программы для детских музыкальных школ (музыкальных отделений...
Примерная программа по учебному предмету В. 01. Уп. 02. Оркестровый класс iconПримерная программа по учебному предмету «История Красноярского края»...
Нкретизирует содержание тем по учебному предмету, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность...
Примерная программа по учебному предмету В. 01. Уп. 02. Оркестровый класс iconРабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 1-4 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» включает в себя следующие разделы
Примерная программа по учебному предмету В. 01. Уп. 02. Оркестровый класс iconРабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» 1-4 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» включает в себя следующие разделы
Примерная программа по учебному предмету В. 01. Уп. 02. Оркестровый класс iconРабочая программа по учебному предмету «Православная культура»
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для 4 класса составлена на основе авторской программы Шевченко Л....
Примерная программа по учебному предмету В. 01. Уп. 02. Оркестровый класс iconПримерная программа по учебному предмету резьба по дереву
Разработчик: А. А. Васечкина, преподаватель Детской школы искусств и ремесел города Братска Иркутской области
Примерная программа по учебному предмету В. 01. Уп. 02. Оркестровый класс iconРабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи»
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» для 5, 6, 7, 8 класс комплекта разработана на основании
Примерная программа по учебному предмету В. 01. Уп. 02. Оркестровый класс iconПримерная программа по учебному предмету книжная графика
А. Л. Мазин, преподаватель Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремесел, член Союза художников России
Примерная программа по учебному предмету В. 01. Уп. 02. Оркестровый класс iconПримерная программа по учебному предмету компьютерная графика и дизайн
А. С. Деденёва, профессор кафедры информатики и документоведения Орловского государственного института искусств и культуры, кандидат...
Примерная программа по учебному предмету В. 01. Уп. 02. Оркестровый класс iconРабочая программа по учебному предмету «Технология» 1-4 класс

Примерная программа по учебному предмету В. 01. Уп. 02. Оркестровый класс iconПримерная программа по учебному предмету изготовление игрушки
Разработчик: Л. Ю. Гречина, заместитель директора по учебной деятельности Детской школы искусств и ремесел города Братска Иркутской...
Примерная программа по учебному предмету В. 01. Уп. 02. Оркестровый класс iconПримерная программа по учебному предмету основы изобразительного искусства и рисование
И. А. Морозова, заместитель директора по научно-методической работе Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремесел,...
Примерная программа по учебному предмету В. 01. Уп. 02. Оркестровый класс iconРабочая программа по учебному предмету «Музыка»
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» L класса гуо составлена на основании «Программы обучения глубоко умственно отсталых...
Примерная программа по учебному предмету В. 01. Уп. 02. Оркестровый класс iconРабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для...
«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов»
Примерная программа по учебному предмету В. 01. Уп. 02. Оркестровый класс iconРабочая программа по учебному предмету «Литература»
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» на уровень среднего общего образования составлена на основе
Примерная программа по учебному предмету В. 01. Уп. 02. Оркестровый класс iconРабочая программа по учебному предмету Музыка 5 класс
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Великодворская средняя общеобразовательная школа»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск