Скачать 0.54 Mb.
|
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Государственный университет - Высшая школа экономики Факультет социологииПрограмма дисциплины Биографический метод в социологии для направления 040200.68 – Социология подготовка магистров Автор к.филос.н.. проф. Кафедры анализа социальных институтов Рождественская Е.Ю. (e-rozhdestvenskaya@hse.ru ; rigasvaverite@gmail.com) Рекомендована секцией социология УМС Одобрена на заседании кафедры анализа социальных институтовЗав. Кафедрой И.Ф.Девятко . « » 2009 г Утверждена УС факультета _________________________________ Ученый секретарь _________________________________ « » 2009 г. Москва Тематический план учебной дисциплины
Базовый учебник и ридер Биографический метод: история, методология, практика./Под ред. Мещеркиной Е.Ю.,Семеновой В.В.-М.:ИС РАН,1994. Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ./Под ред.В.Воронкова,Е.Здравомысловой.- СПб:ЦНСИ,1997. Васильева Т.С.Основы качественного исследования : обоснованная теория.// Методология и методы социологических исследований (итоги работы поисковых проектов 1992-1996) .-М.: Ин-т социологии РАН,1996. С.56-65. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: Учеб. пособие. (Гл 3 Биографический метод) 2-е изд. - М .: Университет, 2002 Семенова В.В. Качественные методы: Введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет,1998 Трубина Е.Г. Нарратология: основы, проблемы, перспективы: материалы к спецкурсу. - Екатеринбург: Изд-во Ур. ун-та, 2002 Содержание ридера в электронной форме: Биографический метод: история, методология, практика./Под ред. Мещеркиной Е.Ю.,Семеновой Журавлев В.Ф.Нарративное интервью в биографических исследованиях Зенкин С. Критика нарративного разума. Заметки о теории Мещеркина Е. Качественные методы в гендерной социологии Почепцов Г.Г. Методы анализа текстов политических лидеров Фридман Джилл, Комбс Джин. Конструирование иных реальностей: истории и рассказы как терапия Трубина Е.Г. Нарратология: основы, проблемы, перспективы: материалы к спецкурсу Шютце Ф. Биографическое исследование и нарративное интервью Ярская-Смирнова Е.Р.Нарративный анализ в социологии Формы контроля:
Содержание программы Биографический метод в социологии Введение к курсу Тема 1. История биографического метода в психологии и социологии. Классические качественные/ биографические исследования Американская и европейская школы биографических исследований. Теоретические концепции в поле биографического исследования. Три концептуальных перспективы биографического исследования: смысловая (социология понимания и социального действия), функциональная (биографическое как выражение и функция социальных процессов) и структурная (объективные матрицы биографии и правила воспроизводства в них социального). Биографический метод на пересечении с другими методами качественного анализа – нарративное интервью, групповая дискуссия, ролевая игра, аудиовизуальное наблюдение, конверсационный анализ, обьективная герменевтика, интент-анализ, анализ языка тела, визуальных документов и др. Биографические исследования и Устная история как граничащие сферы анализа. Уроки классических качественных /биографических исследований: “Польский крестьянин в Европе и в Америке” (1918-1920) У.И.Томас и Ф.Знанецки. “Безработные в Мариентале” (1933) М.Ягода, П.Ф.Лазарсфельд и Х.Цайзель. Исследования “авторитарной личности” (1950) Т.В.Адорно, Э.Френкель-Брунсвик, Д.Дж.Левинсон, Р.Невитт Занфорд. “Менеджмент и рабочий” (1939) Ф.Дж.Ротлизбергер и У.Диксон Исследования мотивации (1961) Д.Мак-Клеланд. “Балинезийский характер” (1942) - Качественное исследование как упорядоченная субъективность. Г.Батсон и М.Мид. Содержательные сферы применения биографического подхода. Исследования Л.Нитхаммера о коллективном жизненном опыте и коллективной памяти. Работы М.Коли и Г.Роберта о процессах индивидуализирования и биографизирования. Исследования в сфере труда и индустриальной социологии Г.Брозе. Работы Ленца К. о молодежной субкультуре, Фишера-Розенталя об исторических своеобразиях немецкой биографии, и другие. Обзор отечественных исследований в биографическом направлении (В.Семенова, В.Голофаст, В.Воронков, Е.Здравомыслова, А.Темкина и др.). Основная литература: Bertaux,D.(Ed).Biography and society.The life story approach in the social sciences.Beverly Hills,Sage 1981. Биографический метод: история, методология, практика. Под ред. Мещеркиной Е.Ю., Семеновой В.В.).-М.:ИС РАН,1994. Голофаст В.Б. Многообразие биографических повествований.//Социологический журнал,N1,1995,с.71-89. Семенова В.В. Качественные методы: Введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет,1998 Знанецкий Ф. Мемуары как объект исследования // Социологические исследования. 1989. № 1. Дополнительная литература Plummer,K.Documents of Life. An Introduction to the Problems and Literature of a Humanistic Method.London: Allen & Unwin, 1983. Tomas, W.I. & Znaniecki, F. (1918-1920). The polish peasant in Europe and America. A.Knopf, 1927, New York. Jahoda, M., Hazarsfeld P.F. & Zeisel, H. (1980) Die Arbeitslosen von Marienthal, Suhrkamp, Frankfurt. Adorno, T.W., Frenkel-Brunswick, E. Levinson, D.J. & Sanford, R.H. (1950). The authoritarian personality Norton Library, New York. Roethlisberger, F.J. & Dickson, W.J. (1939). Management and the worker. Harward University Press, Cambridge McClelland, D.C.(1961) The achieviing society. Van Nostrand, Princeton. Bateson, G. & Mead, M. (1942) Balinese characher. A fomogrgrafic analysis. New York Academy of Sciences, New York. Тема 2. Особенности автобиографической и социальной памяти. Память семьи и клана, геносоциограмма Классификации памяти: произвольная и непроизвольная; образная и вербально-логическая; моторная, слуховая, зрительная, одорная, вкусовая; по времени сохранения- ультра-кратковременная, кратковременная, долговременная память. С точки зрения структуры и функционирования хранения информации, - подразделение ее на процедурную и декларативную (Л.Сквайер). Подструктуры, образующие строение системы долговременной памяти: процедурная, семантическая и эпизодическая память, последняя и содержит автобиографический опыт. (Э.Тульвинг). Автобиографическая память (АП) удерживает такого рода события, которые люди осознают как "часть их личной истории". Функции (АП): социальной коммуникации, психодинамическая, директивная. Интерсубъективно АП ответственна за поддержание связей с различными социальными группами, достижение социальной солидарности или отторжения, передачу опыта жизни новому поколению, установление межличностных контактов, предсказание поведения других по аналогии с событиями своей жизни. Социальная групповая память целевых социальных групп, которые берут на себя выполнение определенных общественных функций, что требует консолидации группы, фиксирования положительного опыта, сохранения и передачи его между членами группы. Ради этого целевыми и социальными группами создается система социальной коммуникации, включающая особую групповую память, которая включает следующие разделы: специальный язык, массив недокументированных знаний, профессиональные нормы, документальные.фонды. Благодаря групповой памяти социальные группы образуют свою субкультуру. Направление клинической социологии (де Гольжак, Шутценбергер, Морено) оперирует коллективным бессознательным рода, социальными атомами родства, невидимыми лояльностями, в поисках закономерностей повторяемых поступков. Память как «учебник жизни», «ревитализация» пережитого, рефлексия по А.Мюксель. Построение геносоциограммы. Судьбоанализ Сонди. Основная литература: Бойм С. Общие места: Мифология повседневной жизни. – М.: Новое литературное обозрение, 2002 Брагина Н.Г. Память в языке и культуре. - М.: Языки славянских культур, 2007 Бургос М.История жизни.Рассказывание и поиск себя.//Вопросы социологии,1992, Т.1,N 2, с.123-130 Гольжак де В. История в наследство: Семейный роман и социальная траектория / Перев. с франц. И. К. Масалкова. – М.: Изд – во Института Психотерапии, 2003 Нуркова В.В. Свершенное продолжается: психология автобиографической памяти личности. – М., 2000 Разумова И. Потаенное знание современной русской семьи. Быт. Фольклор. История. М.: Индрик, 2001 Дополнительная литература Сонди Л. Судьбоанализ. Эл.ресурс http://www.norbrink.narod.ru/Szondi/Szondi-0.htm Судьбы людей : Россия ХХ век.Биографии семей как обьект социологического исследования.-М.:Ин-т социологии РАН,1996. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / Пер. с фр. и вступ. статья С.Н. Зенкина М.: Новое издательство, 2007 Шутценбергер А.А. Синдром предков. Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы / Пер. с франц. И.К. Масалкова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001 Markowitsch H.J. Die Errinerung von Zeitzeugen aus der Sicht der Gedaechtnisforschung // BIOS (Zeitschrift fuer Biographieforschung und Oral History), Heft 1/2000, S.30-50 Ross B.M. Remembering the Personal Past. Descriptions of Autobiographical Memory. Oxford University Press, N.Y., 1991 |
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... | ||
Программа Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Проект Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования |