Скачать 449.6 Kb.
|
Рассмотрено на МО Согласовано Утверждаю протокол № 3 «11»января 2013г. Директор МБОУ «Акбуринская СОШ» от «28 декабря 2012»г. Зам.директора поУР :_______ Х.Х. Латыпов _____ Руководитель _____ Билалова А.М. Приказ №2 Латыпова Р.М. от «11 января 2013г». РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Муниципальное бюджетное учреждение «Акбуринская средняя общеобразовательная школа Новошешминского муниципального района Республики Татарстан» Мусина Минсолу Вализановна Учитель первой квалификационной категории ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6 КЛАСС Рассмотрена на заседании педагогического совета Протокол № 3 от «10» января 2013 2012-2013 уч. год Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе проекта федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения с учетом педагогических условий татарских школ республики и Программы по литературе для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы под редакцией М. Г. Ахметзянова, выпущенный издательством «Магариф» в 2009 году, базисного учебного плана на 2012-2013 учебный год МБОУ «Акбуринская СОШ» Новошешминского муниципального района РТ. Задача курса – познакомить учащихся татарских школ с образцами русской и мировой художественной культуры, с духовными исканиями выдающихся писателей, воспитать у школьников интерес к литературе и культуре вообще, вызвать потребность в чтении художественных произведений на русском языке. Научить их понимать слово писателя, формировать эстетические вкусы, взгляды, потребности и высокую человеческую культуру. Цель преподавания русской литературы в татарской школе – становление духовного мира ученика, создание условий для формирования личности с высокими ценностными установками, интересами и потребностями, гражданской идейно-нравственной позицией. Общими показателями достижения цели литературного образования являются: - складывающиеся читательские интересы; - глубина освоения идейно-нравственного содержания произведений (личностный характер восприятия, обоснованность и самостоятельность оценок); - уровень овладения знаниями о литературе (умение применять их в анализе и оценке художественных произведений); - качество речевых навыков и умений, формируемых в процессе преподавания русской литературы. Структура и содержание программы Программа представляет собой систематический курс школьного литературного образования. В нее включены высокохудожественные произведения русской и зарубежной классики, литературы народов России, сохранившие общечеловеческое значение. Отбор художественных произведений был сделан на основе следующих критериев: высокий художественный уровень произведений, их познавательное и воспитательное значение; общественное и литературное значение произведения для времени его написания и для нашего времени; доступность произведений школьникам; интерес учащихся к произведениям. Виды контроля: -промежуточный пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развернутый ответ на вопросы, анализ эпизода, комментирование. Характеристика литературного героя, инсценирование; - итоговый: тест, знание теоретико-литературных понятий. Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса: Ученик должен знать: - авторов и содержание изученных художественных произведений; - основные теоретические задания, предусмотренные программой: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора, постоянные эпитеты, гиперболы, сравнения, роды литературы: эпос, лирика, Жанры литературы: былина,баллада, литературная сказка, стихотворения и прозаическая речь; ритм, рифма, звукопись, аллитерация, юмор, портрет, пейзаж, литературный герой, сюжет, композиция литературного произведения. Ученик должен уметь: -выразительно читать эпические произведения за героя и за автора; - сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие; -сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие; - перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою; - видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения; - определять тональность произведения, роль рассказчика в системе художественного произведения; - сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства; - сочинять юмористический рассказ по заданной модели; - создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы. - отличать стихи от прозы. Учебное и учебно - методическое обеспечение по литературе: Для учашихся:
Для учителя:
Результаты обучения. Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса », который полностью соответствует стандарту. Учащиеся,оканчивая 6 класс, должны знать и уметь применять на практике такие понятия, связанные с литературным жанром.как былина,баллада. литературная сказка, стихотворения и прозаическая речь; ритм, рифма, звукопись, аллитерация, юмор, портрет, пейзаж, литературный герой, сюжет, композиция литературного произведения; постоянные эпитеты, гиперболы, сравнения, роды литературы: эпос, лирика. Как читатель шеститиклассник должен понимать роль важнейших эпизодов в развитии темы произведения, уметь характеризовать героев произведения, выявлять авторское отношение к изображаемому, определять принадлежность произведения к литературным родам и жанрам, выразительно читать, пересказывать содержание прочитанного, писать сочинения и отзывы о прочитанных книгах. Учебно-тематический план Введение 1 час Мифы древних славян 1 час Устное народное творчество. Былины 2 часа Древнерусская литература 1 час И. А. Крылов 4 часа А.С. Пушкин 6 часов М. Ю. Лермонтов 4 часа Н. В. Гоголь 4 часа И. С. Тургенев 4 часа Н.А. Некрасов 2 часа Русские поэты 19 века 2 час Л.Н. Толстой 2 часа А. П. Чехов 2 часа И. А. Бунин 3 часа А. И. Куприн 2 час К. Д. Бальмонт 1 час В.Я. Брюсов 1 час А. А. Ахматова 1 час Б.Л. Пастернак 1 час К.Кулиев 1час Л. Н. Андреев 2 часа М. М. Зощенко 1 час М.М. Пришвин 4 часа Ю.П. Казаков 1 час Н. А. Заболоцкий 1 час А. Т. Твардовский 1 час А. П. Платонов 3 часа Е. И. Носов 1 час Н. М. Рубцов 1 час В. Г. Распутин 2 часа +1 вн. кл. Гомер 1 час Д. Дефо 1 часа Марк Твен 2 часа Р.Бернс 1час Э.Гофман 1час Д.Лондон 1 час Развитие речи 1 час Всего 70 часов Содержание тем учебного курса ВВЕДЕНИЕ (1 ч.) Значение художественной литературы в жизни человека. Работа ученика с художественным текстом на страницах учебника. Мифы древних славян (1 ч.) Миф о Солнце. Народный миф о солнце. Вечная борьба между светлыми и темными силами за власть над миром. Представления древних славян о явлениях природы (обожествление и очеловечивание природы). Теория литературы. Миф. Виды мифов. Устное народное творчество. Былины (2 ч.) Былина «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда. Микула Селянинович, его доброта, физическая сила, мастерство, трудолюбие, чувство собственного достоинства. Князь Вольга Святославович. Построение былины: зачин, повторы, концовка. Выразительность языка. Близость былины к русским народным сказкам. Мотивы русских былин в творчестве В. Васнецова, И. Репина, Н. Рериха. Для обсуждения: Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. Художественное своеобразие былины. Древнерусская литература. Русская летопись (1ч.) Фрагменты из «Повести временных лет»: «Повесть о взятии Олегом Царьграда», «Сказание о смерти Олега от коня». Летопись как исторический и литературный памятник, ее связь с устным народным творчеством, отражение подлинных исторических событий и народных идеалов. Теория литературы. Жанр древнерусского сказания. Русская литература XIX века (30 ч.) Иван Андреевич Крылов. Биография баснописца. Басни «Лебедь, щука и рак»,«Квартет», «Волк и ягнёнок», «Осел и Соловей». Обличение в баснях человеческих пороков, отражение в них народной мудрости. Близость языка басни к разговорной речи. Басни Крылова в иллюстрациях художников и мультфильмах. Теория литературы. Басня. Для внеклассного чтения: И. А. Крылов. «Волк на псарне», «Кот и повар», «Свинья под дубом». Александр Сергеевич Пушкин. Поэт в изгнании. Лирика. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. «Песнь о вещем Олеге». Народно-поэтический колорит стихотворения. Летописный источник «Песни...». Исторически точное художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Смысл диалога Олега и кудесника. Торжественность поэтической речи. Проза. Повесть «Метель». Живописность повествования. Особенности построения повести. Марья Гавриловна и Бурмин, авторское отношение к ним. Кинофильм «Метель». Музыка Г. В. Свиридова к кинофильму. Для обсуждения: Повесть «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в построении повести. Романтические мотивы в повести. Теория литературы. Тема и идея произведения. Для внеклассного чтения: А. С. Пушкин. «Выстрел». Михаил Юрьевич Лермонтов. Биография поэта. «Тучи», «На севере диком...», «Горные вершины...». Своеобразие лирических пейзажей Лермонтова. Единение человека и природы, чувство одиночества. Приемы сравнения и олицетворения, положенные в основу стихотворений. «Утес», «Листок». Выражение чувства одиночества через олицетворение природы. Теория литературы. Антитеза. Олицетворение. Николай Васильевич Гоголь. Биография писателя. «Ночь перед Рождеством» (в сокращении). Интерес писателя к украинским песням, преданиям. Кузнец Вакула и его невеста Оксана, симпатии писателя к этим героям повести. Осуждение жадности и глупости деревенских «властей». Поэтизация картин народной жизни. Юмор и сатира в повести. Фантастика народных сказок. Теория литературы. Юмор. Сатира. Для внеклассного чтения: Н. В. Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница». Иван Сергеевич Тургенев. Слово о писателе. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей, их отношение к природе, миру. Психологизм писателя в раскрытии характеров персонажей. Любовь писателя к крестьянским детям. Пейзаж в рассказе. Рассказ Тургенева в иллюстрациях художников. Теория литературы. Пейзаж в литературном произведении. Портрет героя литературного произведения. Николай Алексеевич Некрасов. Детство поэта. «Крестьянские дети» (в сокращении). Крестьянские дети и природа. Своеобразие художественных приемов поэта в пейзажной зарисовке. Особенность эмоционального настроения, интонаций, ритма, языка произведения. Стихотворения Некрасова в иллюстрациях художников. Русские поэты XIX века о родной природе Федор Иванович Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», « Весенняя гроза », «Чародейкою-Зимою...». Иван Саввич Никитин. «Встреча зимы». Аполлон Николаевич Майков. «Пейзаж». Афанасий Афанасьевич Фет. «Уж верба вся пушистая...», «Что за вечер! А ручей...». Выразительность и богатство красок в пейзажных зарисовках времен года. Своеобразие каждого времени года. Выражение любви к родине. Теория литературы. Метафора. Лев Николаевич Толстой. Л. Н. Толстой в Ясной Поляне. «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»). Изображение партизанской войны. Петя Ростов в партизанском отряде. Смелость, доброта, решительность, наивность и непрактичность любимого героя Толстого — Пети Ростова. Его первый бой и смерть. Теория литературы. Портрет литературного героя. Антон Павлович Чехов. Биография писателя. «Смерть чиновника». Комизм бытовых ситуаций в рассказе. Критика рабской психологии запуганного человека. «Говорящие» фамилии в рассказе. «Хирургия». Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Теория литературы. Развитие понятия портрета литературного героя. Русская литература XX века(27 ч.) Иван Алексеевич Бунин. Биография писателя. Проза. «Лапти». Сюжет рассказа. Мрачная обстановка хуторской избы. Работник Нефед, его доброта. Гуманизм рассказа. Для обсуждения: «Танька». Русская деревня конца XIX века. Танька, ее трудное, безрадостное детство. Размышления Павла Антоныча о будущем девочки. Гуманистические мотивы в рассказе. Лирика. «Полевые цветы», «Родина». Тонкий лиризм пейзажной лирики поэта, философичность и лаконизм поэтической мысли. Теория литературы. Жанр рассказа. Александр Иванович Куприн. Биография писателя. Для обсуждения: «Чудесный доктор». Картины нищеты в рассказе. Доброта и благородство души профессора Пирогова. Милосердие и помощь людям как главные цели врача. Гуманистический пафос рассказа. Константин Дмитриевич Бальмонт. «Осень» («Поспевает брусника...»), «Золотая рыбка». Валерий Яковлевич Брюсов. «Вечером в дороге». Анна Андреевна Ахматова. Биография поэта. Лирика. «Музыка» — стихотворение, посвященное Д. Шостаковичу. Творчество в жизни поэта. Ахматова и Шостакович. Звукообразы в ахматовской поэзии. Философские размышления поэта о силе искусства. «Перед весной бывают дни такие...». Выразительность стихотворной речи. Борис Леонидович Пастернак. Биография писателя. «Июль», «Золотая осень». Поэтические картины родной природы. Воздействие красоты природы на внутренний мир человека. Философское осмысление жизни. Образность и выразительность стихотворной речи Из литературы народов России (обзор) Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте. Стихотворения «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт – вечный должник своего народа. Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов Леонид Николаевич Андреев. Биография писателя. «Петька на даче». Мир богатых и бедняков в рассказе. Контраст как средство выражения отношения автора к героям произведения. Для обсуждения: «Кусака». Гуманистический смысл рассказа. Роль пейзажа в рассказе. Михаил Михайлович Зощенко. Слово о писателе. Для обсуждения: «Галоша», «Встреча» — сатира на бюрократов и мещан. Просторечная лексика и ее роль в рассказах. Авторская позиция в рассказах. Теория литературы. Сатира, юмор. Для внеклассного чтения: «Монтер». Михаил Михайлович Пришвин. Биография писателя. «Кладовая солнца» (сказка-быль. В сокращении). Дружба и взаимопомощь людей. Приключения Насти и Митраши. История Травки. Одухотворение природы, ее участие в судьбах людей. Для внеклассного чтения: М. М. Пришвин. «Таинственный ящик», «Лесная капель». Юрий Павлович Казаков. Слово о писателе. Рассказ «Оленьи рога». Сказочный мир троллей и мир природы в рассказе. Выздоровление героини и пробуждение природы. Мир взрослых и одиночество героини. Сон и явь в рассказе. Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. «Некрасивая девочка», «Лебедь в зоопарке», «Не позволяй душе лениться». Размышления поэта о непреходящих духовных ценностях. Прославление духовной красоты и высоких человеческих чувств. Отражение душевного склада и судьбы в человеческой внешности. Любовь поэта к родной природе. Стихотворения о войне Александр Трифонович Твардовский. «Две строчки », «В час мира». Давид Самойлович Самойлов «Сороковые». ЕвгенийАлександрович Евтушенко «Мёд». Константин Михайлович Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете». Война и дети — трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. Андрей Платонович Платонов. Автобиография писателя. «Корова». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Герой рассказа. Авторское отношение к нему. Тема детства в рассказе. Для обсуждения: Рассказ «Юшка». Любовь и уважение к человеку. Осознание необходимости сострадания. Евгений Иванович Носов. Биография писателя. «Белый гусь». Рассказы писателя о природе. Белый гусь и гусята. Мастерство писателя в изображении грозы. Гуманистический пафос рассказа. Живость языка. Николай Михайлович Рубцов. Слово о поэте. Лирика. «В горнице», «Ночь на родине». Безграничная любовь поэта к родине. Выразительность стихотворной речи. Валентин Григорьевич Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского» (в сокращении). Сибирское село военного времени. Нравственная стойкость юного героя, чувство собственного достоинства. Жажда знаний. Душевная щедрость учительницы. Смысл названия рассказа. Телефильм «Уроки французского». Для внеклассного чтения: Ю. В. Бондарев. «Простите нас!» Зарубежная литература (8 ч.) Героический эпос в мировой литературе. Гомер. Слово о писателе. «Илиада», «Одиссея Даниэль Дефо. Слово о писателе. Для обсуждения: «Робинзон Крузо» (главы). Гимн человеческому труду и мужеству. Робинзон Крузо и Пятница. Кинофильм «Робинзон Крузо». Марк Твен. Слово о писателе. Глубокое знание писателем детской психологии, тонкий юмор в романе. Изображение жизни провинциального городка и приключений друзей. Дружба Тома и Гека, благородство и мужество мальчиков. Для обсуждения: «Приключения Тома Сойера» (главы). Кинофильм «Приключения Тома Сойера». Р.Бернс. Слово о писателе. Стихотворение «Честная бедность» Э.Т.А. Гофман. Слово о писателе. Рассказ «Крошка Цахес» Д.Лондон «Белый клык»
|
Основная образовательная программа Среднего (полного) общего образования... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Большековалинская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального... | Рабочая программа по биологии 9 а Муниципальное бюджетное общеобразовательное... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Камскоустьинская средняя общеобразовательная школа» Камско-Устьинского муниципального... | ||
Рабочая программа История Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Саклов-Башская средняя общеобразовательная школа» Сармановского муниципального... | Рабочая программа учебной дисциплины физика Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «новокашировская средняя общеобразовательная школа» альметьевского муниципального... | ||
Рабочая программа по географии для 10 класса Галиевой Райсы Равиловны Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Кубянская средняя общеобразовательная школа» Атнинского муниципального района... | Образовательная программа мбоу «Кунгерская средняя общеобразовательная школа» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кунгерская средняя общеобразовательная школа» Атнинского муниципального района... | ||
2012-2015 учебные года Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Малобугульминская средняя общеобразовательная школа Бугульминского муниципального... | Темы вашего учебного проекта Муниципальное бюджетное образование образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7 Зеленодольского муниципального... | ||
Рабочая программа по физике 9 класс учителя первой квалифика ционной... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «новокашировская средняя общеобразовательная школа» альметьевского муниципального... | Организационно-правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «альдермышская средняя общеобразовательная школа высокогорского муниципального... | ||
Рабочая программа По литературному чтению для 3 класса Филиала мбоу... Филиала мбоу бирюлинская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан Большебирюлинская... | Конспект урока фио шмигля Ирина Николаевна Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 Зеленодольского муниципального... | ||
Рабочая учебная программа Технология Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «чечеклинская основная общеобразовательная школа спасского муниципального... | Рабочая программа по технологии учителя 1 квалификационной категории Муниципальное образовательное учреждение «казакларская средняя общеобразовательная школа высокогорского муниципального района республики... | ||
Рабочая программа по технологии учителя 1 квалификационной категории Муниципальное образовательное учреждение «казакларская средняя общеобразовательная школа высокогорского муниципального района республики... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Кубянская средняя общеобразовательная школа» Атнинского муниципального района... |