№
п/п
| Дата
| Тема урока
| Элемент содержания
Музыкальный материал
| Планируемые результаты
|
Контрольно-оценочная деятельность
|
По плану
| По факт
|
Научиться
| Получить возможность научиться
| Вид
| Форма
|
1.1
| 04.09
05.09
06.09
08.09
|
| «Россия – любимая наша страна…»
| Классическая русская музыка уникальна по своей духовной наполненности. Она была неотъемлемой частью человеческой жизни. И потому в основе творчества русских композиторов скрыты истоки национальной культуры. К таким явлениям по праву принадлежит музыка Сергея Васильевича Рахманинова. Знакомство с творчеством С. В.Рахманинова. В его произведениях слышны звучание колоколов, разливы рек, ощущение всей прелести цветущего весеннего сада. Музыка С. Рахманинова мелодична, по характеру напоминает русскую народную песню. Песни о России, о героическом прошлом страны. Гимн - торжественная песня, восхваляющая и прославляющая кого-либо или что- либо. Понятие «национальный гимн». Гимн России - один из главных государственных символов России, наряду с флагом и гербом. Слушание: А. Александров «Государственный Гимн РФ»; С. Рахманинов концерт №2 для ф-но с оркестром I ч. (фраг-т), Д. Тухманов «Россия».
Пение: Е. Тиличеева «Родина моя».
Зрительный ряд: И. Левитан. «Вечер. Золотой плес», И. Шишкин «Рожь», И. Левитан «Луг на опушке леса».
Зрительный ряд: Флаг России, Герб России*
Презентация: «Музыкальное путешествие», «Гимн России»*
Просмотр: Сергей Рахманинов (из передачи «Абсолютный слух»)*
| -различать настроения,
чувства и характер человека, выраженные в музыке;
-анализировать
художественно-образное содержание музыкальных произведений в соответствии с критериями, представленными
в учебнике.
| - реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально исполнительские замыслы в различных видах деятельности.
| Входной
| Устный опрос
|
2.2
| 11.09
12.09
13.09
15.09
|
|
Великое содружество русских композиторов.
| Знакомство с содружеством русских композиторов «Могучая кучка». М. Балакирев – глава и основатель кружка. В него вошли М. П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, Ц. Кюи, А.П. Бородин. Объединило выдающихся музыкантов идея народности и правды искусства, приверженность к родной русской культуре – ее истории, традиции, фольклору. «Кучкистами» созданы выдающиеся оперы, симфонии, вокальные произведения. Знакомство с понятиями фольклор, Благовест. Слушание: М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» вступление к опере «Хованщина», «С няней» из вокального цикла «Детская».
Пение: М. Мусоргский «Вечерняя песня».
Зрительный ряд: Портреты композиторов: М. Балакирев, А. Бородин, Ц. Кюи, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков.
Презентация: «Могучая кучка»*
Просмотр: «Могучая кучка» творчество композиторов (ФЦИОР №172)*
| -определять по изображениям имена композиторов — членов «Могучей кучки»;
-выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове.
| - реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально исполнительские замыслы в различных видах деятельности.
| Стартовый | Наблюдение
|
3.3
| 18.09
19.09
20.09
22.09
|
| Тема Востока в творчестве русских композиторов.
| Тема Востока одна из любимых тем в творчестве композиторов «Могучей кучки». Восточные сказки, песни и пляски звучат в произведениях Н.А. Римского-Корсакова, М. Балакирева, А.П. Бородина. Знакомство с оперой А. Бородина «Князь Игорь», сюитой Н. Римского-Корсакова «Шехеразада». «Шехерезада» - по своей форме и стилю симфоническая сюита Н. А. Римского-Корсакова, созданная в 1888 г. по мотивам известного сборника арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Сюита - многочастное циклическое музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра. Живописно-изобразительная программность произведения. Обсуждение: что делает «Шехерезаду» одним из выдающихся произведений русской музыки, посвященных Востоку?
Слушание: Н. Римский-Корсаков тема Шахриара, тема Шехеразады, тема моря из симфонической сюиты «Шехеразада»; А. Бородин «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь».
Зрительный ряд: И. Билибин «Синдбад-мореход», К. Коровин «Эскиз костюма Кончака, И. Билибин «Половчанка».
Видеофрагмент: Н.А. Римский-Корсаков фрагменты из сюиты «Шехеразада», А.П. Бородин фрагменты из оперы «Князь Игорь»*
Просмотр: Н.А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество композитора*
| -обнаруживать общность
истоков народной и
профессиональной музыки;
-исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства.
| -организовывать культурный досуг, самостоятельную
музыкально творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.
| Поурочный
| Наблюдение; рассуждение о музыке
|
4.4
| 25.09
26.09
27.09
29.09
|
|
Музыка Украины.
| Музыкальная культура Украины неразрывно связана с историей и жизнью украинского народа, его бытом, обрядами и праздниками. Украинские песни необычайно музыкальны. Мелодии песен отличаются широтой и напевностью; многие из них имеют лирический характер. Широко распространен на Украине народный танец гопак. Знакомство с понятиями гопак, бандура, бандурист, элегия. Украинская музыка берег начало со времен Киевской Руси и в своем развитии охватывает практически все типы музыкального искусства - народную и профессиональную, академическую и популярную музыку. Народные украинские песни рассказывают о защитниках родной земли, о календарных праздниках, горе и радости. Музыка Украины - как самостоятельная ветвь восточно-славянской музыки. Украинский фольклор в музыкальном творчестве. Слушание: М. Мусоргский «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка»; укр.н.п. «Нiчь яка мiсячна»; Н. Лысенко «Элегия».
Пение: укр.н.п. «Ой, в лесу есть калина».
Зрительный ряд: панорама Святогорского Успенского монастыря. Украина. Донецкая область, А. Куинджи «Вечер на Украине», Е. Чемодуров. Эскиз декорации к опере «Сорочинская ярмарка», эскизы костюмов к опере «Сорочинская ярмарка», И. Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», портрет Н.В. Лысенко.
| -соотносить особенности
музыкальной речи разных
композиторов;
-наблюдать за процессом
музыкального развития на
основе сходства и различия
интонаций, тем и музыкальных образов.
| - адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально поэтического творчества народов мира.
| Поурочный
| Наблюдение
|
5.5
| 02.10
03.10
04.10
06.10
|
| Музыка Белоруссии.
| Знакомство с музыкой Белоруссии. Народная музыка широко представлена хороводными, плясовыми и шуточными песнями. Среди самых распространенных народных инструментов в Белоруссии – цимбалы. Немало музыкальных произведений о Белоруссии посвящено событиям времен Великой Отечественной войны (1941-1945). Знакомство с понятиями цимбалы, цимбалист. Использование белорусских народных песен и мотивов композиторами-классиками. Белорусские композиторы и исполнители (коллективы). Слушание: А. Пахмутова «Белоруссия»; белорусский народный танец «Бульба».
Пение: белорус. народ. плясовая песня «Бульба»; белорус. народ. плясовая песня «Кума моя, кумочка»; белорус. народ. плясовая песня «Реченька».
Зрительный ряд: фотографии «Ансамбль белорусских цимбалисток», «Хатынь», «Столица Белоруссии – город Минск».
| -наблюдать и оценивать
интонационное богатство
музыкального мира;
-анализировать
художественно-образное содержание,
музыкальный язык
произведений мирового музыкального искусства;
-исполнять различные
по образному содержанию
образцы музыкального
творчества народов мира.
| - оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.)
| Рефлексивный
| Наблюдение; рассуждение о музыке
|
6.6
| 09.10
10.10
11.10
13.10
|
| Музыкант из Желязовой Воли.
| Знакомство с гением мировой музыкальной культуры – композитором и пианистом Фридериком Шопеном. Жизнь композитора неотделима от жизни родной Польши – ее истории, культуры, народных обычаев. В его музыке интонации польской народной песни, веселой пляски крестьян. Творчество Шопена главным образом связано с фортепиано. Именно этому инструменту композитор поверял свои сокровенные чувства и переживания. Знакомство с понятиями краковяк, этюд. Желязова Воля - родина знаменитых музыкантов: композитора Фредерика Шопена и скрипача Генрика Шеринга. Русский композитор С. Ляпунов написал симфоническую поэму «Желязова Воля», посвященную памяти Шопена. Слушание: Ф. Шопен ноктюрн до-диез минор; Концерт для ф-но с оркестром, II и III части (фраг.)
Пение: О. Девочкина «Осень».
Зрительный ряд: неизв. художник «Портрет Ф. Шопена», фотография «Дом, в котором родился Ф. Шопен». Желязнова Воля, М.Стахович «Дожинки», фотография «Рояль Ф. Шопена», «Дворец в Вильнове» Польша, М. Стахович «Танец в корчме».
| -наблюдать и оценивать
интонационное богатство
музыкального мира;
-исполнять различные
по образному содержанию
образцы музыкального
творчества народов мира.
| - оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально творческой деятельности.
| Промежуточный
| Расс уждение о музыке
|
7.7
| 16.10
17.10
18.10
20.10
|
| Блеск и мощь полонеза.
| Знакомство с полонезом, через творчество М. Огиньского, М.И. Глинки. Под звуки полонеза танцевальные пары торжественно шествуют друг за другом. Раньше полонез исполнялся на свадьбах и торжественных церемониях, сопровождаясь пением. Позже становиться исключительно придворным инструментальным танцем, символом польского аристократического духа. Творчество польского композитора М. Огинского. Музыкальная интерпретация полонезов М. Огинским, который преподносил их не как танцевальный жанр, а как самостоятельную фортепианную пьесу. Полонез - торжественный большой танец - шествие; музыкальный размер 3/4; умеренный темп; имеет польское происхождение. Полонезы объединяют в себе одновременно лиричность и меланхоличность славянской души и в то же время боевой настрой. Полонезы Ф. Шопена повествуют о напряженной драматической борьбе польского народа за свою национальную независимость, о его стремлении к победе. Жанр полонеза получил своеобразное развитие в операх русских композиторов: «Иван Сусанин», «Евгений Онегин», «Пан-воевода» и др. Слушание: М. Огиньский Полонез; М. Глинка Полонез из оперы «Жизнь за царя».
Пение: Г. Струве «Полонез дружбы».
Зрительный ряд: Ж.П. Ноблен де ла Журден. «Полонез», неизв. художник «Полонез на свежем воздухе», М.Стахович «Лагерь повстанческих войск. Весна. 1794 г.»
Просмотр: фрагментов оперы «Жизнь за царя»*
| -воспринимать на эмоционально-образном уровне
профессиональное и народное
музыкальнее творчество
разных стран мира;
-анализировать художественно-образное содержание,
музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.
| - адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально поэтического творчества народов мира.
| Внешний
Внешний
| Устный опрос
|
8.8
| 23.10
24.10
25.10
27.10
|
| Музыкальное путешествие в Италию.
| Музыкальное и увлекательное путешествие в Италию - страну южных морей и гор, залитых солнцем долин, садов и виноградников. Древняя Италия считается хранительницей исторических и художественных ценностей. С Италией связаны имена гениев мировой художественной культуры. Многие композиторы стремились побывать на родине оперы, родине прекрасного пения бельканто. Знакомство с понятиями баркарола, бельканто. Связь русской музыкальной культуры с культурой народов мира. Итальянские впечатления русских композиторов и живописцев. Слушание: М. Глинка «Венецианская ночь».
Пение: итальянская нар. песня «Санта Лючия».
Зрительный ряд: П.А. Шовен «Итальянский пейзаж», Рафаэль «Парнас. Аполлон и музы», И. Айвазовский «Вид на венецианскую лагуну», О. Ренуар «Гондола».
| -воспринимать на эмоционально-образном уровне профессиональное и народное
музыкальное творчество
разных стран мира;
-анализировать художественно-образное содержание,
музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства;
-сравнивать характеры
разных произведений в рамках одного жанра;
-импровизировать в соответствии с заданным музыкальным образом (танцевальная импровизация).
| - адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально поэтического творчества народов мира.
| Прогностический
| Наблюдение
|