Скачать 80.82 Kb.
|
Урок по истории России для 7 класса «Новое в культуре XVII века» Цели урока: - познакомить учащихся с развитием русской культуры XVII в., - развитие умений и навыков работать в Интернет-ресурсами, - показать многообразие, своеобразие и противоречивость русской культуры, - воспитание уважения к культурным ценностям своего народа. Тип урока: изучение нового материала (Интернет-урок) Форма проведения: урок-исследование с элементами ролевой игры, работа в группах. Межпредметные связи: МХК, литература Оборудование урока: Интернет-ресурсы, документы, рабочая тетрадь Основные понятия: русское московское «нарышкинское» барокко, обмирщение культуры, парсуна, жанр, синопсис, узорочье. Особенности урока: Интернет-урок является средством формирования информационных и коммуникативных компетенций школьников План урока
Ход урока
Тема урока посвящена развитию русской культуры 17в., необходимо уделить внимание её переходному характеру – от полного господства православия к постепенному обмирщению. Средневековая жизнь находилась под полным вниманием православной церкви (рождение, крещение, венчание, смерть, ежедневные молитвы и посещение храма). Так и все элементы русской культуры были пронизаны православными идеями и образами. 17 век принес большие изменения в социально-экономическую жизнь общества. Учитель: назовите социально - экономические изменения, которые произошли в 17в.? Ученики: специализация районов, рост товарно-денежных отношений, Учитель: в ремесленно-торговой среде формируются новые идеалы, моральные нормы, вкусы, которые противоречили церковным канонам. Следовательно, жизнь изменялась, воздействуя на православное мировоззрение общества. Учитель: какие же новые веяния пришли в русскую культуру это нам и предстоит выяснить на протяжении двух уроков.
Класс делится на группы: 1) литераторы, 2) архитекторы и зодчие, 3)иконописцы и живописцы, 4) архивариусы (работа с терминами) Группе «литераторы» были даны опережающие задания: найти дополнительную информацию в Интернете, которая бы более детально расширила наши знания о литературе данного периода.
2) Рассказ литературе приложение №1-2 3) в роли рассказчика 17 в. выступает ученик из группы «литераторы» приложение № 3 Учитель: внимательно послушайте рассказ и ответьте на вопросы (вопросы прилагаются) 1) какой герой повести на ваш взгляд оказался в смешном положении и почему? 2) какие качества мы видим у героев данной повести? Ответы учеников. Учитель делает вывод по литературе: Таким образом, на протяжении XVII в. произошли значительные перемены в развитии русской литературы, знаменовавшие собой важный шаг ее движения к реализму, ее раскрепощения от сковывающего воздействия религиозной идеологии. Ученики записывают в таблицу в тетради. 3)-4) Архитектура, живопись Работа в группах, используются Интернет – ресурсы. Каждая группа получает задание на карточках, которое необходимо найти в Интернете.
УЧЕНИКИ РАБОТАЮТ В ГРУППАХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮТ ПОИСК МАТЕРИАЛА В ИНТЕРНЕТЕ (иллюстрации с их краткой характеристикой), составление галерее III. Закрепление: работа в группах Защита своей работы каждой группы, основные выводы заносятся в тетрадь Учитель: Что же явилось главным в развитии русской культуры 17в.? Ученики: культура стала освобождаться от определенных, незыблемых правил - работы архитекторов, писателей, художников обретают индивидуальные черты; начинает проявляться постепенное освобождение русской культуры от церкви; а также активно развиваются светские элементы, такие как новые жанры в литературе, жизнерадостность, разнообразие и узорочье в архитектуре, реальность, подвижность фигур в живописи. IV. Подведение итогов V. вывод учителя: Необходимо отметить, что «обмирщение» культуры, т.е. усиление светских начал, проявляется при контакте с западноевропейской культурой. Расширение территории государства, международных связей, усложнение экономической жизни – всё это меняло представление об окружающем мире и требовало от людей больших знаний и умений. Более подробно мы будем говорить об этом на следующем уроке. Домашнее задание: параграф 10, стр.79-84 Приложение 1 Рассказ об исторической литературе Главную роль в литературе 17 века, занимали произведения исторической тематики. Особенностью книг исторической тематики эпохи 17 века была яркая публицистичность. Самое большое и известное историческое литературное произведение 17 века – «Сказание Келаря Троице – Сергеевой Лавры Авраама Палицына». В этом произведении, автор рассказывает свое понимании смутного времени, рассуждает о причинах «смуты» и её событиях. В русской литературе 17 века, проявляется большой, живой интерес к истории. Появляются исторические сочинения обобщающего характера. В 70-ых года 17 века, появилась первая историческая книга «Синопсис» (обозрение). Написал её монах Киевско – Печерского монастыря Иннокентий Гизеля. Труд Гизеля рассказывал истории России и Украины с самого начала, с момента образование Киевской Руси. В 17-18 века, книга «Синопсис» использовалась как учебник по русской истории. Было в литературе 17 века, ёще несколько ценных рукописных трудов. Книга «Скифские Истории», за авторством А.И. Лызлова описывает борьбу русского народа, и европейцев со «скифами». К «скифам» автор отнес монголо – татар и турок. Ценность труда Лызлова состоит в том, что в книге, он умело связал знания русских и европейских источников, составив достаточно правдивую и ясную картину происходящего. Литература 17 века включила в себя не только исторические повествования далекого прошло. В этом веке происходили события, которые заслужили внимания современных литераторов. «Повесть об Азовском осадном сидении» рассказывает про Азовские походы. Основой повести послужил захват донскими казаками турецкой крепости. Автор сего замечательно произведения не установлен, но, есть вероятность, что это начальник воинской канцелярии Федор Порошин. Вот такую загадку нам оставила литература 17 века. Приложение 2 информация получена на сайте http://www.licey.net/lit/begin/satir Одним из самых примечательных явлений литературы XVII века является появление сатиры как самостоятельного литературного жанра, что обусловлено спецификой того времени. Сатирическому обличению подвергались существенные стороны жизни феодального общества: несправедливый и продажный суд, социальное неравенство, безнравственное поведение, лицемерие и ханжество монашества и духовенства, государственная система спаивания народа через «царев кабак». Эти произведения тесно связаны с фольклором по своей художественной специфике. Они в основном анонимны. Каковы же основные художественные завоевания демократической литературы? Прежде всего, решительный отказ от историзма, определяющего принципа древнерусской литературы. Появляется новый герой — не историческая (князь, военачальник, священник), а бытовая личность (простой человек разных сословий). Литература постепенно освобождается от религиозной опеки, отстаивает право на вымысел. Важным шагом на этом пути стала безымянность литературных героев. Рассмотрим в этой связи «Повесть о Шемякином суде». Она посвящена обличению судопроизводства. В ней сатирически изображается судья Шемяка, взяточник и крючкотвор, который в свою пользу толкует государственные законы. Приложение 3 Рассказчик из 17века Содержание повести сводится к следующему: жили два брата — богатый и бедный. «Богатый же ссужал много лет бедного, но не мог поправить скудости его». Как-то бедняк попросил у брата лошадь, чтобы привезти из лесу дров. Богатый лошадь дал, но не дал хомута. Бедняк привязал дровни к хвосту лошади, но, въезжая во двор, лошадь зацепилась за ворота и оторвала себе хвост. Богатый увидел искалеченную лошадь, взял брата и отправился в город жаловаться судье Шемяке. По дороге братья заночевали в доме попа. Бедняк, лежа на полатях, с завистью смотрел, как брат его ужинает с попом, упал на колыбель, в которой спал поповский сын, и задавил его насмерть. Теперь к судье отправились двое истцов — богатый брат и поп. В городе им пришлось идти через мост. Бедняк в отчаянии решил расстаться с жизнью, бросился с моста в ров, но неудачно. Он упал на старика, которого везли мыться в баню, и раздавил его. К судье явились уже три истца. Бедняк, не ведая, как ему быть, взял камень, завернул его в платок и положил в шапку. При разборе каждого дела он исподтишка показывал судье узелок с камнем. Шемяка, рассчитывая, что ответчик сулит ему «узел злата», во всех трех случаях решил дело в его пользу. Но когда его посыльный спросил у бедняка, что у него в шапке, тот ответил, что в узле у него был, завернут камень, которым он хотел убить судью. Узнав об этом, судья не осерчал, а обрадовался: ведь, если бы он осудил бедняка, то тот бы его убил. Приложение 4
|
Уроки. Открытый урок в 6 классе. Тема: Упражнения танца "Ча-ча-ча". Тип урока: Урок-конкурс. Оборудование: Ноутбук, флешь карта, чешки, видео ролик с танцем, музыкальная композиция. Форма проведения:... | Фрагменты уроков Тип и форма проведения урока: Урок закрепления знаний и способов деятельности. Урок-игра | ||
Пашатова Екатерина Анатольевна учитель английского языка Муниципального... Тип и форма проведения урока: Урок закрепления знаний и способов деятельности. Урок-игра | Тема урока: «Применение производной» Профиль Форма проведения: интегрированный урок обобщения и закрепления знаний и умений учащихся по данной теме | ||
Семинарское занятие № Урок как основная форма организации учебного... Раскройте сущность понятий «форма обучения», «урок», «классно-урочная система», «целостный педагогический процесс» | Урока «Части речи» (вводный урок) Программа Форма проведения урока: интеллектуально-познавательная игра с компьютерной поддержкой | ||
«Организация индивидуального социально-педагогического сопровождения... Форма проведения: обучающий семинар-практикум по освоению педагогами технологии индивидуального сопровождения школьников в урочной... | Тема урока «Координатная плоскость. Координаты» Форма проведения урока: урок-сказка “Путешествие Вити Верхоглядкина в математическом городе” | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Форма проведения (классный час, факультативное занятие, конференция, интегрированный урок и др.) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Форма проведения: интегрированный урок русского языка и литературы: лекция в лекции | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Форма проведения урока: строительство Дома Жизни (форма нравственного воспитания учащихся по технологии Е. И. Ромашковой) | Конкурса Форма проведения конкурса – очная Учителя-предметники подают заявку для участия за неделю до проведения мероприятия председателю мо социально-гуманитарного цикла в... | ||
Форма проведения вступительного экзамена в аспирантуру по направлению... Форма проведения вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки 38. 06. 01 – Экономика | Урок – урок открытия новых знаний. Форма урока Это урок, завершающий знакомство учащихся с системой образов романа И. А. Гончарова «Обломов» | ||
«Досуг молодежи» урок повторение. Форма урока дискуссия Урок немецкого языка в 11 классе «Изобразительное искусство в жизни молодежи» по теме «Досуг молодежи» урок повторение. Форма урока... | Тема урока: «Ферма Джона» Класс: 2 Форма проведения: урок-путешествие... Развивающие: формировать умение выделять нужную информацию из услышанного; развивать умения и навыки устной монологической и диалогической... |