Скачать 200.94 Kb.
|
Районная стажерская площадка «Организация индивидуального социально-педагогического сопровождения обучающихся в урочной и внеурочной деятельности» Форма проведения: обучающий семинар-практикум по освоению педагогами технологии индивидуального сопровождения школьников в урочной и внеурочной деятельности Проблема: как правило, низкий уровень качества образования Актуальность темы: требование ФГОС НОО и ООО к достижению нового качества образования путем перехода от знаниевого подхода в обучении к деятельностному, компетентностному. Цель: создание условий для инициирования педагогов к применению в своей деятельности технологии педагогического сопровождения обучающихся. Задачи:
Ценность семинара-практикума заключается в деятельностном подходе (в обучении упражнениям-тренингам); получении актуальных знаний педагогов о технологии индивидуального сопровождения школьников. Предложенные в работе формы и виды деятельности выгодно отличаются от традиционных, позволяют повысить уровень мотивации педагогов на развитие и саморазвитие, улучшить качественные показатели социально-педагогического сопровождения обучающихся. Участники: Учителя-предметники Тобольского района, работающие по зачетно-накопительной системе Время работы: 2,5 часа (семинар-практикум – 1 час; посещение уроков и занятий, их анализ – 1,5 часа). Технологическая карта стажерской площадки
Приложение 1. Е.И. Казакова: «Сопровождение – это помощь субъекту в принятии решения в ситуациях жизненного выбора. Это сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является прогресс в развитии ребенка» М.Р. Битянов: «…сопровождение как система профессиональной деятельности, направленная на создание условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуации школьного взаимодействия». Е.А. Александрова: «…специально организованная деятельность, суть которой заключается во взаимодействии педагога с обучающимся по поводу его потенциальных возможностей, «зон его ближайшего развития» и жизненных перспектив. Результатом подобного взаимодействия становится индивидуальная образовательная траектория ученика» И.А. Липский: «…процесс (система, вид деятельности), происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка… В педагогическом сопровождении развития личности ребенка взрослый – это субъект, оказывающий воздействие на воспитанника как на объект его воздействия, т.к. именно он ставит цели воспитания (обучения), определяет задачи, условия, содержание, средства, методы, формы и диагностики, выстраивает педагогическую тактику. Именно педагог должен предвидеть определенные результаты своей деятельности и процесса воспитания (обучения) в целом». Приложение 2. ЭТАПЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП Цель этапа: изучение особенностей познавательной сферы личности учащегося; получение данных об актуальном уровне его развития, уровне сформированности общеучебных умений и навыков. Деятельность учителя на данном этапе заключается в получении информации о личностных особенностях ученика, состоянии его здоровья, социального благополучия (изучение документов, взаимодействие с классным руководителем); в диагностике познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферы (взаимодействие с педагогом-психологом, личные наблюдения и исследования); в диагностике уровня знаний и умений по предмету (тестирование, личные наблюдения и исследования). ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП Цель этапа: проектирование на основе диагностики содержания сопровождения, выбор форм и методов обучения, построение индивидуальных (адресных) программ. Содержание учебников и контрольные материалы не дают возможности достигнуть цели сопровождения. Поэтому необходимо, оставив суть содержания, расширить его под особенности личности учащихся, таким образом, чтобы содержание позволило дифференцированно развивать мыслительные операции, память и речь. Средствами достижения цели педагогического сопровождения будут являться дифференцированная помощь педагога, методы регуляции психодинамического состояния учащегося на разных этапах урока и методы развития его ключевых компетенций. ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ ЭТАП Цель этапа: реализация адресных программ, мониторинг достижений учащихся. В процессе реализации адресных программ лежат технологии личностно-ориентированного обучения и среди них особое, главенствующее место отводится дифференцированному обучению. Приложение 3. Работа в малых группах «Методы формирования навыка логического мышления» Цель: на практике познакомиться с особенностями методов смыслового чтения. Задачи:
Содержание: участники семинара делятся на 4 группы. Каждая группа получает текст методического содержания (например, Приложение 4) и описание метода. В течение 10 минут группа знакомится с текстом и особенностями метода, выбирает представителя, который опробует данный метод на аудитории. Метод 1. «Самое главное» Прочитайте внимательно текст. Озаглавьте этот текст одним словом (словосочетанием), характеризующим тему текста. Затем охарактеризуйте данный материал одной фразой (предложением). И, наконец, найдите в тексте «секрет», особенность, то, без чего он был бы лишен смысла. Сейчас по очереди мы будем говорить свои слова-названия текста, слушать и выбирать наиболее точное, удачное и т.д. Учитель отмечает учеников, предложивших лучшие варианты. Метод 2. «Вопрос – ответ» Перед вами текст. Внимательно прочитайте его. Теперь разделимся на две команды. Левая команда будет задавать вопросы, а правая – отвечать. Будут учитываться активность участников, количество и глубина заданных вопросов, качество ответов. Сейчас команды работают с текстом, одни придумывают вопросы, а другие находят в тексте главные мысли, чтобы успешно ответить на вопросы. Учитель определяет команду-победителя. Метод 3. «Заполни таблицу» Перед вами таблица. Вам необходимо найти в тексте ответы на вопросы таблицы и записать их тезисами – краткими предложениями.
Можно дифференцировать вопросы под личность учащегося. Метод 4. «Двойной дневник» Прочитайте текст и заполните таблицу:
Обсуждение результатов работы происходит на основе цитат. Работа предполагает выработку точки зрения по определенному вопросу и его логическое осмысление, способствует развитию связной устной и письменной речи. Проработка метода с аудиторией 1. Какой метод работы с текстом самый продуктивный и почему? 2. Аудитории учеников разные по своему интеллектуальному уровню. Отнесите методы для разных интеллектуальных уровней учащихся. Приложение 4. Хуторской Андрей Викторович, доктор педагогических наук, академик Международной педагогической академии, г.Москва Образовательные компетенции обусловлены личностно-деятельностным подходом к образованию, поскольку относятся исключительно к личности ученика и проявляются, а также проверяются только в процессе выполнения им определенным образом составленного комплекса действий. Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых, до производственных и социальных. Приложение 5. ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ Цель: познакомить с видами педагогической помощи, определить содержание помощи и место включения каждого вида помощи в учебный процесс. Содержание: Рассмотрим виды помощи, которые педагог осуществляет в ходе программы сопровождения. По качеству помощь педагога может быть: - стимулирующая; - организующая или направляющая; - обучающая или разъясняющая. Необходимость в стимулирующей помощи возникает тогда, когда ребенок не включается в работу после получения задания, или когда работа завершена, но выполнена неверно. В первом случае учитель подходит к ребенку и помогает ему организовать себя, мобилизовать внимание, нацелить на решение задачи (ободряя его, успокаивая, вселяя уверенность в способности справиться с задачей). Учитель спрашивает у ученика, понял ли он задание и если выясняется, что нет, разъясняет его. Во втором случае он указывает на наличие ошибки в работе и необходимость проверки полученного решения. Учитель может, учитывая особенности ребенка, сделать область поиска допущенной ошибки более широкой или, наоборот, более узкой. Например, ученик допустил ошибку в решении задачи, а всего задач было восемь. Учитель может указать на наличие ошибки в общем виде, или на ошибку в конкретной задаче, или – в конкретном действии (формуле). Таким образом, мера – доза помощи в этом, как и в других случаях, может быть различной. Организующая помощь необходима, если ученик не может самостоятельно выполнить задания из-за неустойчивости внимания, из-за пресыщения деятельностью. Учитель организует деятельность ученика разработанной инструкцией выполнения задания, а так же контролем правильности выполнения инструкции или ее этапов, обращает внимание ребенка на таблицу, наглядную опору, в которой отражен способ решения аналогичной задачи, или помогает сделать первый шаг на пути ее решения, наметить план действия. Необходимость оказания обучающей помощи возникает в тех случаях, когда другие виды оказываются недостаточными, когда надо непосредственно указать или показать, что и как надо делать для того, чтобы решить учебную задачу или исправить допущенную в ходе решения ошибку. В данном случае педагог может использовать наглядность действий, образцы выполнения заданий, письменные и вербальные пояснения к каждому этапу заданий. Количество учеников, требующих оказания обучающей помощи в каждом классе свое и зависит от уровня класса. Получение своевременной помощи и в нужном объеме делает ученика успешным.
|
Учитель Тема: «Организация индивидуального психолого – педагогического сопровождения детей с овз» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Под внеурочной деятельностью... | ||
Комплексная программа психолого-медико-социально-педагогического... Личностное развитие ребенка средствами психолого – медико – социально – педагогического сопровождения | Проекта Формирование профессионального самоопределения обучающихся 9-х классов в урочной и внеурочной деятельности по предмету биология | ||
План проведения методического объединения ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Организация системы изучения исторического краеведения в урочной и внеурочной деятельности учащихся» | ||
Применение проектов во внеурочной и урочной деятельности Обучения, базирующего на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых... | Программа ноу «Эврика» (физико-математическая секция) «Основы учебной... Основная часть. Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности | ||
Планирование работы шмо учителей гуманитарного цикла мбоу степная... Музыки, изобразительного искусства через совершенствование педагогического мастерства; ведение целенаправленной работы по повышению... | Библиопсихотерапия алкоголизма «Воспитание личности – носителя этнокультурных традиций Прикамья в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности» | ||
Положение об отделении социально-правового и психолого-педагогического сопровождения Типовая (примерная) программа — утвержденная Министерством образования Российской Федерации и рекомендованная Управлением дополнительного... | Публичный доклад директора «Воспитание личности – носителя этнокультурных традиций Прикамья в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности» | ||
Задачами Аннотация. В статье рассматриваются вопросы применения информационных технологии для организации урочной и внеурочной деятельности... | Программа районного молодёжного форума «Воспитание личности – носителя этнокультурных традиций Прикамья в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности» | ||
Педагогический форум «Профессионал» 31 января 2013 г Целью форума является организация свободного обмена опытом учительской и научной общественности по следующим направлениям: использование... | Рабочая программа по внеурочной деятельности ( 1 4 класс) Организация внеурочной образовательной деятельности является обязательной частью образовательного процесса в школе, перешедшей на... |