Учебно-тематическое планирование но музыке
Количество часов всего: 16ч.; Плановых контрольных уроков - 3, зачетов - 0, тестов - 4 Планирование составлено на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования по искусству;
программы начального общего образования по музыке;
программы «Музыка»» для 9 классов, авторы: Е.Д, Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина;
учебного плана общеобразовательного учреждения.
Учебно - методический комплект: Критская Е.Д., Сергеева Г.П, Шмагина Т.С. Учебник « Музыка» 9 класс- М.: Просвещение, 2009. Хрестоматия музыкального материала к учебнику « Музыка» 9 класс (пособие для учителя). -М.: Просвещение, 2009.
Фонохрес г о матия к учебнику « Музыка» 9 класс. Дополнительная литература:
Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. - М., 1993. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка: Очерки. - Л., 1983. Выготский Л. С. Психология искусства. - Минск, 1998.
Исаева Л.А., Курченко И.В., Чижикова В.П. Учитель музыки: пути профессионального становления.
Саратов, 2007.
Затямина ТА. Современный урок музыки. - М.: Глобус, 2007.
Кабалевский Д. Д. Про трех китов и про многое другое. - М.: Детская литература, 1972.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Методическое пособие. Музыка 5.- М.: Просвещение,
2006.
Коншина И.В. Духовная музыка в школе. В 2 кн. - М., 2001.
Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учеб. - метод. Пособие. - М., 2001. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура: Учеб. пособие. - М., 1998. Смолина Е.А. Творческие приемы и задания на уроках музыки. - Ярославль, 2006.
Рабочая учебная программа по музыке для 9 класса
всего 16 часов Пояснительная записка
9 класс « Музыка»
Авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева Ведущей содержательной линией курса IX класса, которая завершает процесс музыкального образования и воспитания школьников, является изучение художественной картины мира школьниками, выявление ее духовно - содержательных, ценностных смыслов, заключенных в музыкальных образах. Основной аспект делается на осознание учащимися образа Человека в мировом музыкальном искусстве, а также проблемы традиций и новаторства. Традиция как неотъемлемая часть музыкальной культуры, обогащающая школьников духовным, эмоционально -ценностным опытом прошлых поколений. Художественное открытие новых идей, форм произведений, их индивидуального своеобразия и исторической роли. Воплощение в художественных образах вечных тем жизни благодаря созидательной деятельности композитора и исполнителя. Адекватность слушательского восприятия и исполнительской деятельности учащихся художественному смыслу произведения. Раздел 1. « Образ человека в мировой музыкальной культуре»
Значение музыки в жизни человека прошлого и настоящего времени. Искусство как способ философско - эстетического осмысления многообразия жизненных явлений, устремлений человека к истине, добру и красоте.
Формы выявления в музыке человека: персонаж, лирический герой, художественное «я». Музыкальная форма - как процесс. Симфонический метод как способ отражения противоречивости жизненных явлений через интонационно - тематические контрасты и связи. Проблема современности в музыке. Функции музыки в современном мире. Вкус и мода.
Драматические, лирические, характерно - бытовые и народно - эпические образы в простых и сложных жанрах музыкального искусства (произведения программно - симфонической, кантатно -ораториальной музыки). Раздел 2. « Традиции и новаторство в музыкальном искусстве: прошлое, настоящее, будущее»
Трактовка вечных тем искусства и жизни сквозь призму традиций и новаторства. Выражение отношения композитора к тем или иным явлениям действительности, поиск новых выразительных возможностей музыкального языка (мелодика, ритм, фактура, тембр, оркестровка, форма и др.). Композитор - человек, чувствующий жизненное содержание, которое он хочет выразить и музыкант, мыслящий на языке своего искусства. Сопоставление стилевых, интонационно - жанровых особенностей музыкальных произведений в процессе их слушания и исполнения как основа выявления новаторских устремлений композиторов.
Восприятие - осознание - воспроизведение (исполнение) - оценка явлений музыкальной культуры как звенья процесса, направленного на развитие сотворческои активности учащихся, их способности вступать в диалог с музыкой разных эпох и стилей.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 классов Обучение музыкальному искусству в 9 классе должно обеспечить учащимся возможность:
понимать роль музыки в жизни человека;
понимать значение традиций и новаторства в музыкальном искусстве прошлого и настоящего времени;
оценивать произведения разных направлений музыкального искусства и обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
знать имена выдающихся композиторов и исполнителей в различных областях музыкального искусства;
иметь представление об особенностях языка, инструментария, манеры исполнения музыкальных произведений разных эпох;
сопоставлять стилевые, интонационно - жанровые особенности музыкальных произведений в процессе их слушания и исполнения;
знать и уметь исполнять песни разных жанров (фольклор, классика, современность); формировать свой песенный репертуар;
ориентироваться в окружающем музыкальном пространстве; понимать значимость классического, народного музыкального искусства, музыки религиозных традиций в их соотношении с массовой музыкальной культурой;
иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения, о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.
совершенствовать умения и навыки самообразования
проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности.
Знать / понимать:
понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
основные жанры народной и профессиональной музыки;
основные формы музыки;
характерные особенности творчества русских и зарубежных композиторов;
музыкальную терминологию и умение применять ее при анализе музыкального произведения;
имена выдающихся композиторов и музыкантов- исполнителей;
виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
многообразие музыкальных образов и их развитие в музыкальном произведении;
особенности различия вокальной и инструментальной музыки (ваганты, романс, баллада, авторская песня, ноктюрн, концерт, симфония);
история возникновения духовной музыки и ее развитие в творчестве современных композиторов;
основные стили музыки (полифония, гомофония);
известные театры мира и исполнители,
особенность развития музыкальной драматургии сценической музыки;
строение сонатно- симфонического цикла;
особенности развития драматургии камерной и симфонической музыки;
жанры и стили классической и современной музыки;
- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения,
- понимать роль музыки в жизни человека;
- представление об особенностях языка, инструментария, манеры исполнения музыкальных произведений разных эпох;
№ п\п
| № п\п урока
| Наименование разделов и тем
| Кол-во часов
| Дата провед.
| Вид урока
| Наглядные пособия
| Домашнее задание
| Вид контроля
| I
|
| Образ человека в мировой музыкальной культуре
| 8ч
|
|
|
|
|
|
| 1
| Значение музыки в жизни человека прошлого и настоящего
| 1ч
|
| Урок
формирований
совершенствования
знаний.
Урок-
путешествие
| Презентация, хрестоматия, учебник, аудиодиск
| Эссе
«Искусство
музыкальных
звуков»
| Устный
|
| 2
| Музыкальная форма как процесс
| 1ч
|
| Урок
формирований совершенствования знаний. Урок - поиск
| Хрестоматия,
учебник,
аудиодиск,
дидактический
материал
| Музыкальные формы
| Вводный контроль
|
| 3
| Симфонический метод отражения противоречивости жизненных явлений
| 1ч
|
| Комбинированный урок.
Урок - эврика
| Аудиодиск,
хрестоматия,
раздаточный
материал,
учебник
| Сонатно -
симфонический
цикл
| Устный опрос
|
| 4
| Народно-эпические, характерно -бытовые образы в простых и сложных жанрах музыкального искусства
| 1ч
|
| Урок обобщения и систематизации знаний. Урок - обзор
| Презентация, хрестоматия, учебник, аудиодиск
| Подобрать иллюстрации к музыке
| Устный опрос
|
-
| 5
| Лирические,
драматические
образы в простых
и сложных
жанрах
музыкального
искусства
| 1ч
|
| Урок
формирований
совершенствования
знаний.
Урок - экскурсия
| Презентация, хрестоматия, учебник, аудиодиск
| Анализ любимого музыкального образа
| Устный опрос
|
| 6
| Функции музыки в современном мире
| 1ч
|
| Урок закрепления и
совершенствования знаний.
Урок - дискуссия
| Презентация,
хрестоматия,
учебник,
аудиодиск,
видеофрагмент
| Индивидуальные сообщения
| Устный опрос
|
| 7
| Вкус и мода
| 1ч
|
| Урок обобщения и систематизации знаний. Урок - обзор
| Презентация,
хрестоматия,
учебник,
аудиодиск,
дидактический
материал,
видеофрагмент
| Составить презентацию «Современное течение музыки»
| Промежуточная диагностика
|
| 8
| Образ человека в
мировом
искусстве
| 1ч
|
| Урок контроля знаний, умений и навыков.
Урок - викторина
| Презентация, хрестоматия, учебник, аудиодиск
| Сопоставить с
картинами
художников
| Викторина
| II
|
| Традиции и новаторство в музыкальном искусстве: прошлое, настоящее, будущее
| 8ч
|
|
|
|
|
|
| 9
| Трактовка вечных тем искусства и жизни сквозь призму традиций и новаторства *
| 1ч
|
| Урок
формирований
совершенствования
знаний.
Урок-
исторического путешествия
| Презентация, хрестоматия, учебник, аудиодиск
| Выявить традиции и новаторство в музыкальных произведениях (колокольные звоны храмов России, концерт №2
Рахманинова, Кикта «Фрески Софии Киевской»)
| Устный контроль
|
| 10
| Симфония
венских
классиков
| 1ч
|
| Урок
формирований
совершенствования
знаний.
Урок-
филармония
| Аудиодиск,
хрестоматия,
раздаточный
материал,
учебник
| Анализ
симфонического развития
| Устный контроль
|
| 11
| Новаторство в
симфонической
музыке
Д.Д.Шостаковича
| 1ч
|
| Урок закрепления и
совершенствования знаний. Урок -путешествие
| Презентация, аудиодиск, учебник, хрестоматия
| Подобрать иллюстрации к музыке Шостаковича
| Музыкальная викторина
|
| 12
| Композитор -
человек,
чувствующий
жизненное
содержание
| 1ч
|
| Урок обобщения и систематизации знаний. Урок - обзор
| Презентация, аудиодиск, учебник, хрестоматия
| Анализ любимого музыкального произведения
| Кроссворд
|
| 13
| Оценка явлений музыкальной культуры. (Swinging Bach)
| 1ч
|
| Урок контроля знаний, умений и навыков.
Урок - викторина
| Аудиодиск,
хрестоматия,
дидактический
материал,
учебник
| Индивидуальные сообщения
| Тест - опрос
|
| 14
| Диалог с музыкой разных эпох и стилей (современная интерпретация)
| 1ч
|
| Урок
формирований совершенствования знаний. Урок - эврика
| Презентация, аудиодиск, учебник, хрестоматия
| Объяснить значение традиций и новаторства в жизни человека
| Устный опрос
|
| 15
| Современное музыкальное пространство
| 1ч
|
| Урок обобщения и систематизации знаний. Урок - обзор
| Презентация, аудиодиск, учебник, хрестоматия
| Индивидуальные сообщения
| Музыкальная викторина
|
| 16
| Мировое значение музыкального искусства
| 1ч
|
| Урок контроля знаний, умений и навыков.
Урок - викторина
| Аудиодиск,
хрестоматия,
раздаточный
материал,
учебник
|
| Викторина
| |