Скачать 23.71 Kb.
|
Напросившиеся мысли (об одном уроке литературы в 11 классе по творчеству В.М.Шукшина) Десять лет пролегло между двумя уроками по рассказам Шукшина: 2001 и 2011. Почти поколение. Тем интереснее было готовиться к уроку, посмотреть, как сложится разговор с современными школьниками. Никакого подвоха и уж тем более учительского провала не ожидала. А нет… Для обсуждения мной выбраны рассказы «Микроскоп», «Два письма», «Экзамен», «Мастер». Учитывая формат современного урока литературы, с самого начала предложила ученикам самим определить круг вопросов, которые волнуют автора. Первым в обсуждении стоял рассказ «Мастер»…. «Читатель ждет уж рифму роза…» Подобное предвкушение хорошего, вдумчивого разговора, похожего на разговор автора с читателем, трепетало и во мне. НО… все оказалось намного сложнее… Большинство учеников никакой проблемы не увидели, осудив поведение Андрея Ерина, который истратил на микроскоп деньги, скопленные женой на шубки детей. А тех, кто робко пытался оправдать «скважину», уверяя, что микроскоп – это лишь художественный образ мечты, которой жил человек, что микроскоп объединил ребенка и взрослого в порыве исследовательских опытов, что автор сокрушается о чудовищном непонимании во взрослом мире семьи, почти не было слышно. Решив, что, наверное, не стоило начинать с «Микроскопа», я перешла к рассказу «Два письма», где все казалось понятным и простым, и оттого таким трагичным. И зримы были в отдалении нескольких минут и тургеневские аллюзии из «Бежина луга», и чеховского «Ионыча»… На этот раз мнения класса о проблематике рассказа были еще более полярными. Каждая группа единомышленников старалась быть убедительной. И со стороны все выглядело как прекрасно выстроенная дискуссия…ученики выдвигали тезис, аргументировали свое выступление, апеллировали к тексту. Но это только со стороны… Некоторые доказывали, что проблемы нет никакой, а перед нами классический случай кризиса среднего возраста, кто-то склонялся к тому, что в рассказе всего лишь частный случай из частной жизни одного человека, которому приснилась его прошлая жизнь, его детство, и он затосковал. Письма, написанные героем, лишний раз доказывают, что у человека все хорошо: должность, работа, семья, дети, Гагры. Ну, а тоска…. С чего ей быть? При материальном достатке? Мой голос тонул в общей жаркой дискуссии, а реплики о душевной маете, о призрачной гонке за лучшей долей, оборачивающейся крахом личности, казались надуманными и не отвечающими законам времени. Говорили учащиеся хорошо. А на меня навалилась та душевная маята, от которой сводило скулы и закипало в крови шукшинское правдоискательство, с хмельком, со слезой. Вон оно как! Вот она парадигма жизненных ценностей современной молодежи: нет внутренней жизни. Нет поиска, нет мучений, нет ощущения безысходности. А при наличии денег – тем более! При отсутствии оных как-то еще можно оправдать было лепет героя (вот, Раскольников, например, беден, потому и сокрушается). А не заметили боли шукшинской в одной строке : «Как будто обманул кто меня, и не для этого я жизнь прожил…» Вот и я уходила с урока, обманутая своими собственными надеждами и учительскими чаяниями. А ведь каких-то десять лет назад все было по-другому: и текст жил на уроке, и дрожал голос у детей, и вспоминался и Тургенев, и Чехов, и вопросы истинных и мнимых ценностей казались одними из самых главных. Все боялись сделать неправильный выбор и пойти по неверной дороге. Осознавали горьковский пренебрежительный оттенок слова «мещане». Приоритеты сменились. Красиво быть знаменитым, глупо быть бедным, и уж тем более не спать ночами при хорошей должности и деньгах, а вместо шубы покупать «микроскоп». На следующий урок литературы я иду к ученикам с рассказом Шукшина «Чудик». |
Урок литературы в 11 классе по теме: «Добро и душа главное в человеке» В. М. Шукшина. На первом уроке учащиеся познакомились с темой: «Жизнь и творчество В. М. Шукшина. «Чудики» в рассказах». К данному... | Урок литературы в 5 классе «Басни И. А. Крылова. Истоки басенного жанра» Расширить представление учащихся о басне как об одном из старейших жанров литературы | ||
Урок литературы в 5-м классе по теме «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина» Обобщить и дополнить знания учащихся, которые 5-классники получили на уроках литературы по творчеству А. С. Пушкина | Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина Д история зарубежной литературы Х1Х века. Реализм.: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: М. А. Ковалева; Бийский пед... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина Д. Перевод научно-технической литературы. Профессионально-ориентированный перевод [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины/... | Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина Д пп. Ф. 12 История русской литературы. Древнерусская литература.: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: М. А. Ковалева;... | ||
Урок литературы в 7 классе по творчеству И. С. Тургенева «Одна и та же жизнь…» ... | Урок литературы в 11 классе «Жизнь и творчество В. М. Шукшина» Литература 11 класс – Биография А. В. Вампилова «Провинциальные анекдоты – квинтэссенция драматургии Вампилова» (2 части) | ||
Урок литературы в 8 классе Активизировать познавательную деятельность учащихся; вовлечь их в творческую поисковую работу, пробуждая интерес к творчеству У.... | Учебно-методический комплекс дисциплины Д история зарубежной литературы Х1Х века. Романтизм.: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: М. А. Ковалева; Бийский пед... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Д история зарубежной литературы Х1Х века. Романтизм.: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: М. А. Ковалева; Бийский пед... | Учебно-методический комплекс дисциплины Д история зарубежной литературы Х1Х века. Романтизм.: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: М. А. Ковалева; Бийский пед... | ||
На уроке ребята вспоминали рассказы писателей, главных героев этих... ... | Конспект урока физической культуры в 4 классе «Легкая атлетика» Цель урока: освоение учащимися различных разделов программного материала на одном уроке физической культуры | ||
Урок литературы в 11 классе Тема урока : Во всем мне хочется дойти до самой сути… ... | Тесты по разделам: фонетика, словобразование, синтаксис, морфология.... Должность, преподаваемый предмет: учитель русского языка и литературы, стаж работы- 1 год |