Урок литературы в 8 классе





Скачать 142.56 Kb.
НазваниеУрок литературы в 8 классе
Дата публикации07.09.2014
Размер142.56 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок
Загадка Шекспира. Сонеты

(урок литературы в 8 классе)
Цели:

Активизировать познавательную деятельность учащихся; вовлечь их в творческую поисковую работу, пробуждая интерес к творчеству У. Шекспира;

Формировать навыки самостоятельного анализа текста, умение высказывать свое отношение к прочитанному;

Способствовать воспитанию высоких эстетических и нравственных чувств, идеалов красоты и гармонии.
Ход урока.


  1. Организационный момент.




  1. Чтение учителя сонеты 130.


Ее глаза на звезды не похожи,

Нельзя уста кораллами назвать,

Не белоснежна плеч открытых кожа,

И черной проволокой вьется прядь.
С дамасской розой, алой или белой,

Нельзя сравнить оттенок этих щек.

А тело пахнет так, как пахнет тело,

Не как фиалки нежный лепесток.
Ты не найдешь в ней совершенных линий,

Особенного света на челе.

Не знаю я, как шествуют богини,

Но милая ступает по земле.
И все ж она уступит тем едва ли,

Кого в сравненьях пышных оболгали.
Эти необычные строки принадлежат великому английскому поэту, драматургу эпохи Возрождения У.Шекспиру, который вобрал в себя все сколько-нибудь значительное из великой эпохи человечества и сумел облечь мысли, верование, борьбу своего времени в образы немеркнущей силы.
.

  1. Вопросы. (Микрофон)


• Как, по вашему мнению, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
• Сформулируйте тему нашего урока.
• Чего вы ожидаете от нашей встречи?
Зачитывается эпиграф к уроку.
Такой большой художник, как Шекспир, неизбежно есть все человеческое, вместе взятое.

Б. Пастернак.
Постановка цели и задач урока.
IV. Знакомство с жизнью и творчеством Шекспира.
УИЛЬЯМ ШЕКСПИР (англ. William Shakespeare[1]; 1564[2], Стратфорд-на-Эйвоне, Англия — 23 апреля 1616, там же) — великий английский драматург и поэт, один из самых знаменитых драматургов мира, автор 12 трагедий, 16 комедий, 6 исторических хроник — в том числе состоящих из нескольких частей, 4 поэм и цикла из 154 сонетов.

Уильям Шекспир родился 23 апреля 1564 года в маленьком городке Стратфорд-на-Эйвоне (англ. Stratford-upon-Avon). Его отец, Джон Шекспир (1530—-1601), был состоятельным ремесленником (перчаточником), часто избирался на различные общественные должности. Он не посещал церковные богослужения, за что платил большие денежные штрафы (возможно, что он был тайным католиком), в 1568 г. был избран мэром города.

Его мать, Мэри Шекспир из рода Арден, принадлежала к одной из старейших английских фамилий. Считается, что Шекспир учился в стратфордской «грамматической школе», где изучил латинский язык, основы греческого и получил знания античной мифологии, истории и литературы, отразившиеся в его творчестве.

В возрасте 18-ти лет, Шекспир женился на Энн Хэтуэй (англ. Anne Hathaway), от брака с которой появились на свет дочь Сюзанна (англ. Susanna) и близнецы Гамнет (англ. Hamnet) и Джудит (англ. Judith).

Промежуток с 1579 по 1588 гг. принято называть "утерянными годами", т.к. нет точных сведений о том, чем занимался Шекспир. Примерно в 1587 г. Шекспир покинул свою семью и переселился в Лондон, где занялся театральной деятельностью.

Творческий взлет. "Глобус"

В 1590-х гг. (период, который принято считать первым в шекспировском творчестве) Шекспир создает все свои основные хроники а также большинство комедий. В 1595-96 годах написана трагедия "Ромео и Джульетта".

Две равно уважаемых семьи

В Вероне, где встречают нас событья,

Ведут междоусобные бои

И не хотят унять кровопролитья.

У. Шекспир, «Ромео и Джульетта» (Пер. Б.Л. Пастернака)
В 1595 году Шекспир упоминается в деловом документе как актёр труппы Слуг лорда-камергера.

Осенью 1599 открывается театр "Глобус". Над входом - крылатые слова: "Весь мир - театр" ("Totus mundis agit histrionem"). Шекспир один из его совладельцев, актер труппы и основной драматург. Тогда же Шекспир оформил дворянство для своего отца и сам сделался дворянином. В год открытия "Глобуса" он пишет римскую трагедию "Юлий Цезарь".

"Отелло" (1604), "Король Лир" (1605), "Макбет" (1606).

Ещё в 1597 году Шекспир купил второй по величине дом в Стратфорде. В 1605-м он купил право на получение десятин с ближайших к городу земель. В 1612 году Шекспир по неизвестным причинам покинул театр и вернулся в родной Стратфорд, где жили его жена и дочери.

Все сохранившиеся подписи Шекспира на документах (1612—1613) отличаются очень плохим почерком, на основании чего некоторые исследователи полагают, что он был в то время серьёзно болен. 23 апреля 1616 года Шекспир скончался. Традиционно принято считать, что он умер в свой день рождения, но уверенности в том, что Шекспир родился 23 апреля, нет.

Все сохранившиеся подписи Шекспира на документах (1612—1613) отличаются очень плохим почерком, на основании чего некоторые исследователи полагают, что он был в то время серьёзно болен. 23 апреля 1616 года Шекспир скончался. Традиционно принято считать, что он умер в свой день рождения, но уверенности в том, что Шекспир родился 23 апреля, нет.

Спустя три дня тело Шекспира было захоронено в стратфордской церкви св. Троицы. На его надгробии написана эпитафия:

Good friend for Jesus sake forbear,

To dig the dust enclosed here.

Blest be the man that spares thes stones,

And curst be he that moves my bones.

Друг, ради Господа, не рой

Останков, взятых сей землёй;

Нетронувший блажен в веках,

И проклят — тронувший мой прах.

Творчество

Скудость биографических сведений и множество необъяснимых фактов дали повод выдвигать на роль автора произведений Шекспира довольно большое количество людей. До сих пор существует масса гипотез (впервые выдвинутых в конце XVIII в.), что пьесы Шекспира принадлежат перу совершенно другого человека. За два с лишним века существования этих версий на «роль» автора этих пьес выдвигались самые разные претенденты - от Фрэнсиса Бэкона и Кристофера Марло до пирата Фрэнсиса Дрейка и королевы Елизаветы. Были версии, что под именем Шекспира скрывается целый коллектив авторов. На данный момент насчитывается уже 77 кандидатов на авторство.
СВЕДЕНИЯ ИЗ ЦИКЛА «ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ШЕКСПИРА»
Сонеты Уильяма Шекспира

Сонеты - это ключ, которым Шекспир открыл свое сердце.

Вильям Вордсворт.
Сонеты Шекспира представляют собой вершину лирической поэзии эпохи Возрождения. Такого сложного изображения человеческой души мы не находим ни у одного другого лирика этой эпохи.
История сонета

Сонет возник в Италии в 1-й половине 13 в.. классическую форму получил во Флоренции в конце 13в. (Данте). Широчайшую популярность завоёвывал благодаря Ф. Петрарке (317 сонетов о Лауре)


  • Впервые с сонетом англичане познакомились в XIV веке, а в XVI веке сонет становится полноценным жанром в английской литературе.

  • За одно последнее десятилетие XVI века было опубликовано 3000 сонетов.

  • Английский сонет состоит из трёх четверостиший и заключительного двустишия.


СОНЕТ (итал. sonetto, от итал. sonare – звучать) — лирическое стихотворение, состоящее из 14 стихов, построенных и расположенных в особом порядке. Строгая форма, требующая исполнения многих условий.

Сонет - от провансальского слова “песенка”.

c:\users\user\desktop\неделя рус. и англ. литер\0010-010-struktura-i-osobennosti-jazyka-soneta.jpg

Шекспир написал 154 сонетов, бо́льшая часть написана в 1592—1599 годах. Впервые сонеты Шекспира были напечатаны в 1609 году, очевидно, без ведома автора.
Весь цикл сонетов распадается на отдельные тематические группы:

Сонеты, посвящённые другу: 1—126

Воспевание друга: 1—26

Испытания дружбы: 27—99

Горечь разлуки: 27—32

Первое разочарование в друге: 33—42

Тоска и опасения: 43—55

Растущее отчуждение и меланхолия: 56—75

Соперничество и ревность к другим поэтам: 76—96

«Зима» разлуки: 97—99

Торжество возобновлённой дружбы: 100—126

Сонеты, посвящённые смуглой возлюбленной: 127—152

Заключение — радость и красота любви: 153—154


  1. Чтение и анализ сонет.


Это бесконечно дорогие люди для поэта. Им нет имён: зачем о них знать посторонним?
Итак, кто друг его? - Он молод, знатен, богат и великодушен.
Образ друга связывают с одним из высоких покровителей Шекспира - Генри Ризли, графом Саутгемптоном (это был образованный аристократ, любитель театра). Именно его видят скрытым в инициалах посвящения на титульном листе 1-го издания в 1609г.
“…to Мister W. H.”.
Образ друга - это обобщенный образ.

Первый цикл сонетов воспевает физическую красоту и духовное совершенство юного друга. Шекспир славит в человеке качества, отвергаемые средневековьем: здоровье, физическую красоту, острый ум.
Поэт не скупится на похвалы. Тревожит его одно: как бы эта красота не исчезла, поглощенная временем. Подобно заботливому отцу, он настойчиво убеждает друга продлить свою красоту и самому жить в детях, ибо “одинокий путь подобен смерти”.
Лирический герой восторженно говорит о его красоте, однако напоминает, что время неумолимо, а жизнь быстротечна. И как в природе за весенним цветением непременно наступает грустная осень, так и на смену цветущей юности придет беспомощная старость.
12

Когда часы мне говорят, что свет

Потонет скоро в грозной тьме ночной,

Когда фиалки вянет нежный цвет

И темный локон блещет сединой,
Когда листва несется вдоль дорог,

В полдневный зной хранившая стада,

И нам кивает с погребальных дрог

Седых снопов густая борода, -
Я думаю о красоте твоей,

О том, что ей придется отцвести,

Как всем цветам лесов, лугов, полей,

Где новое готовится расти.

 

Но если смерти серп неумолим,

Оставь потомков, чтобы спорить с ним!
С 17-го сонета всё усиливается мотив, ранее звучащий приглушённо: невозможность существовать без друга.
Прослушивание чтение сонета 25 в записи

25

Кто под звездой счастливою рожден -

Гордится славой, титулом и властью.

А я судьбой скромнее награжден,

И для меня любовь - источник счастья.

 

Под солнцем пышно листья распростер

Наперсник принца, ставленник вельможи.

Но гаснет солнца благосклонный взор,

И золотой подсолнух гаснет тоже.
Военачальник, баловень побед,

В бою последнем терпит пораженье,

И всех его заслуг потерян след.

Его удел - опала и забвенье.

 

Но нет угрозы титулам моим

Пожизненным: любил, люблю, любим.
50

Как тяжко мне, в пути взметая пыль,

Не ожидая дальше ничего,

Отсчитывать уныло, сколько миль

Отъехал я от счастья своего.
Усталый конь, забыв былую прыть,

Едва трусит лениво подо мной, -

Как будто знает: незачем спешить

Тому, кто разлучен с душой родной.
Хозяйских шпор не слушается он

И только ржаньем шлет мне свой укор.

Меня больнее ранит этот стон,

Чем бедного коня - удары шпор.
Я думаю, с тоскою глядя вдаль:

За мною - радость, впереди - печаль.
Жизнь в разлуке с другом сравнивается с долгим путешествием всадника, «усталый конь» которого «едва трусит ... как будто знает: незачем спешить тому, кто разлучен с душой родной».

? - Почему путнику так тяжело преодолевать путь?

? - Какою видится ему дальнейшая жизнь?

? - Как поведение коня помогает понять настроение всадника?

? – Как 3 строфа сонета помогает понять внутреннее состояние героя? К какому приему прибег переводчик, чтобы передать его?

- А впереди их дружбу ждало еще одно испытание - соперничество, любовь к одной женщине. Больно ранит лирического героя известие о том, что любимая изменила ему с другом. Герой переживает разочарование в самых дорогих людях, боль, одиночество...
Прослушивание записи песни на слова сонета 40 в исполнении Ф. Киркорова
Прослушивание записи песни на слова сонета 90 в исполнении А. Пугачевой
Подумайте, удалось ли композитору и исполнителю передать чувства лирического героя?
“Смуглая дама”. Кто она? С 127-го по 156-й сонеты посвящены “Смуглой даме”. Кто это? И снова загадка…
Некоторые шекспироведы, рассматривая стихи поэта как отражение его биографии, пытались отыскать прообраз героини среди реальных людей. Исходя из сонетов, делают вывод, что она была выше Шекспира по социальному положению, была замужем, но непостоянна в своих чувствах. По одной версии, это дочь придворного музыканта итальянца Б.Бассано - Эмилия. По другой – это придворная дама королевы Елизаветы - Мария Фиттон.

Однако не так важно знать ее имяТаким образом, сонеты Шекспира - не повествование о конкретных отношениях, а история любви, вечной и непобедимой.
В своих сонетах Шекспир выступает против давней литературной традиции, согласно которой только белокурые женщины считались прекрасными и только они играли роль героинь в сказках, фаблио и романах. Если дамы, воспетые в сонетах Данте и Петрарка, белокуры, они как божество, почти бестелесны, то возлюбленная Шекспира – брюнетка, земная женщина, из крови и плоти, со своими изъянами и недостатками, но как магнит притягивает к себе.
- Чувство лирического героя искреннее и глубокое, он восхищен своей возлюбленной, но не идеализирует ее, а описывает как обычную, земную женщину. Об этом свидетельствует сонет 130.
Звучит сонет 130 в исполнении БИ-2
Ее глаза на звезды не похожи,

Нельзя уста кораллами назвать,

Не белоснежна плеч открытых кожа,

И черной проволокой вьется прядь.
С дамасской розой, алой или белой,

Нельзя сравнить оттенок этих щек.

А тело пахнет так, как пахнет тело,

Не как фиалки нежный лепесток.
Ты не найдешь в ней совершенных линий,

Особенного света на челе.

Не знаю я, как шествуют богини,

Но милая ступает по земле.
И все ж она уступит тем едва ли,

Кого в сравненьях пышных оболгали.
Аналитическая работа с текстом:

? - Почему автор прибегает к приему отрицания постоянных эпитетов и сравнений?

? - Любит лирический герой, по-вашему, свою избранницу, если говорит о ней так буднично, приземленно?

? - Как в финале сонета выражается чувство героя?

? - Что, на ваш взгляд, делает женщину привлекательной?
Итак, основная мысль сонетов – любовь, дружба, борьба двух чувств после того, как его друг и возлюбленная полюбили друг друга и жестоко огорчили автора. В доказательство своих слов я прочитаю сонет №116.

116

Мешать соединенью двух сердец

Я не намерен. Может ли измена

Любви безмерной положить конец?

Любовь не знает убыли и тлена.
Любовь - над бурей поднятый маяк,

Не меркнущий во мраке и тумане.

Любовь - звезда, которою моряк

Определяет место в океане.
Любовь - не кукла жалкая в руках

У времени, стирающего розы

На пламенных устах и на щеках,

И не страшны ей времени угрозы.
А если я не прав и лжет мой стих,

То нет любви - и нет стихов моих!
Проблемные вопросы:

? - Какую роль, по мнению Шекспира, играет любовь в жизни человека?

? - Почему поэт сравнивает любовь с маяком среди бурного моря, с путеводной звездой?

? – Как утверждается нетленность любви, ее непоколебимость перед неумолимым течением времени?
Сонеты Шекспира – вершина английской лирики эпохи Возрождения. Тем не менее они не равноценны. Некоторые из них продиктованы данью традиции, другие – живым чувством. Среди всех остальных выделяется знаменитый 66-ой сонет. Вашим общим домашним заданием было прочитать сонеты Шекспира. Особое внимание обратить на 66-ой сонет, найти его различные переводы.
(Чтение сонета № 66 в переводе С. Маршака.)
Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж

Достоинство, что просит подаянья,

Над простотой глумящуюся ложь,

Ничтожество в роскошном одеянье,
И совершенству ложный приговор,

И девственность, поруганную грубо,

И неуместной почести позор,

И мощь в плену у немощи беззубой,
И прямоту, что глупостью слывет,

И глупость в маске мудреца, пророка,

И вдохновения зажатый рот,

И праведность на службе у порока.
Все мерзостно, что вижу я вокруг,

Но как тебя покинуть, милый друг!
Слушая этот сонет, задаешься ахматовским вопросом: “Что ныне лежит на весах?”
- Как вы понимаете этот вопрос? Понимать его надо в переносном смысле. (Что сегодня весомее всего, важнее, ценнее в современном обществе? Какие мысли, поступки, дела?)
- Как Шекспир ответил на этот вопрос в 66-ом сонете?
- Не устарели ли проблемы, поднятые в этом сонете?
(Учитель раздает листочки с этим сонетом в переводе Б. Пастернака. Чтение сонета № 66 в переводе Б. Пастернака.)
Измучась всем, я умереть хочу.

Тоска смотреть, как мается бедняк,

И как шутя живется богачу,

И доверять, и попадать впросак,
И наблюдать, как наглость лезет в свет,

И честь девичья катится ко дну,

И знать, что ходу совершенствам нет,

И видеть мощь у немощи в плену,
И вспоминать, что мысли замкнут рот,

И разум сносит глупости хулу,

И прямодушье простотой слывет,

И доброта прислуживает злу.
Измучась всем, не стал бы жить и дня,

Да другу трудно будет без меня.
- Он (т.е. лирический герой) прямо говорит, что хочет умереть. Почему? (Не по личным причинам. От невозможности жить в мире, где царят общественный хаос, произвол: “Измучась всем…”).
- “Измучась всем…”. Но, оказывается, есть причина, заставляющая примириться с постылой жизнью. И как раз личная. Давайте порассуждаем.
Конфликт, с которым мы только что познакомились, общечеловечен, понятен каждому. Всякий в какой-то момент – иногда в ранней юности! – переживает крушение иллюзий, разочарование в любви, в жизни. Хочет умереть – потом решает жить. Скажем, думает: “Все ужасно, я бы немедленно расстался с жизнью, но так люблю наблюдать весной цветение яблонь, слушать пение птиц, встречать рассвет. И если умру, этой возможности лишусь.” Или “Если умру, никогда не искупаюсь больше в любимой Волге. А ее вода так свежа, так ласкова…Нет, уж лучше поживу еще.”
Расстаться с самой ужасной жизнью непросто. 66-ой сонет – гимн человеческому жизнелюбию!
- Чем герой оправдывает свое решение жить?
(С его уходом “другу трудно будет”. Преданность другому живущему – вот подпора его жизнелюбия).
Живите, говорит нам великий учитель, потому что ваша жизнь нужна вашим близким.


  1. Подведение итогов урока.


- Знаете ли вы, кто переводил сонеты?
Сонеты Шекспира переводили Иван Мамуна, Самуил Маршак, Борис Пастернак, Бер, Валерий Брюсов, Гербель, А. Финкель, Гриневская и другие. За переводы сонетов Шекспира Самуил Яковлевич Маршак был удостоен высшей награды своего времени – Сталинской премии.
Сонеты Шекспира часто привлекали внимание художников: к ним написали музыку Д. Шестакович, Д. Кабалевский, Б. Буевский, М. Таривердиев, С. Никитин и другие
Сонеты Шекспира современны, актуальны и сегодня, спустя пять веков. Многие из них положены на музыку.


VII. Оценивание.
• Кого из учеников сегодня можно отметить за хорошую работу на
уроке?
VIII. Домашняя работа.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 8 классе iconУрок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Урок литературы в 8 классе iconУрок литературы в 11 классе. Первый урок в системе уроков «Серебряный век русской поэзии»
Урок литературы в 11 классе. Первый урок в системе уроков «Серебряный век русской поэзии». Рассчитан на 2 часа. Материал урока может...
Урок литературы в 8 классе iconУрок литературы в 7 классе тема: Н. А. Некрасов
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети
Урок литературы в 8 классе iconУрок литературы в 6 классе Вьюшина Ирина Викторовна, учитель литературы,...
...
Урок литературы в 8 классе iconУрок литературы в 4-м классе по развивающей программе "Школа-2100"
Урок литературы в 4-м классе по развивающей программе "Школа-2100" по теме: "Творчество Л. Н. Толстого. Сказка "Два брата" учителя...
Урок литературы в 8 классе iconТематическое планирование курса литературы в 8 классе
Урок Литература как искусство слова. Отличие литературы от других видов искусства
Урок литературы в 8 классе iconУрок литературы в 7 классе моу «Козьмодемьянская сош»
Концептуальная цель преподавания литературы: развитие образного мышления и эмоционально-чувственной сферы
Урок литературы в 8 классе iconУрок литературы в 11 классе по теме «Мотив странничества в лирике...
Данный урок начинает изучение темы «Правописание приставок пре- и при-» в 6 классе по программе М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской,...
Урок литературы в 8 классе iconУрок анализа художественного текста в 5 классе 4 Урок изучения теории...
Учеб метод пособие: Для студ сред пед учеб заведений/Л. В. Борикова, Н. А. Виноградова. М.: Академия, 2000. 124с. Реферат. С. 22-...
Урок литературы в 8 классе iconУрок литературы в 8-м классе по теме
Назначение: для организации воспитательной работы в классе по патриотическому и экологическому воспитанию
Урок литературы в 8 классе iconУрок литературы в 5 классе «Басни И. А. Крылова. Истоки басенного жанра»
Расширить представление учащихся о басне как об одном из старейших жанров литературы
Урок литературы в 8 классе iconУрок литературы и русского языка в 9 классе по теме: «Анализ стихотворения...
Интегрированный урок литературы и русского языка в 9 классе по теме: Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова
Урок литературы в 8 классе iconУрок литературы и истории в 9 классе на тему: «Общественное и нравственное...
Евсеева О. В., учитель русского языка и литературы лицея №24 г. Ельца Липецкой области
Урок литературы в 8 классе iconУрок литературы в 9 классе Тема урока: «Трудно быть «солдатом армии чести»
О. В. Коновалова, учитель русского языка и литературы мбоу сош с. Братовщина Долгоруковского района Липецкой области
Урок литературы в 8 классе iconУрок литературы в 5-м классе по теме «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина»
Обобщить и дополнить знания учащихся, которые 5-классники получили на уроках литературы по творчеству А. С. Пушкина
Урок литературы в 8 классе iconУроки по сольфеджио: Тема урока «Работа в тональности»
Преподаватели Косыгина А. С. (урок в 1 классе), Гольева Т. В. (урок в 3 классе), Первушина Н. М. (урок в 6 классе)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск