№ урока
| Тема урока
| Теория литературы
| Количество часов
| Дата проведения
|
план
| фактич.
|
1
| Введение
Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество
| Литературные роды.
| 1
|
|
|
2
| Из устного народного творчества
Былины
«Святогор и Микула Селянинович»,
| Эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине
| 1
1
2
1
|
|
|
3
| «Илья Муромец и Соловей-разбойник». А.К. Толстой. «Илья Муромец».
|
4-5
| Образы былинных богатырей в произведениях литературы, живописи, музыкального искусства
|
6
| Анализ письменных работ учащихся
|
7
| Русские народные песни
| песенные жанры в фольклоре, многообразие жанра обрядовой поэзии, лироэпическая песня
| 1
1
|
|
|
8
| Песни свадебные, лирические, лиро-эпические
|
9
10
| Из древнерусской литературы
«Повесть временных лет..»
«Повесть о Петре и Февронии Муромских»
| Эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).
| 1
1
|
|
|
11
| Классицизм в русской литературе, искусстве, архитектуре
|
| 1
|
|
|
12
| Краткие сведения о М.В.Ломоносове
| Ода; тема и мотив.
| 1
|
|
|
13
| Из оды «На день восшествия на всероссийский престол Ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747года»
|
| 1
1
1
1
|
|
|
14
| Учение М.В.Ломоносова о «трех штилях».
|
15
| Классное сочинение на тему «Слава науке»
|
16
| Анализ письменных работ учащихся
|
17
18
| Краткие сведения о Г.Р.Державине
«Властителям и судиям»
| лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики
| 1
1
|
|
|
19
| Краткие сведения о Д.И.Фонвизине.
Комедия «Недоросль». Своеобразие драматического произведения
| юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литературное направление (создание первичных представлений); классицизм.
| 1
1
1
|
|
|
20
| Образы комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Основной конфликт комедии, её проблематика
|
21
| Общественно-политические и философские взгляды Правдина и Стародума. Проблема крепостного права и государственной власти в комедии
|
22
| Сочинение по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».
|
| 1
|
|
|
23
| А.С.Пушкин
После лицея. А.С.Пушкин в Санкт-Петербурге
| поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), жанровое образование — дружеское послание
| 1
1
1
1
1
1
1
|
|
|
24
| «К Чаадаеву»
|
25
| «Во глубине сибирских руд…»
|
26
| «Туча»
|
27
| «Песнь о вещем Олеге»
|
28
| «Полтава»
|
29
| Анализ письменных работ учащихся
|
|
|
30
| М.Ю.Лермонтов в воспоминаниях современников
М.Ю.Лермонтов – художник
| жанры лирики; углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произведении; стилизация как литературно-художественный прием; прием контраста; вымысел и верность исторической правде; градация.
| 1
1
1
1
1
|
|
|
31
| «Родина»
|
32
| «Песня про… купца Калашникова». Историческая эпоха в «Песне…». Иван Грозный в изображении М.Ю.Лермонтова
|
33
| Основные мотивы «Песни…»
|
34
| Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни…»
|
35
| Н.В.Гоголь в Санкт-Петербурге
| сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии
| 1
1
1
1
|
|
|
36
| «Шинель». «Внешний» и «внутренний» человек в образе Акакия Акакиевича
|
37
| Акакий Акакиевич и «значительное лицо». Фантастика в повести
|
38
| Анализ письменных работ учащихся
|
39
| Краткие сведения об И.С.Тургеневе. Общая характеристика книги «Записки охотника». Духовный облик рассказчика – героя «Записок охотника»
| портрет и характер, стихотворение в прозе (углубление представлений)
| 1
1
|
|
|
40
| «Хорь и Калиныч». Природный ум, трудолюбие , смекалка героев. Сложные социальные отношения в деревне в изображении И.С.Тургенева.
|
41
| «Певцы». Тема искусства в рассказе. Талант и чувство собственного достоинства крестьян
|
| 1
1
|
|
|
42
| «Нищий». Тематика, художественное богатство стихотворения в прозе
|
43
| Краткие сведения о Н.А.Некрасове. «Вчерашний день, часу в шестом…»
| диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы
| 1
1
1
1
|
|
|
44
| «Размышления у парадного подъезда»
|
45
| «Русские женщины»
|
46
| «Железная дорога»
|
47
| Краткие сведения о М.Е.Салтыкове-Щедрине
| сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатирических сказок; мораль; своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория)
| 1
1
1
1
|
|
|
48
| «Дикий помещик»
|
49
| «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил…»
|
50
| Анализ письменных работ учащихся
|
51
| Л.Н.Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов»
| рассказ, книга рассказов (развитие представлений). рассказ, книга рассказов (развитие представлений)
| 1
1
2
|
|
|
52
| «Севастополь в декабре месяце»
|
53-54
| Сочинение «Образы защитников в рассказе Л.Н.Толстого «Севастополь в декабре месяце»
|
55
| Краткие сведения о Н.С.Лескове
| своеобразие стиля повести. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы
| 1
1
1
|
|
|
56
| «Левша». Сюжетная основа произведения. Особенности языка и жанра. Автор и рассказчик в сказе. Александр I и Николай I в сказе
|
57
| Образ Левши в сказе. Судьба талантливого человека в России
|
58
| Краткие сведения об А.А.Фете
| лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора,бессоюзие)
| 1
1
|
|
|
59
| «Зреет рожь над жаркой нивой…», «Вечер»
|
60
| А.П.Чехов в воспоминаниях современников
| психологический портрет, сюжет (развитие представлений)
| 1
1
1
|
|
|
61
| «Хамелеон»
|
62
| «Смерть чиновника»
|
63-64
| Произведения русских поэтов XIX века о России
|
| 2
|
|
|
65
| Краткие сведения о М.Горьком
| развитие представлений об автобиографической прозе, лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, прием контраста
| 1
1
1
1
|
|
|
66
| «Детство». «Свинцовые мерзости дикой русской жизни»
|
67
| Народная Россия в изображении М.Горького. Гуманистическая направленность повести
|
68
| «Старуха Изергиль», «Легенда о Данко»
|
69
| Краткие сведения об И.А.Бунине. «Догорел апрельский светлый вечер»
| темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте
| 1
1
|
|
|
70
| «Кукушка»
|
71
| Краткие сведения об А.И.Куприне. «Куст сирени»
| рассказ (развитие представлений), диалог в рассказе
| 1
1
|
|
|
72
| «Allez!»
|
73
| Краткие сведения о В.В.Маяковском. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
| автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения)
| 1
|
|
|
74
| Краткие сведения о С.А.Есенине. «Я покинул родимый дом»
| образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис)
| 1
1
|
|
|
75
| «Отговорила роща золотая…»
|
76
| Краткие сведения об И.С.Шмелеве. «Русская песня»
| рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза
| 1
|
|
|
77
| Краткие сведения о М.М.Пришвине
| подтекст, выразительные средства художественной речи, градация
| 1
1
|
|
|
78
| «Москва- река»
|
79
| Краткие сведения о К.Г.Паустовском. «Мещерская сторона». Части повести: «Обыкновенная земля» и «Первое знакомство»
| лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор
| 1
1
|
|
|
80
| «Мещерская сторона». Части повести: «Леса», «Луга», «Бескорыстие»
|
81-82
| Краткие сведения о Н.А.Заболоцком. «Не позволяй душе лениться!»
| выразительно-художественные средства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений)
| 2
|
|
|
83
| Анализ письменных работ учащихся
|
| 1
|
|
|
84
| Краткие сведения об А.Т.Твардовском. «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…»
| композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры)
| 1
1
1
|
|
|
85
| «Василий Теркин». Главы «Переправа», «Два солдата»
|
86
| Конкурс выразительного чтения стихотворений А.Т.Твардовского и фрагментов поэмы «Василий Теркин»
|
87
| Лирика поэтов – участников Великой Отечественной войны
|
| 1
|
|
|
88
| Классное сочинение по теме «Почему актуальны стихи и песни о Великой Отечественной войне»
|
| 1
|
|
|
89-90
| Краткие сведения о Б.Л.Васильеве. «Экспонат №…»
| рассказчик и его роль в повествовании
| 2
|
|
|
91
| Краткие сведения о В.М.Шукшине
| способы создания характера
| 1
1
|
|
|
92
| «Микроскоп»
|
93-94
| Русские поэты XX века о России
|
| 2
|
|
|
95
| Краткие сведения об У.Шекспире. Сонеты
| твердая форма (сонет), строфа (углубление и расширение представлений)
| 1
|
|
|
96
| Краткие сведения о Р. Бёрсне. «Возвращение солдата»
| лироэпическая песня, баллада, аллегория
| 1
1
|
|
|
97
| «Джон Ячменное зернышко»
|
98-99
| Краткие сведения о Р.Стивенсоне. «Остров сокровищ»
| приключенческая литература
| 2
|
|
|
100-101
| Краткие ведения о Мацуо Басё. Хокку
| хокку (хайку)
| 2
|
|
|
102
| Краткие сведения об А.де Сент-Экзюпери. «Планета людей» (глава «Линия»)
| лирическая проза (развитие представлений), правда и вымысел
| 1
|
|
|
103
| Анализ письменных работ учащихся
|
| 1
|
|
|
104
| Краткие сведения об Янке Купале. «Мужик», «Алеся», «А кто там идет?»
|
| 1
|
|
|
105
| Рекомендации для летнего чтения
|
| 1
|
|
|